|
В помощь воспитателю
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПДД
План проведения обучающих занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.
Основные из них:
-умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
-умение различать величину транспорта;
-умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
-знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
-понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
-понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
-умение связно выражать свои мысли.
Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи.
Например, занятие "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:
-ввести в активный словарный запас основных понятий по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));
познакомить с основными видами транспортных средств;
-определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;
-проложить отрабатывать совместно с детьми безопасный маршрут движения;
-разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
-рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
-научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
-обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.
Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска".
Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками
новые педагогические технологии:
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
-интерактивный опрос;
-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
"Дорога в дошкольное учреждение".
"Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
"Предвидение опасности на улицах".
"Виды транспортных средств".
"Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
"Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".
"Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
"Виды и сигналы светофоров".
«Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».
"Дорожные знаки для пешеходов".
"Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей".
По материалам: И.А. Козловской, канд. пед. наук, главного научного сотрудника Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России.
Используемая литература для работы с детьми дошкольного возраста по ПДД:
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
2.Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.
3.Э.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения». М.: 1975г.
4.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора». М., 1989 г.
5.О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
6.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб., 2005г.
7.И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.
8.Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». М., 2005г.
МАСТЕР – КЛАСС
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ: педагогическое просвещение педагогов по данной теме.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, проектор, экран
Столы и стулья для участников
Простые карандаши, указка
Карточки «Безопасность на каждого участника
Платок для завязывания
Мольберты, клеящие карандаши, карточки – (лицо, глаза, носы, волосы, уши)
Буклеты на каждого участника
Адресные альбомы на каждого участника
Ход мероприятия
Вступительная часть
Воспитатель:
Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.
Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.
- Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы родителей.)
Вывод. 1. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.
2. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
3.В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Воспитатель. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или какое положение тела самое безопасное, если вы оказались в заложниках? Вопросов более чем достаточно, поэтому не удивляйтесь, если дети начнут вам рассказывать, что играли в «эвакуацию».
1 ЗАДАНИЕ
Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим. —
1. Где находятся запасные выходы в нашем здании? –
2. Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?
Итак, на что же следует обратить особое внимание при обучении дошкольников безопасному поведению?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»
1. Зачем применяется пример объяснять собственное поведение?
Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
2.Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
3. Какую роль играет положительный пример взрослых?
Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
5. Как вы думает, нужны ли запреты?
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.
2 ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: на левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. Тогда в правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.
Запреты, которые наиболее часто используются родителями Запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей
Не разбрасывать вещи
Не грызть ногти
Не садиться за стол с грязными руками
Не бегать по лестницам и др.
В результате на левой стороне листа останутся только те нормы, выполнения которых следует неукоснительно требовать путем прямых запретов. Такое перераспределение правил при необходимости можно произвести несколько раз — это облегчит отбор запретов, действительно имеющих жизненно важное значение для дошкольников.
В правой части листа окажется перечень нежелательных действий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй после себя беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстрировать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».
Если все же возникают проблемы, постарайтесь самому себе ответить на следующие вопросы.
- Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
- Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить правило?
- Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
- Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам данных правил?
- Не слишком ли много правил и запретов, выполнения которых я требую от ребенка?
6. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом). Вместо того чтобы кричать: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»
7. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
8. Очень полезно, если мама «намертво» пометит одежду ребенка именем и фамилией, а еще лучше, если у ребенка будет безделка с точными данными — адресом места жительства.
9. Как можно раньше учите ребенка называть свое имя, имена родителей, название сада, имена педагогов, домашний адрес. Конечно, важно внушить ребенку, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.
Выводы
• Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
• Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
• Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
• Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
3 ЗАДАНИЕ - ИГРА «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Воспитатель.
А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль первого номера, а кто — второго. Первый номер играет роль слепого, а второй — поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого).
Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.
Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре…)
• Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера...)
• Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь.)
Вывод: Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте. - Какие опасности могут подстерегать ребенка? Что больше всего беспокоит родителя ребенка среднего дошкольного возраста? (Ответы родителей.)
Воспитатель записывает возможные опасности на доске; предлагается материал по нескольким опасным ситуациям.
Воспитатель. Мы определили ряд опасностей, и я предлагаю вам разделиться на группы по количеству опасностей.
РАБОТА В ГРУППАХ
Воспитатель. Ваша задача: обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения ребенка в данной ситуации.(Родители на выбор берут темы по безопасности)
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ
ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ
КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ
РЕБЕНОК ДОМА
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ГРУПП
Представитель от группы предлагает для обсуждения ряд правил. Составляется общий список правил безопасного поведения ребенка дошкольного возраста и в дальнейшем вывешивается на стенд для подробного изучения.
Выводы
•Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.
•Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.
• Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.
•Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.
• Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.
Определяйте границы дозволенного четко и категорически.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ СТРАХИ
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:
•относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
•давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
•помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
•рассказывали о собственных детских страхах;
•давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
•допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
•давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
•реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
РАЗВИТИЕ НАВЫКА БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ С НЕЗНАКОМЦАМИ
ЗАДАНИЕ: родители разбиваются на группы и из готовых моделей (глаза, нос, рот, усы и т.д.) составляют портрет опасного человека
Вывод: опасным может быть человек не только со злым выражением лица, но и с добрым и он более опасен.
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.
1.Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.
2.Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
3.Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
4.Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
5.Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
6.Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
7.Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).
8.Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
9.Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
Обсуждение ситуации «Что надо делать, если дома случился пожар?»
Родители предлагают свои варианты ответов.
Просмотр фильма.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель. Что вам понравилось на собрании? Что нового и полезного вы узнали для себя?
2.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Воспитатель. В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!
И чтобы дети не растерялись в опасных ситуациях, мы Вам предлагаем дома заполнить адресный альбом с необходимыми телефонами
(готовая заготовка – на листе милиционер, пожарный, врач – родители дома вместе с ребёнком впишут номера телефонов)
Вариант решения родительского собрания
1.Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
2. Систематически осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения.
3. Оказать помощь воспитателям в создании в группе «Центра безопасности» (приобретение дидактических игр, пособий, литературы).
4.Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности по теме собрания
Конспект развлечения по правилам дорожного движения по сказке "Волк и семеро козлят на новый лад"
Цели и задачи:
образовательные - закрепление знаний по правилам дорожного
развивающие – расширение кругозора по правилам дорожного движения и обеспечению безопасности жизни;
воспитательные – воспитание культуры поведения на улице
Оборудование: плакат "Светофор", плакаты по ПДД, рисунки детей декорации, костюмы к сказке, CD-магнитофон, CD-диск с записью музыкального сопровождения, звуковая аппаратура.
Используемые технологии:
театральная педагогика;
игровая;
работа в группе.
Форма проведения: театрализованное представление с включением Правил дорожного движения.
Действующие лица и исполнители:
Взрослые: Ведущий, Коза , Светофор
Дети: Козлята, Медведь, Волк, Ворон, Дорожные знаки
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На сцену выходят ведущий и действующие лица.
Ведущий:
Тем, кто правила не знает,
Тем, кто их не соблюдает,
|
|
|