Главная страница

Памятка в помощь воспитателю для работы


Скачать 102.81 Kb.
Название Памятка в помощь воспитателю для работы
Дата 13.03.2016
Размер 102.81 Kb.
Тип Памятка

Памятка в помощь воспитателю для работы

с родителями

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.

Сведения которые должен собрать воспитатель

/Социальный анамнез семьи/

В ходе изу­чения семей выявляются следующие данные:

1.Возраст родителей:

  • а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в ка­рьерном росте, в то время как воспитание ребенка под­час осуществляется стихийно);

  • б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).

2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).

3. Состав семьи - полные, неполные семьи, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).

Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Рекомендуемые методы:

  • Ближе познакомиться с родителями.

  • Установить контакт с помощью верного тона раз­говора, конкретных, точных ответов.

  • Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

  • Выявить формы семейных отношений:

  • Определить микроклимат в семье:

  • а) какой фон семейной жизни преобладает - положитель­ный или отрицательный,

  • б) каковы причины семейных конфликтов,

  • в) причины отрицательных переживаний детей и роди­телей,

  • г) как разрешаются конфликты.

  • Выявить положение матери и отца в семье:

  • а) степень участия в воспитательном процессе,

  • б) степень участия в организации семейной жизни (хо­зяйственно-бытовая деятельность, отдых),

  • в) наличие желания воспитывать ребенка.

    • Определить педагогические возможности семьи:

  • а) наличие или отсутствие системы воспитания (осозна­ние целей, задач и методов воспитания),

  • б)уровень педагогической культуры и потенциальные пе­дагогические возможности родителей,

  • в) знание своего ребенка,

  • г) объективность в оценке его поведения,

  • д) характер влияния родителей на детей,

  • е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,

  • ж) какие методы воспитания родители используют.

    • Чем наполнена жизнь ребенка в семье:

  • а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.,

  • б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,

  • в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,

  • г) опрос детей.


Опросите детей

  • Где работают родители?

  • Кем работают мама, папа?

  • Когда говорим о маме, какие возникают ассоциации? А о папе?

  • Как любит отдыхать мама?

  • Бывает ли у папы свободное время, чем он занимается?


Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на се­годня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория ро­дителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание сле­дует обратить на следующие моменты:

  • - никогда не начинайте разговор с родителями с указания на от­рицательные моменты в поведении их ребенка;

  • - отметьте сначала положительные факты его жизни;

  • - замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслу­шивайте внимательно и терпеливо;

  • - если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

  • - желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;

  • - надо вселять в родителей веру в своего ребенка;

  • - щадите самолюбие родителей;

  • - не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.


«Что значит взаимодействие и сотрудничество?»


  • Установите обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультирования семьи;

  • Найдите возможность встретиться с родителем в спокойной обстановке;

  • Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения;

  • Вначале выслушайте точку зрения родителей: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения;

  • Если есть проблема, сформулируйте её суть, прежде чем обратиться к родителям;

  • Поставьте перед собой и родителями вопрос: что можно сделать в данной ситуации?

  • Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный вариант для обеих сторон;

  • Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;

  • Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.


Определите положение ребенка в семье


  • С какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот.

  • Что родителей интересует, прежде всего, в жизни детского сада: питание, сон, поведение, занятия.

  • Как ребенок встречает своих родителей.

  • Как происходит расставание детей с родителями.

  • Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).

  • Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.

  • Как родители воспринимают успехи детей.


Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, дели­катность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Воспитатель по­буждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка.

выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воз­действия, призывает объединить усилия для выработки единых тре­бований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны спо­ры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотруд­ничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Воспитатель не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруд­нениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецеп­ты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Памятка для воспитателей по организации родительских собраний

  • Заранее оповестить родителей о дате и теме беседы (пригласительный билет, объявление, устное напоминание);

  • организовать работу с теми детьми, которые остаются в это время в д./саду;

  • создать комфортную обстановку для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т.д.);

  • вести живую беседу, избегая чтения написанного;

  • обращать внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива;

  • не следует во время собрания при всех отрицательно высказываться о некоторых детях и их родителях; такой разговор уместно вести без посторонних слушателей и в самой доброжелательной форме. Педагог должен завоевать доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей;

  • если родители обращаются с просьбой рассказать об их ребенке, то целесообразно сначала рассказать родителям о его положительных качествах, а затем уже на этом фоне сообщить о тех сторонах поведения, которые вызывают тревогу, опасения;

  • желательно подготовить к собранию выставку детских работ, предварительно собрав в папку рисунки и аппликации каждого ребенка;

  • в конце собрания объявить о тематике следующего, предложить некоторым родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, посоветоваться, что записать, сфотографировать из жизни детей в д./саду.

  • Групповые родительские собрания оформляются протоколом, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания. Тетрадь протоколов хранится в группе.



Рекомендации для воспитателей по коррекции детско-родительских отношений
Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности:

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание и форму (“мягкая” или “жесткая”) обращения родителей с детьми: употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакция на просьбы ребенка, его шалости, капризы и т.п. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: тон голоса взрослого (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обращать на реакцию детей (их настроение, содержание обращение и др.).

Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может также получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек” и др. При анализе этих работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (См. подробнее интерпретацию рисунков в книге “Общая психодиагностика” под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987).

Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял (а) с собой на представление?

Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?

Ты потерял (а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

После того как педагог установит доверительный контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми – трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточившись на негативных проявлениях. Поэтому демонстрация воспитателем ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности “снять” родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в обращении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.

Памятка родителям

Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.15 Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

• Если ребенок заболел, необходимо до 8.00 позвонить в детский сад и сообщить о его болезни. Это необходимо, чтобы вовремя снять ребенка с питания и не оплачивать дни, пропущенные по болезни!

• Воспитатели готовы пообщаться с Вами утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется!

• Просим Вас не давать ребенку с собой в детский сад, конфеты, чипсы и сухарики.

• Категорически запрещается давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

• Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, давать с собой дорогостоящие игрушки, а также игрушки имитирующие оружие.

• Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.

• Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.

• Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви.

• Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с воспитателями группы, обратитесь к старшему воспитателю или заведующему.
Памятка воспитателю:

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.