Главная страница

«азбука безопасности»


Скачать 0.68 Mb.
Название «азбука безопасности»
страница 1/4
Дата 14.03.2016
Размер 0.68 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей среднего дошкольного возраста

кружок

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Руководитель: воспитатель первой

квалификационной категории:

Николаева Наталия Александровна


п.Руэм

Подвижные как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

Но нет большой заслуги нашей в том,

Что всех своих птенцов

Сберег для жизни отчий дом.

Ведь как их не старайся уберечь

От всех несчастий, бед и хворей –

Усилья тщетны – року не перечь

Но видно прелесть жизни в том

И есть,

Что наперед, судьбы не зная

Пустым и серым будням предпочесть

Волненье, риск и муки мы желаем:

Неторные пути опасностей, надежд

Себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед

И даже смерти преждевременной

Явленье,

Но лишь тогда они проявят

Опасенье,

Коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

Пояснительная записка

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка» представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность, обучение правилам дорожного движения, личная безопасность), об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Цель кружка – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.  

Задачи кружка:

1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2)  раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

По разделу «Дорожная азбука»

  • Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением

  • Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)

  • Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть

  • Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части

  • Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)

  • Знакомить с детской литературой по дорожной тематике

По разделу «Мой дом»

  • Учить называть свой домашний адрес.

  • Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.

  • Знакомить с электроприборами.

  • Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.

  • Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.

  • Знакомить с детской литературой по теме

По разделу «Я и природа»

  • Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.

  • Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.

  • Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды

  • Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.

  • Знакомить с детской литературой о природе

По разделу «Азбука здоровья»

  • Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.

  • Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.

  • Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.

  • Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.

  • Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.

  • Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.

  • Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.

По разделу «Я и другие люди»

  • Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.

  • Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.

  • Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.

  • Знакомить с детской литературой по теме

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива:

Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.

Принципы:

 

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Ресурсное обеспечение:

Информационно – методическое:

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 160 c.

  2. Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова, И.В. Иванова, П.В. Ижевский - М.: Просвещение, 1996. -144 с.

  3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей /Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

  4. Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.

  5. Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.

  6. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2006., - 200 с.

  7. Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.

  8. Нуждина О.Е. Профилактика дорожного травматизма в детском саду // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – 2006 . - № 5. – С. 40 – 44 План – программа по профилактике дорожного травматизма.

  9. Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное носпитание. 1999. № 10. – С. 44-52.

  10. Познаем, общаемся, играем: Методическое пособие /Сост. Н.А.Олюнина / Под научн. ред. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования», 2007. – 192 с.

  11. Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.

  12. http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»

  13. http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками

  14. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.

  15. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.

  16. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Материально - техническое

1.      Музыкальный зал

2.      Физкультурный зал

3.      Уголок ОБЖ

Технические средства

1.Музыкальный центр

2. DVD плеер

 Перспективное планирование занятий кружка

«Азбука безопасности» в средней группе

Месяцы по

неделям

Работа с детьми

тема

Задачи, форма проведения

Сентябрь

1 неделя

мониторинг

Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос

2 неделя

«Мой дом»

Пожароопасные предметы

Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно

2 неделя


Предметы, требующие осторожного обращения

Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения

3 неделя


Использование и хранение опасных предметов

Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.

4 неделя


Пожар

Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара

Октябрь

1 неделя

Как вызвать милицию

Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.

2 неделя


Скорая помощь

Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону.

3 неделя

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями.

4 неделя

Азбука здоровья

Как устроено тело человека

Рассказать, как устроено тело человека.

Ноябрь

1 неделя


Отношение к больному человеку

Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.

2 неделя


Микробы и вирусы

Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах.

3 неделя


Здоровье и болезнь

Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4 неделя


Личная гигиена

Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Декабрь

1неделя


Витамины и здоровый организм

Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

2 неделя


Здоровая пища

Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание.

3неделя


Режим дня

Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.

4неделя


Детские страхи

Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.

Январь

1 неделя


Одежда и здоровье

Рассказать о видах и назначении одежды.

2 неделя

Дорожная азбука

В городском транспорте

Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте

3 неделя


Наши помощники на дороге

Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками.

4 неделя


Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их.

Февраль

1 неделя


Катание на велосипеде, самокате и роликах

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций.

2 неделя


Опасные участки на пешеходной части улицы

Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы.

3неделя


Безопасное поведение на улице

Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал.

4 неделя


К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.

Март

1 неделя


Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь

Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства.

2 неделя

Я и природа


Почему хорошо на свете?

Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы.

3 неделя


Будем беречь и охранять природу

Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле

4 неделя


Съедобные и несъедобные грибы

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду.

Апрель

1 неделя

Съедобные ягоды и ядовитые растения

Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам.

2 неделя


Сбор грибов и ягод

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

3 неделя


Контакты с животными

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным.

4неделя

Я и другие люди


Внешность человека может быть обманчива

Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения.

Май

1 неделя

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.

2 неделя


Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.

Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях.

3 неделя


Ребенок и его старшие приятели

Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие.

4 неделя


Конфликты между детьми

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.




мониторинг

Выявление уровня представлений о безопасном поведении

опрос


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Сентябрь

«Мой дом»

1 занятие.

Тема: Пожароопасные предметы

Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.

Игра: «Закончи предложение».

Цель: расширение знаний о пожароопасных предметах.

Воспитатель: Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой …

Дети: Пожар.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре

У него пожар

В …

Дети: Квартире.

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …

Дети: Утюг.

Воспитатель: Красный отблеск побежал

Кто со спичками …

Дети: Играл.

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над …

Дети: Газом.

Воспитатель: Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома сжег …

Дети: Траву.

Воспитатель: Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые предметы …

Дети: Предметы.

Воспитатель: Помни каждый гражданин:

Этот номер …

Дети: 01.

Воспитатель: Дым увиден – не зевай.

И пожарных …

Дети: вызывай.

Беседа

Обсудить с детьми различные пожароопасные ситуации, которые могут возникнуть в результате шалостей детей во дворе, на улице, дома.

Предложить нарисовать те предметы, которыми нельзя пользоваться в отсутствие взрослых.

2 занятие.

Тема: Предметы, требующие осторожного обращения

Цель: Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения

Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться и что они должны храниться в специально отведенных местах.

Загадки:

Два конца, два кольца,

В середине гвоздик. (ножницы).

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки. (гвоздь).

Я одноухая старуха,

Прыгаю по потолку

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. (иголка).

Скоро ест, мелко жует,

Сама не ест, другим не дает. (пила).

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (ножницы).

Есть у моего Антошки

Только шляпка, да железная ножка. (гвоздь).

Не хочу я молчать -

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (молоток).

Спросить у детей какие предметы они считают опасными. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? Умеют ли ребята пользоваться ими?

Дидактическая игра – «Так и не так».

3 занятие.

Тема: Использование и хранение опасных предметов

Цель: Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.

4 занятие.

Тема: Пожар

Цель: Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара

Беседа. Обсудить опасные ситуации, в которые попали персонажи произведений «Кошкин дом» С. Маршака; «Путаница» - К. Чуковского; «Жил на свете слоненок» - Г. Цыферова. Спросить у детей почему так произошло, как надо было поступить в каждом из случаев.

Загадки: 1. Шипит и злится,

Воды боится. (Огонь).

2. С языком, а не лает

Без зубов, а кусает. (Огонь).

Спросить у детей, что надо сделать, в первую очередь в случае пожара? Научить детей набирать номер «01» и вызывать пожарных.

Заучить с детьми стихотворение Л.Зилберга.

Сам не справишься с пожаром,

Этот пруд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело, чтобы не сгорело.
Октябрь

1 занятие.

Тема: Как вызвать милицию

Цель: Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.

Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01, 02.

Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.

2 занятие.

Тема: Скорая помощь

Цель: Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону.

Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01,03.

Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.

3 занятие.

Тема: Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Цель: Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями. Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

Беседа: Спросить о том, что родители запрещают им делать дома и почему. Вместе с детьми сделать выводы какие предметы опасны и в каких ситуациях.

Загадки:

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете -

Лишь осколки соберете. (стеклянная посуда).

В брюхе жарко у меня,

И в носу моем жара,

Когда все во мне кипит,

То из нома пар валит. (чайник).

Я на кухне главная!

Без меня как ни трудитесь

Без обеда насидитесь. (плита).

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (утюг).

Предложить детям найти на столе картинки с опасными предметами и рассказать, чем опасен тот ли иной предмет.

Беседы об опасных ситуациях.

«Чем опасен кипящий чайник?»;

«Чем опасно открытое окно?»;

«Почему детям нельзя пользоваться электроприборами?»

«Почему нельзя играть со стеклянными предметами?».

А если все-таки кто-то поранился, что надо сделать, если нет дома взрослых? (Вызвать «скорую помощь»).

А если к вам пришел кто-то незнакомый и стал угрожать вам, что надо сделать? (Вызвать милицию).

Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01, 02, 03.

Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.
  1   2   3   4