|
Аппликация «Семья пингвинов» внеурочной деятельности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
Открытое занятие
II год обучения
Тема: Аппликация «Семья пингвинов»
внеурочной деятельности
курса
«Бумажная фантазия»
Подготовила:
учитель начальных классов
Ключарева Раиса Александровна
Кемерово
2015
Конспект занятия аппликации по теме:
«Семья пингвинов»
Тема: «Семья пингвинов».
Цель: Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи:
1. Учить детей вырезать пингвина, используя прием силуэтного вырезывания и знакомые приемы.
2. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве аппликацию пингвина, развивать чувство композиции.
3. Закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда – ножницами (разрезание по прямой, кривой линиям).
3. Развивать творческие способности, глазомер; познавательные процессы; координацию движений и мелкой моторики детских рук.
4. Активизировать творческий подход к выполнению работы.
5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,бережливость, дисциплинированность, культуру труда, эстетический вкус, терпение, усидчивость.
6. Воспитывать желание работать с бумагой; уметь оценивать как свою работу, так работу своих товарищей.
Возрастная категория участников: ученики младших классов.
Тип занятия:
Практический - прикладной
Методы:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (демонстрация образца, шаблоны);
- практические (игра, упражнение, практическое задание).
Назначение: Подарок, украшение дома.
Интеграция: художественное творчество, труд, познание, коммуникация.
Техника изготовления:
- аппликация
Для работы нам понадобиться:
- цветная бумага
- белая и цветная бумага для ксерокса
- ножницы
- простой карандаш
- цветной картон
- клей - карандаш
- шаблоны деталей аппликации.
Хронометраж занятия:
Название этапа
|
Вид деятельности
|
Продолжительность
|
Организационный этап
|
Эмоциональный настрой.
Правила поведения на занятии.
Проверка готовности к занятию.
|
1 минута
3 минуты
1 минута
|
Основной этап
|
Введение в тему.
|
1 минута
|
|
Рассказ о пингвинах.
|
2 минута
|
|
Игра задание.
|
2 минуты
|
|
Демонстрация образца.
|
1 минута
|
|
Теоретический материал (Мастер-класс педагога).
|
2 минуты
|
|
Техника безопасности при работе с ножницами.
|
1 минута
|
|
Практическая деятельность детей.
|
15 минут
|
|
Физ-минутка.
|
1 минута
|
|
Практическая деятельность детей.
|
8 минут
|
Заключительный этап
|
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
|
2 минуты
5 минут
|
Общая продолжительность занятия
|
|
45 минути
|
Ход занятия
Организационный этап.
Эмоциональный настрой воспитанников.
Чтоб работа закипела,
Приготовьтесь-ка за дело,
Будем клеить, мастерить,
Все должно в порядке быть.
Педагог. Добрый день, добрый час ребята! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели. И тихонечко все сели.
Воспитанники. Приветствуют педагога.
Педагог. Сначала мы повторим правила поведения на занятии: (ответы детей)
Каждый работает на своем рабочем месте.
Внимательно слушает объяснение педагога.
Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
На занятии соблюдай тишину, не отвлекай других детей.
Во время работы содержи рабочее место в порядке.
Закончил работу – убери свое рабочее место.
Проверка готовности к занятию.
Педагог. Сейчас проверим готовность к занятию. Я буду называть предметы, которые понадобятся вам для работы, а вы глазами проверяйте их наличие на рабочем столе.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Вводная беседа.
Загадка.
Холод лютый эта птица
В Антарктиде не боится,
Посреди снегов и льдин
В море плавает (пингвин)!
Педагог. Верно. Молодцы! Да, правильно, это пингвин. Посмотрите, какой он важный (показ иллюстрации пингвина).
Педагог. Поговорим о пингвинах. Кто может описать пингвина. Что есть у пингвина; какого цвета голова, спинка, животик, крылья, лапы, клюв? (ответы детей).
Педагог. Пингвины занесены в Красную книгу. Пингвины не летающие, а водоплавающие птицы. В плавании он нисколько не уступает рыбам, которыми и питается. Кажется, что у пингвинов есть крылья, но они не умеют летать. Их крылья выполняют те же движения в воде, что и у птиц в небе. Крылья у них очень похожи на ласты. Пингвин на суше неповоротлив и неуклюж, а в воде он ловкий и сильный. Большую часть жизни они живут не в воде, не на суше, а на льдинах. Льдины – это отличное место для жизни. Никакие хищники не угрожают маленьким пингвинам. Однако тут есть маленькая неприятность. Это сильный холод. Пингвины приспособились к таким условиям, они могут переносить сильные морозы.
Ростом пингвины не выше вас. Все пингвины разные. Их насчитывают 17 видов. Размеры пингвинов колеблются в зависимости от вида: например, Галапагосский имеет длину 40 см, вес 3 кг, занесен в Красную Книгу. Императорский - длина 1.2 м, вес 42 кг.
Родина пингвинов – это Антарктида. Там всегда холодно и все покрыто толстым слоем льда. Снег не тает даже летом. Вокруг Антарктиды Южный океан, который тоже очень холодный.
Тело у пингвинов такое, что отлично подходит для плавания в очень холодной воде и под водой. Голова и ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Плавая под водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы. Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду. Живут пингвины большими семьями – стаями, жмутся друг к другу, чтобы не замерзнут. Могут голодать до 9 недель во время высиживания яйца и выносить холод до -60С. Гнезда они не вьют, так как кругом одни льды, но чтобы пингвиньи яйца не замерзли, папы пингвины держат их на лапках, закрывая от холода складкой жира на животе. Своих детей они воспитывают в детских садах, где есть няня, которая смотрит за детьми, пока родители ловят рыбу.
Пингвины доброжелательны. Могут уживаться в неописуемой тесноте гнездовых колоний, но с врагами они беспощадны, не боятся даже людей, которые вторгаются в недозволенные границы их поселений, бьют их крыльями и изгоняют со своей территории.
Своеобразный цвет оперения – белая манишка и черный фрак, делает их похожими на нас. Отсюда и большое чувство симпатии и интереса к ним.
2.Игра-задание. Предложено изобразить пингвинов с пингвинятами, наблюдающих за полетом самолета (Любопытные пингвины).
Педагог. Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!
Педагог. Сегодня я научу вас вырезать из бумаги не просто пингвина, а семью пингвинов. Пингвины летать не умеют, бедняги. Сегодня мы сделаем их из бумаги. Демонстрация образца.
Педагог. Давайте рассмотрим образец. Из каких деталей он состоит? Правильно туловище, глаза, клюв, ласты, лапки, северное сияние.
Под навесом синей льдины, выбрав уголок, жили-были три пингвина Пик, Пак и Пок.
Правила работы с ножницами.
Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
Следи, чтобы пальцы левой руки не поранить.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
При работе не держи ножницы кольцами вверх.
Не оставляй их в раскрытом виде.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
3. Теоретический материал (Мастер-класс педагога).
- Обводим карандашом шаблон по контуру.
- С помощью шаблонов готовим и вырезаем детали.
- Вырезаем все дополнительные детали галстук «бабочку» для папы, цветы-веночек для мамы.
- Приклеиваем белую грудку, глазки.
- Клюв и лапки вырезаем из красной бумаги треугольной и полукруглой формы.
- Раскладываем детали на листе, и поэтапно наклеиваем их друг на друга.
- Пингвин готов
- Декорируем картинку. Дополняем работу северным сиянием.
-По желанию пингвину можно дать рыбку, или цветочек, или конфетку
Примечание:
По желанию пингвину можно дать рыбку, или цветочек, или конфетку
III. Практическая деятельность детей.
Дети выполняют все действия, показанные педагогом самостоятельно. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.
Во время выполнения творческого задания оказывается индивидуальная помощь воспитанникам, испытывающим затруднения в выполнении задания. В процессе деятельности детей педагог поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. После самостоятельной работы дети рассматривают работы.
Физминутка «Пингвины»
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу).
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов занятия.
Педагог. Работа закончена. Посмотрите, какие разные получились
пингвины. Молодцы, все работы, получились очень интересными. Ребята, понравилось вам выполнять работу в технике аппликация? (ответы детей).
Педагог. Предлагает детям закрепить пройденный материал:
Пингвины дружно прыгают в воду,
Пингвины никогда не летают,
Пингвины в море страха не знают,
Пингвины — в море быстро плывут,
Пингвины — стаей дружно живут.
Пингвины фраки черные носят,
Пингвины лучшей жизни не просят,
Пингвины любят снежные льдины.
- Где живут пингвины? (В Антарктиде – это Южный полюс)
- Когда весна в Антарктиде? (Это ноябрь) А вот лето в конце ноября и в январе.
- Что происходит весной? (Пингвины возвращаются домой, делают гнезда и выращивают птенцов)
- Кто высиживает яйца? (Папы - пингвины)
- Есть ли враги у пингвинов? (Чайки поморники на суше, а воде касатки и морские леопарды.
- А друзья? (Голубой кит, морской слон).
Рефлексия. Самооценка обучающимися собственной деятельности. Оценка результата деятельности. Воспитанники сами оценивают свои работ.
-Давайте подведем итог и обсудим нашу деятельность.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Давайте рассмотрим ваши работы. Обсудим; трудно вам было выполнять задание?
- Какого цвета ваш пингвин?
- Из каких фигур он состоит?
- Какого размера у вас получились пингвины?
- Найдите самого большого пингвина; самого маленького. Есть ли в стае пингвин мама и папа и их дети? есть ли грустный пингвин на льдине; или смешной?
- Сможете ли самостоятельно выполнить эту аппликацию, либо научить другого.
-Было ли вам интересно работать с этим материалом?
-Понравилось ли вам?
(По окончании занятия дети рассказывают о том, что и как они выполняли. Попросить детей выбрать самую красивую, по их мнению, работу и рассказать, чем она понравилась.)
Педагог. Занятие подошло к концу, все молодцы. Теперь прибираем свои рабочие места.
V. Уборка рабочих мест.
Каждый воспитанник убирает свое рабочее место, дежурные наводят порядок в кабинете.
Педагог. Ребята, я желаю вам творческих успехов в дальнейшей деятельности. Всем спасибо, все свободны.
МОЛОДЦЫ.
Список использованной литературы:
1 Физкультминутка «Пингвинята» В. Утробина
2. Стихи про пингвинов - Малышкин сундучок...
Портал где живут пингвины - Стихи о пингвинах
3. Геннадий Снегирёв. О пингвинах
4. Бейчек В., Штясны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Лабиринт-пресс, 2004.
Интересные факты из жизни пингвинов
Пингвины.
Пингвины (лат. spheniscclassae) - семейство нелетающих морских птиц, единственное в отряде пингвинообразных. Всего восемнадцать видов входят в отряд пингвинообразных. Все представители этого семейства хорошо плавают и ныряют. Пингвины имеют древнее происхождение. Область их обитания ограничена Южным полушарием. Большинство видов пингвинов живут между 45° и 60° южной широты. Антарктика и близлежащие острова - вот место, где обитает наибольшее количество этих птиц.
Окраска всех особей почти однообразная: спина - темная, грудь и живот - белые. Хохолки или цветные перья у некоторых пингвинов дополняют их основной наряд. Средняя длина тела пингвина колеблется между 60 и 70 сантиметрами, а вес - между 5 и 6 килограммами. Правда, встречаются и более крупные виды.
Добрую половину или даже три четвертых жизни они проводят в воде (чему способствует и строение, и форма их тела). Питаются эти удивительные птицы кальмарами, рыбой, некрупными морскими беспозвоночными. Этот корм дает возможность накапливать жировые запасы, которые пингвины расходуют в период насиживания кладки или линьки (в это время они не питаются).
Слово "пингвин" было придумано гораздо раньше, чем открыты сами птицы. Европейцы этим "именем" называли жившую на берегах Северной Атлантики бескрылую гагарку. После открытия истинных пингвинов возникла путаница. И даже сейчас слово английского языка "penguin" обозначает и пингвинов, и тех самых бескрылых гагарок.
Впервые увидев пингвинов, европейцы приняли их за гусей. Это были моряки из команды Васко да Гамы. Повстречав необычную птицу, подумали, что это особая разновидность гусей.
Пингвины - символ Антарктики. Это так, но всего пять видов пингвинов приспособились к обитанию в таких суровых для жизни условиях. Следует помнить, что аборигенами - коренными жителями Антарктиды - являются только императорские пингвины, которые проводят в этих краях всю свою жизнь. Другие же пингвины с наступлением осени покидают Антарктику.
Пингвины имеют совершенно особое строение тела, отличное от других птиц. Форма их тела обтекаема (что способствует легкому передвижению по воде). Грудина пингвина имеет киль, который служит опорой для мощной мускулатуры. Это необходимо пингвинам для ныряний. У всех остальных нелетающих птиц киль отсутствует. У пингвинов плотные кости (в отличие от других птиц, имеющих трубчатые кости, которые облегчают им полет).
Пингвины живут колониями. Эти поселения огромны, количество птиц в них может достигать нескольких миллионов. Место для гнезда выбирают в соответствии с возможными опасностями: гнезда делаются в укрытиях, если есть возможность нападения наземных хищников. На островах пингвины гнездятся открыто. Как полагают ученые, пингвины - самые социальные из всех птиц. Однако, в каждом правиле обязательно найдется исключение. Так и в этом случае. Например, великолепные пингвины предпочитают жить парами, в колонии же вступают очень и очень редко.
Императорский пингвин - самый крупный. Абсолютно верно. Его рост более одного метра, а вес достигает 45 кг (в основном за счет жировых запасов).
Самый маленький пингвин весит всего один килограмм. Речь идет о пингвине малом. В принципе и само название говорит за себя. Масса их тела может быть от одного до двух с половиной килограмм. Длина тела - 30-40 сантиметров. Заселяют они преимущественно южные берега Австралии, а также на северном и южном островах Новой Зеландии.
Птенец императорского пингвина вылупляется зимой. Это удивительно, но, живя в суровых условиях, императорские пингвины и размножаются-то зимой, когда остальные птицы перебираются из этих мест в более теплые. Самка откладывает всего одно яйцо, которое самец прячет от холода в брюшной складке. Самец остается в колонии, а самка отправляется на кормежку в море. Когда в середине зимы на свет появляется птенец, то вернувшаяся самка кормит его запасенной в желудке полупереваренной пищей. Самец, который к этому времени теряет более половины веса, передает птенца матери и сам отправляется в море, где проводит полтора месяца. Следует заметить, что птенец вылупляется из яйца голыми и затем в течение нескольких недель обрастает перьями.
Пингвины большую часть жизни проводят в воде. Около 75% времени пингвины посвящают именно водной среде. Они настолько к ней приспособились, что их крылья напоминают ласты морских млекопитающих, а почти все перья сравнимы с чешуйками.
Пингвины хорошо плавают. И не просто хорошо, а отлично! Они могут развивать скорость до 40 километров в час.
Самый быстрый способ передвижения - это "плавание дельфином". Суть этого "способа" состоит в следующем: пингвины, то ныряют, то выскакивают из воды, то есть их поведение напоминает поведение дельфина. Для чего именно они так делают, пока не ясно: то ли для быстроты, то ли для уменьшения сопротивления, а может быть для того, чтобы обмануть своих естественных врагов.
Пингвины хорошо ныряют. Удельный вес их тела за счет тяжелых костей и отсутствия подкожных воздушных мешков позволяет пингвинам погружаться в воду на глубину более двухсот метров. А например, императорские пингвины способны нырять на глубину в полтора километра! Правда, выяснить, что они там делают, пока не удалось.
На суше пингвины держат тело вертикально. У них короткие и толстые ноги, которые к тому же отнесены назад (т. е. расположены позади центра тяжести). При движении пингвины также опираются на хвост. Ходить они могут только в вертикальном положении и мелкими шажками. Если же возникает необходимость более быстрого движения, то они скользят на брюхе, отталкиваясь от снежного покрова ногами и крыльями.
У пингвинов отсутствует обоняние. Отсутствует или очень слабое, как, впрочем, и у всех птиц.
Глаза пингвинов отлично приспособлены к условиям жизни в водной среде. Они имеют плоскую роговицу глаз, поэтому вне воды пингвины несколько близоруки. Сократительная способность и растяжимость зрачка пингвинов помогает им на глубине до ста метров быстро приспособиться к изменяющимся условиям освещённости воды.
Пингвины чувствительны к загрязнению вод. Это неудивительно, особенно если речь идет о нефтяном загрязнении. Она (нефть) забивает этим птицам перья и попадает в их желудок. Водоотталкивающие свойства оперения при этом утрачиваются, и пингвинов совершенно истощенных может выбросить на берег
Работы детей:
|
|
|