|
«Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Конспект открытого урока
по литературе в 8в классе
20 ноября 2013-2014 уч.год.
Учитель: Полянская Ирина Вадимовна.
Тема урока: «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цели урока: 1.Показать противоречивость образа
Пугачева в повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
2. Сформировать у учащихся
собственное мнение.
Задачи урока:
Учить работать с текстом для составления характеристики героя.
Учить рассуждению с подбором доказательств.
-
Учить связной речи и правильной формулировке ответов, выводов.
Развивать навыки выразительного чтения.
Подготовить к написанию сочинения.
Примечание.
Домашнее задание к уроку о Пугачеве:
1я встреча -2гл. , 2я встреча- 7-8 гл. Сравнить описание внешности (портрет).
Перечитать сцену военного совета-10гл.
3я встреча 11гл. Перечитать разговор Хлопуши и Белобородова. Пересказать калмыцкую сказку. (Можно дать индивидуальное задание).
13 гл. Конец бунта. Перечитать.
14гл.,эпилог. 4я встреча.Перечитать.
Урок проводится с использованием презентации.
Ход урока.
1.Объявление темы урока.
Слайд №2. ---Записываем тему в тетрадь.
Слайд №3. Образ Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы воспевали как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали «мазать» одной чёрной краской.
Слайд №4.
Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачева и пугачевского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.С. Пушкина в 19 веке, С.А.Есенина в 20 веке.
Слайд №5
-Что такое манифест? ( См. толковый словарь)
В своем манифесте вождь народного восстания писал: «Монаршее, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость по отношению к тем, кто не повинуется воле государя.»
–Запишите в центре страницы «Пугачев» и добавьте по сторонам ассоциации, которые возникают с его именем. Какие характеристики записали? ( Открыть на слайде после ответов детей.)
Мы помним, что А.С.Пушкин, работая над повестью «Капитанская дочка» собирал воспоминания людей, которые видели и общались с Пугачевым. Давайте сегодня попробуем разобраться, каким же представил его образ автор на страницах своей повести.
2. Работа по домашнему заданию с использованием фрагментов текста.
- Чьими глазами мы увидим Пугачева в повести?
-Сколько встреч было у Гринева с Пугачевым?
Слайд №6,7. 1я встреча. 2 глава. Буран. Постоялый двор.
-Расскажите о первой встрече. При каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?
-Найдите портретное описание Пугачева. Каким его описывает рассказчик?
-Что можете сказать о речи Пугачева? (Почтительная к барину, по- простому с Савельичем, загадками с трактирщиком).
Перескажите сон Гринева в пути.
-Чем интересна и значима эта встреча?
1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.
2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).
3.Тулуп, подаренный как благодарность за услугу, сыграет важную роль в судьбе Гринева.
4. Вещий сон.
-Звучит ли имя Пугачева во время этой встречи?
Слайд №8. ВЫВОД В ТЕТРАДЬ.
Глава 2. «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, еще «не играющего роль в истории». Гринев поражен его загадочной силой.
Слайд 9,10.
Пугачевцы не шайка, а «конные толпы».Поведение Пугачева говорит о его смелости и мужестве.
Найдите эпиграфы к гл. 10 (образ орла), 11 (образ льва).
Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачева как удалого, гордого и смелого вождя.
Слайд 11. 2я встреча. 7-8 гл. Взятие Белогорской крепости.
Чтение фрагментов текста.
-Каким видим Пугачева? Сравните описание внешности .
-Как он обращался с пленными?
-Какие интонации слышим в словах, обращенных к Гриневу? ВЫВОД ВТЕТРАДЬ. Пугачев вершит «суд и расправу», ведёт себя как государь, но щадит Гринева. Значит, осталось в душе злодея что-то человеческое.
Слайд 12. Глава «Незваный гость».
-Какие отношения между Пугачевым и его соратниками, приближенными?
-Как он с ними общался? Как они к нему относились? (ср. 10гл. военный совет).
-Найдите описание Пугачева из уст казака. Что оно дополняет к его образу?
Пушкин демонстрирует народное, казачье, фольклорное представление о царе. Государь должен быть намного сильнее и выносливее всех ,должен бесспорно обнаруживать свое чисто физическое превосходство над окружающими, и на поле боя, и в повседневной жизни. Согласно легендарной традиции, именно по «царским знакам» происходило окончательное узнавание царя.
-Какова роль народной песни, включенной в повествование? ВЫВОД В ТЕТРАДЬ. Пушкин изображает не сборище убийц и насильников, а молодые и красивые лица. Люди просты в обращении, смелы и решительны.
Слайд13. Разговор Пугачева с Гриневым.
Беседа по вопросам на слайде.
Слайд 14. 3я встреча. Глава 11. «Мятежная слобода».
Признание Гринева.
Споры Белобородова и Хлопуши.
- Как Пугачев отнесся к судьбе бедной девушки?
-Почему помогает устроить счастье главных героев?
Значение калмыцкой сказки.
13 глава. Конец бунта. Чтение эпизодов.(Русский бунт, бессмысленный и беспощадный).
Слайд 15. 4я встреча. Казнь Пугачева.
3.Итоговый вывод урока.
Итак, мы проследили по повести образ Пугачева. Каким его представляет автор? Можно ли однозначно оценить роль этого человека в жизни Гринева? А в истории России?
Слайд16. Высказывание историка. Слайд 17. Вывод по повести А.С.Пушкина.
4. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему «Противоречивость образа Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
|
|
|