Главная страница

«Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Скачать 40.7 Kb.
Название «Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дата 12.02.2016
Размер 40.7 Kb.
Тип Урок

Конспект открытого урока

по литературе в 8в классе

20 ноября 2013-2014 уч.год.

Учитель: Полянская Ирина Вадимовна.

Тема урока: «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели урока: 1.Показать противоречивость образа

Пугачева в повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

2. Сформировать у учащихся

собственное мнение.

Задачи урока:

  1. Учить работать с текстом для составления характеристики героя.

  2. Учить рассуждению с подбором доказательств.

  3. Учить связной речи и правильной формулировке ответов, выводов.

  4. Развивать навыки выразительного чтения.

  5. Подготовить к написанию сочинения.

Примечание.

Домашнее задание к уроку о Пугачеве:

  1. 1я встреча -2гл. , 2я встреча- 7-8 гл. Сравнить описание внешности (портрет).

  2. Перечитать сцену военного совета-10гл.

  3. 3я встреча 11гл. Перечитать разговор Хлопуши и Белобородова. Пересказать калмыцкую сказку. (Можно дать индивидуальное задание).

  4. 13 гл. Конец бунта. Перечитать.

  5. 14гл.,эпилог. 4я встреча.Перечитать.

Урок проводится с использованием презентации.

Ход урока.

1.Объявление темы урока.

Слайд №2. ---Записываем тему в тетрадь.

Слайд №3. Образ Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы воспевали как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали «мазать» одной чёрной краской.

Слайд №4.

Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачева и пугачевского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.С. Пушкина в 19 веке, С.А.Есенина в 20 веке.

Слайд №5

  1. -Что такое манифест? ( См. толковый словарь)

В своем манифесте вождь народного восстания писал: «Монаршее, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость по отношению к тем, кто не повинуется воле государя.»

  1. –Запишите в центре страницы «Пугачев» и добавьте по сторонам ассоциации, которые возникают с его именем. Какие характеристики записали? ( Открыть на слайде после ответов детей.)

Мы помним, что А.С.Пушкин, работая над повестью «Капитанская дочка» собирал воспоминания людей, которые видели и общались с Пугачевым. Давайте сегодня попробуем разобраться, каким же представил его образ автор на страницах своей повести.

2. Работа по домашнему заданию с использованием фрагментов текста.

- Чьими глазами мы увидим Пугачева в повести?

-Сколько встреч было у Гринева с Пугачевым?

Слайд №6,7. 1я встреча. 2 глава. Буран. Постоялый двор.

-Расскажите о первой встрече. При каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?

-Найдите портретное описание Пугачева. Каким его описывает рассказчик?

-Что можете сказать о речи Пугачева? (Почтительная к барину, по- простому с Савельичем, загадками с трактирщиком).

Перескажите сон Гринева в пути.

-Чем интересна и значима эта встреча?

1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.

2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).

3.Тулуп, подаренный как благодарность за услугу, сыграет важную роль в судьбе Гринева.

4. Вещий сон.

-Звучит ли имя Пугачева во время этой встречи?

Слайд №8. ВЫВОД В ТЕТРАДЬ.

Глава 2. «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, еще «не играющего роль в истории». Гринев поражен его загадочной силой.

Слайд 9,10.

Пугачевцы не шайка, а «конные толпы».Поведение Пугачева говорит о его смелости и мужестве.

Найдите эпиграфы к гл. 10 (образ орла), 11 (образ льва).

Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачева как удалого, гордого и смелого вождя.

Слайд 11. 2я встреча. 7-8 гл. Взятие Белогорской крепости.

Чтение фрагментов текста.

-Каким видим Пугачева? Сравните описание внешности .

-Как он обращался с пленными?

-Какие интонации слышим в словах, обращенных к Гриневу? ВЫВОД ВТЕТРАДЬ. Пугачев вершит «суд и расправу», ведёт себя как государь, но щадит Гринева. Значит, осталось в душе злодея что-то человеческое.

Слайд 12. Глава «Незваный гость».

-Какие отношения между Пугачевым и его соратниками, приближенными?

-Как он с ними общался? Как они к нему относились? (ср. 10гл. военный совет).

-Найдите описание Пугачева из уст казака. Что оно дополняет к его образу?

Пушкин демонстрирует народное, казачье, фольклорное представление о царе. Государь должен быть намного сильнее и выносливее всех ,должен бесспорно обнаруживать свое чисто физическое превосходство над окружающими, и на поле боя, и в повседневной жизни. Согласно легендарной традиции, именно по «царским знакам» происходило окончательное узнавание царя.

-Какова роль народной песни, включенной в повествование? ВЫВОД В ТЕТРАДЬ. Пушкин изображает не сборище убийц и насильников, а молодые и красивые лица. Люди просты в обращении, смелы и решительны.

Слайд13. Разговор Пугачева с Гриневым.

Беседа по вопросам на слайде.

Слайд 14. 3я встреча. Глава 11. «Мятежная слобода».

  1. Признание Гринева.

  2. Споры Белобородова и Хлопуши.

- Как Пугачев отнесся к судьбе бедной девушки?

-Почему помогает устроить счастье главных героев?

  1. Значение калмыцкой сказки.

13 глава. Конец бунта. Чтение эпизодов.(Русский бунт, бессмысленный и беспощадный).

Слайд 15. 4я встреча. Казнь Пугачева.



3.Итоговый вывод урока.

Итак, мы проследили по повести образ Пугачева. Каким его представляет автор? Можно ли однозначно оценить роль этого человека в жизни Гринева? А в истории России?

Слайд16. Высказывание историка. Слайд 17. Вывод по повести А.С.Пушкина.

4. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Противоречивость образа Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».