Главная страница

Средняя группа №1 «Лодочка и пароход» Цель


Скачать 204.63 Kb.
Название Средняя группа №1 «Лодочка и пароход» Цель
Дата 14.03.2016
Размер 204.63 Kb.
Тип Документы

Средняя группа

1 «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Оборудование: Бумажная лодочка, длинною 4см, тазик с водой. Организация: Воспитатель делит детей на две группы: лодочка и пароход. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух»; когда корабль, то слышно: «Тшух, тшух» по сигналу плывут пароходу(дети повторяют звукосочетание). По сигналу «плывут лодочка», первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетание «шух-шух»; по сигналу «плывут пароходы», упражнение выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролям и игра повторяется.

2 «Чья бабочка дальше полетит»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Оборудование: Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4на 4 см) на нитке длинной в 8 -10 см. (леска натянута на уровне рта ребенка). Организация: Вызывается трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Конькобежцы и лыжники» Организация: Воспитатель. Мы будем конькобежцами – будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух» (дети имитируют, что едут на коньках, скользя ногами по полу, и произносят звукосочетание). – Теперь мы будем лыжниками – будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, Ши-их, Ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и произносят звукосочетание). Затем дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу: «Едут лыжники» действия выполняет вторая группа. Затем меняются ролями, и игра продолжается.

3 «Поезд»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Мишка, зайка (игрушка). Организация: Мы поедем в гости к Мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы – вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», а поезд гудит: «У-у-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул на котором сидит мишка), он останавливается: «Уу-ух –ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику… Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»… «Порычите: «ХРП-хрп-хрп»… «Ешьте мед – слизывайте с лапы… оближите губы.. зубы круговым движением» (Дети выполняют задания).

Затем задания дает детям зайка: «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта) Я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-ух, у-у-у-ух» (дети повторяют).

4 «Надуем мяч»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Оборудование: Мяч. Организация: Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг – это мяч. Мяч плохо надут, давайте его надуем: «Пф-ф, пФ-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят звукосочетания). Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова надуем: «Пф-ф»…Опять лопнул… Игра повторяется и с тем и с другим звукосочетанием еще раз. Мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу. В игру должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.

5 «Падают листья»

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Организация: Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст. Утром мы во двор идем - (дети идут по кругу) Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик». (Переступают с ноги на ногу.) И летят ….летят…летят. (Поднимают руки вверх . медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Упр. «Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».

Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую После этого они меняются местами.

6 «Оркестр»

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат детей. Оборудование: На каждого ребенка и воспитателя по большому и маленькому кружку; искусственный или живой цветок. Организация: Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах. Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану: «Там-там-татам»; По маленькому – «Тям-тям-тятям». (Дети повторяют звукосочетания 2-3 раза). - Играем на больших барабанах ( показывает на большой кружок; дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку.) - Играем на маленьких барабанах(показывает на маленький кружок; дети понимают свои кружки и поют другую песенку.) Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, а дети, поднимая их, поют нужные песенки. Упр. «Понюхай цветок» Артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Посмотрите. Как я его нюхаю ( вдох через нос, на выходе без напряжения в голосе сказать: «Ах-х-х-». Когда все понюхают цветок воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок.»

7 «Оркестр – пианино»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух и голосовой аппарат детей.

Оборудование: На каждого ребенка и воспитателя по белой и черной полоске (1.5 на 4см).

Организация: Воспитатель. Это пианино (выставляет белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Лала-лалала» (последние три слога произносятся слитно). Я буду дирижером. Играющим раздаются полоски. Воспитатель без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с воспитателем: 3 раза – медленно, 3 раза – по быстрее. Воспитатель хвалит детей и аплодирует им. Упр. «Тренировка»

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. Встаньте парами друг против друга, протяните руки, сжимайте пальцы в кулачок и говорите: «Ух-ах» (упр. повторяется 6-7 раз). Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» - и перебросит мяч другому ребенку; другой, поймав, скажет: «ать» - и тоже перебросит мяч. (Дети повторяют звукосочетания). В зависимости от количества мячей в группе играю сразу все дети или по очереди: перебрасывают мяч по 4 -5 раз.

8 «Оркестр »

Упр. «тренировка»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Игрушки: кукла, мишка.

Организация: Воспитатель. Сегодня вы опять станните артистами и будете играть на дудочке: «ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетания 2-3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас во рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Пууу» (повтор. 5-6 раз).

Игра «Оркестр»

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я поднимаю куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты – весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия(9-12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

9 «Поезд и птичка»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.

Организация. Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «т-т-т- ттт». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилось ласковая песенка: «ть-ть-ть-тьть» (дети повторяют звукосочетание по 2 раза). И так, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (дети произносят нужные звукосочетания). Упр. повтор. по 3 раза, затем дети меняются ролями, игра повторяется. Воспитатель. В это время мама с дочкой пришла на речку около леса полоскать белье. Они услышали песенки поезда и птички. Девочка говорит маме: «какая нежная, ласковая песенка у птички, а у поезда грубая, сердитая». Мама с ней согласилась. Они начали полоскать белье (Показ), и стала слышно: «шух-шух-шух» (дети имитируют полоскание и повторяют звукосочетание 6 -7 раз).

10 «Высоко - низко»

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Картинка с изображением индюка. Организация: Воспитатель. Мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки ). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «вьют-вьют»; когда я опущу их, будем петь: «фьют – фьют -фьют». (игра повтор. 5-6 раз с разными звукосочетаниями). Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, и дети бегут к воспитателю). Улетела птица (возвращаются на свои места). Игра повтор.

Упр. «Индюк дразнится» Воспитатель. Посмотрите (показывает картинку), это домашняя птица - индюк. Когда он ходит, то высовывает язык: «бл-бл-бл». Как будто дразнится (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). – Однажды кот увидел индюка. Подумал, что тот его дразнит, и зашипел на него: «шш-шш-шш» (дети произносят это звукосочетание все громче и громче 4-5 раз). Дети делятся на группы - коты и индюки. Они встают друг против друга и выполняют игровые действия 3 раза. Затем меняются ролями, и ирга повторяется.

11 «Карнавал»

Цель: Развивать речевое внимание, речевой слух. Оборудование: картинка с изображением кошки, котенка, щенка, гуся, гусенка, лягушки, жеребенка, коровы, теленка; танцевальная музыка (в записи).

Организация: Воспитатель. Сегодня карнавал птиц и животных. Они придут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздаются картинки с изображениями птиц и животных, их детенышей). Я буду объявлять, кто идет: кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть. Собака со щенком….(по очереди называются все персонажи). Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встали в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню). Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (вызываются 2-3 желающих). Карнавал окончен; поклонитесь. (показ) и попрощайтесь – спойте каждый свою песенку.

12 «Назови игрушку»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат и дикцию ребенка. Оборудование: Мяч. Организация: Воспитатель. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол и громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу. – Я буду первая: «Буратино» (воспитатель произносит слово и одновременно ударяет мячиком об пол, ловит его и передает ребенку). В игре принимают участие все дети.

Упр. «Болтушка»

Воспитатель. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: Пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показ). Язык должен дотрагиваться до губ. После 8 движений детям дается короткий отдых, и упр. повторяется.

13 « Назови животное»

Цель: Развивать фонематический слух и речевое внимание и дикцию детей.

Оборудование: большой и маленький желтые круги; мяч. Организация: Воспитатель. Будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное, или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол и произносит слово, ловит и передает мяч ребенку. (В игре должны принять участие все дети)

Игра «Разговор синичек»

Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали – пели свои песенки. Большая синичка ( показ большого круга пела: «Зинь –зинь- зинь», а маленькая (показ маленького кружка) пела: «Синь-синь-синь» (дети повторяют звукосочетание по 2 раза). Вызывает двух детей, одному дает большой, другому - маленький кружок (большая и маленькая синичка). Дети встают друг против друга и по очереди поют соответствующие песенки (по 2 раза), затем меняются ролями и снова поют песенки. В игре должны участвовать все дети.

14 «Ветер и волны»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: по одной бумажной салфетке на каждого ребенка. Организация: Воспитатель. Когда дует сильный ветер: «шш-шш-шш» (дети вместе с воспитателем повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону), то волны на речке большие: «шшш-шшш-шшш» (дети вместе с воспитателем произносят звуки, резко раскачивают одной рукой перед собой от плеча до плеча – полукруглым движением), когда дует слабый ветерок – «ш-ш-ш» (дети вместе с воспитателем тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону), волны на реке маленькие: «сь-сь-сь» (дети и воспитатель произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой). Оба упражнения дети выполняют по 2 раза.

Упр. «Большие и маленькие волны»

Воспитатель. Наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно; дети проводят пр нижней губе 5-6 раз).Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе и дети делают тоже 5-6 раз. Упр. повторяют после короткого отдыха. При выполнении упр. детям дают бумажные салфетки для губ.

15 «Пляшут наши ножки»

Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Упр. «Послушный язычок» Организация: Воспитатель. Мы умеем давать задания языку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упр.). Он может стать узким: уколите пальчик (показ), умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия). Наш язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующие действие). Мы научили его дразнить котенка (упр. «Индюк дразнится»). Все действия выполняются не в быстром темпе; нужно добиваться путем неоднократного показа четкости выполнения. Повтор. 2-3 раза, по ходу рассказа. Воспитатель. Вот какой язык у нас послушный. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прикусите его тихонько зубами и проведите ими до самого кончика (показ). Это упр. повтор. 3-4 раза.

Игра «Пляшут наши ножки»

Воспитатель. Будем прыгать на одной ножке: подпрыгнем 3раза и скажем: «та- та-та»; потом прыгнем на другой ножке и скажем: «да-да-да» (прыжок должен синхронно совпадать с произнесением слога). Дети выполняют упр. 6 раз, чередуя ноги. После короткого отдыха дети прыгают попеременно на одной ноге и произносят слоги: «ту-ту-ту» и «ду-ду-ду».

16 Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Круг с широкой полосой по диаметру; фланелеграф и к нему картинки: собака, слон, бусы, лист, автобус, троллейбус. Упр. «Заморозим ручки» Воспитатель предлагает детям подставить ладонь ко рту, произнести: «тссс», не высовывая языка и сомкнутыми зубами (показ). Некоторым детям предлагает подуть и на свою руку.Упр. повтор. 6раз. С переменой руки. Игра «Вода – водичка» Организация: Воспитатель. Когда из крана течет сильная струя воды, то слышно: «С-с-с-с-» (дети долго и громко тянут звук); когда из крана капают отдельные капли, то слышно: «С-с-с» (дети произносят звуки отрывисто и тихо). – Вот кран (показ кружка с полоской). Если я поверну кран сильно (воспитатель держит круг перед собой и поворачивает его слева на права), вы будете громко петь: « С-с-с-с»; если немножко поверну (показ), вы будете громко петь: «С-с-с-с». (Воспитатель поворачивает круг по разному 6-8 раз, дети поют соответствующие песенки). – Мы пели песенки водички. Эти песенки есть в названии этих предметов – в словах (показ на картинке). Послушайте: «сссобака, ссслон, бусы, лисссток, автобуссс, тролейбуссс (каждое слово дети повторяют вместе с воспитателем). Воспитатель вызывает ребенка, тот называет предмет и вместе с воспитателем и самостоятельно произносит слова. Выделяя звук «с» (тянет его).

17 «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: круг разделенный по диагонали на несколько частей.

Упр. «Маятник»

Организация: Воспитатель. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми): «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей). Умываетесь (имитируют умывание). Часы говорят: «День –день» ( раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей). Слушайте, что скажут часы: «ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком) Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой). Часы говорят: «ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? Спите. (дети имитируют сон.) Часы говорят: «до-сви-да-ния». (дети прощаются с часами).

18 «Веселый мяч»

Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: бумажный двухтрубный кораблик.

Организация: Воспитатель. У меня веселый мяч, он умеет смеяться. Когда с ним играет девочка, он смеется: « ха-ха-ха» (дети повтор.); когда в него играет мальчик, он смеется: «хи-хи-хи» (дети повтор.); когда падает, то говорит: «ах-ох». – Я буду бросать вам мяч, вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мне. Если мяч упадет, все скажут: «Ах-ох». Игра проводится в достаточно быстром темпе. В ней должны принять участие все дети. Затем девочки и мальчики меняются ролями, и игра повторяется.

Упр. «Пусти лодочку по воде» Таз на половину заполненный водой. Каждый ребенок. Произносит: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она поплыла от одного «берега» до другого. Упр. выполняется 2 раза.

19 «Делай правильно»

Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: Картинка с изображением пилы, иглы, щетки. Организация: Воспитатель. Когда шью иглой (показ картинки), слышится: «Шик-шик-шик». Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: «жик-жик-жик», а когда чистя одежду щеткой, слышно: «щих-щих-щих» (дети повторяют все звукосочетания вместе с воспитателем по 2-3 раза) - давайте шить…пилить дрова…чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Воспитатель в произвольном порядке произносит звукосочетание, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

Упр. «Болтушка»

Воспитатель. Мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: Пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показ). Язык должен дотрагиваться до губ. После 8 движений детям дается короткий отдых, и упр. повторяется.

20 «Песенки чайника» Цель: Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Оборудование: кукла, желобок (из достаточно плотной бумаги сделать трубочку, склеить ее затем разрезать вдоль и использовать одну часть.)

Организация: Воспитатель. Однажды чайник решил петь песенки вместе с ребятами. Но из чайник выходил пар, и все песенки начинались с «Сс-с-с» - песенки водички. Дети пели: «ли-ли-ли», а чайник: «Ссссли-сссли-сссли». – Кукла будет петь свою песенку, а вы – песенки чайника (кукла: «ло-ло-ло»; дети: «Сссло – сссло- сссло»; – воспитатель помогает). В игре используются следующие слоги: «ла», «ля», «ле», «лё», «лю», «лу», «лы». Упр. «Сделай желобок» Воспитатель показывает бумажный желобок: Это желобок. По нему течет вода. Мы научим свой язык изображать желобок. Покажите мне язык, теперь дайте ему задание сделать желобок (показ несколько раз всей группе и индивидуально тем детям, у которых не получается). Упр. повтор. 5-6 раз.

21 «Пчелы»

Цель: Развивать речевое внимание и фонематический слух детей. Оборудование: Картинка с изображением улья.

Организация: Воспитатель. Пчелы живут в ульях – домики, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь». Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты) – поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: « Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты). Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети). Набрали много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-зззз-зззз» 9дети имитируют полет и произносят звуки).

22 «Ветер-ветерок»

Цель: Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей. Организация: Воспитатель. Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки). – Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш-ш» (дети присаживаются, раскачивают руками и тихо произносят звуки). Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит: «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие действия.

«Лыжники»

Дети стоят у одной стены. Воспитатель. Мы – лыжники. Забрались мы на высокую гору (встают по одно сторону комнаты) и съезжаем с нее. Снег хрустит под лыжами: «Шух –шух-шух» (дети повторяют звукосочетания). Если лыжник упадет, то все скажут: «Бух». Едет первый лыжник (ребенок имитирует езду и произносит звукосочетания). Упал (все дети произносят: «Бух», ребенок, присаживается у другой стены комнаты). Такая работа проводится совсеми детьми в быстром темпе.

23 «Волшебные колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание и фонематический слух детей. Оборудование: Большой и маленький кружки любого цвета.

Организация: Воспитатель. Колокольчики умеют петь разные песенки. Маленькие колокольчики (показ маленького кружка) звенят: «Диль-диль-диль» (дети повторяют звукосочетания) большие (показ большого круга) звенят: «Дил-дил-дил» (дети повторяют). Воспитатель делит детей на две группы – большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга. Воспитатель. Я – дирижер. На какие колокольчики я покажу, те зазвенят. Воспитатель показывает 4 раза то одну, то другую команду, и дети выполняют игровые действия. Затем меняются ролями, и игра повторяется. Теперь большие колокольчики буду петь: «Тин-тин-тин», а маленькие: «Тинь-тинь-тинь» (команды выполняют упражнение 2 раза, меняются ролями, и игра продолжается.

24 «Жуки»

Цель: Развивать речевое внимание детей. Оборудование: Фланелеграф и картинки: помидор, пароход, тарелка, виноград, корова, шарик, лягушка, петушок, медвежонок, ежик, яблоко, белочка, цыпленок, колесо, кукла. Организация: Мы будем жуками. Жуки жужжат: «Жж-ж-ж» (дети повторяют звуки). – Полетели жуки, зажужжал (дети жужжат), сели на «листочки» (присаживаются). – До кого дотронусь, тот полетит (можно дотрагиваться до 2-3 детей) и потом сядет на «листок». В игре должны принять участие все дети. Упр. «будь внимательным» На фланелеграфе картинки. Вы с куклой будете их называть: кукла начнет слово, а вы его закончите. Например, кукла скажет: «Поми» (показ на помидор), а вы скажете? «»дор», получится «помидор». Слова для работы: пету-шок, па-роход, та-релка, вино-град, ко-рова, ша-рик, ля-гушка, мед-вежонок, е-жик, яб-локо,бе-лочка, цып-ленок, коле-со (после того, как дети дополнят слово, воспитатель произносит его целиком).

25 «Чья бабочка дальше полетит?» Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением куклы, кубика, машины, телефона, мячика, пирамидки; пособие для игры-соревнования «Чья бабочка дальше полетит?» Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4на 4 см) на нитке длинной в 8 -10 см. (леска натянута на уровне рта ребенка). Организация: Вызывается трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл. В игре должны принять участие все дети. Словесная игра «Мишка ленится» Мишка ленится и плохо произносит слова. Давайте научим его говорить их по частям. Мишка, скажи: «Кук-ла» (мишка произносит быстро, неотчетливо). Нет, мишка. Ты сказал плохо. Сейчас дети тебя научат говорить слова по частям. Давайте хлопать на каждую часть слова: «Кук-ла» (2 хлопка). Подобным образом дети называют другие предметы: ку-бик, ма-ши-на, те-ле-фон, мя-чик, пи-ра-мид-ка (мишка повторяет каждое слово). Мишка (предлагая детям поиграть с ним). Я умею ходить вот так (показ), походите так же… Я люблю есть мед. Его я ем вот так (широким языком проводит около ладони – «слизывает» мед). Оближите губы…зубы…(с открытым и закрытым ртом). Я рычу: «Гр-гр-гр». Порычите так же. Мишка прощается с детьми.

26 « Падают листья» Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Организация: Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст. Утром мы во двор идем - (дети идут по кругу) Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик». (Переступают с ноги на ногу.) И летят ….летят…летят. (Поднимают руки вверх . медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Игра « Заводные игрушки»

(Показывая картинки на фланелеграфе). Это заводные игрушки, говорящие. Они заводятся ключом так: «Гри-гри-грибок» (дети и воспитатель имитируют, что заводят игрушки ключом, дважды повторяют первый слог и все слово). Такая работа проводится со всеми словами-названиями: па-па-паровоз, Бу-Бу-Буратино, ми-ми-мишка, ба-ба-барабан, мат-мат-матрешка.

27 « Пчелы и мухи» Цель: Развивать фонематический слух и речевое внимание. Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением зебры, зайца, козы, розы, зеркала, корзины; синий и зеленый кружки одного и того же диаметра. Организация: Воспитатель делит детей на две группы: пчел и мух. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар – сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются). Полетели мухи и загудели… сели на травку… дети меняются ролями, и игра повторяется.

Упр. «Где живут песенки»

Вывешивая картинке на фланелеграфе, я буду называть предметы и в словах буду петь песенки пчел или мух (произносить все слова с выделением звуков «з» и «зь»). Вы слышали песенки пчел (называет слова со звуком «з»), потому что в словах есть звук «з». В других словах (называют слова со звуком «зь». «З» произносится твердо (дети повторяют звук), а «зь» произносится мягко. «З» и «зь» - братцы: «з» - большой братец, а «зь»- маленький братец. Картинки со звуком «з» будем ставить возле синего кружка, со звуком «зь» - возле зеленого. Воспитатель вызывает ребенка, он называет предмет, затем вместе с воспитателем повторяет слово с выделением звука «з» или «зь», ставит картинку возле соответствующего кружка. Такая работа проводится со всеми словами-названиями.

28 «Балалайка» Цель: Развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат детей. Организация: воспитатель делит детей на две группы – большие и маленькие балалайки. Маленькие балалайки поют: «Лю-лю-лю-лю» (показ действий при игре), большие балалайки поют: «Лу-лу-лу-лу». Я – дирижер. Дети имитируют игру и произносят звукосочетания (2-3 раза). Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упр. «Послушный язычок» Давайте вспомним, чему мы научили наш язык. Он умеет быть широким (язык опускается за нижнюю губу); может стать узеньким – уколите пальчик… может облизывать зубы (с открытым и закрытым ртом, с широко раскрытым). Он умеет делать желобок, дразнить кошку (дети выполняют соответствующие упражнения, знакомые им по предыдущим играм). Язык стал послушным, погладьте его зубами. Все упр. повтор. по 2 раза.

29 Цель: Развивать фонематический слух и речевое внимание детей. Организация: Перед полетом мотор самолета проверяют – его заводят. У больших самолетов мотор поет: «Др-др-др-ррр» (дети повторяют), у маленьких - «Дрь-дрь-рьрьрьрь» (дети повторяются) Дети делятся на две группы: большие и маленькие самолеты. По сигналу: «Летят большие самолеты» первая группа «заводит» мотор и отправляется в « полет», затем садится на аэродром. Эти же задания после сигнала выполняет вторая команда. Игра проводится 2 раза, дети меняются ролями, и игра повторяется. Игра» будь внимательным» Большой мотор пел: «Рррр», маленький - «Рьрьрьрь».

Эти песенки живут в разных словах. Эти звуки – братцы. «Р» - большой братец, «Рь» - маленький братец. Я буду называть разные слова. На каждое слово передавайте мяч по кругу. Если услышите песенку большого самолета «Рррр», бросьте мячик мне (дети выполняют задания). А теперь перебрасывать мяч будете, когда услышите в слове звук «рь».

30 «Телефон» Цель: развивать речевое внимание детей. Оборудование: Фланелеграф и картинки с изображением санок, синицы, поросенка, листа, зеленый и синий круги; три сюжетные картинки.

Организация: На столе три картинки. Примерные сюжеты: мальчик пылесосит пол, девочка поливает цветы, мальчик кормит птицу. Трое детей встаю в ряд. Воспитатель говорит предложение (по сюжету одной из картинок) последнему ребенку в ряду (на ухо), тот – соседу и т.п. Последний ребенок идет к столу, громко произносит предложение и показывает картинку. Игра повтор. 3 раза.

Игра «Насос» (в кругу) Мы будем надувать насосом шину от колеса машины. Если она плохо надута, машине трудно ехать. – Надуем шину от большой машины: «С-с-с-с» (дети имитируют движения насоса и произносят звуки). Надуем шины от игрушечной машины: «Сь-сь-сь-сь». Игра повторяется 2 раза. Выставляются картинки на фланелераф. Когда мы надували большую машину, то насос пел: «С-с-с»;, когда игрушечную шину: «Сь-сь-сьс-сь». Эти песенки есть в словах-названиях этих предметов (называет слова с выделением звуков). Я долго тянула звуки «с» и «сь». «С» - большой братец, «сь» - маленький братец. Вызывает ребенка, который называет предмет, долго тянет в слове звук «с» или «сь», ставит картинку после соответствующего кружка (зеленый круг – «с», синий – «сь»). Такая же проводится еще проводится еще с тремя детьми.