|
Анализ работы шмо учителей, русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка за 2011-2012 учебный год
Анализ работы ШМО учителей, русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка за 2011-2012 учебный год
Школьное методическое объединение в прошедшем 2011-2012 учебном году продолжило работу по теме
«Развитие надпредметных навыков обучающихся на уроках гуманитарного цикла в условиях компетентностного подхода как способ повышения качества обучения и формирование конкурентоспособной личности выпускника», с целью добиться повышения качества обучения на уроках гуманитарного цикла в результате развития надпредметных навыков, то есть ключевых компетенций обучающихся.
Деятельность ШМО велась по пяти направлениям:
1. Повышение мотивации к обучению на уроке и во внеурочной деятельности для создания ситуации успеха обучающихся.
2. Участие в экспериментальной работе школы по теме: «Технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся основной и старшей ступени школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
3. Апробирование модели компетентностного урока
4. Повышение аналитической культуры учителя
5. Сотрудничество с НОУ НЦНО
Методическая тема педагогического коллектива на 2011 – 2012 учебный год была конкретизирована с учетом разработанного проекта «Модернизация урока в условиях компетентностного подхода»: личностно ориентированное обучение и воспитание на основе компетентностного подхода как условие развития школы и саморазвития личности ученика и учителя.
Цель методической работы: обеспечить реализацию личностно ориентированного обучения и воспитания в школе на основе компетентностного подхода как одного из условий повышения качества образования
Система ПК, разработанная и предложенная НЦНО в 2010 – 2011 учебном году, способствовала повышению уровня педагогической компетентности работающих учителей, освоению ими новых способов деятельности, профессиональному росту и осознанному включению в процесс модернизации урока в условиях компетентностного подхода:
Межпредметная мастерская
|
Проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся на основе технологии ИСУД.
|
А.А. Борисова, Е.И. Шубаева, Кульпина Ю.Е., Гуч Т.Г., Агеева Ю.А. Мансурова М.А., Куликова Л.Е.
|
Английский язык
|
Авторский семинар М.З. Биболетовой «Пути формирования УУД в процессе преподавания английского языка»
Возможности расширенного УМК 5 класса: формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся через систему учебных заданий
|
Н.В. Ширяева (7-а, 8-а, 9-а);
И.С. Токарева (3-а, 7-а);
В.В. Благочиннова (2-а)
|
История
|
Авторский семинар «Использование видеоматериалов на уроках истории и обществознания»
Ведущий к.ис.н., ведущий научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования С.А. Лосев
Технология формирования метапредметных умений (Ведущий И.Р. Казакова)
|
А.А. Борисова
|
Русский язык
и
литература
|
Современная наука о культуре речи «Проблема преподавания культуры речи в школе» Ведущая д.ф.н. Е.В. Маринова
Авторский семинар «Современные подходы к организации деятельности обучения учителя-словесника в среней общеобразовательной школе» ведущая Е.С. Антонова
|
Ю.Е. Кульпина (8-а, 5-а)
|
Т. о., совместная работа школы и НЦНО эффективна уже потому, что не позволяет учителю стоять на месте: знакомит с инновационными технологиями обучения, формирует потребность педагога в развитии и самообразовании, т. е. в повышении уровня профессиональной компетентности.
Рассмотрим качество обучения обучающихся (учителя, сотрудничающие с НОУ НЦНО 2-й год и более 2-х лет).
Учитель
|
Предмет
|
2006-2007 г
|
2007-2008 г
|
2008-2009 г
|
2009-2010 г
|
2010-2011 г
|
2011-2012 г
|
Более 2-х лет
|
Ширяева Н.В.
|
Английский язык
|
93%
|
96%
|
92%
|
94%
|
79%
|
69,5%
|
Борисова А.А.
|
История
|
93%
|
96%
|
93%
|
77%
|
68%
|
69,8%
|
Шубаева Е.И.
|
Русский язык и литература
|
-
|
85%
|
88%
|
72%
|
70,8%
|
67%
|
Кульпина Ю.Е.
|
Русский язык и литература
|
-
|
-
|
85%
|
82%
|
82%
|
78%
|
2-ой год
|
Мулихина И.И..
|
Английский язык
|
-
|
-
|
-
|
-
|
89%
|
81,5%
|
Токарева И.С.
|
Английский язык
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100%
|
85%
|
Из таблицы видно, что качество обучения в классах НЦНО у каждого учителя по его предметам в 2011-2012 учебном году несколько снизилось.
Об эффективности работы учителей и обучающихся говорят результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
ФИО обучающегося
|
Класс
|
Олимпиады (районные, областные) - предмет
|
Место
|
Учитель
|
Горбачева Александра Михайловна
|
8-а
|
муниципальный этап по русскому языку
|
победитель
|
Кульпина Ю.Е.
Куликова Л.Е.
|
Лопатникова Вера Евгеньевна
|
8-а
|
муниципальный этап по истории
|
победитель
|
Борисова А.А.
|
Порываев Никита Дмитриевич
|
8-а
|
муниципальный этап по истории
|
призер
|
Борисова А.А.
|
Боровикова Анна Александровна
|
8-а
|
муниципальный этап по русскому языку
|
призер
|
Кульпина Ю.Е.
|
Солуянова Наталья Николаевна
|
9-а
|
муниципальный этап по русскому языку
|
призер
|
Шубаева Е.И.
|
Подлевских Татьяна
|
7-а
|
муниципальный этап по истории
|
победитель
|
Большухин П. Н.
|
I.Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
в 2010-2011 учебном году
Количество участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Русский язык – 160
Литература – 96
Английский язык - 169
Обществоведческие дисциплины - 300
II. Победители муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников:
Класс
|
Ф.И.О. участника
|
ФИО учителя
|
Балл
|
Мах балл
|
Русский язык
|
8
|
Горбачева Александра Михайловна
|
Кульпина Ю. Е.
|
27,5
|
56
|
10
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
Шарова Е.А.
|
22,5
|
54
|
11
|
Кузьмичева Екатерина Сергеевна
|
Шарова Е. А.
|
23,5
|
53
|
Литература
|
10
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
Шарова Е.А.
|
73
|
76,8
|
История
|
7
|
Подлевских Татьяна Владимировна
|
Большухин П. Н.
|
25
|
58
|
8
|
Лопатникова Вера Евгеньевна
|
Борисова А. А.
|
38
|
70,3
|
10
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
Борисова А.А.
|
67,5
|
67,5
|
Чистова Екатерина - лучший результат в районе по обществознанию
Чистова Е. 10-а класса, призер областной олимпиады по литературе
(Шарова Е. А.)
III. Участие во всероссийских олимпиадах
Олимпиада ЛОМОНОСОВ (МГУ им. Ломоносова):
Предмет
|
Количество участников
|
Результат
|
Учитель
|
Русский язык
|
12
|
призер
Зарубина Ульяна (6А), призер заочного тура (Гуван Дарья – 6 А)
|
Краснова С. В.
|
Обществознание
|
1
|
участие
|
Зотова Н.Д.
|
История
|
1
|
призер заочного тура
|
Борисова А.А.
|
Литература
|
1
|
участие
|
Шарова Е.А.
|
Глобалистика
|
1
|
участие
|
|
Журналистика
|
1
|
участие
|
Шарова Е.А.
|
III. Внеурочная деятельность по предметам гуманитарного цикла.
-
Предметная неделя по литературе, посвященная 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова:
конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» (5-8-е классы)
конкурс презентаций «По страницам жизни и творчества Н.А. Некрасова» (9-10-е классы)
викторина, посвященная юбилею поэта (6-8-е классы)
устный журнал «По страницам жизни и творчества Н.А. Некрасова» (группа обучающихся 9-10-е классов для обучающихся 8-11-х классов)
В подготовке и проведении предметной недели по литературе приняли участие учителя:
-
Фролова Г.И., учитель русского языка и литературы;
Краснова C.В., учитель русского языка и литературы;
Шарова Е.А., учитель русского языка и литературы;
Кульпина Ю.Е., учитель русского языка и литературы;
Шубаева Е.И., учитель русского языка и литературы;
Борисова А.А., учитель истории и обществознания;
Силова О.Н., учитель информатики и ИКТ;
Хохлова Д.С., учитель английского языка.
На конкурсах была организована работа учительского и ученического жюри (представители 8-10-х классов)
-
Книжкина неделя, посвященная писателям-юбилярам и книгам-юбилярам (организатор С.В. Краснова):
конкурс презентаций, посвященных писателям-юбилярам;
конкурс презентаций, посвященных книгам-юбилярам.
В «Книжкиной недели» приняли участие 33 обучающихся 5-11-х классов.
Устный журнал для старшеклассников «Я верю в Россию», посвященный юбилею П.А. Столыпина (лекторская группа - обучающиеся 9-10-х классов, организаторы П.Н. Большухин и А.А. Борисова)
«Английский это весело!» - игра для обучающихся 6-х классов, подготовленная учениками и учителями английского языка Ириной Игоревной Мулихиной и Хохлова Дарья Сергеевна.
Сотрудничество с НОУ: активная работа с обучающимися по предметам.
IV. Повышение квалификации
Аттестация
А) по итогам аттестационных испытаний присвоена первая квалификационная категория Красновой С.В. , учителю русского языка и литературы (подтверждение первой категории)
Б) успешно сдали экзамен (компьтерное тестирование) Фролова Г.И., учитель русского языка и литературы) и Токарева И.С., учитель английского языка, на соответствие занимаемой должности.
Курсовая подготовка
Кадровый состав
ФИО учителя
|
Год поступления в МБОУ СОШ № 3
|
Должность
|
Стаж
|
Имеющаяся категория
Дата присвоения
|
Прохождение
курсовой подготовки за последние 3 года
|
Русский язык и литература
|
Краснова С.В.
|
20.08.1998
|
учитель русского языка и литературы
|
14
|
Первая
27.04.2012
|
Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык, 2009, 72 ч, ГОУ ДПО НИРО сертификат № “T-
|
Кульпина Ю.Е.
|
20.08.2003
|
учитель русского языка и литературы
|
9
|
Первая
30.04.2010
|
Теория и методика преподавания русского языка и литературы, , ГОУ ДПО НИРО, 2010, 144 ч, № 2619
Деятельность классного руководителя в рамках ПНПО 2011, 36 ч, № 401
Проектирование модели социального воспитательного пространства ГБОУ ДПО НИРО, 2012, 72 ч, №
|
Левашова Е.Ю.
|
04.02.1975
|
учитель русского языка и литературы
|
37
|
|
Теория и методика преподавания русского языка и литературы, ГОУ ДПО НИРО, 2006, 144 ч, № 3510
2013
|
Шарова Е.А.
|
01.09.1993
|
учитель русского языка и литературы
|
19
|
Высшая
28.04.2009
|
Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе АПК и ППРО, 2008, 72 ч, № 8115
|
Фролова Г.И.
|
14.12.2010
|
учитель русского языка и литературы
|
15
|
Соответствие занимаемой должности
27.04.2012
|
Теория и методика преподавания русского языка и литературы ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 1700
|
Шубаева Е.И.
|
18.08.1984
|
учитель русского языка и литературы
заместитель директора по УВР
|
28
|
первая
30.04.2008
Первая
02.03.2009
|
образовательной технологии АПК и ППРО, 2008, 72 ч, № 7971
Современные образовательные технологии ARJE Академия ПК и ППРО, 2008, 144 ч, № 688
Формирование модели оценки качества образования в школе, Центр диагностики качества образования, 72 ч, 2011 г №13/11-1740
Организация контроля и оценки планируемых результатов образования младших школьников в условиях введения ФГОС, 2012, 36 ч, Сертификат № 29
|
Калякина О.В.
|
19.09.2010
|
заместитель директора по УВР
учитель русского языка и литературы
|
22
|
первая
31.12.2008
Высшая
28.04.2009
|
«Образовательная карта как технология информационно- аналитической деятельности», ГОУ ДПО НИРО, 2010, 72 ч, № 370
Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык, 2008, 72 ч ГОУ ДПО НИРО сертификат № “T-125
Метод проектов как условие развития исследовательской компетенции учителя и ученика, 144 ч, 2009, АПК и ППРО, № 19513
Федеральные государственные стандарты начального общего образования ФГОУ АПК и ППРО , 72 ч, 2010, № у 5973/б
|
Английский язык
|
Ширяева Н.В.
|
26.08.1996
|
учитель иностранного языка (английский)
|
29
|
Первая
30.04.2008
|
Теория и методика преподавания иностранного языка ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 511
|
Токарева И.С.
|
24.08.2009
|
учитель иностранного языка (английский)
|
3
|
Соответствие занимаемой должности
27.04.2012
|
|
Благочинова В.В.
|
01.09.2010
|
учитель иностранного языка (английский)
|
2
|
|
|
Мулихина И.И.
|
10.01.2010
|
учитель иностранного языка (английский)
|
1,5
|
|
Теория и методика преподавания иностранного языка
ГБОУ ДПО НИРО, 2012, 144 ч, №
|
Хохлова Д.С.
|
29.08.2011
|
учитель иностранного языка (английский)
|
1
|
|
|
История, обществознание, религии России
|
Борисова А.А.
|
15.08.2000
|
учитель истории
|
13
|
Первая
01.03.2008
|
Современные подходы в преподавании истории и обществознания. Методика использования ИКТ в преподавании истории и обществознания, ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 3911
|
Большухин П.Н.
|
02.12.2004
|
учитель истории
|
40
|
Вторая
20.12.2010
|
Теория и методика преподавания истории и обществознания ГОУ ДПО НИРО, 2006, 144 ч, № 3800
|
Зотова Н.Д.
|
01.09.1984
|
учитель истории
заместитель директора
по ВР
|
28
|
Первая
20.12.2010
Первая
01.03.2010
|
Теория и практика воспитания личности, ГОУ ДПО НИРО, 2010, 144 ч, № 82
|
V. Участие обучающихся в конкурсах
ФИО
обучающегося
|
Класс
(8,9.10.11)
|
Конкурс
(областной, региональный, федеральный)
|
Место
|
ФИО руководителя
|
Мартынова Анастасия Анатольевна
|
6
|
Ломоносовские чтения
|
Победитель
|
Краснова С.В.
|
Серкова Екатерина Михайловна
|
6
|
Ломоносовские чтения
|
Победитель
|
Краснова С.В
|
Адамов Илья Олегович
|
9
|
Семь чудес Богородского района
|
Победитель
|
Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
|
Гребенкин Антон Алексеевич
|
9
|
Семь чудес Богородского района
|
Победитель
|
Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
|
Догадин Тимофей Дмитриевич
|
9
|
Семь чудес Богородского района
|
Победитель
|
Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
|
Подлевских Татьяна Владимировна
|
7
|
Семь чудес Богородского района
|
Победитель
|
Семенычева О. В.
|
Гуйван Дарья Александровна
|
6
|
Семь чудес Богородского района
|
Призер
|
Борисова А. А.
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
10
|
Районного конкурс «Товарищ, верь!..», посвященный
190-летию восстания декабристов.
|
Победитель
|
Борисова А.А.
|
Третьякова Мария Дмитриевна
|
8
|
Региональный сетевой
Интернет-проект
«По следам Нижегородского ополчения»
|
2 место
|
Борисова А.А.
Любимова И.В.
|
Боровикова Анна Александровна
|
8
|
2 место
|
Горбачева Александра Михайловна
|
8
|
2 место
|
Лопатникова Вера
|
8
|
2 место
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
10
|
Заочный тур ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ»
по истории
|
Призер
|
Борисова А.А.
|
Чистова Екатерина Сергеевна
|
10
|
Корни уходят в будущее
|
Победитель
|
Борисова А.А.
|
Лопатникова Вера
|
8
|
Нижегородское ополчение. Путь на Москву
|
Победитель
|
Борисова А.А.
|
Третьякова Мария Дмитриевна
|
8
|
Нижегородское ополчение. Путь на Москву
|
Победитель
|
Борисова А.А.
|
Кургузикова Дарья Дмитриевна
|
5
|
Моя семья в истории страны
|
Победитель
|
Борисова А. А.
|
Плюсы:
1.Увеличилось число участников конкурсов.
2. Эффективная работа учителей в НОУ
Минусы:
1. Не все педагоги активно занимались внеклассной работой с обучающимися;
2. Не большое число победителей областных этапов.
VI. Участие учителей в конкурсах
ФИО учителя
|
Название конкурса
|
Место
|
Шарова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
|
Ярмарка педагогических идей
|
победитель
|
ПНПО «Лучшие учителя Нижегородской области»
|
участие
|
Борисова Анна Александровна,
учитель истории и обществознания
|
конкурса дидактических и методических материалов «По страницам истории» на интернет-портале «Союз Творческих Людей», «Лаборатория IT-роста»
|
лауреат
|
Методическая работа.
Учителя русского языка и литературы Шарова Е.А. и Кульпина Ю.Е. прияли участие в проведении для учителей районных методических семинаров по подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации.
Темы самообразования:
№
|
Ф.И.О.
|
Тема самообразования
|
Теоретические формы защиты
Практические формы защиты
|
1.
|
Краснова С.В. Кульпина Ю. Е.
Шубаева Е. И.
Борисова А. А.
|
Исследование уровня учебно-познавательной мотивации на уроках и ресурсы ее развития (ИСУД)
|
Не проводилась
|
2
|
Ширяева Н.В. Левашова Е.Ю.
Токарева И.С.
Благочинова В.В.
Мулихина И.И.
Хохлова Д.С. Шарова Е. А.
Фролова Г. И.
|
Метод-проектов с использованием ИКТ-технологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
|
Не проводилась
|
VII. Результаты экзаменов
На 5-м заседании ШМО были утверждены тексты экзаменационных билетов в 9-х классах, которые сдаются в традиционной форме.
Билеты на утверждение представили:
Борисова А. А. – история России
Шарова Е. А., Шубаева Е.И. – литература
Русский язык в новой форме (ГИА)
Класс
|
Учитель
|
Количество сдающих
|
% качества
|
9А
|
Шубаева Е.И.
|
24
|
100%
|
9Б
|
Кульпина Ю.Е.
|
22
|
52%
|
9В
|
Шарова Е.А.
|
26
|
69%
|
9Г
|
Шубаева Е.И.
|
19
|
0%
|
Обществознание в новой форме (ГИА)
Класс
|
Учитель
|
Количество сдающих
|
% качества
|
9А
|
Борисова А. А.
|
12
|
83%
|
9Б
|
Большухин П. Н.
|
7
|
14%
|
9В
|
Большухин П. Н.
|
12
|
58%
|
Английский язык в новой форме (ГИА)
Класс
|
Учитель
|
Количество сдающих
|
% качества
|
9А
|
Ширяева Н. В.
|
3
|
67%
|
Экзамены по выбору
Предмет
|
Учитель
|
Класс
|
Количество сдающих
|
% качества
|
История России
|
Борисова А. А.
|
9 А
|
1
|
0%
|
Литература
|
Шарова Е. А.
|
9-в
|
4
|
75%
|
|
Шубаева Е.И.
|
9-а
|
2
|
50%
|
VIII. Результаты качества по предметам гуманитарного цикла
Предмет
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Русский язык
|
45,3
|
47,3
|
Литература
|
52
|
57
|
Английский язык
|
64,6
|
57,3
|
История России
|
44,5
|
44,4
|
Всеобщая история
|
48,7
|
49,4
|
Обществознание
|
52,8
|
56,5
|
Краеведение
|
72,2
|
58,3
|
Религия России
|
60,2
|
52,7
|
Из таблицы видно, что качество по большинству предметов выросло, кроме краеведения и религии России.
Результат работы ШМО:
Положительный опыт работы
|
Выявленные проблемы
|
Увеличение качества обучения русскому языку на 1%
Создана модель урока литературы в старших классах с использованием ИКТ и урока-подготовки к ГИА в 9-11 классах.
Увеличилось число участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, истории России и обществознанию, английскому языку; результативность участия в муниципальном этапе (7 победителей и 3призера); призер областного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, призер олимпиады Ломоносова по русскому языку.
Организована и проведена серьезная внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла, в которой приняли участие все педагоги объединения.
-
Участие в экспериментальной деятельности по изучению возможностей технологии ИСУД и использование ее в построении индивидуальной образовательной траектории учащихся
Организовано (спланировано и осуществлено) взаимопосещение уроков учителями внутри ШМО.
Организована работа с одаренными детьми в рамках сотрудничества с НОУ.
8. Создана система диагностических работ в рамках ШМО.
|
Отсутствие должной работы по темам самообразования учителей ШМО (выступления на заседаниях ШМО, папка индивидуальных материалов учителя)
Издательская деятельность (методический сборник лучших открытых уроков, разработанных на основе лично ориентированного и компетентностного подходов, Сборник статей о ныне работающих учителях под общим названием «Портрет на фоне школы» - рабочее название)
3. Обобщение передового опыта
|
Направления работы на следующий год:
1. Создать методический сборник уроков в условиях компетентностного подхода.
2. Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
3. Участие в экспериментальной деятельности.
4. Развивать мотивации обучающихся к познавательной, мыслительной и творческой деятельности через применение современных педагогических технологий и внеклассную работу по предметам
5. Повышать профессиональную компетентность педагогов через обобщение и распространение своего творческого опыта, активное участие в работе МО, инновационную деятельность, использование ИКТ, активное участие в педагогических конкурсах
|
|
|