|
Анализ работы шмо учителей, русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка за 2011-2012 учебный год Анализ работы ШМО учителей, русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранного языка за 2011-2012 учебный год
Школьное методическое объединение в прошедшем 2011-2012 учебном году продолжило работу по теме
«Развитие надпредметных навыков обучающихся на уроках гуманитарного цикла в условиях компетентностного подхода как способ повышения качества обучения и формирование конкурентоспособной личности выпускника», с целью добиться повышения качества обучения на уроках гуманитарного цикла в результате развития надпредметных навыков, то есть ключевых компетенций обучающихся.
Деятельность ШМО велась по пяти направлениям:
1. Повышение мотивации к обучению на уроке и во внеурочной деятельности для создания ситуации успеха обучающихся.
2. Участие в экспериментальной работе школы по теме: «Технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся основной и старшей ступени школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
3. Апробирование модели компетентностного урока
4. Повышение аналитической культуры учителя
5. Сотрудничество с НОУ НЦНО
Методическая тема педагогического коллектива на 2011 – 2012 учебный год была конкретизирована с учетом разработанного проекта «Модернизация урока в условиях компетентностного подхода»: личностно ориентированное обучение и воспитание на основе компетентностного подхода как условие развития школы и саморазвития личности ученика и учителя.
Цель методической работы: обеспечить реализацию личностно ориентированного обучения и воспитания в школе на основе компетентностного подхода как одного из условий повышения качества образования
Система ПК, разработанная и предложенная НЦНО в 2010 – 2011 учебном году, способствовала повышению уровня педагогической компетентности работающих учителей, освоению ими новых способов деятельности, профессиональному росту и осознанному включению в процесс модернизации урока в условиях компетентностного подхода:
Межпредметная мастерская
| Проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся на основе технологии ИСУД.
| А.А. Борисова, Е.И. Шубаева, Кульпина Ю.Е., Гуч Т.Г., Агеева Ю.А. Мансурова М.А., Куликова Л.Е.
| Английский язык
| Авторский семинар М.З. Биболетовой «Пути формирования УУД в процессе преподавания английского языка»
Возможности расширенного УМК 5 класса: формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся через систему учебных заданий
| Н.В. Ширяева (7-а, 8-а, 9-а);
И.С. Токарева (3-а, 7-а);
В.В. Благочиннова (2-а)
| История
| Авторский семинар «Использование видеоматериалов на уроках истории и обществознания»
Ведущий к.ис.н., ведущий научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования С.А. Лосев Технология формирования метапредметных умений (Ведущий И.Р. Казакова)
| А.А. Борисова
| Русский язык
и
литература
| Современная наука о культуре речи «Проблема преподавания культуры речи в школе» Ведущая д.ф.н. Е.В. Маринова
Авторский семинар «Современные подходы к организации деятельности обучения учителя-словесника в среней общеобразовательной школе» ведущая Е.С. Антонова
| Ю.Е. Кульпина (8-а, 5-а)
|
Т. о., совместная работа школы и НЦНО эффективна уже потому, что не позволяет учителю стоять на месте: знакомит с инновационными технологиями обучения, формирует потребность педагога в развитии и самообразовании, т. е. в повышении уровня профессиональной компетентности.
Рассмотрим качество обучения обучающихся (учителя, сотрудничающие с НОУ НЦНО 2-й год и более 2-х лет).
Учитель
| Предмет
| 2006-2007 г
| 2007-2008 г
| 2008-2009 г
| 2009-2010 г
| 2010-2011 г
| 2011-2012 г
| Более 2-х лет
| Ширяева Н.В.
| Английский язык
| 93%
| 96%
| 92%
| 94%
| 79%
| 69,5%
| Борисова А.А.
| История
| 93%
| 96%
| 93%
| 77%
| 68%
| 69,8%
| Шубаева Е.И.
| Русский язык и литература
| -
| 85%
| 88%
| 72%
| 70,8%
| 67%
| Кульпина Ю.Е.
| Русский язык и литература
| -
| -
| 85%
| 82%
| 82%
| 78%
| 2-ой год
| Мулихина И.И..
| Английский язык
| -
| -
| -
| -
| 89%
| 81,5%
| Токарева И.С.
| Английский язык
| -
| -
| -
| -
| 100%
| 85%
|
Из таблицы видно, что качество обучения в классах НЦНО у каждого учителя по его предметам в 2011-2012 учебном году несколько снизилось. Об эффективности работы учителей и обучающихся говорят результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
ФИО обучающегося
| Класс
| Олимпиады (районные, областные) - предмет
| Место
| Учитель
| Горбачева Александра Михайловна
| 8-а
| муниципальный этап по русскому языку
| победитель
| Кульпина Ю.Е.
Куликова Л.Е.
| Лопатникова Вера Евгеньевна
| 8-а
| муниципальный этап по истории
| победитель
| Борисова А.А.
| Порываев Никита Дмитриевич
| 8-а
| муниципальный этап по истории
| призер
| Борисова А.А.
| Боровикова Анна Александровна
| 8-а
| муниципальный этап по русскому языку
| призер
| Кульпина Ю.Е.
| Солуянова Наталья Николаевна
| 9-а
| муниципальный этап по русскому языку
| призер
| Шубаева Е.И.
| Подлевских Татьяна
| 7-а
| муниципальный этап по истории
| победитель
| Большухин П. Н.
| I.Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
в 2010-2011 учебном году Количество участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Русский язык – 160
Литература – 96
Английский язык - 169
Обществоведческие дисциплины - 300
II. Победители муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников:
Класс
| Ф.И.О. участника
| ФИО учителя
| Балл
| Мах балл
| Русский язык
| 8
| Горбачева Александра Михайловна
| Кульпина Ю. Е.
| 27,5
| 56
| 10
| Чистова Екатерина Сергеевна
| Шарова Е.А.
| 22,5
| 54
| 11
| Кузьмичева Екатерина Сергеевна
| Шарова Е. А.
| 23,5
| 53
| Литература
| 10
| Чистова Екатерина Сергеевна
| Шарова Е.А.
| 73
| 76,8
|
История
| 7
| Подлевских Татьяна Владимировна
| Большухин П. Н.
| 25
| 58
| 8
| Лопатникова Вера Евгеньевна
| Борисова А. А.
| 38
| 70,3
| 10
| Чистова Екатерина Сергеевна
| Борисова А.А.
| 67,5
| 67,5
|
Чистова Екатерина - лучший результат в районе по обществознанию
Чистова Е. 10-а класса, призер областной олимпиады по литературе
(Шарова Е. А.)
III. Участие во всероссийских олимпиадах
Олимпиада ЛОМОНОСОВ (МГУ им. Ломоносова):
Предмет
| Количество участников
| Результат
| Учитель
| Русский язык
| 12
| призер
Зарубина Ульяна (6А), призер заочного тура (Гуван Дарья – 6 А)
| Краснова С. В.
| Обществознание
| 1
| участие
| Зотова Н.Д.
| История
| 1
| призер заочного тура
| Борисова А.А.
| Литература
| 1
| участие
| Шарова Е.А.
| Глобалистика
| 1
| участие
|
| Журналистика
| 1
| участие
| Шарова Е.А.
| III. Внеурочная деятельность по предметам гуманитарного цикла.
Предметная неделя по литературе, посвященная 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова:
конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» (5-8-е классы)
конкурс презентаций «По страницам жизни и творчества Н.А. Некрасова» (9-10-е классы)
викторина, посвященная юбилею поэта (6-8-е классы)
устный журнал «По страницам жизни и творчества Н.А. Некрасова» (группа обучающихся 9-10-е классов для обучающихся 8-11-х классов)
В подготовке и проведении предметной недели по литературе приняли участие учителя:
Фролова Г.И., учитель русского языка и литературы;
Краснова C.В., учитель русского языка и литературы;
Шарова Е.А., учитель русского языка и литературы;
Кульпина Ю.Е., учитель русского языка и литературы;
Шубаева Е.И., учитель русского языка и литературы;
Борисова А.А., учитель истории и обществознания;
Силова О.Н., учитель информатики и ИКТ;
Хохлова Д.С., учитель английского языка.
На конкурсах была организована работа учительского и ученического жюри (представители 8-10-х классов)
Книжкина неделя, посвященная писателям-юбилярам и книгам-юбилярам (организатор С.В. Краснова):
конкурс презентаций, посвященных писателям-юбилярам;
конкурс презентаций, посвященных книгам-юбилярам.
В «Книжкиной недели» приняли участие 33 обучающихся 5-11-х классов.
Устный журнал для старшеклассников «Я верю в Россию», посвященный юбилею П.А. Столыпина (лекторская группа - обучающиеся 9-10-х классов, организаторы П.Н. Большухин и А.А. Борисова)
«Английский это весело!» - игра для обучающихся 6-х классов, подготовленная учениками и учителями английского языка Ириной Игоревной Мулихиной и Хохлова Дарья Сергеевна.
Сотрудничество с НОУ: активная работа с обучающимися по предметам.
IV. Повышение квалификации
Аттестация
А) по итогам аттестационных испытаний присвоена первая квалификационная категория Красновой С.В. , учителю русского языка и литературы (подтверждение первой категории)
Б) успешно сдали экзамен (компьтерное тестирование) Фролова Г.И., учитель русского языка и литературы) и Токарева И.С., учитель английского языка, на соответствие занимаемой должности. Курсовая подготовка Кадровый состав
ФИО учителя
| Год поступления в МБОУ СОШ № 3
| Должность
| Стаж
| Имеющаяся категория
Дата присвоения
| Прохождение
курсовой подготовки за последние 3 года
| Русский язык и литература
| Краснова С.В.
| 20.08.1998
| учитель русского языка и литературы
| 14
| Первая
27.04.2012
| Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык, 2009, 72 ч, ГОУ ДПО НИРО сертификат № “T-
| Кульпина Ю.Е.
| 20.08.2003
| учитель русского языка и литературы
| 9
| Первая
30.04.2010
| Теория и методика преподавания русского языка и литературы, , ГОУ ДПО НИРО, 2010, 144 ч, № 2619
Деятельность классного руководителя в рамках ПНПО 2011, 36 ч, № 401
Проектирование модели социального воспитательного пространства ГБОУ ДПО НИРО, 2012, 72 ч, №
| Левашова Е.Ю.
| 04.02.1975
| учитель русского языка и литературы
| 37
|
| Теория и методика преподавания русского языка и литературы, ГОУ ДПО НИРО, 2006, 144 ч, № 3510
2013
| Шарова Е.А.
| 01.09.1993
| учитель русского языка и литературы
| 19
| Высшая
28.04.2009
| Теория и практика преподавания русского языка и литературы в современной школе АПК и ППРО, 2008, 72 ч, № 8115
| Фролова Г.И.
| 14.12.2010
| учитель русского языка и литературы
| 15
| Соответствие занимаемой должности
27.04.2012
| Теория и методика преподавания русского языка и литературы ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 1700
| Шубаева Е.И.
| 18.08.1984
| учитель русского языка и литературы
заместитель директора по УВР
| 28
| первая
30.04.2008
Первая
02.03.2009
| образовательной технологии АПК и ППРО, 2008, 72 ч, № 7971
Современные образовательные технологии ARJE Академия ПК и ППРО, 2008, 144 ч, № 688
Формирование модели оценки качества образования в школе, Центр диагностики качества образования, 72 ч, 2011 г №13/11-1740
Организация контроля и оценки планируемых результатов образования младших школьников в условиях введения ФГОС, 2012, 36 ч, Сертификат № 29
| Калякина О.В.
| 19.09.2010
| заместитель директора по УВР
учитель русского языка и литературы
| 22
| первая
31.12.2008
Высшая
28.04.2009
| «Образовательная карта как технология информационно- аналитической деятельности», ГОУ ДПО НИРО, 2010, 72 ч, № 370
Подготовка экспертов региональной предметной комиссии по предмету русский язык, 2008, 72 ч ГОУ ДПО НИРО сертификат № “T-125
Метод проектов как условие развития исследовательской компетенции учителя и ученика, 144 ч, 2009, АПК и ППРО, № 19513
Федеральные государственные стандарты начального общего образования ФГОУ АПК и ППРО , 72 ч, 2010, № у 5973/б
| Английский язык
| Ширяева Н.В.
| 26.08.1996
| учитель иностранного языка (английский)
| 29
| Первая
30.04.2008
| Теория и методика преподавания иностранного языка ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 511
| Токарева И.С.
| 24.08.2009
| учитель иностранного языка (английский)
| 3
| Соответствие занимаемой должности
27.04.2012
|
| Благочинова В.В.
| 01.09.2010
| учитель иностранного языка (английский)
| 2
|
|
| Мулихина И.И.
| 10.01.2010
| учитель иностранного языка (английский)
| 1,5
|
| Теория и методика преподавания иностранного языка
ГБОУ ДПО НИРО, 2012, 144 ч, №
| Хохлова Д.С.
| 29.08.2011
| учитель иностранного языка (английский)
| 1
|
|
| История, обществознание, религии России
| Борисова А.А.
| 15.08.2000
| учитель истории
| 13
| Первая
01.03.2008
| Современные подходы в преподавании истории и обществознания. Методика использования ИКТ в преподавании истории и обществознания, ГОУ ДПО НИРО, 2011, 144 ч, № 3911
| Большухин П.Н.
| 02.12.2004
| учитель истории
| 40
| Вторая
20.12.2010
| Теория и методика преподавания истории и обществознания ГОУ ДПО НИРО, 2006, 144 ч, № 3800
| Зотова Н.Д.
| 01.09.1984
| учитель истории
заместитель директора
по ВР
| 28
| Первая
20.12.2010
Первая
01.03.2010
| Теория и практика воспитания личности, ГОУ ДПО НИРО, 2010, 144 ч, № 82
| V. Участие обучающихся в конкурсах
ФИО
обучающегося
| Класс
(8,9.10.11)
| Конкурс
(областной, региональный, федеральный)
| Место
| ФИО руководителя
| Мартынова Анастасия Анатольевна
| 6
| Ломоносовские чтения
| Победитель
| Краснова С.В.
| Серкова Екатерина Михайловна
| 6
| Ломоносовские чтения
| Победитель
| Краснова С.В
| Адамов Илья Олегович
| 9
| Семь чудес Богородского района
| Победитель
| Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
| Гребенкин Антон Алексеевич
| 9
| Семь чудес Богородского района
| Победитель
| Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
| Догадин Тимофей Дмитриевич
| 9
| Семь чудес Богородского района
| Победитель
| Шубаева Е.И.,
Борисова А.А.
| Подлевских Татьяна Владимировна
| 7
| Семь чудес Богородского района
| Победитель
| Семенычева О. В.
| Гуйван Дарья Александровна
| 6
| Семь чудес Богородского района
| Призер
| Борисова А. А.
| Чистова Екатерина Сергеевна
| 10
| Районного конкурс «Товарищ, верь!..», посвященный
190-летию восстания декабристов.
| Победитель
| Борисова А.А.
| Третьякова Мария Дмитриевна
| 8
| Региональный сетевой
Интернет-проект
«По следам Нижегородского ополчения»
| 2 место
| Борисова А.А.
Любимова И.В.
| Боровикова Анна Александровна
| 8
| 2 место
| Горбачева Александра Михайловна
| 8
| 2 место
| Лопатникова Вера
| 8
| 2 место
| Чистова Екатерина Сергеевна
| 10
| Заочный тур ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ»
по истории
| Призер
| Борисова А.А.
| Чистова Екатерина Сергеевна
| 10
| Корни уходят в будущее
| Победитель
| Борисова А.А.
| Лопатникова Вера
| 8
| Нижегородское ополчение. Путь на Москву
| Победитель
| Борисова А.А.
| Третьякова Мария Дмитриевна
| 8
| Нижегородское ополчение. Путь на Москву
| Победитель
| Борисова А.А.
| Кургузикова Дарья Дмитриевна
| 5
| Моя семья в истории страны
| Победитель
| Борисова А. А.
| Плюсы:
1.Увеличилось число участников конкурсов.
2. Эффективная работа учителей в НОУ
Минусы:
1. Не все педагоги активно занимались внеклассной работой с обучающимися;
2. Не большое число победителей областных этапов.
VI. Участие учителей в конкурсах
ФИО учителя
| Название конкурса
| Место
| Шарова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
| Ярмарка педагогических идей
| победитель
| ПНПО «Лучшие учителя Нижегородской области»
| участие
| Борисова Анна Александровна,
учитель истории и обществознания
| конкурса дидактических и методических материалов «По страницам истории» на интернет-портале «Союз Творческих Людей», «Лаборатория IT-роста»
| лауреат
| Методическая работа.
Учителя русского языка и литературы Шарова Е.А. и Кульпина Ю.Е. прияли участие в проведении для учителей районных методических семинаров по подготовке обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации.
Темы самообразования:
№
| Ф.И.О.
| Тема самообразования
| Теоретические формы защиты
Практические формы защиты
| 1.
| Краснова С.В. Кульпина Ю. Е.
Шубаева Е. И.
Борисова А. А.
| Исследование уровня учебно-познавательной мотивации на уроках и ресурсы ее развития (ИСУД)
| Не проводилась
| 2
| Ширяева Н.В. Левашова Е.Ю.
Токарева И.С.
Благочинова В.В.
Мулихина И.И.
Хохлова Д.С. Шарова Е. А.
Фролова Г. И.
| Метод-проектов с использованием ИКТ-технологий как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
| Не проводилась
| VII. Результаты экзаменов
На 5-м заседании ШМО были утверждены тексты экзаменационных билетов в 9-х классах, которые сдаются в традиционной форме.
Билеты на утверждение представили:
Борисова А. А. – история России
Шарова Е. А., Шубаева Е.И. – литература
Русский язык в новой форме (ГИА) Класс
| Учитель
| Количество сдающих
| % качества
| 9А
| Шубаева Е.И.
| 24
| 100%
| 9Б
| Кульпина Ю.Е.
| 22
| 52%
| 9В
| Шарова Е.А.
| 26
| 69%
| 9Г
| Шубаева Е.И.
| 19
| 0%
|
Обществознание в новой форме (ГИА) Класс
| Учитель
| Количество сдающих
| % качества
| 9А
| Борисова А. А.
| 12
| 83%
| 9Б
| Большухин П. Н.
| 7
| 14%
| 9В
| Большухин П. Н.
| 12
| 58%
| Английский язык в новой форме (ГИА) Класс
| Учитель
| Количество сдающих
| % качества
| 9А
| Ширяева Н. В.
| 3
| 67%
| Экзамены по выбору
Предмет
| Учитель
| Класс
| Количество сдающих
| % качества
| История России
| Борисова А. А.
| 9 А
| 1
| 0%
| Литература
| Шарова Е. А.
| 9-в
| 4
| 75%
|
| Шубаева Е.И.
| 9-а
| 2
| 50%
| VIII. Результаты качества по предметам гуманитарного цикла
Предмет
| 2010-2011
| 2011-2012
| Русский язык
| 45,3
| 47,3
| Литература
| 52
| 57
| Английский язык
| 64,6
| 57,3
| История России
| 44,5
| 44,4
| Всеобщая история
| 48,7
| 49,4
| Обществознание
| 52,8
| 56,5
| Краеведение
| 72,2
| 58,3
| Религия России
| 60,2
| 52,7
| Из таблицы видно, что качество по большинству предметов выросло, кроме краеведения и религии России.
Результат работы ШМО:
Положительный опыт работы
| Выявленные проблемы
| Увеличение качества обучения русскому языку на 1%
Создана модель урока литературы в старших классах с использованием ИКТ и урока-подготовки к ГИА в 9-11 классах.
Увеличилось число участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, истории России и обществознанию, английскому языку; результативность участия в муниципальном этапе (7 победителей и 3призера); призер областного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, призер олимпиады Ломоносова по русскому языку.
Организована и проведена серьезная внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла, в которой приняли участие все педагоги объединения.
Участие в экспериментальной деятельности по изучению возможностей технологии ИСУД и использование ее в построении индивидуальной образовательной траектории учащихся
Организовано (спланировано и осуществлено) взаимопосещение уроков учителями внутри ШМО.
Организована работа с одаренными детьми в рамках сотрудничества с НОУ.
8. Создана система диагностических работ в рамках ШМО.
| Отсутствие должной работы по темам самообразования учителей ШМО (выступления на заседаниях ШМО, папка индивидуальных материалов учителя)
Издательская деятельность (методический сборник лучших открытых уроков, разработанных на основе лично ориентированного и компетентностного подходов, Сборник статей о ныне работающих учителях под общим названием «Портрет на фоне школы» - рабочее название)
3. Обобщение передового опыта
| Направления работы на следующий год:
1. Создать методический сборник уроков в условиях компетентностного подхода.
2. Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и конкурсам.
3. Участие в экспериментальной деятельности.
4. Развивать мотивации обучающихся к познавательной, мыслительной и творческой деятельности через применение современных педагогических технологий и внеклассную работу по предметам
5. Повышать профессиональную компетентность педагогов через обобщение и распространение своего творческого опыта, активное участие в работе МО, инновационную деятельность, использование ИКТ, активное участие в педагогических конкурсах |
|
|