|
Министерство образования Саратовской области гоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» психолого-педагогическая
Министерство образования Саратовской области
ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
(Методические рекомендации)
Саратов
2009
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ) /Министерство образования Саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2009. – 43с.
Автор-составитель: Кобзева Е.М.
В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы. Материалы сборника позволят организовать психолого-педагогическую подготовку обучающихся к итоговой аттестации.
Для педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов, специалистов и методистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений.
|
© Министерство образования Саратовской области, 2009
|
|
© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009
|
CОДЕРЖАНИЕ
|
Страница
|
Часть I.
Теоретические аспекты психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к итоговой аттестации
|
2
|
Часть II.
Практические аспекты психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к итоговой аттестации
|
9
|
Приложение 1
|
14
|
Приложение 2
|
16
|
Приложение 3
|
21
|
Приложение 4
|
25
|
Приложение 5
|
32
|
Литература
|
37
|
|
38
|
ЧАСТЬ I
Теоретические аспекты психолого-педагогической подготовки
участников образовательного процесса к итоговой аттестации
Одной из актуальных задач, которые ставятся перед российским образованием в рамках концепции модернизации образования, является переход к новой форме проведения итоговой аттестации в 9 классах.
Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.
В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).
Навыки, приобретаемые в ходе такой работы, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.
Понятие ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.
Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Можно выделить следующие критерии определения готовности:
формирование ЗУН, необходимых для обучения;
личностная готовность,
интеллектуальная готовность,
мотивационная готовность,
эмоционально-волевая готовность;
коммуникативная готовность.
По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств ''… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''
Показателем готовности может быть: обучаемость как
общая ''восприимчивость к знаниям'' (Б.Г. Ананьев),
''восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности'' (Н.А. Менчинская),
''общий темп продвижения учащихся'' (З.И. Калмыкова),
способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания'' (Л.С. Выготский).
Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.
Эмоционально-волевая готовность к экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.
Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.
Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Исходя из выше сказанного, можно выделить основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации:
использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
целесообразность в действиях;
способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
-
владение диагностическими умениями и навыками;
владение исследовательскими умениями и навыками;
способность организовывать и планировать деятельность
коммуникативные способности.
По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».
Участниками итоговой аттестации необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
ГИА можно рассматривать:
как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе психолого-педагогической подготовки необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться участники образовательного процесса при прохождении ГИА. Анализ трудностей помогает найти наиболее эффективные пути их решения.
Анализ возможных трудностей необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением итоговой аттестация в традиционной форме и в новой форме (Таблица 1).
Таблица 1.
Сравнение особенностей ГИА и традиционного экзамена
(по М.Ю. Чибисовой)
Отличительные особенности
|
Традиционный экзамен
|
Государственная итоговая аттестация
|
Что оценивается?
|
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях.
|
Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, планировать и организовывать свою деятельность.
|
Что влияет на оценку?
|
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.
|
Оценка максимально объективна.
|
Возможность исправить собственную ошибку
|
На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы.
|
Можно заметить и исправить ошибки при самостоятельной проверке.
|
Кто оценивает?
|
Знакомые ученику люди.
|
Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.
|
Когда можно узнать результаты экзамена?
|
На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней.
|
В течение нескольких дней.
|
Содержание экзамена
|
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)
|
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.
|
Как происходит фиксация результатов?
|
В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике.
|
Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.
|
Стратегия деятельности во время экзамена
|
Унифицированная
|
Индивидуальная
|
Таким образом, учитывая обозначенные расхождения в процедуре проведения итоговой аттестации в традиционной форме и в новой форме, следует отметить возросшую актуальность психолого-педагогической подготовки к данной процедуре всех ее участников.
Основные направления психолого-педагогической подготовки к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
К основным направлениям психолого-педагогической подготовки следует отнести:
психолого-педагогическое просвещение всех участников ГИА,
психолого-педагогическую подготовку всех участников ГИА,
подготовка педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста.
Психолого-педагогическое просвещение состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения аттестации и т.д.
Психолого-педагогическая подготовка участников включает формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения ГИА.
Подготовка педагогов и обучающихся к прохождению итоговой аттестации в форме теста связана с развитием у обучающихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
Необходимо выделить также следующие направления работы по психолого-педагогической подготовке в процессе предметной подготовки учащихся к ГИА:
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие мотивации и целеполагания;
формирование положительного отношения;
формирование роли участника экзамена;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки.
Педагогам, проводящим подготовку обучающихся к итоговой аттестации, важно помнить, что на результаты ГИА влияют:
уровень предметной подготовки;
уровень тестовой культуры выпускника;
психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
В психологии существует понятие «тестовая искушенность», которое означает, что любой испытуемый, не в первый раз проходящий процедуру тестирования, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование в первый раз. Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыков работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.
В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ГИА, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий, возникает необходимость развития у учащихся умения работать именно с такими тестами.
Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к государственной итоговой аттестации будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ГИА.
Комплексы упражнений, выполняемых учащимися в процессе подготовки к экзамену, должны сопровождаться пояснениями их психологического смысла, что будет способствовать Кроме того, сравнение времени, которое затрачивается учащимся на прохождение теста до начала подготовки, с аналогичным временем по её завершении, показывает сокращение времени прохождения теста в среднем на 20 – 30 %.
Часть II
Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению итоговой
аттестации по новой форме.
При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо:
адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;
составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации;
провести практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных ошибок учащихся, определить методические приемы по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся). (Приложение 1, 2)
Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру» (Н.Е.Щуркова), классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.
Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:
вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;
-
организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;
проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;
отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;
организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:
в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,
в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимся ГИА,
в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,
в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА.
Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА.
Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы с родителями (Приложение 3).
После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам. (Приложение 4)
Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Приложение 1
Примерный алгоритм работы учащихся в группе
при подготовке к ГИА:
индивидуальный анализ заданий теста и их выполнение;
представление своих наработок в группе (опыта);
подготовка выступления от группы и собственно выступление.
Предлагаемый алгоритм способствует:
ознакомлению с процедурой проведения аттестации по новой форме
снижению уровня тревожности обучающихся при прохождении аттестации;
расширению опыта прохождения аттестации в форме теста;
обогащение опыта наиболее эффективными способами преодоления трудностей;
повышению уровня «тестовой успешности»;
обучение объективной и субъективной трудности заданий и разумному выбору этих заданий;
обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
повышению самооценки, чувства уверенности в себе;
мобилизации в нужный момент максимума из минимума своих возможностей;
самостоятельному выполнению заданий;
знакомству обучающихся с электронными вариантами ГИА с использованием компьютера.
Анализ результатов ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных):
выявляет уровень и качество предметной подготовки;
выявляет уровень тестовой культуры обучающегося;
выявляет психологическую готовность обучающихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ГИА);
способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы;
способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.
Приложение 2
Психолого-педагогическая подготовка учащихся к ГИА
№ п/п
|
Основные моменты психологической подготовки к ГИА
|
Трудности
|
Пути преодоления трудностей
|
Ответственные
|
1.
|
Личностный фактор.
|
Снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА
|
Стрессовая ситуация экзамена.
|
Проведение тренингов по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Предоставление четких рекомендаций учащимся по подготовке и поведению во время ГИА.
|
Классный руководитель, педагоги-предметники,
психолог, родители
|
Формирование у обучающихся твердого убеждения в положительном результате на ГИА.
|
Мобилизация учеником в нужный момент максимума из минимума своих возможностей
|
Не повышать тревожности, не пугать учеников предстоящим ГИА, не внушать мысль о полной безнадежности.
Помочь найти «актуальный потолок» и стремиться повысить его (Определить, какой результат обучения планирует сам школьник и стремиться «на выходе» дать результат на балл выше)
|
Повышение самооценки у обучающихся, повышение чувства уверенности в себе.
|
Неуверенность в своих силах, знаниях по предмету.
|
Подбадривать учащихся, хвалить за то, что они делают хорошо при выполнении заданий тренировочных тестов.
Проводить психологически продуманные игры при спланированном подборе заданий (предварительно не объявлять уровень сложности заданий, после решения спросить: «Как вы думаете, из какого раздела было это задание? Кому оно показалось невероятно трудным?» …)
|
|
Подготовка к сдаче ГИА.
|
Техническая подготовка к сдаче ГИА.
|
Обучение выпускников способу выполнения заданий разных типов, а так же записи ответов в специальные бланки. Использование этих бланков для проведения самостоятельных и диагностических контрольных работ (необходимо обращать внимание на правильность заполнения, печатные буквы, запись символов и прочие технические условия).
|
Педагоги-предметники
|
|
Формирование психотехнических навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем).
|
Распределение тем учебного материала, планирование работы.
|
Осуществлять повторение в ходе обобщающего повторения на уроках в школе, подготовительных курсах и самостоятельно обучающимися.
Активно вводить новые тестовые технологии в систему обучения.
Обучать способам логической работы с материалом (составление кратких схематические выписки, таблиц и т.п.).
Выполнять как можно больше заданий различных типов, включенных в материалы ГИА.
|
Педагоги-предметники, выпускники
|
2.
|
Техника сдачи теста
|
|
Обучение приему «спирального движения» по тексту
|
Полное несоответствие с традиционной методикой обучения школьников.
«Зацикливание» на задании.
|
Обучить способам работы с тестом:
Просмотреть текст от начала до конца, отметить задание, которые кажутся учащемуся простыми и легкими (выполнить их первыми).
Просмотреть раздел В и отметить 2 – 3 задания, которые поняли сразу.
Отметить пример из раздела С, который попробовать решить.
Затем вернуться к разделу А. Повторить все заново.
Не тратить на «застрявшее задание» более 3-ех минут, лучше вернуться к нему позже.
|
Педагоги-предметники, выпускники
|
|
Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени.
|
Распределение времени на выполнение ГИА, постоянный жесткий контроль времени.
|
Выбор стратегии (примерный вариант):
Ученик претендует на «5»:
40 – 45 минут – раздел А;
7 – 8 заданий из В за 1 час;
1 – 2 задания из С за 1 – 1,5 часа. Выполнение всех заданий на «5» не требуется.
Ученик претендует на «4»:
Первый час – уложиться с разделом А (не успели, вернуться после, при наличии времени);
Второй час – все, что удается из раздела В;
Третий час – посвятить разделу С.
Ученик претендует на «3»:
тренироваться в выполнении базовых заданий (только А). Достаточно 7 из 14 правильно выполненных заданий, но с учетом возможных ошибок. Следует попытаться решить как можно больше.
|
Педагоги-предметники, выпускники
|
|
|
«Марафонский» (3 - 4 часа без перерыва) режим работы.
|
Специальная подготовка работы, выработка привычки «напрягаться в предмете». Тренироваться и приучать к жесткому режиму на курсах подготовки к ГИА (первые две недели – отдых между часами 5 мин., затем работа «без перерыва»).
|
|
|
Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, разумному выбору этих заданий.
|
Учителя ориентированы на устранение пробелов в знаниях.
|
Проводить подготовку так, чтобы ученик самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов (проведение тестирований и диагностических работ).
Научить избегать слабых мест при выполнении теста, выполнять те задания, в которых выпускник ориентируется хорошо.
|
Педагоги-предметники, выпускники
|
|
|
|