|
Анализ работы мо гуманитарного цикла мбоу «Скородненская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год
Анализ работы МО гуманитарного цикла МБОУ «Скородненская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год.
Цели анализа:
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО.
МО гуманитарного цикла в этом учебном году работало над методической темой «Формирование ключевых компетенций на уроках предметов гуманитарного цикла».
Были поставлены следующие цели:
повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки, экономики через формирование информационной культуры учащихся;
повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи работы МО:
Продолжить работу по повышению профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных дисциплин через апробацию и внедрение современных подходов к применению информационных технологий и телекоммуникаций в области гуманитарных наук, введение метода проекта в образовательную деятельность.
Продолжить работу по созданию банка программно-методических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам гуманитарного цикла, справочники, энциклопедии и т.д.).
Продолжить работу по совершенствованию форм внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла.
Работа МО осуществлялась по следующим направлениям:
Повышение квалификации педагогов
Изучение и внедрение новых педагогических технологий
Индивидуальная работа с одаренными учащимися
Распространение личного педагогического опыта
Самоанализ собственной деятельности
Мониторинг качества знаний учащихся
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО.
В 2012 – 2013 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 7 педагогов:
-
Токарева Г.В., учитель французского языка, руководитель МО.
-
Быковская Л.А., учитель русского языка и литературы
Фандикова Н.М., учитель русского языка и литературы
Топунова Н.В., учитель истории и обществознания
Селеменева Л.Ф., учитель изобразительного искусства
Катальникова И.А., учитель музыки,
Фролова С.В., учитель истории и обществознания.
Было проведено 5 плановых заседания, в ходе которых обсуждены: анализ работы за 2011-2012 учебный год, план работы на 2012/2013 учебный год, рабочие программы по предметам, материалы для проведения директорских контрольных работ, материалы для проведения школьных олимпиад, экзаменационные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5-8, 10 классах, учебники для использования в работе в 2013/2014 учебном году; педагоги знакомились с новинками учебно-методической литературы; анализировались планирование учебного материала, учебных программ, результаты директорских контрольных работ, ЕГЭ и ГИА.
На тематических МО рассмотрены следующие вопросы:
1. Формирование ключевых компетенций на уроках предметов гуманитарного цикла. семинар, в ходе которого учителя – предметники познакомили своих коллег с опытом работы по данной теме: Селеменева Л.Ф., Токарева Г.В., Быковская Л.А., Фандикова Н.М., Фролова С.В.)
2. Проектная и исследовательская деятельность в преподавании гуманитарных дисциплин. Использование интернет – ресурсов в школьном обучении » (круглый стол) (Быковская Л.А., Токарева Г.В., Топунова Н.В.
3. Совершенствование форм и методов работы при подготовке учащихся к ГИА в 9 классе, государственной (итоговой) аттестации в 11 классе (дискуссия).
В рамках предметной недели проведены следующие внеклассные мероприятия:
лингвистический конкурс «Союз числа и имени», 6 класс (Быковская Л.А.),
игра – конкурс «»Знатоки сказок» ,3,5 классы (Фандикова Н.М.),
интеллектуальная игра «Самый умный», 7-11 классы (Токарева Г.В.),
игра «Большой конкурс французского языка» 2-6 классы (Токарева Г.В.),
выставка «Святыни России» (Топунова Н.В.),
внеклассное мероприятие «Дни воинской славы» (Топунова Н.В.);
внеклассное мероприятие «Мир звука, цвета и слова» (Катальникова И.А.).
Результат: для педагогов школы создаются условия для развития педагогического мастерства, повысился уровень их профессионального саморазвития, учителя-предметники рационально планируют учебный материал, осваивают и применяют на практике новые технологии урока, формируют ключевые компетенции (ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, компетенцию личностного самосовершенствования), применяют проектную исследовательскую деятельность при проведении уроков, внеклассных мероприятий, совершенствуют формы и методы работы при подготовки учащихся к ГИА, государственной (итоговой) аттестации).
Формы проведения заседаний (семинар, «круглый стол, дискуссия и т.д.), помогали не только решить задачи МО, но и учителя-предметники широко использовали их на уроках.
Учителя-предметники гуманитарного цикла приняли активное участие во Всероссийских конкурсах:
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества на веб-сайте www.educontest.net (43 % учителей гуманитарного цикла: Селеменева Л.Ф. урок искусства «Способы передачи сообщений в искусстве», Токарева Г.В. урок французского языка «В лаборатории учёного кота», Фандикова Н.М. урок литературы «Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью»;
Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» конкурс «Презентация к уроку» на сайте www.1september.ru внеклассное мероприятие по французскому языку «В мире слов» (Токарева Г.В.), (2011/2012 уч.год – номинант конкурса «Презентация к уроку».)
В рамках районного МО учителей иностранного языка на базе МБОУ «Скородненская средняя общеобразовательная школа» – проведено: открытый урок по теме «В магазине» в 3 классе, выступление – «Из опыта работы по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации».
Чтение лекции в Институте усовершенствования учителей по теме «Современный урок иностранного языка. Работа в классах коррекции» (Токарева Г.В.).
Созданы персональные мини-сайты учителей (Токарева Г.В.)
Обучающиеся школы принимали участие в школьных и районных олимпиадах:
Результаты школьных олимпиад:
1
|
Замуруева Анна Викторовна
|
11
|
Французский язык
|
Токарева Г.В.
|
II
|
2.
|
Спиридонов Денис
|
6
|
Русский язык
|
Быковская Л.А.
|
II
|
3
|
Куракова Ирина
|
6
|
Русский язык
|
Быковская Л.А.
|
III
|
4
|
Быковская Мария
|
10
|
Русский язык
|
Быковская Л.А.
|
III
|
Результаты районных олимпиад:
1
|
Замуруева Анна Викторовна
|
11
|
Французский язык
|
Токарева Г.В.
|
II
|
2
|
Быковская Мария
|
10
|
Русский язык
|
Быковская Л.А.
|
-
|
(обучающиеся не приняли участие в школьных и районных олимпиадах по истории, обществознанию, – учитель Топунова Н.В., по русскому языку – учитель Фандикова Н.М.)
Участие в районных, международных конкурсах:
Районный конкурс «Живая классика»
1
|
Спиридонов Денис
|
6
|
Быковская Л.А.
|
Поощрение
|
2.
|
Куракова Ирина
|
6
|
Быковская Л.А.
|
I
|
3
|
Петрыкин Владимир
|
6
|
Быковская Л.А.
|
Поощрение
|
Международный конкурс статистических постеров ISLP среди школьников «Орловская областная программа развития сельского хозяйства на 2009-2012 год»: Петрыкин Сергей, Быковская Мария, Кожевникова Наталия, 10 класс (руководитель – Селеменева Л.Ф.):
№
п/п
|
ФИ учащегося
|
Класс
|
ФИО учителя
|
Поощрения
|
1
|
Быковская Мария
|
10
|
Селеменева Л.Ф
|
Сертификат участника регионального этапа международного конкурса статистических постеров ISLP
|
2.
|
Кожевникова Наталия
|
10
|
Селеменева Л.Ф
|
Сертификат участника регионального этапа международного конкурса статистических постеров ISLP
|
3
|
Петрыкин Сергей
|
10
|
Селеменева Л.Ф
|
Сертификат участника регионального этапа международного конкурса статистических постеров ISLP
|
(Селеменева Л.Ф - Благодарственное письмо за формирование у учащихся навыков командной работы, повышение статистической грамотности населения и популяризацию деятельности Федеральной службы государственной статистики)
100 % обучающихся освоили общеобразовательные программы.
Однако в работе педагогов гуманитарного цикла имеются недостатки:
Ослаблена работа с детьми , мотивированными на учёбу,
Не соблюдается преемственность в обучении между средней и начальной школой,
При проведении уроков редко используется метод обучения в сотрудничестве, не осуществляется рефлексия учебной деятельности, рефлексия эмоционального состояния обучающихся.
С целью повышения профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных дисциплин через совершенствование форм и методов работы , активизации работы с учащимися, мотивированными на учёбу, соблюдения преемственности между учителями среднего звена и учителями начальных классов, повышения качества знаний учащихся, выполнения требований к проведению современного урока в условиях введения ФГОС второго поколения в 2013/2014 учебном году на заседаниях МО рассмотреть следующие вопросы:
Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
Обучение в сотрудничестве (работа в группах, парах). Организация рефлексии на уроках.
Взаимодействие учителей гуманитарного цикла и учителей начальных классов.
МБОУ «СКОРОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА
МО УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.
ТЕМА:
«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников».
РУКОВОДИТЕЛЬ: ТОКАРЕВА Г.В., УЧИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА.
2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современном обществе востребованы люди, способные активно откликаться на возникающие перед государством проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные трудности, поэтому перед учителями поставлена сложная задача – воспитать активную творчески мыслящую личность. Успешно решать эту задачу в нашей школе поможет методическое объединение учителей гуманитарного цикла, которое повысит профессиональный уровень педагогов, раскроет лучший педагогический опыт, даст возможность развитию инициативы и творческому росту профессионального мастерства педагогов.
На МО учителей педагоги будут работать над решением следующих задач: совершенствование форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении, применение деятельностно – развивающих технологий на уроках в целях развития ключевых компетенций учащихся
Формы проведения заседаний («дискуссия», «круглый стол», мастер-класс, практические занятия и т.д.), помогут не только решить задачи МО, но и использоваться учителями на уроках.
Программа рассчитана на 1 год, составлена с учётом анализа предыдущей работы, целей учебных программ, проблемы школы. В ней учтены результаты диагностики учителей, проблемы, с которыми сталкиваются наши ученики, рекомендации совещаний при директоре, педсоветов за 2012/20123 учебный год.
Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013/2014 учебный год:
«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников».
Цели и задачи работы МО учителей гуманитарного цикла на 2013/2014 учебный год
Цель: повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки, экономики через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
Задачи:
Совершенствовать формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении;
Применять деятельностно – развивающие технологии на уроках в целях развития ключевых компетенций учащихся;
Изучить опыт педагогов – новаторов по теме МО;
Организовать обмен опытом среди членов МО;
Прогнозируемый результат:
Повысится профессиональное мастерство педагогов. Учителя сформируют
выпускника , готового использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач, способного откликаться на возникающие перед государством проблемы, понимающего общую ситуацию, умеющего системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные трудности.
Состав МО учителей гуманитарного цикла.
Токарева Г.В., учитель французского языка, руководитель МО.
Быковская Л.А., учитель русского языка и литературы
Фандикова Н.М., учитель русского языка и литературы
Топунова Н.В., учитель истории и обществознания
Селеменева Л.Ф., учитель изобразительного искусства
Катальникова И.А., учитель экономики и музыки.
Фролова С.В., учитель истории и обществознания
План работы МО гуманитарного цикла на 2013/ 2014 учебный год
Раздел 1. Организационно-педагогическая деятельность.
Задачи:
повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МБОУ;
создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
П/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответ-ый
|
1
|
Проведение заседаний МО
|
1 раз в
четверть
|
Руководитель МО
|
2
|
Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных МО.
|
В течение года
|
Члены МО
|
3
|
Организация и проведение школьного тура предметных олимпиад
внутриклассные олимпиады
школьные олимпиады
|
Октябрь-ноябрь
|
Члены МО
|
4
|
Организация индивидуальных занятий и консультаций для победителей школьных олимпиад, их подготовка к районным предметным олимпиадам
|
ноябрь
|
Члены МО
Руководитель МО
|
5
|
Организация участия победителей школьных олимпиад в районных олимпиадах
подготовка аналитического отчета о проведении школьных олимпиад
|
ноябрь
|
Руководитель МО
|
6
|
Организация работы по аттестации учителей:
уточнение списка учителей, аттестующихся в учебном году;
оказание методической помощи
|
В течение года
|
Руководитель МО
|
7
|
Организация взаимодействия с культурно-просветительскими учреждениями села, района (музеями, библиотеками, СДК, РДК)
|
В течение года
|
Члены МО
|
8
|
Организация взаимодействия по обеспечению преемственности и непрерывности образования между МО учителей начальных классов и учителей- предметников (на этапе перехода из начальной школы в основную).
|
В течение года
|
Руководитель МО
|
Раздел 2. Информационная деятельность.
П/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответ-ый
|
1
|
Изучение нормативных документов
|
1 раз в четверть
|
Руководитель МО
|
2
|
Информирование членов МО о новинках методической литературы.
|
В течение года
|
Руководитель МО
|
3
|
Создание банков данных по различным направлениям деятельности
создание банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов;
создание банка данных контрольно-измерительных и диагностических материалов.
|
В течение года
|
Руководитель МО
|
Раздел 3. Научно-методическая деятельность.
Задачи:
формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическая, методическая);
организация и проведение мониторинга обученности учащихся.
П/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответ-ый
|
1
|
Изучение нормативных документов, методических рекомендаций по преподаванию предметов гуманитарного цикла на 2013/2014 учебный год
|
Август
|
Члены МО
|
2
|
Подборка дидактического обеспечения учебных программ
|
В течение года
|
Член МО
|
3
|
Разработка рабочих программ по предметам гуманитарного цикла
|
Сентябрь
|
Члены МО
|
4
|
Составление планов самообразования
|
Август
|
Члены МО
|
5
|
Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей учащихся
|
В течение года
|
Члены МО
|
6
|
Организация и проведение входного контроля знаний учащихся
|
Сентябрь
|
Члены МО
|
7
|
Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам
|
Ноябрь, декабрь, февраль, май
|
Члены МО
|
8
|
Организация работы с отстающими учащимися
|
В течение года
|
Члены МО
|
9
|
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов
|
Апрель, май
|
Члены МО
|
10
|
Заседания МО (план прилагается)
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Диагностико - аналитическая деятельность.
П/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответ-ый
|
1
|
Анализ состояния преподаваемых предметов:
контроль качества за I полугодие 2013/2014 учебного года, мониторинг
итоги срезов знаний учащихся
|
Январь-февраль
|
Члены МО
|
2
|
Диагностические исследования:
профессиональные затруднения педагогов, опыт самодиагностики
|
в течение года
|
Члены МО
|
3
|
Анализ уровня обученности учащихся 5-10 классов (по результатам контрольных работ, срезов знаний, итоговых оценок)
|
в течение года
|
Члены МО
|
4
|
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
|
июнь
|
Руководитель МО
|
|
|
|
|
Планирование заседаний МО гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год.
№ заседания
|
Повестка заседания
|
срок
|
1
|
Анализ планирования учебного материала, учебных программ.
|
август-сентябрь
|
|
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по предметам за 2012 – 2013 учебный год
|
Утверждение плана работы МО на 2013 – 2014 учебный год
|
|
Утверждение материалов для проведения директорских контрольных работ, материалов для проведения школьных олимпиад
|
2
|
Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников. (Семинар)
|
ноябрь
|
Организация подготовки и проведения школьных олимпиад и организация подготовки к районным олимпиадам по предметам гуманитарного цикла.
|
Анализ директорских контрольных работ
|
3
|
Обучение в сотрудничестве (работа в группах, парах). Организация рефлексии на уроках.
(Мастер – классы)
|
январь
|
Анализ результатов школьного , районного этапов предметных олимпиад
|
4.
|
Взаимодействие учителей гуманитарного цикла и учителей начальных классов. Вопросы преемственности. («круглый стол»)
|
апрель
|
Утверждение экзаменационных материалов для проведения промежуточной , государственной (итоговой) аттестации
|
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. (Отчеты по темам самообразования)
|
5
|
Анализ работы МО за 2013 – 2014 учебный год
|
июнь
|
Утверждение перечня учебников и программ на 2014 – 2015 учебный год
|
|
Анализ результатов итоговых контрольных работ по предметам гуманитарного цикла
|
|
|
|
|
|