|
Актуальности метода проектов 2 Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Психолого-педагогическое обоснование
актуальности метода проектов____________________________________ 2
Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе
2.1 Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта________ 4
2.2 Технология проектной деятельности_________________________ 4
2.3 Место проекта в планировании уроков русского языка_________6
2.4 Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии
проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»______6
2.4.1 Работа над проектом «Русские народные промыслы»
на уроке развития речи в 6 классе ___________________________ 7
2.4.2 Классный час с привлечением родителей
учащихся 6 класса «Ярмарка русских народных промыслов» _____ 11
Заключение _________________________________________________ 14
Список литературы __________________________________________ 15
Приложения ________________________________________________ 16
1. Психолого-педагогическое обоснование актуальности метода проектов
Проектировать —
...значит создавать новую культурную норму,
а через нее новую возможность существования.
О. М. Генисаретский
Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта, формирование гражданской идентичности. Это должно обеспечить укрепление российской государственности, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.
Для реализации и развития перечисленных качеств и способностей личности учащегося необходимо активнее переходить в школьном образовании с методов репродуктивно-информационного обучения к продуктивным формам и методам, позволяющим активизировать личностный потенциал учащегося. Одним из них является метод проектов, который завоевал широкую популярность в мировой педагогической практике, но до сих пор в должной мере не реализован в отечественном школьном образовании1.
Проектирование определяют как сложный вид деятельности, сутью которой является построение образа объекта, системы или процесса с целью его дальнейшего воплощения в жизнь. Это творческий процесс, т.к. результатом такой деятельности становится новая реальность.
Образовательный процесс понимается сегодня как взаимодействие, сотворчество, взаимообучение. Его цель — получение нового, действенного знания. Каждый обучающийся, прокладывая свой путь к такому знанию, конструирует свое видение мира. Проект выражает намерение субъектов образовательного процесса найти собственное решение личностно важной познавательной проблемы. В педагогическом процессе проектирование — профессионально значимое педагогическое умение, которое выражается в прогнозировании, планировании своей деятельности, умении связывать этапы целеполагания и оценки конкретных результатов. Таким образом, обучение проектированию — важнейшая образовательная задача.
Метод проектов считается наиболее эффективным из методов обучения, особенно для освоения практических навыков, так как синтезирует все виды деятельности: самостоятельную работу учащихся под руководством учителя, исследовательскую деятельность школьников, совместную деятельность учеников, совместную трудовую деятельность по освоению определенных навыков, деятельность, предполагающую результат и пр.
Метод проектов отражает основные принципы гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода, которые признаны современной педагогикой в качестве приоритетных. Такой подход подразумевает развитие способностей учащегося и исходит из его возможностей. Это меняет весь процесс обучения и воспитания, сами отношения с учеником и подходы к оценке образовательных результатов.
Особенно актуальным метод проектов становится в наше время, потому что дает возможность школьнику проявлять активную позицию в познании, а учителю — осуществлять демократические формы управления процессом обучения. Проектирование необходимо для выработки у учащихся самостоятельного, критического мышления с опорой на знание фактов, формирования умения практически применять полученные знания, принимать аргументированные решения, выбирать эффективные пути достижения цели, создавать продукт.
1 Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процессе профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.
Сущность культурного развития составляют социальные отношения. Известный психолог Л.С. Выготский рассматривает развитие высших психических функций ребенка (внимание, память, мышление, речь, арифметические операции, высшие формы волевого поведения) как переход «естественных» функций в «культурные», который происходит в ходе общения ребенка с другими людьми: «...через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции»1. Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности. Метод проектов формирует личностные качества, которые развиваются только в деятельности: умение работать совместно, брать ответственность за выбор решения, анализировать и беспристрастно оценивать результаты деятельности.
Проектная деятельность, сложная по структуре и междисциплинарная по содержанию, синтезирует разные виды деятельности и средства познания, она требует от человека умения анализировать, обобщать, экспериментировать, отыскивать новые и непротиворечивые решения, оценивать результаты.
Основой проектирования как творческого процесса является воображение.
От творческого проектное воображение отличают: сочетание фантазии с умением составить целостный образ воображаемого объекта; «запланированность» открытия; возможность удерживать не одну, а сразу несколько имеющихся изображений (картин), иногда противоречащих друг другу.
С возрастом формирование проектного (как и творческого) воображения затрудняется в силу накопления стереотипов восприятия и реакций. Поэтому насущная задача школы — развивать данный вид воображения у детей как можно раньше с учетом их возрастных особенностей, в частности, с подростками — предоставляя им возможность проявить самостоятельность в активной деятельности.
Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих способностей, самостоятельности, волевых качеств.
Таким образом, актуальность метода проектов обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:
смещение акцентов: от школы заучивания – к школе развития;
понимание значимости гуманитарного знания – востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого знания;
признание ученика субъектом обучения, а значит, приоритетными его личность и интересы;
построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познание себя и мира через познание другого);
осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результат.
Обучение методу проектов может проходить только в самом проекте. Во второй главе будет рассмотрена система работы учителя по организации проектной деятельности учащихся 6 класса на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы».
_____________________________________________________________________________
1 Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983. Т. 3. С. 144.
2. Структура деятельности обучающихся и учителя в ходе реализации проекта «Русские народные промыслы» в 6 классе
Любовь к малой Родине – это
нечто отвлечённое, это – и любовь
к своему народу, к своей местности,
к памятникам её культуры, гордость
своей историей…
Д.С. Лихачев
2.1 Патриотическое воспитание в ходе реализации проекта.
Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. На своих уроках мы стараемся расширять и углублять представления учащихся о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях нашей Родины.
Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция. Поэтому тема проекта по развитию речи «Русские народные промыслы» была выбрана неслучайно.
2.2 Технология проектной деятельности
В процессе обучения методу проектов учащиеся должны освоить его технологию, чтобы уметь самостоятельно реализовать свой проект (от его замысла до рефлексии). Это возможно в старшей школе при условии методически правильно организованной работы учителя по введению метода проектов в образовательный процесс, начиная со среднего звена.
В таблице 1 указаны условия проектной работы, которые способствуют формированию надпредметных и общепредметных умений и навыков.
Таблица 1
Развитие умений учащихся в проектной деятельности
Условия проектной деятельности, |способствующие развитию умений
|
Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности
|
Надпредметные
|
Общепредметные
|
Личностно значимая цель и проблема
|
Вычленять проблемы, определять цели и задачи решения проблемы
|
Использовать средства представления информации, схем решения учебных и практических задач; планировать работу
|
Необходимость получения практических результатов
|
Применять полученные знания
|
Собирать и анализировать новую информацию; углублять знания в определенной области
|
Педагогические ситуации с новыми и неожиданными трудностями
|
Воспринимать факты в непривычных ракурсах; решать неожиданно возникающие проблемы; искать нестандартные пути решения проблем
|
Организовывать работу, учиться в активных формах; преобразовывать практическую задачу в исследовательскую и познавательную
|
Условия проектной деятельности, способствующие развитию умений
|
Умения учащихся, которые развиваются в проектной деятельности
|
Надпредметные
|
Общепредметные
|
Мотивация
к познанию
|
Внедрять в практику новые механизмы и алгоритмы решения проблем
|
Интегрировать знания из разных источников
|
Коллективная
деятельность
|
Работать в группах; возглавлять команду; организовывать обсуждения и встречи группы; принимать решения и нести ответственность
|
Проводить сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию, устанавливать аналогии, относить к известным понятиям
|
Ситуации общения
|
Учиться сотрудничеству, такту, уважительному отношению к мнению других, ведению дискуссий
|
Воспринимать информацию на слух, ставить вопросы; убеждать, логически строить аргументацию; составлять высказывания в устной и письменной формах
|
Автономность и свобода действий
|
Получать удовлетворение от работы; нести ответственность
|
Осваивать межпредметные категории; контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
Представление
продукта деятельности
|
Делать отчет о проделанной работе
|
Представлять работу в разных формах; анализировать и оценивать свою и чужую работу
|
Рефлексия
|
Давать адекватную самооценку, выявлять сильные и слабые стороны
|
Осваивать форму познавательной и личностной рефлексии
|
Степень самостоятельности учащихся зависит от того, насколько педагог подготовил их к проектной деятельности.
Задача учителя в методе проектов — обучение следующим умениям и навыкам:
аргументировать свою позицию выбора темы;
формулировать цель, конкретизировать задачи;
планировать работу;
действовать индивидуально, совместно в парах, группах;
составлять график работы, распределять время работы;
готовить презентацию результатов;
оценивать результаты, осуществлять рефлексию;
проводить исследование;
использовать методы обработки материала из литературы и Интернета.
2.3 Место проекта в планировании уроков русского языка
Метод проектов предполагает развитие интеграции связей учебных дисциплин, что способно сформировать качественно новую систему – «интегральное образовательное пространство». На интегрированном уроке систематика предмета отходит на второй план. Режим проектной деятельности может быть построен при отсутствии в планировании уроков по конкретным темам.
Так, в тематическом планировании уроков русского языка в 6 классе не выделены отдельные уроки для реализации проекта «Русские народные промыслы». С описанием предмета (игрушки) в научном и художественном стиле учащиеся знакомились на уроках развития речи в 5 классе. Однако необходимыми умения и навыками для выполнения данного проекта на тот момент они не обладали. Таким образом, работа над проектом была начата на уроке развития речи в 6 классе «Роль прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах», далее рассредоточена на нескольких уроках русского языка как работа по развитию письменной речи учащихся, индивидуально-групповых занятиях. Итоговая презентация результатов проектной деятельности и защита проектов были представлены учащимися на тематическом классном часе «Ярмарка народных промыслов».
2.4 Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения. Проект «Русские народные промыслы»
Общие данные о проекте:
Предмет: русский язык.
Связь с другими предметами: изобразительное искусство, история России, технология.
Класс: 6.
Количество участников: 20 учащихся (3 рабочих группы, остальные – индивидуальные).
Тип проекта: учебный (сочинение-описание предмета русского народного промысла в научном и художественном стиле)
Направленность: информационный, исследовательский и творческий.
Форма работы: индивидуальная, групповая
Продолжительность: краткосрочный, рассчитанный на один месяц; 2 урока развития речи, индивидуально-групповые занятия, индивидуальные консультации, классный час.
Цели и задачи:
Методические
закрепить умения и навыки по развитию речи: приёмы сжатия текста; выборочное изложение текста; типы речи, описание предмета (игрушки); стили речи; создание текстов научного и художественного стилей.
Дидактические:
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
совершенствование навыков исследовательской деятельности;
формирование навыков работы в команде;
приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Воспитательные:
-
воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества приобщать учащихся к искусству народных промыслов, к национальной культуре России;
Планируемый результат: создание групповых и индивидуальных проектов-описаний
изделий русских народных промыслов с последующим их представлением на тематическом внеклассном мероприятии.
Этапы работы
Подготовительный этап: деятельность учителя и ученика во время урока русского языка «Роль прилагательных в художественном тексте».
2.4.1 Работа над проектом «Русские народные промыслы» на уроке развития речи в 6 классе.
Тема урока: «Роль прилагательных в художественном тексте о русских народных промыслах»
Цели и задачи:
Формировать умение видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном тексте, развивать умения использовать эпитеты в письменной речи.
Повторить правописание безударных окончаний прилагательных.
Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, способствовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира и пробуждению у шестиклассников интереса к народного творчества.
Тип урока: урок развития речи учащихся с применением ИКТ.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация «Из старины пришедшие ремесла…»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
Вступительное слово учителя.
Повторение изученного ранее о прилагательном. Повторение орфограммы «Правописание окончаний имён прилагательных».
Презентация «Из старины пришедшие ремёсла…».
Слово учителя: Мы видели, как народные умельцы искусно подбирают оттенки цвета, создавая произведения. Подобно художнику, поэт подбирает слова.
Функции прилагательных в речи и художественном тексте. Работа с текстом стихотворения «Гжель».
Задание. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите орфограмму.
Гжель
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, син… речка.
В этой негромк… российск… природе
Слышится эхо любим… мелодий.
И светлее вода родниковая,
И дыхание ветра свежей –
Расцветает гжель васильков… ,
Незабудков… гжель.
Рядом с осинками в син… рябинках,
Син… гроздья на син… рябинках,
Син… зори и син… птицы -
С этой красою ничто не сравнится.
Звонк… волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Вопрос учителя: над каким видом орфограмм работали? Прочитайте текст. Чем он отличается от предыдущего стихотворения? (отсутствием прилагательных)
Есть в Подмосковье такое местечко:
рощица, речка.
В этой природе
Слышится эхо мелодий.
И вода ,
И дыхание ветра –
Расцветает гжель,
гжель.
Рядом с осинками в рябинках,
гроздья на рябинках,
зори и птицы.
С этой красой ничто не сравнится.
волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
Вопрос учителя: Какова функция имен прилагательных в тексте? (Выделяют нужный предмет из многих одинаковых, передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее, выражают личностное отношение).
7. Физминутка.
8. Творческое задание. На мультимедийный экране проецируем текст.
Задание: дополните текст прилагательными. Выразительно прочитайте получившийся текст. Определите роль прилагательных в тексте.
Перед нами поднос, бортики которого украшены …………………….. узором. В центре подноса - …………………… букет. Несколько самых крупных …………………… и ……………………… цветов, изображённых на ………………………… фоне, окружены россыпью «анютиных глазок» и ………………… незабудок. Цветы связаны между собой ……………………. стебельками, ………………. веточками и листочками. Это типичный орнамент жостовского подноса.
Вопрос учителя: как называются красочные прилагательные-определения, помогающие создать художественный образ предмета? (эпитеты).
9. Работа над проектом «Русские народные промыслы».
Слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с проектной деятельностью, информирует о целях и задачах такой работы.
Предлагает на выбор темы: «Русские народные промыслы живы и сегодня», «Золотая хохлома», «Русские народные игрушки», «Изделие русского народного промысла, которое хранится в нашей семье».
Формирует предварительные группы учащихся. Возможен индивидуальный проект.
Предлагает план проектной деятельности с указанием ориентировочных сроков, составленный заранее, так как детям еще сложно это делать самостоятельно.
Учитель информирует о правилах оформления проектной работы. Учащиеся могут выполнять проект на листах бумаги А 4 или в виде мультимедийной презентации в PowerPoint.
10. Домашнее задание с инструкцией.
Объединиться в группы или индивидуально.
Выбрать тему проекта.
Выбрать предмет народного промысла для описания.
Оформить план работы над проектом (на листе бумаги или на слайде презентации в PowerPoint). Примерный план вывешен на доске информации к уроку и на сайте школы.
Примерный план
Этап 1
Выбор предмета русского народного промысла
Оформление плана
Срок исполнения: 4 дня
Контроль : индивидуально-групповая консультация
Этап 2
Исторические сведения о промысле (1 лист А4 или 2-3 слайда)
Изображение выбранного предмета русского народного промысла (1 лист А4 или 1 слайд)
Срок исполнения: 1 неделя (04.04.09)
Контроль: индивидуально-групповая консультация. Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Этап 3
Сочинение – описание предмета народного промысла в научном стиле (1 лист А4 или 1-2 слайда)
План сочинения
Вступление. Изделие русского народного промысла.
Основная часть. Научное описание изделия.
Материал.
Форма. Размер.
Цвет. Орнамент.
Заключение. Применение (использование) данного изделия.
Исполнители: каждый ученик класса
Срок исполнения: 1 неделя (11.04.09)
Контроль : оценивание работ по нормами проверки сочинений.
Этап 4
сочинение-описание изделия народного промысла в художественном стиле.
План сочинения
I. Вступление. Какой предмет я описываю. Откуда он у меня появился.
II. Основная часть. Художественное описание предмета.
1. Материал.
2. Форма изделия. Размер.
3. Цвет изделия. Орнамент.
III. Заключение. Как этот предмет используют у меня дома. Моё отношение к нему.
Исполнители: каждый ученик класса
Срок исполнения: неделя (18.04.09)
Контроль учителя: оценивание работ по нормами проверки сочинений.
Этап 5
итоговый классный час «Из старины пришедшие ремёсла…» «Ярмарка русских народных промыслов» с привлечением родителей учеников 6 класса
План мероприятия
Выставка предметов народных промыслов.
Выступление учащихся с рассказами об истории русских народных промыслов.
Демонстрация лучших творческих работ учащихся. Коллективное обсуждение проектов. Самооценка учащихся.
Рассказ Нуруллиной Л.Н. об истории создания и изготовлении павлово-посадских платков.
Игра на русских народных инструментах.
Исполнение частушек.
Угощение традиционными русскими народными сладостями.
Подведение итогов проекта. Награждение. Поощрение.
Срок проведения: 25.04.09
11. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.
На предварительном и 1- ом этапах работы над проектом «Русские народные промыслы» роль учителя велика: он организует школьников в группы, определяя цели и задачи для каждого, помогает определиться с выбором темы и планом будущего проекта,. Например: при определении заданий необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.
2-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме в книгах, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, они могут обратиться за помощью к родителям, библиотекарю, учителям изобразительного искусства и технологии. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
3-й и 4-й этапы – самостоятельная работа учащихся, помощь и контроль минимальны.
5-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Также завершающий этап - это возможность для учащихся проявить свои творческие способности в неформальной обстановке. Таким образом, внеклассное мероприятие вызвало живой отклик как у детей, так и у их родителей. Изделия русских народных промыслов, порой забытые и пылящиеся в домашних кладовых, были заботливо отмыты, выглажены и продемонстрированы на выставке во время внеклассного мероприятия.
2.4.2 Открытый классный час «Ярмарка русских народных промыслов»
Цель мероприятия:
-
знакомство с центрами русских народных промыслов, изделиями, технологией изготовления;
защита проектов; самоанализ и анализ работ учащихся;
воспитание любви к родной культуре, своей стране, духовно-нравственное воспитание;
привлечение родителей к внеклассной работе.
Ход проведения.
I.. Вступительное слово учителя.
Объявление темы, цели и задач. Представление гостей, родителей
Вступительное слово родителей о русских народных промыслах.
Появление промысла
Изделия из дерева
Изделия из глины
Изделия из металла
Ткачество
II. Основная часть. Представление промыслов. Презентация проектов.
Звучит музыка. Скоморохи приглашают всех на ярмарку.
Скоморохи: 1. Что за праздник! Что случилось?
Просто ярмарка открылась!
Шутки, смех со всех сторон.
Музыкальный перезвон.
2. Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Привезли мы на базар
Раз диковинный товар!
1. Изделия ткацкого промысла. Павлово-Посадские платки.
(Под музыку девочки демонстрируют платки. Останавливаются перед зрителями.) Родители: На Востоке Подмосковья развивалось текстильное ремесло. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набивка платков Павловского Посада.
? Кто знает, ребята, когда появились вот такие платки? (Ответы учащихся.) Родители: Рассказ об истории создания платков.
Скоморохи: 1. Вот подарки, так подарки!
Краской огненной горят.
Кто искусно расписал
Этот сказочный овал?
2. И скажите нам,откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
(Девочки демонстрируют узоры платков.)
Родители: Рассказ о том, как создавались краски для росписи платков. (Девочки садятся.)
2. Изделия из дерева.
а) Хохлома.
Скоморохи 1. Весело - весело!
Мастерит всё село.
К нам приехала сама
Золотая хохлома!
2. Расступись, честной народ,
Нижний Новгород идёт!
(Мальчики играют на ложках, садятся на места.)
Родители: Вот хохломская расписная посуда из дерева. В деревнях без такой
посуды бывало и дня не обходилось: в неё хоть щи горячие, хоть квас холодный
лей, хоть кашу с маслом накладывай - ничего с ней не сделается.
? А откуда появилась такая посуда? Когда и где зародился промысел?
(Ответы детей.)
Родители: защита проекта об истории изготовления посуды, о технологии, о красках.
б) Игрушки из дерева. Матрёшки.
Скоморохи: 1. Ну-ка хлопнем все в ладошки-
К нам приехали матрёшки!
2. Сейчас споют свои частушки
Знаменитые игрушки.
(Выходят матрёшки и поют частушки. Начинает бабушка матрёшка.)
1 девочка Я-бабушка матрёшка,
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они - матрёшеньки,
И все они - милёшеньки,
Все с аленькими щёчками,
Под пёстрыми платочками,
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.
У каждой - по корзинке:
Набрали вам малинки.
2 девочка Мы весёлые матрёшки.
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки.
3 девочка В сарафанах наших пёстрых
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
4 девочка У нас розовые щёчки
Ладушки, ладушки.
И красивые платочки
Ладушки, ладушки.
5 девочка Мы весёлые подружки
Ладушки, ладушки.
Все пропели вам частушки
Ладушки, ладушки.
Родители:
? А что вы, ребята, знаете о матрёшках? (Ответы детей)
Учащиеся: защита проекта о деревянных игрушках. Демонстрация изделий.
3. Изделия из глины.
а) Дымковская игрушка. Свистульки.
Родители: Но не только из дерева изготавливали игрушки на Руси. В ход шёл и другой природный материал - глина.
Скоморохи: 1. Вот игрушки расписные, (показывает рукой)
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
2. У них ручки крендельком,
Щёчки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке. Родители:
? А кто, ребята, расскажет о глиняных игрушках? (Ответы учащихся)
Родители: Рассказ об истории игрушки из глины.
Ученик рассказывает о свистульках, которые сам изготовил.
Демонстрирует, свистит мелодию.
б) Гжель. Родители:
? А кто ответит, ребята, изделия какого промысла представлены здесь?
Что вы знаете о нём? (Ответы детей)
Учащиеся: защита проектная работы об истории промысла. Демонстрация изделий. Применение - посуда, украшение.
4. Изделия из металла. Жостовский поднос.
Родители: Рассказ об изделиях из металла. История промысла.
? А что вы, ребята, знаете о нём? (Ответы детей)
Родители: Дополняет ответы детей. Знакомят с технологией изготовления подносов.
III. Итоговая часть мероприятия
Скоморохи: 1. Мы давненько уж не ели и покушать захотели.
2. На поднос еду кладите, всех скорее угостите!
Девочки выносят на подносах традиционные русские народные сладости: петушки на палочке, изготовленные самостоятельно, баранки, сушки. Демонстрируют изделия, угощают всех детей и гостей.
Родители из самовара разливают чай.
Заключительное слово учителя.
? Понравилось ли наше мероприятие? Почему столько лет живут народные промыслы?
? С каким народным умельцем вы познакомились на уроках литературы? («Левша» Н.С.Лескова)
Все обмениваются впечатлениями о проделанной работе. Учащиеся рассказывают о сложностях, с которыми они столкнулись во время работы над проектом, вспоминают о наиболее интересных и запомнившихся моментах своей творческой деятельности, оценивают работу, свою и других членов коллектива.
3. Заключение
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно индивидуально или в творческой группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
В результате реализации проекта «Русские народные промыслы» учащиеся 6 класса познакомились с историей, художественными особенностями народных промыслов России; получили представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее; развили нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного).
Работая над проектом, учащиеся закрепили следующие умения и навыки по развитию речи:
приёмы сжатия текста;
выборочное изложение текста;
типы речи, описание предмета (игрушки);
стили речи;
создание текстов научного и художественного стилей.
Особенно положительным моментом реализации проекта явился тот факт, что учащиеся в период работы общались в группах, конструктивно преодолевали возникающие изредка конфликты, отстаивали собственное мнение. Самостоятельно планируя место и время работы, дети учились быть ответственными. В ходе проектной деятельности каждый ученик смог показать себя с лучшей стороны, проявить свои интеллектуальные и творческие способности, показать разнообразные умения: кто-то собирал материал по теме, кто-то выполнял мультимедийную презентацию, кто-то демонстрировал традиционные русские народные угощения и предметы народных промыслов, изготовленные своими руками, а кто-то на заключительном этапе участвовал в музыкально-развлекательном представлении в ходе тематического классного часа.
Данный проект способствовал также не только сплочению классного коллектива, но и семьи: в подготовке и проведении итогового классного часа учителю помогали родители учащихся 6 класса Лариса Николаевна Нуруллина и Маргарита Сергеевна Склярова.
Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников на таких нетрадиционных уроках, как работа по методу проектов. А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.
Список литературы
Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики // История развития высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как технология четвертого поколения // Планирование результатов образования и образовательная технология. М.,2001. С. 194—207.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39—47.
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся старших классов. – М.:Просвещение, 1994.
Звонарева Л. Любите малую родину / Л. Звонарева // Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2000. - № 3. - С. 10 - 12.
Евстифеева О. Кучменко Н. Метод проектов - среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы, 2003, 3:, с. 53
Колесникова ИЛ., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: уч. пособие для вузов / под ред. И.А. Колесниковой. М., 2005.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.; Воронеж, 1998.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалификации пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43—47.
Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4. С. 144—148.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. М., 1998.
Ученические школьные проекты в системе школьного образования: методические рекомендации. СПб., 2004.
Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога. В процессе профессиональной подготовки: автореферат д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.
Чечель ИД. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. СИ—16; №4. С. 3—10.
www.amaltea-suvenir.ru
www.matrena.ucoz.ru/news
ru.wikipedia.org.
Приложения
Приложение 1
Руководство для учащихся (предпроектный этап)
Проект — это самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.
1. Перед началом работы над проектом ответьте на следующие
вопросы:
Какова цель проекта?
Почему участие в проекте для меня важно?
Что потребуется сделать для осуществления проекта?
Что лично я буду делать в проекте?
Какими должны быть участники проектной группы, чтобы проект был успешным?
Какие трудности могут встретиться в проекте и как их можно преодолеть?
Какой продукт мы хотим получить в итоге?
Кто, кроме нас самих, может быть заинтересован в этом продукте?
С каких позиций можно будет оценить полученный продукт?
Проанализируйте свои ответы и обсудите их с другими участниками проекта.
Оцените свою готовность к проекту по 5-балльной шкале.
Что, по-вашему, станет решающим фактором успешности проекта?
Приложение 2
Основные этапы работы над проектом
Этап 1
Определение темы и цели: от проблемы к теме и цели проекта.
Что мы хотим?
Задачи:
собрать идеи;
дифференцировать (определить) их и обсудить в процессе дискуссии;
прийти к единому мнению и решению.
Этап 2
Планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей.
Как мы будем достигать цели?
Задачи:
Этап З
Реализация проекта: от плана к реализации.
Что мы будем конкретно делать?
Задачи:
работать в группах по плану;
совместно координировать выполнение работ;
вносить изменения в планирование (при этом не изменять срок выполнения проекта).
Этап 4
Презентация проекта: от результата к его представлению.
Что мы представляем как результат проекта?
Задачи:
представить результаты заинтересованным лицам (одноклассникам, общественности);
изменить форму презентации в зависимости от обстоятельств.
Этап 5
Рефлексия и оценка проекта.
Что было сделано хорошо, а что — плохо?
Задачи:
проанализировать содержание и методы работы, способы взаимодействия;
оценить продукт.
Приложение 3
Основные параметры оценки проекта
Актуальность выдвинутой проблемы / соответствие изучаемой тематике.
Достаточная глубина проникновения в проблему.
Привлечение знаний из других областей.
Корректность используемых методов исследования.
Доказательность аргументации и выводов.
Активность каждого участника проекта.
Демократический стиль принимаемых решений.
Характер общения и взаимодействия в групповой работе.
Оформление результатов проведенного проекта (эстетика, грамотность).
Умение вступать в дискуссию, отвечать на вопросы оппонентов.
Оценка развития социальной компетентности учащихся в проектной деятельности выражается в «приращениях» умений:
изъясняться, выражать свои чувства, мнение и желания;
слушать, наблюдать за другими, воспринимать динамику развития групповых процессов, находить свое место в группе;
воспринимать и выслушивать критику и вступать в дискуссию;
сотрудничать, нести ответственность за собственные действия, понимать других, ставить себя на место другого, разрешать конфликты;
адаптироваться, налаживать контакты, осознавать собственные возможности, высказывать адекватную критику.
Приложение 4
Мультимедийные презентации проектов учащихся 6 класса «Русские народные промыслы»
Приложение 5
Фотографии проведения открытого классного часа «Ярмарка народных
промыслов» в 6 классе
|
|
|