|
Краеведение (Липецкая область)
Краеведение
(Липецкая область)
5 – 9 классы (170 часов, 1 час в неделю).
Пояснительная записка
В связи с возрождением интереса к национальному и духовному наследию России и в контексте активного формирования в обществе национальной идеи возрастает внимание к природе, истории и культуре малой Родины. Особая роль в формировании у учащихся интереса к земле своих предков, приобретении знаний о родном крае, отводится краеведческим курсам.
Особенностью данного курса краеведения «Липецкая область» является использование в его преподавании информационно-коммуникационных технологий и медиаресурсов. Максимально широкое использование ИКТ обусловлено необходимостью широко использовать иллюстративные материалы, предоставляет возможность применения различных методов обучения и контроля знаний. Другой особенностью курса является акцент на изучение города Липецка, не только как областного центра, но и как места, в котором происходит становление личности школьников и формируется их будущее.
Объектами курса краеведения являются: 1. природа Липецкой области;
2. население и хозяйство;
3. история и культура.
Предмет изучения – Липецкий регион.
Цели:
-
Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение к его истории, бережного отношения к природе.
Формирование у учащихся знаний о городе Липецке и Липецкой области.
Развитие умений учащихся в использовании ИКТ в процессе обучения.
Задачи:
Сформировать у учащихся знания основных событий и фактов о родном крае, о его месте и роли в современной России.
Формирование гуманитарной культуры школьников на краеведческом материале.
Формировать у обучающихся навыков поисковой и исследовательской работы, умение работать с различными источниками информации.
Изучение предмета поможет лучше узнать родной край как на основе информации, получаемой на уроках, так и путем наблюдений, поиска информации, анализа узнанных фактов.
Теоретической базой краеведения являются естественные и гуманитарные науки. Программа курса краеведения (Липецкая область) предполагает изучение истории, культуры, природы, хозяйства родного края. Изучая предмет, школьники расширят свои знания о природных ресурсах, климате, животном и растительном мире Липецкого края, его истории, роли и месте в современном мире, людях, прославивших Липецкую Землю.
Отличительной чертой программы является то, что информационное обеспечение осуществляется за счет разнообразных медиаресурсов и широкого использования компьютерной и мультимедийной техники и подразумевает активное участие школьников в познавательной деятельности, как в процессе обучения, так и во внеклассной работе.
Данный курс ориентирован на учащихся 5-9 классов.
5 класс – изучение города Липецка - Липецк на карте России, краткий исторический очерк, карта города, архитектурные и исторические памятники, промышленные предприятия и природные объекты.
6 класс – Моя малая Родина – Липецкая область – географическое положение, краткий исторический очерк, Липецкая область сегодня, административно-территориальное деление области.
7 класс – культурно-историческое наследие – история нашего края, народное творчество, городская культура и быт дворянских усадеб, знаменитые земляки.
8 класс – естественнонаучный цикл – знакомство с природой и объектами природы Липецкой области.
9 класс – данный цикл посвящен теме историко-экономического развития края. В программе цикла – знакомство с современными и историческими фактами Липецкого края, его экономикой.
5 класс. 34 часа. Липецк – жемчужина Черноземья.
Введение. Мой город и я. (5 часов).
Содержание и задачи курса краеведения. Понятие «краеведение». Зачем нужно изучать родной край, что нам даст изучение края. Что мы знаем о родном крае? Викторина на знание родного города. Виртуальное путешествие по родному краю. Моя семья, моя фамилия, мои предки, родословная моей семьи. Значение семьи в становлении личности, понятие «семья». История моей школы, образование школы, директор, учителя, традиции школы.
Липецк на карте России (6 часа).
Символы России и Липецка (герб и флаг), появление первых символов, развитие символов во времени, значение символики. Географическое положение. Липецк – центр Липецкой области. Соседние области.
Липецк - краткий исторический очерк. 3 часа
Появление первых поселений. Период древней Руси. Липецк на карте Российской империи. Современная история города. Влияние истории на развитие города.
Карта Липецка (6 часов).
Карта города, деление города на районы. Улицы, площади, бульвары, проспекты. Основные понятия. Современные и исторические названия улиц. Изменения названия улиц, их связь с историческими переменами в жизни страны. Их именами названы улицы, названия улиц в честь исторических деятелей, деятелей культуры, героические названия улиц. Экскурсия по карте города. Игра-викторина – «Улицы нашего города».
Архитектура города (3 часа).
Памятники архитектуры города. Светские и культовые памятники архитектуры. Утраченные памятники архитектуры. Памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени.
Учреждения культуры и досуга города (4 часа).
Музеи, выставочный зал, библиотеки. Значение учреждений культуры в жизни населения. Театры и кинотеатры. Спорт в нашем городе. Спортивные сооружения, знаменитые спортсмены. Мое свободное время (дома детского творчества и дворцы культуры).
Промышленные предприятия города (2 часа).
Липецк – город металлургов. НЛМК – градообразующее предприятие города, значение комбината в жизни города и страны, продукция, выпускаемая на предприятии. Липецк – город мастеров.
Природные объекты (3 часа).
Город и природа. Роль природы в экологии города. Парки города. Виды парков, история создания парков и развития. Липецкий зоопарк. Создание зоопарка, роль зоопарка в сохранении диких видов. Виды животных, находящихся в зоопарке.
Обобщающее повторение. (2 часа).
Практическая работа – создание электронной экскурсии по родному городу: «Город, который я люблю!».
Тематическое планирование
№
п\п
|
Количество часов.
|
Разделы. Темы уроков.
|
|
|
Введение. Мой город и я.
|
1.
|
1
|
Содержание и задачи курса краеведения.
|
2.
|
1
|
Что мы знаем о родном крае? Викторина на знание родного города.
|
3.
|
1
|
Моя семья, моя фамилия, мои предки, родословная моей семьи.
|
4.
|
1
|
Составление генеалогического древа.
|
5.
|
1
|
История моей школы.
|
|
|
Липецк на карте России.
|
6.
|
1
|
Символы России и Липецка.
|
7.
|
1
|
Практическая работа. Зарисовка герба Липецка.
|
8.
|
1
|
Географическое положение города.
|
9.
|
1
|
Липецк – центр Липецкой области.
|
10.
|
1
|
Соседние области.
|
11.
|
1
|
Практическая работа – составление карты области с определением местоположения города Липецка и окружающих его районов.
|
|
|
Липецк - краткий исторический очерк.
|
12.
|
1
|
Появление первых поселений. Период древней Руси.
|
13.
|
1
|
Липецк на карте Российской империи.
|
14.
|
1
|
Современная история города.
|
|
|
Карта Липецка.
|
15.
|
1
|
Улицы, площади, бульвары, проспекты.
|
16.
|
1
|
Современные и исторические названия улиц.
|
17-18.
|
2
|
Их именами названы улицы (герои Великой Отечественной войны, исторические личности, деятели культуры, ученые, космонавты, поэты, художники, известные земляки).
|
19.
|
1
|
Экскурсия по карте города.
|
20.
|
1
|
Игра – викторина – «Улицы нашего города».
|
|
|
Архитектура города Липецка.
|
21-22
|
2
|
Памятники архитектуры города.
|
23.
|
1
|
Утраченные памятники архитектуры.
|
|
|
Учреждения культуры и досуга города
|
24.
|
1
|
Музеи, выставочный зал, библиотеки.
|
25.
|
1
|
Театры и кинотеатры.
|
26.
|
1
|
Спорт в нашем городе.
|
27.
|
1
|
Мое свободное время (дома детского творчества и дворцы культуры).
|
|
|
Промышленные предприятия города
|
28.
|
1
|
Липецк – город металлургов.
|
29.
|
1
|
Липецк – город мастеров.
|
|
|
Природные объекты города Липецка.
|
30.
|
1
|
Город и природа.
|
31.
|
1
|
Парки города – Быханов Сад, Нижний парк, Верхний парк, парк Победы.
|
32.
|
1
|
Липецкий зоопарк – уголок дикой природы.
|
|
|
Обобщающее повторение.
|
33-34.
|
2
|
Создание электронной экскурсии по родному городу: «Город, который я люблю!».
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
-
Иметь представления о символах города, какие изменения во времени претерпели символы города, что они означают.
Уметь определять и показывать географическое положение города на карте. Знать с какими областными центрами граничит Липецк.
Знать историю возникновения и развития Липецка как города.
Знать какие улицы существуют в городе, историю их названия. Знать какие названия носили улицы города в прошлом.
Иметь представление, какие культурные и исторические объекты находятся в городе, их значение для жизни липчан.
Иметь представление о промышленных объектах города и продукции, которую они выпускают.
Знать какие природные объекты и памятники природы есть в городе и их значение, и историю их формирования.
6 класс. 34 часа. Моя малая Родина – Липецкая область.
Введение (1 час).
Что мы знаем о Липецкой области.
Липецкая область на карте России (2 часа).
Образование области. Географическое положение Липецкой области. Наши соседи.
Краткий исторический очерк (3 часа).
Появление первых поселений. Период древней Руси. Липецкий край на карте Российской империи. Современная история края.
Липецкая область сегодня (2 часа).
Положение области на карте России. Административно-территориальное деление. Карта Липецкой области, районы области.
Районы области. (21 час).
Липецкий район. Юг и юго-восток области – Грязинский, Усманский, Добринский районы. Юго-запад - Воловский, Тербунский, Долгоруковский районы. Город Елец и Елецкий район. Лебедянь и Лебедянский район. Данков и Данковский район. Задонск и Задонский район. Восток области – Измалковский, Становлянский и Краснинский районы. Северо-восток области – Чаплыгинский, Лев-Толстовский и Добровский районы.
Географическое положение районов на карте области, административный центр районов, история возникновения административных центров, природные особенности, хозяйство, памятники архитектуры, знамение жители.
Обобщающее повторение (4 часа)
Общий обзор Липецкой области. Практическая работа – подготовка презентации «Моя малая родина – Липецкая область».
Тематическое планирование
№ п/п
|
Количество часов
|
Разделы. Название темы урока
|
1.
|
1
|
Введение.
Что мы знаем о Липецкой области.
|
|
|
Липецкая область на карте России.
|
2.
|
1
|
Образование области. Географическое положение области. Наши соседи.
|
3.
|
1
|
Практическая работа. Оформление карты.
|
|
|
Краткий исторический очерк.
|
4.
|
1
|
Появление первых поселений. Период древней Руси.
|
5.
|
1
|
Липецкий край на карте Российской империи.
|
6.
|
1
|
Современная история края.
|
|
|
Липецкая область сегодня.
|
7.
|
1
|
Административно-территориальное деление.
|
9.
|
1
|
Карта Липецкой области.
|
|
|
Районы области (географическое положение, административный центр, история, природа, хозяйство, памятники архитектуры).
|
10.
|
1
|
Липецкий район.
|
11.
|
3
|
Юг и юго-восток области – Грязинский, Усманский, Добринский районы.
|
12.
|
2
|
Юго-запад - Воловский, Тербунский, Долгоруковский районы.
|
13.
|
3
|
Город Елец и Елецкий район.
|
14.
|
2
|
Лебедянь и Лебедянский район.
|
15.
|
2
|
Данков и Данковский район.
|
16.
|
3
|
Задонск и Задонский район.
|
17.
|
2
|
Восток области – Измалковский, Становлянский и Краснинский районы.
|
18.
|
3
|
Северо-восток области – Чаплыгинский, Лев-Толстовский и Добровский районы.
|
19.
|
1
|
Хлевенский район.
|
|
|
Обобщающее повторение.
|
20.
|
1
|
Общий обзор Липецкой области.
|
21.
|
3
|
Практическая работа – подготовка презентации «Моя малая родина – Липецкая область».
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать причину образования области, историю ее возникновения, уметь определять ее географическое положение на карте.
Знать из каких соседних областей образовалась Липецкая область, какие районы вошли в ее состав.
Знать когда появились первые поселения людей на территории Липецкой области.
Знать какие малые города вошли в состав области, их историю возникновения, исторические и архитектурные памятники.
Знать какой след в истории России оставили наши знаменитые земляки-уроженцы Липецкой области.
7 класс. 34 часа Культурно-историческое наследие Липецкого края.
Введение (1 час)
Как мы изучаем историю родного края. Источники информации. Музеи, библиотеки, архивы.
История нашего края (9 часов).
От каменного века до государства Российского. На страже южных рубежей России. Белгородская засечная черта, причины ее строительства, местоположение. Города, входящие в Белгородскую засечную черту. Липецкий край в Петровскую эпоху. Преобразования в эпоху Петра, влияние его правления на развитие края. Липецкий край в 18-19 веках, развитие края, появление курорта минеральных вод. От Липецкого уезда к Липецкой области. Становление и развитие Липецкой области.
Народное творчество (12 часов).
Отголоски древних представлений о мире в народном творчестве. Русская изба. Предметы домашнего быта, виды предметов, их бытовое назначение. Традиционные ремесла, история их развития, центры ремесел. Народный костюм, его виды и назначение предметов костюма. Народные праздники вчера и сегодня. Языческие и христианские праздники. История появления праздников и их значение в жизни народа. Фольклор.
Городская культура и быт дворянских усадеб (4 часа).
Дворянские усадьбы – уклад жизни. Дворянские усадьбы – памятники архитектуры. Расположение усадеб на территории области. Хозяева усадеб, их деятельность. Сохранность усадеб в настоящее время. Становление городского быта. Памятники православной культуры. Монастыри, соборы, церкви. История их возникновения.
Знаменитые земляки (6 часов).
По литературным местам Липецкой области. Деятели культуры и искусства. Ученые и путешественники. Родина, биография, творческая и научная деятельность.
Урок обобщения (2часа).
Подготовка презентации на тему: «Культурное наследие Липецкого края.
Тематическое планирование
№ п\п
|
Количество часов
|
Разделы. Темы уроков.
|
|
|
Введение
|
1.
|
1
|
Задачи и содержание курса. Как мы изучаем историю. У истоков краеведческого музея – М.П. Трунов. Библиотеки - кладезь информации.
|
|
|
История нашего края
|
2.
|
1
|
От каменного века до государства Российского
|
3.
|
1
|
На страже южных рубежей России (белгородская засечная черта).
|
4.
|
2
|
Липецкий край в Петровскую эпоху (развитие металлургии).
|
5.
|
2
|
Липецкий край в 18-19 веках (развитие курорта минеральных вод).
|
6.
|
2
|
От Липецкого уезда к Липецкой области.
|
7.
|
1
|
Становление и развитие Липецкой области
|
|
|
Народное творчество.
|
8.
|
1
|
Отголоски древних представлений о мире в народном творчестве.
|
9.
|
1
|
Русская изба.
|
10.
|
2
|
Предметы домашнего быта (домашняя утварь, полотенца).
|
11.
|
1
|
Традиционные ремесла (добровские гончары, добровская и романовская игрушка, елецкие кружева).
|
|
2
|
Народный костюм.
|
12.
|
2
|
Народные праздники вчера и сегодня.
|
13.
|
2
|
Фольклор (сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни)
|
|
|
Городская культура и быт дворянских усадеб.
|
14.
|
1
|
Дворянские усадьбы – уклад жизни.
|
15.
|
1
|
Дворянские усадьбы – памятники архитектуры.
|
16.
|
1
|
Становление городского быта.
|
17.
|
1
|
Памятники православной культуры.
|
|
|
Знаменитые земляки.
|
18.
|
3
|
По литературным местам Липецкой области (род Пушкиных на Липецкой земле, Евгений Замятин, творчество Ивана Бунина и Михаила Пришвина).
|
19.
|
2
|
Деятели культуры и искусства (творчество Лебедева, Игумнова, Хренникова, Обуховой, Коровина, Сорокина).
|
20.
|
2
|
Ученые и путешественники (Семенов-Тяньшанский, Ладыгин, Шишков, Флавицкий, Ошанин).
|
21.
|
1
|
Урок обобщения
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать историю развития нашего края.
2. Знать знаменитых уроженцев области и их след в истории развития нашей страны.
3. Познакомиться с народным творчеством.
4. Познакомиться с историческими памятниками, сохранившимися до наших дней.
8 класс. 34 часа Природа Липецкой области.
Введение (1 час).
Географическое положение Липецкой области. Положение области на физической карте России.
Геологическое строение и рельеф (5 часов).
Положение территории области на Восточно-Европейской равнине и ее более мелких формах рельефа – Среднерусской возвышенности и Окско-донской равнине. Геологическое строение. Происхождение горных пород и особенности их залегания. Основные формы рельефа Липецкой области, их происхождение. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых и их происхождение. Основные месторождения. Практическая работа (нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых области).
Климатические условия (3 часа).
Климат и погода. Климатообразующие факторы. Элементы климата (температура, осадки, влажность, ветра. Фенологические наблюдения, смена времен года (1 час).
Водные богатства области (4 часа).
Состав вод суши на территории области. Реки. Озера. Болота. Водохранилища. Подземные воды. Искусственные водоемы. Река Дон. Река Воронеж. Малые реки области. Влияние рельефа и климата на формирование вод края. Режим и питание поверхностных вод области.
Природные комплексы (17 часов).
Степь – растительный и животный мир. Почвы степей. Лес – растительный и животный мир. Лесные почвы. Животный и растительный мир болот и озер. Животный и растительный мир рек. Видовой состав, их приспособленность к условиям обитания, охотничьи виды, хозяйственное использование. Меры по охране природы. Красная книга области.
Заповедные и охраняемы территории (6 часов).
Заповедник Галичья гора. Воронежский биосферный заповедник. Гидрологические и геологические памятники природы. Зоологические и ландшафтные заказники. Дендрологические парки. История создания. Охраняемые виды. Научная работа на охраняемых территориях. Практическая работа (нанесение на карту области охраняемых территорий).
Земляки-ученые и их деятельность (1 час).
П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. Их деятельность, открытия. Значение их работ в мировой науке.
Экологические проблемы Липецкой области (3 часа).
Предприятия, загрязняющие окружающую среду. Последствия загрязнения. Меры, применяемы для охраны природы.
Обобщающее повторение (1 час).
Тематическое планирование
№ п\п
|
Количество часов
|
Разделы. Темы уроков.
|
|
|
Введение
|
1.
|
1
|
Физико-географическое положение.
|
|
|
Геологическое строение и рельеф.
|
2.
|
2
|
Геологическое строение. Минералы и горные породы.
|
3.
|
1
|
Рельеф.
|
4.
|
1
|
Полезные ископаемые.
|
5.
|
1
|
Нанесение на карту Липецкой области рельефа и полезных ископаемых.
|
|
|
Климатические условия.
|
6.
|
1
|
Климатообразующие факторы, влияющие на климат области. Характеристика элементов климата Липецкой области.
|
7.
|
1
|
Работа с дневником наблюдений погоды (составление розы ветров, графика ходы температур, режима осадков).
|
8.
|
1
|
Фенологические наблюдения, смена времен года
|
|
|
Водные богатства области.
|
9.
|
1
|
Реки. Озера. Болота. Водохранилища. Подземные воды.
|
10.
|
1
|
Река Дон.
|
11.
|
1
|
Река Воронеж.
|
12.
|
1
|
Малые реки области.
|
|
|
Природные комплексы
|
13.
|
2
|
Степь – растительный и животный мир.
|
14.
|
1
|
Почвы степей. Чернозем – главное богатство области.
|
15.
|
2
|
Лес – растительный и животный мир.
|
16.
|
1
|
Лесные почвы.
|
17.
|
1
|
Животный и растительный мир болот и озер.
|
18.
|
1
|
Животный и растительный мир рек.
|
19.
|
2
|
Красная книга области.
|
|
|
Заповедные и охраняемы территории.
|
20.
|
1
|
Заповедник «Галичья гора» - самый маленький охраняемый уголок России.
|
21.
|
1
|
Воронежский биосферный заповедник.
|
22.
|
1
|
Гидрологические и геологические памятники природы
|
23.
|
1
|
Зоологические и ландшафтные заказники.
|
24.
|
1
|
Дендрологические парки.
|
25.
|
1
|
Составление презентации – путешествие по заповедным местам.
|
26.
|
1
|
Земляки-ученые и их деятельность.
|
|
|
Экологические проблемы Липецкой области.
|
27.
|
1
|
Предприятия, загрязняющие окружающую среду.
|
28.
|
1
|
Последствия загрязнения.
|
29.
|
1
|
Меры, применяемы для охраны природы.
|
30.
|
1
|
Обобщающее повторение по курсу.
|
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь описывать географическое положение Липецкой области, уметь показывать на карте, знать граничащие с нами области, знать размеры территории области.
Знать геологическую историю развития области и основные формы рельефа, называть месторождения полезных ископаемых и как используются полезные ископаемые.
Знать факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны.
Знать тип климата Липецкой области, почв, бассейны рек.
Объяснять природные особенности и географические явления Липецкой области.
Описывать антропогенные изменения природы и причины их появления. Знать экологические проблемы Липецкой области и пути их решения.
Знать деятельность ученых Липецкой области и их вклад в науку России.
9 класс. 34 часа Экономико-исторический цикл.
Введение (3 часа).
Экономико-географическое положение. Положение области на административно-территориальной карте России. Возникновение области и административно-территориальное деление. Липецк – областной центр, причины по которым Липецк стал областным центром. Практическая работа (оформление административной карты области, нанесение городов и районов).
История развития Липецкой области (5 часов).
Наш край в годы революции, становление Советской власти. Годы гражданской войны.
Строительство новой жизни. Героизм липчан в годы Великой Отечественной войны.
Послевоенное восстановление хозяйства.
Население Липецкой области (4 часа).
Влияние истории на заселение территории. Плотность населения. Размещение населения. Типы населенных пунктов. Топонимика. Состав населения. Трудовые ресурсы. Национальный и религиозный состав. Практическая работа
Экономика и хозяйство Липецкой области (19 часов).
«Экономика» наших предков. От промысла к современному хозяйству.
Предпосылки развития промышленности, возникновение современных отраслей промышленности. История развития металлургии. Липецк - город металлургов. Природные ресурсы Липецкой области и их влияние на развитие отраслей промышленности. Промышленность, крупные предприятия, вклад в экономику России и перспектива их развития. Предприятия среднего и мелкого бизнеса. Сельское хозяйство – современное состояний и перспективы развития. Транспорт, основные виды, перспективы развития. Внутренние и внешнеэкономические связи. Промышленность Липецка и областных городов.
Липецкая область - особая экономическая зона, виды экономических зон, перспективы развития.
Обобщающее повторение (2 часа). Проектная деятельность учащихся – будущее Липецкой области моими глазами.
Тематическое планирование
№
п\п
|
Количество
часов
|
Разделы. Название темы
|
|
|
Введение.
|
1.
|
1
|
Экономико-географическое положение.
|
2.
|
1
|
Возникновение области и административно-территориальное деление.
|
3.
|
1
|
Практическая работа. Составление политико-административной карты области.
|
5.
|
1
|
История развития Липецкой области.
Наш край в годы революции, становление Советской власти.
|
6.
|
1
|
Годы гражданской войны, знамениты липчане.
|
7.
|
1
|
Строительство новой жизни, индустриализация.
Строительство НЛМК.
|
8.
|
1
|
Героизм липчан в годы Великой Отечественной войны.
|
9.
|
1
|
Послевоенное восстановление хозяйства.
|
10.
|
1
|
Население Липецкой области.
Состав населения.
|
11.
|
1
|
Трудовые ресурсы.
|
12.
|
1
|
Национальный и религиозный состав.
|
13.
|
1
|
Практическая работа учащихся. Составление карты населения Липецкой области.
|
14.
|
1
|
Экономика и хозяйство Липецкой области.
«Экономика» наших предков.
|
15.
|
1
|
От промысла к современному хозяйству.
|
16.
|
1
|
Предпосылки развития промышленности, возникновения современных отраслей промышленности.
|
17.
|
3
|
История развития металлургии. Липецк – город металлургов. НЛМК. Свободный Сокол.
|
18.
|
1
|
Природные ресурсы Липецкой области.
|
19.
|
1
|
Промышленные предприятия Липецкой области, действующие на основе собственного сырья.
|
20.
|
2
|
Промышленность, крупные предприятия, вклад в экономику России.
|
21.
|
2
|
Предприятия мелкого и среднего бизнеса.
|
22.
|
1
|
Сельское хозяйство – современное состояние.
|
23.
|
1
|
Сельское хозяйство – перспективы развития.
|
24.
|
1
|
Транспорт.
|
25.
|
1
|
Внутренние и внешнеэкономические связи.
|
26.
|
1
|
Промышленность областных городов.
|
27.
|
1
|
Липецк – особая экономическая зона.
|
28.
|
2
|
Проектная деятельность учащихся – будущее Липецкой области моими глазами.
|
29.
|
1.
|
Итоговое повторение.
|
Резерв времени – 2 часа
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уметь описывать экономико-географическое положение Липецкой области.
Знать предпосылки развития современной промышленности.
Называть основные отрасли хозяйства и крупнейшие промышленные предприятия.
Называть основные транспортные магистрали и виды транспорта, развитые в Липецкой области.
Описывать природные ресурсы Липецкой области.
Описывать периоды формирования хозяйства.
Объяснять влияние разных факторов на формирования и размещение предприятий.
Знать структуру вывоза и ввоза продукции на территории области.
Знать и объяснять современные социально-экономические проблемы Липецкой области.
Прогнозировать дальнейшее развитие территории под влиянием определенных факторов.
Список литературы:
С.В. Андреева, М.С. Иванова, Т.В. Милонованова, И.В. Перова, Е.В. Селезнева, М.В. Суханова « Липецкий край в годы Великой Отечественной войны» Липецк 2005.
В.Астахов, Ю. Дюкарев, В. Сарычев «Заповедная природа Липецкого края».
Атлас Липецкой области.
Голубев «Край родной».
В. Горлов, А Новосельцев «Елец веками строился». Липецк 1993.
С.Н. Дегтерев «Доломит и Данков»
Е. Дудкин «Задонские святыни» Москва 2006.
«Земля Липецкая» Наследие народов РФ 2005.
«Из истории липецкого края» Воронеж 1965.
«Историю делают люди, а хранят архивы» Липецк 2001.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» Липецк 2006.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк» Липецк 2006.
А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк Храмы Задонска 1 часть» 2007.
В.М. Колтаков «Липецк. Страницы истории» Липецк 1991.
Н.Н. Долбилова «История взаимоотношений человека и природы в Липецком крае» Липецк 2007.
Г.М. Колесников, Г.Н. Лебединский, Н.В. Марков, А.П. Пальнов, А.А. Путря «Липецк (справочник-путводитель» ) 1967.
ЛГПУ «География Чаплыгинского района» Липецк 2006.
«Липецкий курорт. Справочник-путеводитель» 1933.
«Липецк. Минеральные воды и грязелечебница» Н.Н. Макшеев Москва 1900.
«Липецкий курорт» Н. Свитин, З. Лишевская Липецк 1960.
Липецкая энциклопедия под ред. Шальнева Б.М., Шахова В.В., Липецк 1999.
Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».
Липецкая областная детская газета «Сыроежка».
Липецкая область «Тетрадь для работ по географии родного края (8 – 9 классы)» Липецк 1996.
Мартынов А.Ф. «Краткая история Липецкого края» Воронеж 1979.
М.А. Мурзина «Есть в России театр» 1996.
А.Ю. Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001.
«Наш Новолипецкий Металлургический» 1984.
60 лет Новолипецкому металлургическому комбинату.
В.А. Окороков, Н.В. Пешкова, С.В. Козловский «Реки Липецкой области» Липецк 2003.
«Особо охраняемые ландшафты Липецкой области» Липецк 1993.
«Памятная краеведческая карта Липецкой области» Липецк 1990.
В.М. Петров, Ю.В. Панкратов «Старейший курорт России» Липецк 2005
«По страницам красной книги Липецкой области».
«Природа Липецкого края 8-9 класс» Липецк 1996.
«Природные ресурсы и окружающая среда Липецкой области».
«По родным просторам» ВГУ 1992.
В.А. Прохоров «Липецкая топонимия» Воронеж 1981.
«Путешествие по Липецкой области» Воронеж 1971.
Т.Г. Пыльнева, Н.В. Пешкова, Т.Д. Стрельникова «Экология и география Липецкого края» Липецк 1995.
«Родники Липецкие».
«Русские провинциальные усадьбы 18 – начала 20 века» Воронеж 2001.
О.В. Созонтова, Н.Н. Долбилова «Природа и экология Липецкого края». Липецк 2006.
Социально-экономическое развитие Липецкой области. Статистические данные 2004.
Т.Д. Стрельникова, Н.В. Пешкова «География Липецкой области» Липецк 2006.
«Судостроение и металлургия в Липецком крае» Липецк 1998.
А.И. Тамбовская «Славные имена земли Липецкой» Липецк 2007.
А.И. Тамбовская «Природа липецкого края в художественной литературе» Липецк 2003.
А.И. Тамбовская «Есть в России такая земля. Путешествия по историческим местам Липецкого края». Липецк 2007.
Шальнев Б.М., Шахов В.В. «Липчане – Великой Победе» Липецк 1995.
Шальнев Б.М., Шахов В.В. « Мир детства: родная культура» Липецк 1996.
«Хвойные экзоты».
«Хрестоматия по истории Липецкого края» Липецк 2004.
«Художественное краеведение Дидактический материал». Л.В. Ползикова. Липецк 2008.
Интернет ресурсы:
http://gosdirekcia.ru/about - государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области.
http://fnklipetsk.org – фонд научного краеведения Липецкой области.
http://www.lipetsknews.ru - Липецкие новости.
www.e48.ru – сайт города Липецка.
http://www.lipetsk.ru -сайт города Липецка
www.lipetsk.name – сайт города Липецка.
www.buvet.ru – Липецкий бювет.
www.admlr.lipetsk.ru – сайт администрации города Липецка и области.
www.lebedyan.com – сайт города Лебедяни.
http://www.mojgorod.ru – народная энциклопедия «Мой город».
www.dankow.ru – сайт города Данкова.
www.elets.ru – сайт города Ельца.
www.zadonsk.net – сайт города Задонска.
http://usmancity.narod.ru – сайт города Усмани.
http://ranenburg.ru – сайт города Чаплыгина.
http://hist-usadba.narod.ru – исторические усадьбы России. Усадьбы Липецкой области.
http://sights.ru – исторические достопримечательности России. Достопримечательности Липецкой области.
http://www.rususadba.ru/hronos.html - русская усадьба, устройство дворянских усадеб.
www.nlmk.ru – НЛМК.
www.svsokol.ru – завод Свободный Сокол.
http://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия - универсальная энциклопедия.
http://www.deryabino.ru/regions/48_lipetskaya/48_lipetskaya.htm - храмы Елецкого района.
http://heraldry.hobby.ru – гербы Липецкой области.
http://geraldika.ru/region.php?id=48 – символика Липецкой области.
http://worldgeo.ru/russia/reg48 - общие сведения о Липецкой области.
http://www.rosez.ru/?region=9 – ОЭЗ Липецк.
http://rus-izba.narod.ru/vvedenie.htm - русская изба.
http://tmn.fio.ru/works/78x/304/lena1.htm - русская изба.
http://promysly.narod.ru – народные промыслы липецкого края.
http://krai.childbook.ru – Липецкий край – волшебный край.
http://www.vsu.ru/dept/science/scidept/galgor.html - заповедник Галичья гора.
http://maplipetsk.narod.ru – топографический атлас липецкой области, карта Липецка.
http://www.moscow-city.ru/regions/ru/lipetsk_region/lipetsk_ru.htm - основные сведения о Липецкой области.
http://www.rusnations.ru/regions/lipetsk - сведения о населении липецкой области.
http://www.olipetske.ru – все про Липецк.
http://www.vsu.ru/dept/science/scidept/galgor.html - заповедник Галичья гора.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Заповедные места Липецкой области, универсальная энциклопедия Википедия
http://voronezh.zapoved.ru , http://oopt.info/voronezh – Воронежский биосферный заповедник.
http://www.lipetsk.ru/town/area/photo/mon.html?pass=1&backurl=/town/area/photo/mon.html& - памятники природы (фото).
http://www.lipetsk.ru/town/area/photo/land.html?pass=1&backurl=/town/area/photo/land.html& - зоологические и ландшафтные заказники.
http://paleoportal.by.ru/Lipeck.html - геологические памятники природы.
http://www.lipetsk.ru/town/area/photo/water.html?pass=1&backurl=/town/area/photo/water.html& - гидрологические памятники природы (фото).
www.lipetsk-oko.narod.ru – материалы по истории, природе, этнографии, топонимике, культуре Липецкого края на сайте Липецкого областного краеведческого общества/
www.lipetsk.ru/town/kraeved - материалы по истории и культуре Липецкого края на сайте «Липецкэлектросвязь», предоставленные Липецким областным краеведческим обществом/
http://www.lipetsk.intergrad.ru - самые общие сведения по истории Липецкого края на сайте «Регионы России».
http://welcome.lipetsk.ru – краткая информация по истории и культуре Липецкого края на липецком туристическом сервере «Родимый край»
-
http://lipchane.ru/index.php - сайт о городе Липецке
|
|
|