|
А. С. Пушкин медный всадник петербургская
А.С. ПУШКИН МЕДНЫЙ ВСАДНИК
ПРЕДИСЛОВИЕ
-
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться
-
с известием, составленным В. Н. Берхом.
-
-
А.С. Пушкин
-
даёт собственное
-
жанровое определение
-
своему произведению:
-
«петербургская повесть».
-
Здесь важны оба слова:
-
автор подчёркивает
-
роль Петербурга в поэме
-
и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается
-
вести эпическое повествование.
-
Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.
Вступление
-
I. Мир до города
-
(«На берегу пустынных волн…»)
-
На берегу пустынных волн
-
Стоял он, дум великих полн,
-
И вдаль глядел. Пред ним широко
-
Река неслася; бедный чёлн
-
По ней стремился одиноко.
-
По мшистым, топким берегам
-
-
Приют убогого чухонца;
-
И лес, неведомый лучам
-
В тумане спрятанного солнца,
-
Кругом шумел.
Пётр принимает на себя функции Творца,
-
Пётр принимает на себя функции Творца,
-
он хочет сотворить свой мир.
-
(Ср. с библейской историей
-
сотворения мира:
-
«Земля же была безвидна и пуста,
-
и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою»
-
(Быт. 1, 1–2).
-
В мире «до города» свет «спрятан»
-
от Петра (хотя о нём знает автор),
-
и царь не нашёл его.
-
Он смотрит вдаль и видит
-
пространство, движение, свободу.
-
Здесь ещё нет вертикали – есть только горизонтальное пространство, но оно
-
безгранично.
-
II. Думы Петра
-
(«Здесь будет город заложён…»)
-
И думал он:
-
Отсель грозить мы будем шведу,
-
Здесь будет город заложен
-
Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено
-
В Европу прорубить окно,
-
Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,
-
И запируем на просторе.
- В поэме нет описания строительства Города. Его создание напоминает чудо, однако это чудо не от Бога.
- Город вознёсся ввысь, но не к небу.
- В городе Петра нет места человеку, нет пространства, «толпа кораблей» и теснящиеся
- «громады дворцов и башен»
- подавляют, они заполнили мир.
- Ср. с черновыми редакциями, в которых сначала отсутствовало слово «башен», видимо, оно появилось у
- А.С. Пушкина не случайно. (См. в предыдущем разделе упоминание о Вавилонской башне»):
- ***
- Громады тесные дворцов
- Стоят вдоль Невских берегов.
- Кроме того, в окончательном варианте Пушкин вычёркивает слово «церквей», которое привносит оттенок святости, что не соответствует замыслу поэта:
- ***
- Теснится стройная громада
- [Дворцов и башен и церквей]
- Окно прорублено, но человеку от этого не стало светлей. Свет новой столицы напоминает блеск царского наряда.
IV. Город Поэта
-
IV. Город Поэта
-
(«Люблю тебя, Петра творенье…»)
-
-
Люблю тебя, Петра творенье,
-
Люблю твой строгий, стройный вид,
-
Невы державное теченье,
-
Береговой ее гранит,
-
Твоих оград узор чугунный,
-
Твоих задумчивых ночей
-
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
-
Когда я в комнате моей
-
Пишу, читаю без лампады,
-
И ясны спящие громады
-
Пустынных улиц, и светла
-
Адмиралтейская игла,
-
И, не пуская тьму ночную
-
На золотые небеса,
-
Одна заря сменить другую
-
Спешит, дав ночи полчаса.
-
Люблю зимы твоей жестокой
-
Недвижный воздух и мороз,
-
Бег санок вдоль Невы широкой,
-
Девичьи лица ярче роз,
-
Почему же Пушкин, показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу?
-
В IV части, помимо Петра, Человека («убогий чухонец», «финский рыболов») и Природы, во Вступлении появляется ещё одна сила, ещё один герой – Автор.
-
Только в лирической стихии Поэта возможно преодоление трагических противоречий, примирение между противоположностями.
-
Ведь «лирика – это мир, пропущенный через сердце поэта»
-
(Поль Элюар).
-
Эта композиционная часть – любовное послание Городу.
Автор использует перифразу
-
Автор использует перифразу
-
(«Петра творенье», «военная столица»), метонимию («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»), метафору («Адмиралтейская игла»)
-
Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.
-
Пушкин создаёт свой Город,
-
в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.
Мечты Поэта о примирении, в отличие от
-
Мечты Поэта о примирении, в отличие от
-
дум Петра, могут найти своё воплощение -
-
но только в пространстве лирического
-
текста*. Автор как герой покидает поэму.
-
-
-
в лирическом «Пире Петра I».
-
VI. До повести
-
(«Начну своё повествованье…»)
-
Была ужасная пора,
-
Об ней свежо воспоминанье...
-
Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье.
-
Печален будет мой рассказ.
Интересно, что композиция Вступления зеркальна:
-
I. Мир до города ______
-
(«На берегу пустынных
-
волн…»)
-
II. Думы Петра ______
-
(«Здесь будет город заложён…»)
-
III. Город Петра ______
-
(«Прошло сто лет…»)
|
|
|