Главная страница

А. С. Пушкин медный всадник петербургская


Название А. С. Пушкин медный всадник петербургская
Дата 04.03.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


А.С. ПУШКИН МЕДНЫЙ ВСАДНИК

  • ПЕТЕРБУРГСКАЯ

  • ПОВЕСТЬ


ПРЕДИСЛОВИЕ

  • Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться

  • с известием, составленным В. Н. Берхом.



  • А.С. Пушкин

  • даёт собственное

  • жанровое определение

  • своему произведению:

  • «петербургская повесть».

  • Здесь важны оба слова:

  • автор подчёркивает

  • роль Петербурга в поэме

  • и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается

  • вести эпическое повествование.

  • Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.



Вступление

  • I. Мир до города

  • («На берегу пустынных волн…»)

  • На берегу пустынных волн

  • Стоял он, дум великих полн,

  • И вдаль глядел. Пред ним широко

  • Река неслася; бедный чёлн

  • По ней стремился одиноко.

  • По мшистым, топким берегам

  • Чернели избы здесь и там,

  • Приют убогого чухонца;

  • И лес, неведомый лучам

  • В тумане спрятанного солнца,

  • Кругом шумел.



Пётр принимает на себя функции Творца,

  • Пётр принимает на себя функции Творца,

  • он хочет сотворить свой мир.

  • (Ср. с библейской историей

  • сотворения мира:

  • «Земля же была безвидна и пуста,

  • и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою»

  • (Быт. 1, 1–2).

  • В мире «до города» свет «спрятан»

  • от Петра (хотя о нём знает автор),

  • и царь не нашёл его.

  • Он смотрит вдаль и видит

  • пространство, движение, свободу.

  • Здесь ещё нет вертикали – есть только горизонтальное пространство, но оно

  • безгранично.



  • II. Думы Петра

  • («Здесь будет город заложён…»)

  • И думал он:

  • Отсель грозить мы будем шведу,

  • Здесь будет город заложен

  • Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено

  • В Европу прорубить окно,

  • Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,

  • И запируем на просторе.



          • В поэме нет описания строительства Города. Его создание напоминает чудо, однако это чудо не от Бога.
          • Город вознёсся ввысь, но не к небу.
          • В городе Петра нет места человеку, нет пространства, «толпа кораблей» и теснящиеся
          • «громады дворцов и башен»
          • подавляют, они заполнили мир.
          • Ср. с черновыми редакциями, в которых сначала отсутствовало слово «башен», видимо, оно появилось у
          • А.С. Пушкина не случайно. (См. в предыдущем разделе упоминание о Вавилонской башне»):
          • ***
          • Громады тесные дворцов
          • Стоят вдоль Невских берегов.
          • Кроме того, в окончательном варианте Пушкин вычёркивает слово «церквей», которое привносит оттенок святости, что не соответствует замыслу поэта:
          • ***
          • Теснится стройная громада
          • [Дворцов и башен и церквей]
          • Окно прорублено, но человеку от этого не стало светлей. Свет новой столицы напоминает блеск царского наряда.


IV. Город Поэта

  • IV. Город Поэта

  • («Люблю тебя, Петра творенье…»)

  • Люблю тебя, Петра творенье,

  • Люблю твой строгий, стройный вид,

  • Невы державное теченье,

  • Береговой ее гранит,

  • Твоих оград узор чугунный,

  • Твоих задумчивых ночей

  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

  • Когда я в комнате моей

  • Пишу, читаю без лампады,

  • И ясны спящие громады

  • Пустынных улиц, и светла

  • Адмиралтейская игла,

  • И, не пуская тьму ночную

  • На золотые небеса,

  • Одна заря сменить другую

  • Спешит, дав ночи полчаса.

  • Люблю зимы твоей жестокой

  • Недвижный воздух и мороз,

  • Бег санок вдоль Невы широкой,

  • Девичьи лица ярче роз,



Почему же Пушкин, показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу?

  • Почему же Пушкин, показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу?

  • В IV части, помимо Петра, Человека («убогий чухонец», «финский рыболов») и Природы, во Вступлении появляется ещё одна сила, ещё один герой – Автор.

  • Только в лирической стихии Поэта возможно преодоление трагических противоречий, примирение между противоположностями.

  • Ведь «лирика – это мир, пропущенный через сердце поэта»

  • (Поль Элюар).

  • Эта композиционная часть – любовное послание Городу.



Автор использует перифразу

  • Автор использует перифразу

  • («Петра творенье», «военная столица»), метонимию («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»), метафору («Адмиралтейская игла»)

  • Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.

  • Пушкин создаёт свой Город,

  • в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.



Мечты Поэта о примирении, в отличие от

  • Мечты Поэта о примирении, в отличие от

  • дум Петра, могут найти своё воплощение -

  • но только в пространстве лирического

  • текста*. Автор как герой покидает поэму.

  • *Ср. мотив примирения в связи с Петром

  • в лирическом «Пире Петра I».



  • VI. До повести

  • («Начну своё повествованье…»)

  • Была ужасная пора,

  • Об ней свежо воспоминанье...

  • Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье.

  • Печален будет мой рассказ.



Интересно, что композиция Вступления зеркальна:

  • I. Мир до города ______

  • («На берегу пустынных

  • волн…»)

  • II. Думы Петра ______

  • («Здесь будет город заложён…»)

  • III. Город Петра ______

  • («Прошло сто лет…»)