Главная страница

«Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


Скачать 0.58 Mb.
Название «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
страница 1/4
Дата 13.03.2016
Размер 0.58 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

Глава I. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста в организованных формах обучения………стр6-20

    1. . Анализ взглядов психологов и педагогов на проблему нравственно – патриотического воспитания у старших дошкольников ………….…стр. 6

    2. . Особенности формирования знаний воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР о родном городе ………..…………….стр.12

    3. . Пути, методы и средства формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста ………………………..……………стр.18

Глава II. Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о городе Тула в организованных формах обучения………………………...……..стр 21-55

2.1 Определение уровня сформированности знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста ……………………….……………. стр.21

2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в организованных формах обучениях………………………………………………………..…….....…. стр.33

2.3 Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы при определении уровня знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…...……стр.42

Заключение……………………………………………………………...… стр.53

Список литературы…………………………………………………….... стр. 55

Приложения……………………………………………………………………

Введение

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных и противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; средства массовой информации усилено пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.[39,c.3]

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - писал Д. С.Лихачёв.

Именно поэтому родная культура Тульского края, России, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Педагогами МБДОУ №______ накоплен опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Теоретической основой, которого являются положения: Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачёв и др.), а также программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Объект исследования — патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – воспитание у старших дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания. 
Цель исследования – определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент

Задачи исследования:

1) Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.
3) Разработать методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников.

4) Подобрать диагностический инструментарий для определения сформированности знаний старших дошкольников о родном городе.

5) Получение и расширение доступных знаний о родном городе: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.

Для осуществления выше сказанного мною были выбраны следующие направления:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.



  1. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1 Анализ взглядов психологов и педагогов на проблему нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. 

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.[2,c.16-17]

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на мой взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.[12,c.23]

В 60-70-е гг. 20 века патриотизм стал рассматриваться как стиль преподавания. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности "С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений" (сост. Л.А. Кондрыкинская. М., 2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.

Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста", защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области. [11, c.66-68]
Много интересного материала по общим проблемам патриотического воспитания молодежи в этот период содержится в публикациях (Возлинский Г.М., 2000; Илющенко Р., 2004; Князьков С., 2002; Миронов В., 1994; Печень Н. А. , 1994 и т.д.). Общим для них является показ злободневности этой работы, поиск и предложение наиболее эффективных путей ее ведения.[23, c. 123]

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

М.Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

– нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

– понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

– нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

– в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

– истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – писал К. Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». [39, c.3]

Вывод:

Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего города, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением интересом относится к историческому наследию всей страны.

1.2. Особенности формирования знаний воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР о родном городе

Большое значение в приобщении детей к истории родного города является формирование интереса. Усвоение знаний связано с тем, насколько заинтересован ребенок деятельностью. Этот интерес поддерживается положительными эмоциями детей, соответствующими педагогическими условиями, новым содержанием и методами воспитания, многообразием форм организации занятий. Особое значение необходимо придавать игровым формам проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД) и игровым видам деятельности.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Основные цели и задачи образования.

Система образования призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.

Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.

Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Базовым этапом формирования у детей с ОНР любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек и поэтому у ребенка необходимо воспитывать желание узнать больше об истории своего края и его особенностях. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с ОНР, правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Тула город мастеров, ковала оружие для победы в захватнических войнах, родина великого писателя Л.Н. Толстого. Тула славится своими пряниками, самоварами, оружием и гармонями.

Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги. Ориентиры воспитателя на расширение детского кругозора не забывать, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка равнозначно воспитательным отношениям. Поэтому очень важно правильный с точки зрения педагогики выбор объекта, о котором следует рассказывать детям.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом и совершенно новым для дошкольного воспитания и образования России. До начала реформ программы включали раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» (как часть направления «Ознакомление с окружающим»), в рамках которого выдвигалась только задача патриотического воспитания детей.

В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используется несколько терминов, области значений которых пересекаются, но не являются идентичными. Это – патриотическое воспитание, нравственное воспитание и социальное развитие.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором она существует в данный исторический момент. С психологической точки зрения, быть гражданином – более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создаёт определённые предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки – необходимое, но недостаточное его условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определённых черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, – активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:

- патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического воспитания;

- отбор и систематизация знаний о родном городе проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начала патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать детям сообщение знаний о родном крае, родной стране, чтобы вызвать у них познавательный интерес, активность, развивать любознательность. Наблюдение окружающей жизни и усвоение знаний способствует развитию образного и логического мышления у ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое живое слово, музыка, изоискусство.

Всем хорошо известно, что родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье. Условие детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни и здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания, каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «вот здесь жил когда то …, здесь строится …, это музей знаменитого писателя … и т.д.»

Все эти требования отражены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2007, в Основной общеобразовательной программе МБДОУ №______, на основе примерной образовательной программе «От рождения до школы». Анализируя программные задачи раздела «Ребенок и окружающий мир», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий жизни.

Поэтому педагоги   нашего  детского  сада  наряду с поставленными целями и задачами  образовательного процесса считают необходимым разработать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, которые представлены в виде возрастных характеристик ребёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

– проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

– уважение к достоинству других;

– стремление к познанию окружающей действительности;

– решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устройстве мира;

– бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Вывод:

Таким образом, базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
  1   2   3   4