|
«Ода кубанскому огороду»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа№1 г. Кореновск
муниципального образования Кореновский район Краснодарский край
Учитель биологии МОБУ СОШ№1
высшей квалификационной категории
Тищенко Любовь Васильевна
Г.Кореновск 2012г
«Ода кубанскому огороду»
I Ведущий:
Жемчужиной России называют землю кубанскую. Она кормит нас хлебом, овощами и фруктами. А что мы знаем об овощах, которые каждый день бывают на нашем столе? Овощи являются основными поставщиками витаминов, эфирных масел, минеральных веществ, фитонцидов. Они относятся к диетическим продуктам. Способствуют повышению вкусовых свойств пищи, ее переваримости и усвояемости, повышают сопротивляемость организма. В суточном рационе питания человеку необходимо 15-20% овощей.
II 1-ый ученик. По праву королем огорода считается картофель. Испанские завоеватели в конце 15в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чунью. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе. После сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.
В конце 17в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б. Шереметьеву мешок картофеля.
В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре, по мнению Д. И. Прянишникова, было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.
Население не знало еще агротехники возделывание этой культуры, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни. В 1770г. Выдающийся русский агроном и ученый А. Болотов впервые в России опубликовал статью о картофеле в «трудах Вольного экономического общества», где рассказал, как выращивают это растение. Труден был путь картофеля по странам Европы, но в конце концов эта хозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала «вторым хлебом».
Местные сорта картофеля: раннеспелый - «Невский», «Жуковский», среднеспелый - «Скарлет».
2-ой ученик. На втором месте по значимости на столе … что?
С листочками, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота.
Правильно, капуста.
Капуста кочанная – одна из древнейших овощных культур. Она выращивается в странах средиземноморья и Южной Европы по меньшей мере уже 4-4.5 тыс. лет. Римляне завезли растение в Англию. В настоящее время капуста широко распространена как в тропиках, так и в умеренной зоне. Она растет даже в приполярных областях. Кочанная капуста обладает высокой питательной ценностью, содержит 1.6% белка, 4% углеводов, богата клетчаткой (0.8%), минеральными солями и витаминами. Капуста имеет много разновидностей. Цветная капуста – однолетнее или озимое растение. Кольраби выращивают ради утолщенных стеблей, образующихся в первый год жизни растения. Стебли содержат до 10% сухого вещества, 2.0-2.3% сырого белка, богаты минеральными соединениями и витамином С. Кольраби – двулетнее растение, возделывается как однолетнее.
На Кубани выращивают разные сорта капусты; раннеспелые: «Июньская», «Казачек»; среднеспелая: «Слава», среднепоздняя: «Краснодарская», «Кубаночка», «Судья»; позднеспелая: «Харьковская зимняя», «Бирючекутская».
3-ий ученик. Ни один Кубанский борщ хорошая хозяйка не приготовит без томата.
Был зелен плод – не просился в ро
Положили в лежку – он сменил одежку
Красную одел, для еды поспел.
Появление томатов в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженых золотом, награбленным у индейцев, в старый Свет плыли и семена диковинный растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523г., вскоре после завоевания Мексики. Первое письменное упоминание о возделывании нового растения в Европе было сделано итальянским ботаником Пьеро Маттиоле в 1554г. Правда, он принял томат за разновидность ядовитого растения мандрагоры.
Первые упоминания о появлении томата в России относятся ко второй половине 18в. Его описания можно найти в работах Андрея Болотова. Томат сначала разводили в окрестностях по югу нашей страны. Более известное у нас название томата «помидор» происходит от итальянского «золотое яблоко» и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодные.
Плоды нового овощного растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Отчасти это было связано с тем, что близкие родственники томата по семейству пасленовых – белладонна и мандрагора – ядовитые растения. Рассказывают, что враги Джорджа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата, считая их ядовитыми. Повар- шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров, Джорж Вашингтон же вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое угощение. В 16-17вв. в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов, особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появится на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком. В настоящее время томат распространен очень широко.
Самые распространенные сорта томатов нашей зоны: «Агата», «Волгоградец», «Титан», «Ракета», «Геркулес», «Бычье сердце».
Ведущий :
А сейчас проведем конкурс «Черный ящик». В этом ящике лежит
необычный овощ:
Есть красавица одна и румяна, и стройна;
Хоть в землянке век живет, а большой от всех почет;
Кто проходит близко - кланяется низко.
О каком овоще идет речь?
4 ученик: Морковь – это ценная овощная культура. Ее корнеплоды содержат 7-9% сахара, каротин, витамины В1, В2, РР, С и др., минеральные соли, в состав которых входят кальций, железо и фосфор. Морковь – двулетнее растение. В первый год образуется розетка листьев и формируется корнеплод. На второй год получают плоды и семена.
Любимые сорта моркови: «Витаминная», «Шантонэ».
Ведущий: Конкурс «Черный ящик»:
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе,
И к пище приправа,
И на микробов управа.
Талисман этого овоща носили на груди средневековые рыцари. Они верили, что этот овощ способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей.
Правильно, речь идет о луке.
5 ученик: Родина репчатого лука – горы Афганистана, Туркмении, Ирана. Лук придает блюдам особый вкус. Известно давно, более 400тыс. лет. Первыми узнали вкус лука пастухи и охотники на горных лугах.
В старину на Руси были села, где в каждой избе жили огородники. Всем селом растили одно и то же растение на продажу заезжим купцам. Были села мятные, огуречные, луковые. Растили лук, который трижды меняет имя. Мелкие черные, как уголек, семена называются лук-чернушка. Из семечка вырастает маленькая луковка – это лук-севок. На другое лето посаженая в грядку луковка потолстеет, станет похожа на репку, и лук получает третье имя: лук-репка.
В зависимости от содержания сухих веществ и эфирных масел различают сладкие, полуострые, острые и горькие сорта. Луковица содержит сахар, азотистые вещества, витамин С, много минеральных солей и эфирных масел, обладающих бактерицидными свойствами.
Ведущий: Отгадайте еще одно растение:
Выросла травка,
К пище приправка.
Ее пожитки –
Душистые нитки.
6 ученик: Укроп – пряно-ароматическое однолетнее травянистое растение. Родина – Персия и Восточная Индия. В России выращивается с 5в. Все части растения содержат много эфирного масла, витамины группы В, РР, каротин, витамин С. В пищу употребляют как молодые зеленые листья и сочные стебли, так и плоды.
Петрушка – двулетнее травянистое растение, имеющее белый мясистый корнеплод. Возделывается почти во всем мире. Петрушка имеет приятный запах, сладковатый и терпкий вкус. Содержит эфирное масло, каротин, витамин С. Петрушку используют как приправу к различным блудам.
7-ой ученик. В зимнюю стужу на Кубани любят кашу из этого растения:
Привязаны бочки
К земле за шнурочки:
Там семечек запас
Приготовленный для нас.
Семечки мы грызли
Четыре недели,
А стенки из бочек
Мы с кашкой поели.
Известно много видов дикорастущей тыквы. Большинство из них происходят из Мексики, Гватемалы, Гондураса и южных штатов США.
Род тыква представлен пятью культурами и шестнадцатью дикорастущими видами. Плоды тыквы ценят за высокое содержание углеводов (8-22%), главным образом сахаров, и высокую урожайность. Из тыквы можно приготовить более 200 блюд. Давно известны лечебные свойства плодов тыквы – ее рекомендуют при заболеваниях желудка. В семенах тыквы содержится свыше 50% жира, по качеству не уступающего лучшим сортам растительного масла. Специальные сорта тыквы выращивают на корм животным.
8-ой ученик. III Конкурс. Определение семян овощных культур по коллекциям.
Ведущий:
IV. Конкурс эрудитов:
1. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. (Лук.)
2. В Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей. (Картофель.)
3. Еще древние греки и римляне разводили это растение и назвали его «дауцис» и «карота». Оно было любимым кушаньем при дворе императора Карла Великого. (Морковь.)
4. В каком овоще наибольше количество витамина С? (Перец.)
5. Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? (Тыква. Она может храниться почти год.)
6. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)
7. Это растение 6 тыс. лет выращивают на Американском континенте. Его плоды, богаты белками, по питательности приближаются к мясу. (Фасоль.)
8. Что означает слово «помидор»? (В переводе с итальянского - «помо доро» означает «золотое яблоко».)
9. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (В них образуется ядовитое вещество солонин.)
12. Что означает слово «томат»? (Жители Перу это растение называли «томатль» - крупная ягода.)
13. Это растение имеет много названий – «чуньо», «тартуфель», «чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение? (Картофель.)
V Конкурс газет.
VI Конкурс на лучшее украшение праздничного стола, изготовленное из овощей.
VII Подведение итогов.
Ведущий:
Ребята, подошло к концу наше путешествие по огороду. Вы познакомились с необычными историями обычных овощей. Может быть, захотите сами их вырастить и приготовить вкусные блюда. А когда будете кушать кубанский борщ, вспомните сегодняшнюю встречу.
|
|
|