|
Методические рекомендации по организации проектной деятельности Заключение
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра технологического образования и искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ
ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выполнил:
Нянин Леонид Николаевич
учитель технологии и изобразительного искусства
МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ»,
Шемуршинского района
Чувашской Республики.
Чебоксары-2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты формирования творческих способностей школьников
1.1. Проблема формирование творческих способностей в философской, психолого-педагогической литературе……………………………………….…
1.2. Творческие способности как предмет исследования ……………………..
1.3. Педагогические условия формирования творческих способностей ……
Глава 2. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе
технологического образования
2.1. Диагностика творческих способностей школьников, умений заниматься проектной деятельностью………………………….……………..
2.2. Организация проектной деятельности на уроках технологии…………..
2.4.Методические рекомендации по организации проектной деятельности……………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………….………..
Введение
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Передо мной, встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?",обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования творческих
способностей
Проблема формирование творческих способностей в философской, психолого-педагогической литературе.
Формирование творческой, инициативной и активной личности, способной к целенаправленной и социально осуществляемой деятельности самоизменения – приоритетная задача современной школы. В связи с этим актуализируется проблема уменьшения роли репродуктивной учебной деятельности и увеличение исследовательских методов обучения, которые отображают гуманистическое направление педагогики.
Как показало исследование педагогических источников, плодотворные идеи 20-х годов о методе проектов, активизации личности в жизнедеятельности и познании не потеряли своей актуальности и сегодня, но все еще недостаточно осмыслены современными педагогами – практиками.
Проблема формирования творческих способностей актуальна для школьного образования, так как личностно - ориентированна, а одной из приоритетных задач является формирование, актуализация и осуществление самопознания и самореализации школьника.
1.2. Творческие способности как предмет исследования
Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешное выполнение определенных видов деятельности.
Способности не даны от природы в готовом виде. Хотя большое значение для их развития имеют задатки, однако, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, ко многим видам деятельности. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Интересы и склонности, как и другие черты характера (настойчивость, целеустремленность) благоприятствуют формированию и развитию способностей, которые происходят лишь в процессе самого выполнения той или иной деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее занятие ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности. Исключительно важное значение имеют работоспособность и трудолюбие.
Способности подразделяются на специальные и общие.
К специальным относятся способности к различным видам художественной деятельности (к музыке, живописи…).
К общим – наблюдательность, конструктивное воображение, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности.
Потенциальные способности – это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ними возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но так же и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуют и развивают в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Главный недостаток современной школы, современных методик обучения и воспитания – это недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным, индивидуальным. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника. Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, интересам, склонностям, творческим способностям.
1.3. Педагогические условия формирования творческих способностей
Культурный и научно-технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умений мыслить самостоятельно. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы жизнедеятельности.
Как известно из психологии и педагогики благоприятными условиями для формирования творческих способностей являются: любовь к детям и педагогической деятельности, знание возрастных особенностей учащихся, знание форм и методов учебно-воспитательной работы, творческий климат в школе, демократический стиль общения, сотрудничество ученика и педагога, сам педагог как образец творческой личности, организация самостоятельной деятельности, индивидуальный подход к учащимся, применение методов поощрения, обеспеченность учебно-методической литературой,, высокий уровень внеклассной работы, внедрение передового педагогического опыта, наличие дифференцированного обучения.
Глава 2. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе технологического образования
2.1. Диагностика творческих способностей школьников
Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Для решения этих проблем используются различные методы педагогических исследований. Основные методы исследования – это комплекс диагностических методик по изучению творческого самовыражения школьников при выполнении проектов на уроках технологии.
На начальном этапе исследования учитель определяет творческие наклонности пятиклассников, используя методики Петрушина В.И.
Рис. 1. Диаграмма определения творческих наклонностей пятиклассников
В диаграмме видно, что творческие наклонности в большей степени проявляются в вырезании, лепке и рисовании, т.е. в тех видах деятельности с которыми дети сталкивались в начальной школе.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Родители считают, что заниматься нужно со школьниками младшего возраста, а более взрослым можно уделить меньше внимания.
На следующем этапе определяется способность школьников.
Результаты данного тестирования очень важны. Их нужно учитывать при подготовке учителем творческих заданий, при подборе тем проектов. По результатам теста характеризуют такие направления в развитии способностей личности:
физические (спортивные),
организаторские,
математические,
конструктивно – технические,
эмоционально – изобразительные,
коммуникативные,
музыкальные,
художественно – изобразительные,
филологические.
Способности не даны от природы в готовом виде. Хотя большое значение для развития имеют задатки, однако, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
2.2. Организация проектной деятельности на уроках технологии.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определение творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование .
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.
При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.
Выделяют три основных этапа деятельности:
1 – организационно – подготовительный,
2 – технологический,
3 – заключительный.
На первом этапе школьниками ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.
Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а так же все рабочие инструменты и оборудование.
Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректирую свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта.
Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику.
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Учащихся знакомят с темами заранее.
Результаты диагностики творческих наклонностей и способностей школьников используются при подборе тем проектов, которые предлагает учитель. Каждый год количество предлагаемых тем увеличивается. Учитель предлагает новые темы, руководствуясь данными диагностических исследований. По результатам анкетирования учащихся пятых классов, учитель делает вывод об умении учащихся, которые можно использовать в дальнейшей работе.
Как мы видим умения и интересы разнообразны и задача учителя развивать данные умения, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта.
Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей.
Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. В нашей школе осуществляется преемственность между средними и старшими классами. Разработана единая пояснительная записка.
Информацию об оформлении использовали из статьи Сафрис О.М. «Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по теме».
Проекты - это не тесты. Обучение производится через проекты. Ключевым моментом здесь является то, что учитель продолжает обучать во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе.
Искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, а когда предложить принять собственное решение.
Работа над проектом в основной школе рассчитана на 16 часов. Проектирование во всех классах проводится одновременно с февраля по апрель. И выполнение проекта является как бы годовой итоговой работой.
Весь процесс проектирования разделен по часам.
1-2 час – Выбор темы проекта;
3-4 час – Сбор информации по теме проекта;
5-6 час – Исследование проблемы;
составление исторической справки;
анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.
7-8 час – Составления банка идей и предложений.
9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.
11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.
13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.
15-16 час – Защита проекта в присутствии класса.
Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания.
В старших классах учителю необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде(рабочей силе) и технологии. В 10-11 классах творческий проект выполняется во внеурочное время. На уроке происходит только консультирование по выполнению проекта и защита проекта.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка.
Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
Индивидуальные особенности учащихся.
Учебно-материальную базу.
Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.
Следует учитывать межпредметные связи.
Возрастные и физические возможности школьников.
Общественно – полезную или личностную значимость проекта.
Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской.
Безопасные условия работы учащихся.
Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:
оригинальность,
доступность,
техническое совершенство,
эстетические достоинства,
безопасность,
соответствие общественным потребностям,
удобство эксплуатации,
технологичность, стоимость.
Оценка зависит:
от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,
от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,
от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,
- от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя.
Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать проект сложнее и проще.
Понятие творческой деятельности широко используется в современной педагогике. Современная психология выделяет различные творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, профессиональное и т.д. Обобщенное определение понятия «Творчество» - совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом.
Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.
Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях.
В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.
В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд.
Программа образовательной области «технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.
Для того, чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся я провожу диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования я использую при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей.
Проектные работы учащихся представляются на конкурсы и выставки. Учащиеся со своими проектными работами становились лауреатами районных конкурсов и фестивалей.
Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Об этом можно судить по участию учеников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества на разных уровнях.
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Кроме того, внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
2.3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Анализ теоретических источников свидетельствует, что актуальные проблемы личности, ее самостоятельности требуют новых педагогических решений. Среди разнообразных направлений решения целей образования в условиях школы с учетом интереса развития личности нами выбран метод проектов, потому что в рамках существующей классно-урочной системы он наиболее целостно вписывается в познавательную деятельность школьников. Индивидуальный проект гуманистичен, не только по своей философской сути, но и в пространственном аспекте, потому что способствует интеллектуальному самостоятельному развитию личности школьника.
Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие и формирование познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда предлагает использование различных методов, интегрирования знаний, умений. Проект – это всегда творческая деятельность.
Все учителя технологии используют метод проектов, но каждый работает по-своему.
Я предлагаю следующее:
выпишите столбиком все, что вы умеете делать, независимо от того, есть ли это в школьной программе или нет (лепка, аппликация, вязание, изготовление поделок из подручного материала, плетение, выжигание на ткани и т.д.);
в каждом разделе напишите наименование изделий, которые можно предложить ученикам для выполнения проекта, включая и те, которые есть в школьной программе;
определите, какие инструменты и материалы нужно для работы по каждому направлению;
опираясь на собственный опыт, ориентировочно «разбросайте» учебный материал по классам.
Почему ориентировочно? По той простой причине, что уроки творчества являются такими не только для учащихся, но для учителя. В процессе работы учитель может корректировать чередование видов труда, исходя из создавшегося положения на данный момент.
Этапы проектирования.
1.Организационно-подготовительный.
На первом этапе необходимо помочь обосновать актуальность выбранной темы, сформировать цель и содержание поставленных задач. Разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте, выбрать один вариант для дальнейшей разработки.
На этом этапе ребята изучают историю ремесел, направление декоративно прикладного искусства, устанавливают межпредметные связи.
2..Технологический.
На технологическом этапе ребята совместно с учителем разрабатывают последовательность выполнения объекта. Это отражается в технологической карте, где описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
3.Заключительный.
На этом этапе надо особое внимание уделить экономической и экологической оценке. В каждом проекте ребята предоставляют расчет затрат на изготовления изделия. Дают обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений. Для облегчения работы над проектом составлена единая схема пояснительной записки к проекту.
На основании данной схемы составлена презентация, которую можно демонстрировать на любом этапе проектирования в любом классе.
Проектное обучение создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формировании творческих способностей.
Заключение
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – вот основная цель учителя, организующего уроки творчества. И если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете не только дети, но и сами учителя – они станут действительно творческими личностями.
Актуальным представляется использование проектной деятельности как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности.
Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно –трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта ( продукта труда).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов , энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения , который можно охарактеризовать по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность , формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
В своей работе я использую метод проектов, делюсь опытом на заседании творческого объединения учителей нашей школы.
Учащиеся увлеченно выполняют проекты на разные темы. Изделия часто выставляются на выставке в школе, а лучшие – на районной выставке декоративно – прикладного творчества.
Литература
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010г. Пр.-271) // Вестник образования России. - 2010. - № 4. - С. 62-70.
Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
Матяш Н.В. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272с.
Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с.
Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя.// Образовательный центр «Педагогический поиск». – М., 2006. – 80с.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения)
Сластенин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.- (Высшее профессиональное образование)
Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О. А. Нессонова, В. В. Пальчикова, Л. И. Нессонова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.: ил.- (В помощь преподавателю).
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко/ авт. –сост. Е.А. Киселёва (и др.). – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012, - 144 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
|
|
|