Внеклассное мероприятие по музыке "Веселые нотки"
Цель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».
Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, умения вести себя в свободном общении, играх развитие творческих способностей, опыта музицирования, хорового исполнительства.
Музыкальный материал: фрагменты песен из мультфильмов:
муз.Савельева Б., сл. Хайт А. «Неприятность эту мы переживем»;
муз.Шаинского В.,сл. Танич М. «Если с другом вышел в путь»;
муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина «Большой хоровод».
Оборудование: диски с детскими песнями, караоке детских песен, проигрыватель, магнитофон.
Оформление: выставка «Рисуем музыку», шары, плакаты.
Ход мероприятия
(Перед началом праздника в зале звучат музыкальные фонограммы, детские песни.)
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вас приглашаем принять участие в нашей программе «Веселые нотки». Как вы, надеюсь, догадались по названию программы, речь пойдет о музыке.
Встречайте и приветствуйте ведущего.
Ведущий.
Здравствуйте, детвора
Нам знакомиться пора.
Правда, если вам сказать
Вы меня должны узнать.
Для порядка в карнавале
В этот зал меня позвали
Я, конечно, согласился
И немедленно явился.
Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. ( «Скрипичный ключ» и «Октава» рассаживаются)
Но я пришел не один, а со своими помощниками.
(выходит Скрипичный Ключ)
Скрипичный ключ. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы все любите музыку и знаете много песен, и, наверняка, не представляете себе веселья без веселых песен. Я – Скрипичный Ключ, самый главный в музыкальной грамоте. Никак не мог усидеть дома, узнав, что сегодня у вас музыкальный праздник.
(выходит Принцесса Октава)
Принцесса Октава. А я, принцесса Октава, приветствую всех собравшихся здесь любителей песни и музыки. Скажите, ребята, вы любите мультфильмы? А вы представляете их без детских песенок? Мы предлагаем аукцион песен из мультфильмов. Правила поведения во время конкурсной программы: не подсказывать, выполнять задания сообща, не выкрикивать.
Скрипичный ключ. Кто называет правильно мультфильм, тот получает жетон-нотку. Ну а в конце нашего мероприятия, мы выявим победившую команду по количеству ноток.
(загадывается 5 песен одной и 5 песен другой команде)
Задания для команды «Октава»
Антошка (из м/ф «Веселая карусель»);
Песенка мамонтенка (из м/ф «Мамонтенок»);
Песня Водяного (из м/ф «Летучий корабль»);
Песенка Крокодила Гены (из м/ф «Чебурашка»);
Голубой вагон (из м/ф «Старуха Шапокляк»).
Задания для команды «Скрипичный ключ»
Облака (из м/ф «Трям – здравствуйте!»);
Если добрый ты (из м/ф «Приключения Кота Леопольда»);
Чунга-Чанга (из м/ф «Катерок»);
Улыбка (из м/ф Крошка Енот»);
Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»).
Ведущий. Молодцы, ребята! А сейчас я проведу с вами викторину «Знаете ли вы?» Я буду задавать вопросы командам, по одному вопросу каждой, а за правильные ответы вы получите жетоны.
Вопросы команде 2 класса «Октава»
Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)
Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)
Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль)
Что такое балет?
Какой известный композитор написал балет «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский)
Вопросы команде 2 класса «Скрипичный ключ»
Каким ключом не открывается дверь? (нотным)
Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)
Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой? (нота до)
Что такое оперетта?
Какой известный композитор написал оперу «Иван Сусанин»? (М. Глинка)
Скрипичный ключ. Молодцы! Потрудились вы на славу! Разрешаю отдохнуть!
Музыкальная пауза. Выступает ученик 5 класса Пермяков Павел. Вальс (исполняет на баяне)
Принцесса Октава. Как хорошо выступил Паша. Мне даже петь захотелось! А вам? Давайте споем. Только не просто споем, а еще и посоревнуемся! Мой конкурс называется «Споемте вместе» Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна подхватить и спеть ее. Та команда, участники которой не могут вспомнить куплет песни, не получают жетона, кто остался последним, те получают жетон. (ребята соревнуются и получают жетоны)
Молодцы, ребята! Как много вы песенок – то знаете. А давайте мы вместе споем песню о дружбе «Если с другом вышел в путь». Все знаете эту песню? (исполнение песни)
Ведущий. Ребята, а может, мы с вами проведем еще и танцевальный конкурс? Я думаю, никто не откажется, ведь все дети любят танцевать.
Представьте, что сейчас прозвучит мелодия В.Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать под эту мелодию танцевальную композицию, соответственно полученному заданию.
Получите, пожалуйста, конверты с заданием и выполните его.
(команды получают по два конвертика с заданиями: «Я получил двойку», «Я разбил любимую мамину вазу», «Я потерял ключ от квартиры», «Мне купили футбольный мяч»)
Итог конкурса, жетоны.
Принцесса Октава. Молодцы! На этом конкурсная программа завершена. Пока подводятся итоги конкурсов мы послушаем выступление ребят 5 класса с песней «Большой хоровод»
Учитель. Ребята вы все активно участвовали в конкурсах, каждый из вас старался. Много песен вы знаете, молодцы. По итогам конкурсов 1 место команде …, 2 место команде … Получите памятные призы.
Понравилось вам мероприятие? Для чего человеку нужна музыка?
Скрипичный ключ.
Время пришло нам проститься,
Но мы вам хотим пожелать:
Быть здоровыми всегда,
Весело смеяться
С музыкой и песнями, друзья,
Никогда не расставаться.
Учащиеся исполняют песню «Неприятность эту мы переживем» муз.Савельева Б., сл. Хайт А.
Ведущий.
От души благодарим всех за внимание
И, прощаясь, говорим вам – до свидания.
Приложение8
Внеклассное занятие по
теме «Музыкальные инструменты»
Вход детей под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Приглашаю вас посетить сегодня Галерею музыкальных инструментов. Вначале мероприятия вы неслучайно услышали музыку великого композитора в исполнении симфонического оркестра. Ведь именно в этом оркестре собрано наибольшее количество разнообразных музыкальных инструментов. О некоторых из них мы сегодня будем говорить.
Давайте мысленно перенесёмся в город Москву, где находиться Музей музыкальной культуры имени М И Глинки. Там собраны музыкальные инструменты разных народов, стран, от самых древних до современных. И посетители музея имеют возможность не только рассматривать их, но и слышать.
Итак, представьте, мы входим в огромный необъятный зал. Весь этот зал заполнен звуками, а в зале … полная тишина. Потому что звуки спрятались внутри всевозможных деревянных ящиков, скрылись в сверкающих металлических трубах, затаились в чутких напряжённых струнах. Но мы чувствуем присутствие звуков. Кажется, ещё мгновенье – и зал взорвётся, зазвучит тысячеголосым хором. Это Мир Музыкальных Инструментов. В каждом инструменте скрывается своя тайна. И только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту тайну.
Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то тембр голоса, его звуковая окраска – непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия и богатства настроений, тонкости выражения их оттенков, одного тембра человеческого голоса было недостаточно. Выход был найден. Человек создал большое количество музыкальных инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. Огромная художественная сила воздействия музыки передаётся слушателю через выразительное исполнение на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания какого-либо инструмента. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики каждого инструмента?
Инструменты, которые будут сегодня представлены без сомнения, многим знакомы. Но не все знают историю его создания, о способах звукоизвлечения, из какого материала изготовлен инструмент, и какие музыкальные произведения можно на нём исполнять. Итак, начнём…
Гобой
О старинных предшественниках гобоя создано немало легенд, сказок, преданий. В одной старинной немецкой балладе рассказывается о том, что однажды, на один город напали полчища крыс. Сами жители города никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал на ней играть, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он шёл медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что даже пред водой не смогли остановиться. Так Крысолов избавил город от нашествия крыс.
(Звучит фрагмент из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
Гобой в переводе с французского, означает «высокое дерево». Звук гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные. Очень хорошо гобой передаёт мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.
Фортепиано
Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. Это – пианино.
Скажу вам по секрету: этот инструмент – мой самый лучший на свете друг. Потому, что он как ни кто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на моё настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Он утешает меня звуками нежными, ласковыми. Когда мне весело, он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным.
Может быть, поэтому у него есть ещё одно имя – фортепиано. По-русски его следовало бы назвать "Громко - тихо". Такое имя ему дали потому, что в отличие от своего предшественника и близкого родственника по имени Клавесин, который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости, форте или пиано.
Вот какой замечательный инструмент изобрёл в 1711 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори.
Пианист нажимает на клавишу, деревянный молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам, которые дрожат, вибрируют, – так возникает звук. Инструмент получился замечательный: диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Он может звучать совсем тихо и легко, как арфа или флейта, а может и как целый оркестр.
Специально для публичных концертов, где собирается много народу и где звук должен быть мощным, сильным, изобрели рояль, что в переводе означает «Королевский». Чтобы звук лучше доходил до слушателей, у рояля поднимают крышку, похожую на огромное чёрное крыло. Рояли и пианино имеют одинаковую клавиатуру и по две ножные педали, с помощью которых меняется окраска звука.
(Звучат произведения для фортепиано в исполнении учащихся).
Арфа
Диалог двух учащихся:
– Я полагаю, мне 5 или 10, а возможно, и все 20 тысяч лет.
– Не может быть! В таком почтенном возрасте вы выглядите просто по-королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накидка из струн, и вся вы такая резная, изящная. Будто крыло огромной золотистой бабочки.
– Чему же тут удивляться! Ведь я раньше была божественным инструментом, моей игрой наслаждались боги Олимпа, по моим струнам пробегали их пальцы. Затем я стала инструментом аристократическим, то есть для богатой знати. Меня украшали золотом, перламутром, мозаикой.
На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен.
Она никогда не звучит
Под рукою раба…
– Так писали обо мне поэты.
– Самый древний мой предок – простой охотничий лук. Когда-то, очень давно, на заре человечества, охотник, задев тетиву своего лука, удивился, как она долго и мелодично звенит. Ему понравился этот звук, и он рядом натянул ещё несколько жил покороче. Это было гениальное музыкальное открытие – так появились струнные щипковые инструменты. Среди моих близких родственников – знаменитая Лира, так называли её древние греки, а также Лютня – любимица Европы лет этак 300 тому назад. Но, знаете ли, годы идут. Теперь они на пенсии и поселились в музее. И дальних родственников у меня очень много. Это все те струнные инструменты, на которых играют щипком. Они хоть и не относятся к благородным, но всё же родня. Это я о гитаре, мандолине, гуслях…
– Скажите, а где вас можно встретить?
– На концерте, конечно…
(Звучит музыкальный фрагмент в аудиозаписи).
Гитара
У гитары мало конкурентов – это всем инструментам инструмент. Почему – не сразу и ответишь. Рояль и скрипка, конечно, солиднее, но на гитаре во всём мире играет несравнимо больше людей, чем на скрипке и рояле. И это не случайно. Она идеально аккомпанирует, а в руках у мастера – прекрасный солист. Гитару нередко называют струнным щипковым инструментом, но это не совсем верно. Звук на ней извлекается не щипком, а скорее «ударом» пальцев, или «броском». Можно играть и медиатором. В Испании это поистине народный инструмент. Невозможно представить испанскую песню, да и самого испанца без гитары. Самые великие гитаристы-испанцы.
(В исполнении учащегося звучит «Испанское каприччио)
Скрипка и виолончель.
Виолончель (В.): Здравствуй, Скрипка!
Скрипка (С.): Добрый день, Виолончель!
В. Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.
С. Мы же родственники. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.
В. Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра». Мы самые певучие из всех инструментов.
С. Меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери и великий Страдивари.
В. Неужели настоящие волшебники?
С. Конечно. Ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских мастеров, чем дольше живут, тем прекраснее звучат.
В. А моё имя происходит от имени наших с тобой предков – Виол, что в переводе означает фиалка, анютины глазки. Выходит, я, Виолончель, – Большая Фиалка. Говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий и ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно удаются широкие, напевные мелодии, но я легко справляюсь и с виртуозными произведениями.
С. По части виртуозности я тоже большой специалист. Каких я знала прославленных скрипачей! Вот, например, гениальный Никколо Паганини. Его даже обвинили в колдовстве, потому что не верили, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке. С его именем связаны легенды. Одна из них гласит, что однажды во время публичного концерта у Паганини вдруг одна за другой начали лопаться струны. Случайно это произошло или по чьему-то злому умыслу – никто не знает. Но великий скрипач продолжал играть, как будто ничего не происходило, и закончил произведение на единственной оставшейся целой струне под гром оваций.
В. Вот что значит талант, мастерство и самообладание!
С. Извини, мне пора на репетицию.
В. Увидимся вечером на концерте.
(Звучит фрагмент А. Вивальди «Времена года»)
Баян
Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.
Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков — металлических пластинок — под воздействием воздушной струи из мехов.
(Прослушивание музыкального фрагмента)
Флейта
Кто знает, когда и зачем первобытный человек срезал камышовую тростинку или веточку, или стебель бамбука и , увидев, что внутри она полая, пустая, подул в нее. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было, конечно, нарезать много разных дудочек, и больших, и маленьких, но играть попеременно на всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки – отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Вы и сами можете смастерить летом такие дудочки. По такому принципу устроены и действуют все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.
Флейта – латинское слово. Переводится оно как «дыхание», «дуновение». Звук у нее светлый, высокий, немного свистящий.
(Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» Э.Глюка в аудиозаписи).
Какая прекрасная, печальная музыка! Она мне напомнила одну легенду. Жили два брата. Один злодейски убил второго из зависти и корысти. Никто не знал страшной тайны, и злодей наслаждался украденным счастьем. Но прошло время. На могиле убитого брата вырос тростник. Кто-то срезал тростник и сделал из него флейту, поднес к губам, и та поведала людям печальную историю. Вот такая сказка во славу флейты, а может быть и самой музыки, которая умеет рассказать правдивее всяких слов.
Итог:
Итак, наше путешествие по Галерее музыкальных инструментов подошло к концу. Вы имели возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия. Я надеюсь, что у вас вспыхнул интерес к музыкальным инструментам и возникло желание научиться играть на каком-либо из них.
|