|
Глава II. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкального образования младших школьников с использованием внеклассных форм работы.
2.1 Использование разнообразных форм и методов внеклассной работы в музыкальном образовании
Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки и имеет целью углубить получаемые учащимися знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и навыки восприятия искусства.
Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Организуя внеклассную работу по музыке, мы помнили, что все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов; широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.
Наряду с преемственностью основными принципами организации внеклассной музыкальной деятельности детей являются планомерность, последовательность, системность и увлеченность.
Формы проведения занятий могут быть различны. В своей работе мы использовали тематические и комплексные занятия — одна из форм активного отдыха ребят в группе продленного дня.
На тематических занятиях (вечерах), где ведущее место отводится музыке, учащиеся знакомились с ее жанрами, творчеством русских и зарубежных композиторов. Учитывая интересы школьников, мы планировали самые различные темы, например «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Вечер фольклора», «Русские народные инструменты», «Твой любимый композитор» и др.
Тематические занятия включали разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), что создавало условия для активного развития музыкальных способностей младших школьников.
Комплексные занятия объединяли разные виды художественной деятельности (изобразительную, литературную, музыкальную), которые связаны одной темой, например «Космос», «Искусство и русская природа». Цель занятий — воспитание нравственных чувств (любви к Родине, к родной природе и т.д.) — достигается благодаря активизации инициативы и творческих способностей детей. Чтобы расширить их знания и представления о различных явлениях окружающей действительности, мы использовали не только хорошо знакомый репертуар, но и новый. Например, на занятии «Зимушка-зима» младшие школьники знакомились с образами зимней природы, переданными в поэзии и музыке. Они отгадывали загадки, читали выученные стихотворения, знакомились с новыми рассказами о зиме. Полученные впечатления ребята передавали в своих рисунках, аппликациях. После выполнения задания они слушали пьесу П. Чайковского «На тройке», характеризовали настроение, переданное композитором, определяли выразительность музыкальных средств. Завершалось занятие исполнением знакомых песен о зиме (Л. Книппера «Почему медведь зимой спит», Т. Попатенко «Котенок и щенок»).
Одно из комплексных занятий по теме «Мы слушаем осень» выглядело следующим образом: шла беседа о картинах осенней природы, затем свои впечатления дети передавали красками, звуками, движениями — пели песни об осени, читали стихи, изображали падающие с деревьев листья, на металлофонах и треугольниках сочиняли и исполняли «Танец дождя», составляли коллективно красочное панно из осенних листьев.
Другим примером является занятие «С днем рождения!» В предварительной беседе мы подвели детей к мысли, что поздравить друга с днем рождения можно не только подарив подарок, но и пропев добрую и милую песню, или исполнив какую либо пьесу. На этом же занятии дети мастерили своими руками подарки, рисовали и подписывали поздравительные открытки, накрывали импровизированный праздничный стол, пели, играли на музыкальных инструментами и танцевали.
В целом подобные занятия способствовали формированию музыкальных вкусов и развитию творческого воображения детей, а также превращению эстетических установок в регуляторы практической деятельности ребенка.
Другие виды организации внеклассных музыкальных выбирались с учетом интересов детей. Так, после школьных занятий дети занимались ритмикой.
В каждом занятии ритмикой были представлены различные виды музыкально-ритмического движения. Темой наших занятий был - «Мир музыки П.И.Чайковского».
Мы брали первую часть марша из балета «Лебединое озеро». Дети передавали в движении праздничный, оживленный характер музыки, обращая внимание на изменения в динамике. Выполняли маршевую ходьбу, широкий бег (врассыпную), ходьбу на высоких полупальцах (по кругу). Изучая «Грустную песенку» ребята проходили парами по кругу, через середину, разходились парами (направо, налево), проходили четверками через середину, перестроившись в четыре колонны. Работая над «Старинной французской песенкой» ребята «пропевали» музыку руками, передавая мелодию из одной руки в другую. Слушая произведение П.И. Чайковского «Новая кукла» ученики выполняли элементы танцевальных движений в образе заводной куклы.
Кроме того мы проводили праздничные внеклассные мероприятия по музыке. Сценарий одного из них - Веселые нотки дан в приложении 7
Нашей внеклассной формой работы в группах продленного дня была и музыкально-театральная деятельность, На классных часах учащиеся разыгрывали музыкальные сказки. Дети не только знакомились с содержанием произведения, воссоздавали конкретные образы, но и учились глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями. Театрализованные представления способствовали развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?», которую мы брали для исполнения, (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. В спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого - Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает детей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомились с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходило в интересной, увлекательной форме.
Также в группе продленного дня мы провели комплексное занятие «Музыкальные инструменты». Также в группе продленного дня мы провели комплексное занятие «Музыкальные инструменты» . Вот фрагмент этого занятия:
Дети входят под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
У – Здравствуйте ребята Приглашаю вас посетить сегодня Галерею музыкальных инструментов. Вначале мероприятия вы неслучайно услышали музыку великого композитора в исполнении симфонического оркестра. Ведь именно в этом оркестре собрано наибольшее количество разнообразных музыкальных инструментов. О некоторых из них мы сегодня будем говорить.
Давайте мысленно перенесёмся в город Москву, где находиться Музей музыкальной культуры имени М И Глинки. Там собраны музыкальные инструменты разных народов, стран, от самых древних до современных. И посетители музея имеют возможность не только рассматривать их, но и слышать.
Итак, представьте, мы входим в огромный необъятный зал. Весь этот зал заполнен звуками, а в зале … полная тишина. Потому что звуки спрятались внутри всевозможных деревянных ящиков, скрылись в сверкающих металлических трубах, затаились в чутких напряжённых струнах. Но мы чувствуем присутствие звуков. Кажется, ещё мгновенье – и зал взорвётся, зазвучит тысячеголосым хором. Это Мир Музыкальных Инструментов. В каждом инструменте скрывается своя тайна. И только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту тайну.
Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства и эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то тембр голоса, его звуковая окраска – непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия и богатства настроений, тонкости выражения их оттенков, одного тембра человеческого голоса было недостаточно. Выход был найден. Человек создал большое количество музыкальных инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. Огромная художественная сила воздействия музыки передаётся слушателю через выразительное исполнение на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания какого-либо инструмента. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики каждого инструмента?
Инструменты, которые будут сегодня представлены без сомнения, многим знакомы. Но не все знают историю его создания, о способах звукоизвлечения, из какого материала изготовлен инструмент, и какие музыкальные произведения можно на нём исполнять. Итак, начнём…
Гобой
О старинных предшественниках гобоя создано немало легенд, сказок, преданий. В одной старинной немецкой балладе рассказывается о том, что однажды, на один город напали полчища крыс. Сами жители города никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал на ней играть, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он шёл медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что даже пред водой не смогли остановиться. Так Крысолов избавил город от нашествия крыс.
(Звучит фрагмент из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
Гобой в переводе с французского, означает «высокое дерево». Звук гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние – насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки – пронзительные. Очень хорошо гобой передаёт мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.
Фортепиано
Много есть на свете разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях. Это – пианино.
Скажу вам по секрету: этот инструмент – мой самый лучший на свете друг. Потому, что он как ни кто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на моё настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Он утешает меня звуками нежными, ласковыми. Когда мне весело, он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным.
Может быть, поэтому у него есть ещё одно имя – фортепиано. По-русски его следовало бы назвать "Громко - тихо". Такое имя ему дали потому, что в отличие от своего предшественника и близкого родственника по имени Клавесин, который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости, форте или пиано.
Вот какой замечательный инструмент изобрёл в 1711 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори.
Пианист нажимает на клавишу, деревянный молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам, которые дрожат, вибрируют, – так возникает звук. Инструмент получился замечательный: диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Он может звучать совсем тихо и легко, как арфа или флейта, а может и как целый оркестр.
Специально для публичных концертов, где собирается много народу и где звук должен быть мощным, сильным, изобрели рояль, что в переводе означает «Королевский». Чтобы звук лучше доходил до слушателей, у рояля поднимают крышку, похожую на огромное чёрное крыло. Рояли и пианино имеют одинаковую клавиатуру и по две ножные педали, с помощью которых меняется окраска звука.
(Звучат произведения для фортепиано в исполнении учащихся).
Полностью занятие дано в Приложении 8
Таким образом, организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Учебный процесс, и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, решают одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
2.2 Музыкально- творческие формы внеклассной работы
Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Деятельность наша и детей во внеурочное время осуществлялась на единых принципах и вела к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, мы относили и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. Организация внеурочной музыкальной деятельности помогала нам решить следующие задачи музыкального образования школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивало не только их познавательные интересы, но и способствовало расширению музыкального кругозора. Во внеклассной работе в группе продленного дня мы использовали наиболее целесообразные, на наш взгляд, игровые формы занятий. Так проводя внеурочные занятия по теме «Музыкальная мозаика» мы использовали различные игры. Вот пример нашего занятия:
Дети под музыку входят в класс и рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. Фоном звучит музыка Вивальди «Концерт Весна» из цикла «Времена года».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говориться:
Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…..
Дети: Весна!
Учитель: Правильно! Все мы уже, наверное, заметили, что весна наступила. Солнышко стало чаще припекать, тает снег, запели птицы (звучат птичьи голоса).
Учитель: Ребята, а вам нравится это время года?
Дети: Да, нравится!
Учитель: А какую с вами знаем пеню о весне?
Дети: Песня называется «Пришла весна».
Дети исполняют песню «Пришла весна» слова и музыка Степана Булдакова стоя у своих стульчиков.
На экране слайды о весне.
Учитель: Молодцы, песню вы спели все дружно, весело. Ребята, вы послушайте внимательно. Что вы слышите? (Звучит песня кукушки).
Дети: Кукушка кукует.
Учитель: Совершенно верно. А мы с вами давайте попробуем повторить её пение? Давайте вместе споём.
Дети повторяют звуки C dur трезвучия (V, I cт).
Учитель: Сейчас мы с вами попытались поиграть в маленьких кукушат. Что же сейчас мы услышали своими ушками?
Дети: Звуки.
Учитель: Молодцы, правильно! А теперь мы попробуем прохлопать эти звуки.
Дети прохлопывают в ладоши простой ритмический рисунок (ти, ТА; ти ТА).
Учитель: Ребята, а что мы сейчас с вами прохлопали?
Дети: Разные звуки, короткие и длинные.
Учитель: Как же называется слово, которое обозначает смену коротких и длинных звуков?
Дети: Ритм.
Учитель: Какие вы у меня молодцы! Конечно, смена длинных и коротких звуков называется ритмом.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ритмические стрелы»
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить.
Учитель: Дети, что за инструмент в моих руках?
Дети: Бубен.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен».
Дети стоят в кругу, под музыку хлопают в ладоши, передавая бубен по кругу рядом стоящему, и повторяют:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот сейчас стучит всем нам.
Тот ребёнок, на ком закончится музыкальная фраза, прохлопывает ритмический рисунок (как бы задаёт задание), а все дети должны точно повторить этот ритм. Далее ребёнок, задававший ритм оценивает исполненный ритмический рисунок. И, если дети точно повторили ритм, ребёнок говорит им: «Молодцы!»
Педагог благодарит всех участников игры и предлагает детям присесть на стулья.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте похлопаем количество слогов в слове.
Педагог называет слово, а ученики должны прохлопать в ладоши столько раз, сколько в слове слогов. Например: крот, ёж, кот, белка, собака, крокодил, хомяк, бегемот, неваляшка…. По желанию можно усложнить работу в классе, называть только имена, затем слова, обозначающие растения… Можно ещё разнообразить игру, исключая лишние слова из ритмического ряда (мак, бак, рак, банан; сом, ком, крокодил, дом).
Учитель: Молодцы, а сейчас мы будет играть в игру «Тяжёлые и лёгкие слоги». Педагог называет слово (например, название птицы, имена), а ученик считает сколько слогов в слове, и какие они тяжёлые или лёгкие.
КЛЁСТ
ЧИЖ
ГРАЧ
ДЯ-ТЕЛ
СНЕ-ГИРЬ
ЛАС-ТОЧ-КА
СИ-НИ-ЦА
КУ-КУШ-КА
ВО-РО-БЕЙ
СО-РО-КА
Учитель: Хорошо справились. Чтобы все могли поиграть в эту интересную игру я сейчас вам раздаю «Музыкальное лото». Но вначале, ребята, давайте вспомним, с чего нужно начинать эту игру и как работать с карточками.
Дети: Мы сначала прочитаем слово, потом разделим его на слоги и будем искать к своей картинке ритм. А в конце игры мы проверим, правильно мы выполнили задание, получится у нас солнышко или нет.
Дети разделяются на группы и, читая слова, разделяя их на слоги, закрывают цветными карточками ритмические задания, которые нарисованы (работа в группе).
Учитель: Хорошо, достаточно. Как вы думаете, справились с заданием?
Дети отвечают, что кто-то справился, а кому-то было трудно.
Учитель: Я вижу, вы немного засиделись, не хотите ли размяться?
Дети: Хотим!
Учитель предлагает всем встать со своих стульчиков и поиграть в игру «Вопросы и ответы» Проводится физкультминутка.
Педагог задаёт детям вопрос, а дети и отхлопывают ритмический рисунок и проговаривают ответ вслух. Эту игру можно разыграть в шеренгах.
У: Почему краснеет нос?
Д: Почему краснеет нос – тихонько стучат себя по носу.
У: Знать на улице мороз?
Д: Знать на улице мороз! – скрестили руки и постучали себя по предплечью.
У: Почему устали ноги?
Д: Почему устали ноги – качаются с ноги на ногу.
У: Много бегал по дороге?
Д: Много бегал по дороге - бегают на месте.
У: Почему так много пыли?
Д: Почему так много пыли? – «отряхивают свою одежду от грязи».
У: Значит, вытереть забыли?
Д: Значит, вытереть забыли - «вытирают ноги о коврик».
У: Почему короткий день?
Д: Встать пораньше было лень! – тянут руки вверх, зевают, делают выдох.
Учитель: Ребята, на нашем занятии присутствует много учителей из других школ. Давайте мы для них исполним песню «как у наших у ворот».
Дети исполняют песню «К нам гости пришли».
Учитель: Теперь я вам предлагаю поиграть на шумовых инструментах. Но вначале давайте вспомним, какие мы знаем инструменты.
Дети перечисляют знакомые шумовые инструменты.
Учитель: Ребята, а что нам необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы правильно сыграть этот ритм?
Дети: Послушать песню, рассмотреть ритм, проговорить его (ти, ти, ТА), затем проиграть каждому свою партию.
Учитель: Правильно. Только когда вы прослушали песню, ознакомимся со своей партией, ритмом, можно всем подыграть ритмический рисунок песни.
Учитель раздаёт шумовые инструменты детям (по их желанию) и показывает заранее подготовленную написанную ритмическую партитуру песни «К нам гости пришли».
Учитель: Хорошо! Ребята, а сейчас мы с вами простучим ритмический рисунок припева песни.
Дети самостоятельно пытаются повторить ритмический рисунок песни хлопками или на музыкальных инструментах.
Учитель: Сейчас ваша задача немного изменится. Вы должны простучать ритм припева этой песни не всем ансамблем, а разделившись на две группы. Мальчики будут стучать ритм только на первую долю. А первая доля у нас тяжёлая или слабая?
Дети: Тяжёлая.
Учитель: Правильно, первая доля всегда тяжёлая. Девочки из нашего ансамбля будут стучать ритмический рисунок мелодии.
Дети аккомпанируют ритм припева песни на шумовых инструментах. Учитель подыгрывает мелодию на музыкальном инструменте.
Учитель: Поднимите руки, кому не сложно было простучать ритмический рисунок этой песни. Как вы думаете, хорошо сейчас звучал наш оркестр?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Не у всех, конечно, получается, ещё отлично исполнить свою партию, но мы будем дальше работать с вами. Я уверена, что совсем скоро вы будите играть и исполнять свои партии намного лучше.
Учитель: В завершении нашего занятия я предлагаю всем гостям раздать шумовые инструменты и вместе с нами поиграть на них под нашу песню.
Дети с учителями исполняют песню, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах и выполняя танцевальные действия.
Учитель: Спасибо, молодцы! Можете присесть на стульчики. Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Звучат ответы детей.
Учитель: Правильно, мы сегодня ещё раз вспомнили, что такое ритм. Так что же такое ритм?
Дети: Это когда меняются короткие и длинные звуки.
Дети: Ещё мы сегодня играли в интересные игры «Весёлый бубен»,
« Музыкальное лото» и на музыкальных инструментах.
Учитель: Ребята, а теперь, подумайте, какое настроение у вас осталось после нашего занятия. Кому урок понравился, у него хорошее настроение и он доволен собой - возьмёт нотку весёлую и прикрепит её на нотный стан. А кому сейчас грустно и задания на занятии были для него сложными - возьмёт грустную нотку и тоже прикрепит её на нотный стан.
Учитель: Дети, на занятии все работали хорошо. Молодцы! На этой весёлой нотке мы с вами завершаем наше занятие.
После проведения формирующего эксперимента возникла необходимость проведения второго констатирующего эксперимента.
Цель второго констатирующего эксперимента: выявить изменения в уровне развития музыкального образования младших школьников контрольного и экспериментального классов, после проведения формирующего эксперимента; сравнить результаты контрольного и экспериментального класса во втором констатирующем эксперименте.
Во втором констатирующем эксперименте использовались средства измерения, описанные в параграфе 1.2
Результаты второго констатирующего эксперимента показали, что
высокий уровень развития музыкального образования выявлен: по интеллектуально-позновательному критерию у 30% учащихся, что на 20% выше, чем в первом констатирующем эксперименте;
по мотивационно-поведенческому критерию у 40% учащихся, что на 20% выше, чем в первом констатирующем эксперименте;
по деятельностному критерию у 40% учащихся, что на 40% выше, чем в первом констатирующем эксперименте.
Средний уровень развития музыкального образования показали по различным критериям 60 % учащихся.
Низкий уровень развития музыкального образования в ходе второго констатирующего эксперимента не был выявлен.
В ходе исследования возникла необходимость сравнения результатов второго констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Таблица 4.
Сравнительная характеристика уровня развития музыкального образования в контрольной группе после проведения эксперимента в %
Уровни развития музыкального образования
|
Интеллектуально-познавательный
|
Мотивационно-поведенческий
|
Деятельностный
|
Кол- во учащихся, абсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихся абсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихся, абсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
ВЫСОКИЙ
|
2
|
20
|
0
|
0
|
1
|
10
|
СРЕДНИЙ
|
5
|
50
|
6
|
60
|
6
|
60
|
НИЗКИЙ
|
3
|
30
|
4
|
40
|
3
|
30
|
Таблица 5.
Сравнительная характеристика уровня развития музыкально-эстетической воспитанности в экспериментальной группе после проведения эксперимента в (в %)
Уровни развития музыкального образования
|
Интеллектуально-познавательный
|
Мотивационно-поведенческий
|
Деятельностный
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
ВЫСОКИЙ
|
3
|
30
|
4
|
40
|
4
|
40
|
СРЕДНИЙ
|
7
|
70
|
6
|
60
|
6
|
60
|
НИЗКИЙ
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Промежуточные таблицы представлены в приложении 4, 5, 6.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальном классе высокий уровень развития музыкального образования по интеллектуально-познавательному критерию выше, чем у учащихся контрольного классе на 10%, по мотивационно-поведенческому критерию – на 40%; по деятельностному критерию – на 30%.
Низкий уровень развития музыкального образования в ходе второго констатирующего эксперимента в экспериментальном классе не выявлен, в то время как в контрольном он составляет от 30 до 40% по различным критериям.
Результаты эксперимента показывают, что в экспериментальном классе у учащихся произошли существенные изменения в уровне развития музыкального образования, в то время как в контрольном классе уровень развития музыкального образования остался прежним.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что
полученные изменения в уровне развития музыкального образования учащихся экспериментального класса произошли в результате проведения формирующего эксперимента, в процессе которого осуществлялось развитие музыкального образования внеклассными формами работы.
Таким образом, формирующий эксперимент оказался эффективным и подтвердил выдвинутую гипотезу исследования.
Результаты контрольного эксперимента
музыкальное образования
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
|
До ф.э.
|
После Ф.э.
|
До ф.э.
|
После Ф.э.
|
|
Высокий
|
10
|
10
|
10
|
40
|
Средний
|
60
|
60
|
50
|
60
|
Низкий
|
30
|
30
|
40
|
0
|
Из данной таблицы видно, что большинство младших школьников контрольного класса имеют средний уровень музыкальной образованности (60%) , 10% младших школьников имеют высокий уровень музыкальной образованности, 30% имеют низкий уровень. Также как и до формирующего эксперимента. В экспериментальном классе данные немного другие 40% младших школьников имеют высокий уровень музыкальной образованности, что на 30 % выше чем было до формирующего эксперимента, 60% детей – средний уровень музыкальной образованности, что на 10 % выше, чем до эксперимента и главное что нет ни одного ученика имеющего низкий уровень музыкальной образованности.
Для более наглядного изображения отразим результаты эксперимента на рисунке2.
Рисунок 2. Музыкальная образованность младших школьников на конечном этапе эксперимента.
По данной диаграмме наглядно видно, что в контрольном классе 30% учеников имеют низкий уровень музыкальной образованности, в экспериментальном классе детей с низким уровнем развития нет. В контрольном классе 10% учеников имеют высокий уровень музыкальной образованности, а в экспериментальном 40% учеников имеют высокий уровень музыкальной образованности. В контрольном и экспериментальном классах 60% учеников имеют средний музыкальной образованности. Сравнив результаты контрольного и экспериментального класса мы пришли к выводу о более высоком уровне музыкальной образованности учеников экспериментального класса на конечном этапе эксперимента.
Таким образом, рост уровня музыкальной образованности учеников экспериментального класса при неизменном уровне музыкальной образованности учеников контрольного класса говорит об эффективности проведенной нами работы в формирующем эксперименте.
Выводы по второй главе
В экспериментальной части исследования был проведен формирующий эксперимент с целью развития музыкального образования у детей экспериментального класса.
В ходе формирующего эксперимента, согласно положению гипотезы, важнейшей задачей стало использование разнообразных форм и методов внеклассной работы.
Использование разнообразных форм и методов внеклассной работы повышает эффективность педагогического процесса. Внеклассные формы и методы работы построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, решают одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
Важнейшей задачей формирующего эксперимента стало использование музыкально- творческих форм внеклассной работы. Именно использование музыкально- творческих форм дает опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных жанрах. Также творческая деятельность обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс, и внеурочная работа, способствуют развитию музыкального образования.
После проведения формирующего эксперимента был проведен второй констатирующий эксперимент в экспериментальном и контрольном классах. Результаты второго констатирующего эксперимента показали, что число детей, показавших высокий уровень музыкальной образованности возросло по разным критериям от 20 до 40%. Низкий уровень музыкальной образованности в ходе второго констатирующего эксперимента не был выявлен. Результаты эксперимента показывают, что в экспериментальном классе у учащихся произошли существенные изменения в уровне музыкальной образованности в то время как в контрольном классе уровень музыкальной образованности остался прежним.
Заключение
В ходе исследования была выдвинута цель исследования: выявить психолого-педагогические условия музыкального образования младших школьников средствами внеклассной формы работы.
1. Проведенный нами анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.
Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.
2. Анализируя практический опыт по использованию внеклассных форм работы мы пришли к выводу, что учителя активно используют внеклассных форм работы. Строят они свою работу на основе произведений классической и народной музыки, дополняя существующие программы, различными факультативами, например «Русская народная песня», музыкально-театральными постановками, например «Куклы и дети», кружковой работой.
3. В ходе исследования были разработаны критерии, показатели и средства музыкальной образованности младших школьников. Были выделены три уровня музыкальной образованности учащихся: высокий, средний и низкий. С целью выявления уровня музыкальной образованности проведен первый констатирующий эксперимент, который показал недостаточный уровень музыкальной образованности учащихся, что обусловило проведение формирующего эксперимента.
4. Формирующий эксперимент проводился согласно выдвинутой гипотезе о том, что музыкальное образование младших школьников средствами внеклассных форм работы будет эффективным если: используются разнообразные формы и методы внеклассной работы; реализуются музыкально- творческие формы внеклассной работы.
5. Результаты второго констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальном классе у учащихся произошли существенные изменения в уровне музыкальной образованности , в то время как в контрольном классе он остался прежним. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 336с.
2. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей ( от детского сада к начальной школе) [Текст] / Ю.Б.Алиев. - Воронеж: [б.и ], 1998. - 189с.
3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. [Текст] /О.А. Апраксина. – М.: [б.и ], 1983. - 201с.
4. Аринина, Н.Л. Уроки прекрасного [Текст] / Н.Л.Аринина. - М.: Просвещение, 1983. - 128с.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В.Асафьев. – Л.: [б.и ], 1973. - 123с.
7. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: ACADEMA, 2002. - 414с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 446с.
9. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. [Текст] / Л.Л. Бочкарев.- М.: [б.и ], 1997. – 352с.
10. Булатова, Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. [Текст] / Е.А. Булатова. – Екатеринбург: [б.и ], 2001г. – 145с.
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] / Н.А.Ветлугина.- М.: [б.и ], 1968. - 189с.
13. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. [Текст]. - М.: Педагогика, 1989. - 106с.
14. Волчегорская, Е.Ю. Расширение границ музыкального обучения [Текст] / Е.Ю. Волчегорская // Музыка в школе . - 2004. - №3. - С.31-34.
15. Вопросы теории эстетического воспитания [Текст] // Под ред. Г.З. Апресяна.- М.: МГУ, 1970. - 214с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский.- С-Пб.: Союз, 1997. - 220с.
17. Данилова, З.Ф. Урок в школе [Текст]: Музыка моего народа /З.Ф.Данилова //Музыка в школе. - 2007. -№5.-С.48-50.
18. Дворянчикова Е. Общение с «живым» искусством [Текст] / Е. Дворянчикова //Искусство в школе.- 2003, №4.- с.21-23.
19. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л.Г.Дмитриева. – М.: Просвещение, 1989. – 240с.
21.Землянский, Б.Я. О музыкальной педагогике [Текст] / Б.Я. Землянский. – М.: Музыка, 1987. – 230с.
22. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки [Текст] / Г.В.Иванченко.– М.: Смысл, 2001г. – 264с.
23. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение , 1981. – 250с.
24. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – М.: [б.и ], 1989.-298с.
25. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] /Д.Б. Кабалевский.- М.: [б.и ], 1980. - 179с.
26. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и многое другое. книжка о музыке [Текст] / Д.Б. Кабалевский.- М.: [б.и ], 1976. - 176с.
27. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] / М.С.Каган // Музыка в школе. - 1987 . - №4. - С.35.
28. Коган, Л.Н. Художественный вкус [Текст] /Л.Н.Коган // Опыт конкретно-социологического исследования.- М.: Мысль, 1966. - 212с.
29. Корнева, С.В. Кружковая работа, как форма внеурочной деятельности [Текст] /С.В.Корнев //Музыка в школе. - 2002. - №3. - С.27-30.
30. Крупник, Е.П. Особенности возрастного развития художественного вкуса школьников [Текст] /Е.П.Крупник//Сборник научных трудов. - М.: Искусство, 1978. - 98с.
31. Локтева, Л.В. Развитие эстетического восприятия [Текст] / Л.В. Локтева.- М.: Педагогика, 1989. - 325с.
32. Матонис, В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности [Текст] / В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988. – 88с.
33. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. – М.: [б.и ], 1976. - 232с.
34. Музыкальное образование в школе [Текст] // Под. ред. Л.В. Школяр.- М.: ACADEMA, 2001. - 232с.
35. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. Назайкинский. – М.: «Музыка», 1972. – 150с.
36. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова.- М.: ACADEMA , 2001. - 365с.
37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И.Петрушин. – М.: [б.и ], 1997. – 200с.
39. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О.П. Радынова. -М.: Владос, 1997. - 606с.-Ч.1
40. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры [Текст] / О.П. Радынова.- М.: Гном-Пресс, 1999. - 80с.
41. Синенко, В. Музыкальная гостиная [Текст] / В.Синенко //Искусство в школе. - 2003. - №6. - С.44-48.
42. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1978. - 254с.
43. Тельчарова, Р.Л. Уроки музыкальной культуры [Текст] / Р.Л. Тельчарова.– М.: «Просвещение», 1991г. – 102с.
44. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М.Теплов. - М.: Наука, 2003. – 377с.
45. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст]. - М.: [б.и ], 1999. - 135с.
46. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие [Текст] / В.Н. Холопова.– СПб.: Лань, 2000. – 147с.
47. Черноиваненко, М.Н. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / М.Н. Черноиваненко, Л.Г. Дмитриева. – М.: Музыка – 1973г. –240с.
48. Черноиваненко, М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников [Текст] / М.Н. Черноиваненко. – Свердловск: [б.и ], 1974г. – 202с.
49. Шацкая, В.Н. Музыкально–эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1986. - 115с.
50,. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001г. – 360с.
Приложение 1.
Анкета « Что я знаю об искусстве».
Цель - для измерения интеллектуально- познавательного критерия
Вопросы анкеты.
Для чего музыка нужна в жизни?
Можешь ли назвать себя любителем музыки?
Какую музыку ты любишь слушать? (классическую, современную, русскую, зарубежную, народную).
Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких?
Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?
Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
Встречаешься ли ты с музыкой в школе кроме урока ? Где?
Какую музыку ты слушал последний раз ? Где?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?
Слушаешь ли ты какую – нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители ( певцы или музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
-высокий уровень –ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и предпочтение высокохудожественным, классическим эталонам музыки.
-средний уровень- выражается в наличии интереса к музыке, предпочтение развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), с небольшой ориентацией на классическую музыку.
-низкий уровень – отсутствие интереса к музыке, музыкальным видам деятельности, яркое предпочтение только развлекательным музыкальным произведениям.
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень интеллектуально-познавательных достижений
|
Алена С.
|
высокий
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
высокий
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
низкий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
средний
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень интеллектуально-познавательных достижений
|
Ольга П.
|
высокий
|
Володя Н.
|
средний
|
Никита Ш.
|
низкий
|
Олег Ф.
|
средний
|
Ирина А.
|
низкий
|
Катя Д.
|
низкий
|
Марина Т.
|
средний
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
средний
|
Приложение 2
Тест на выявление предпочтений
Ребенок ставится в ситуацию нахождения в музыкальном магазине , где продавец предложил ему послушать музыку из разных музыкальных альбомов. Ребенку нужно выбрать ту, которую он предпочитает остальным. Выбрать можно любое число музыкальных записей из разных музыкальных альбомов, представляющих:
Народную вокально-хоровую музыку (Журавель)
Народную инструментальную музыку (Кадриль)
Классическую вокально-инструментальную музыку (М.Глинка Жаворонок»)
Классическую инструментальную музыку (И.С. Бах «Шутка»)
Современную классику авангардного направления (Э.Денисов «Пение птиц»)
Духовную музыку В.Гречанинов «Верую»
Современную (развлекательную) ( Глюкоза)
Для выявления мотивационно- поведенческого критерия
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства-1б.
- средний уровень – выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества -2б.
- высокий уровень – проявление интереса к трем и более различным музыкальным направлений с предпочтением классических произведений-3б.
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень мотивационно-поведенческих достижений
|
Алена С.
|
низкий
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
средний
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
низкий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
средний
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень мотивационно-поведенческих достижений
|
Ольга П.
|
высокий
|
Володя Н.
|
средний
|
Никита Ш.
|
средний
|
Олег Ф.
|
высокий
|
Ирина А.
|
низкий
|
Катя Д.
|
низкий
|
Марина Т.
|
средний
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
средний
|
Приложение 3
Музыкальная викторина
Для измерения деятельностного критерия
Произведения: П.И.Чайковский «Баркарола», П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Э. Григ «Ноктюрн», Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», Э. Григ « В пещере горного короля».
Прослушав произведения дети должны различить по стилям и характеру звучания.
Критерии оценки:
- низкий уровень характеризуется узнаванием лишь одного произведения-1б.
- средний уровень – характеризуется узнаванием двух произведений -2б.
- высокий уровень – узнавание трех и более различных музыкальных произведений-3б.
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень деятельностных достижений
|
Алена С.
|
средний
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
средний
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
высокий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
низкий
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень деятельностных достижений
|
Ольга П.
|
средний
|
Володя Н.
|
средний
|
Никита Ш.
|
средний
|
Олег Ф.
|
средний
|
Ирина А.
|
низкий
|
Катя Д.
|
низкий
|
Марина Т.
|
низкий
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
средний
|
Приложение 4
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень интеллектуально-познавательных достижений
|
Алена С.
|
высокий
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
высокий
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
низкий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
средний
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень интеллектуально- познавательных достижений
|
Ольга П.
|
высокий
|
Володя Н.
|
высокий
|
Никита Ш.
|
средний
|
Олег Ф.
|
высокий
|
Ирина А.
|
средний
|
Катя Д.
|
средний
|
Марина Т.
|
средний
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
средний
|
Приложение 5
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень мотивационно-поведенческихдостижений
|
Алена С.
|
низкий
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
средний
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
низкий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
средний
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень мотивационно-поведенческих достижений
|
Ольга П.
|
высокий
|
Володя Н.
|
высокий
|
Никита Ш.
|
средний
|
Олег Ф.
|
высокий
|
Ирина А.
|
средний
|
Катя Д.
|
средний
|
Марина Т.
|
высокий
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
средний
|
Приложение 6
Контрольная группа
Имя ребенка
|
Уровень деятельностных достижений
|
Алена С.
|
средний
|
Володя А.
|
средний
|
Толя Н.
|
низкий
|
Леша Н.
|
средний
|
Арина Ш.
|
низкий
|
Егор А.
|
высокий
|
Марина С.
|
средний
|
Влада М.
|
средний
|
Ксеня В.
|
низкий
|
Матвей М.
|
средний
|
Экспериментальная группа
Имя ребенка
|
Уровень деятельностных достижений
|
Ольга П.
|
высокий
|
Володя Н.
|
высокий
|
Никита Ш.
|
средний
|
Олег Ф.
|
высокий
|
Ирина А.
|
средний
|
Катя Д.
|
средний
|
Марина Т.
|
средний
|
Тамара С.
|
средний
|
Ксеня Р.
|
средний
|
Федор К.
|
высокий
|
Приложение 7
|
|
|