|
1 Педагогическая сущность музыкального образования учащихся
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы музыкального образования младших школьников с использованием внеклассных форм работы……………………7
1.1. Педагогическая сущность музыкального образования учащихся………..7
1.2 Содержание внеклассных форм работы в музыкальном образовании младших школьников …………………………………………………………...17
1.3. Анализ педагогического опыта развития музыкального образования младших школьников……………………………………………………………24
1.4. Критерии, показатели и средства диагностики музыкальной образованности младших школьников…………………………………………32
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава II. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкального образования младших школьников с использованием внеклассных форм работы …………………………………………………….40
2.1 Использование разнообразных форм и методов внеклассной работы в музыкальном образовании……………………………………………………..40
2.2 Реализация музыкально- творческих форм внеклассной работы……….48
Выводы по второй главе………………………………………………………..59
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение………………………………………………………………………66
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждается в гармонически развитых людях с богатой внутренней культурой, интеллектуальной свободой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом, гибкостью межличностного и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без эффективной системы музыкального образования и воспитания.
Проблему музыкального образования в своих трудах широко разрабатывали такие педагоги-музыканты, как: О.А. Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Д. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и другие. Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня, как показывают многочисленные социологические исследования, часто школьники предпочитают общению с подлинным искусством просмотр видеофильмов, компьютерные игры, комиксы, а то и пустое времяпрепровождение. В результате растет число ограниченных, бездуховных молодых людей. Приобщение же школьников к общению с произведениями музыкального искусства, включению их в активную творческую деятельность способствуют тому, что эта потребность сохранится у них и в последующие годы.
Роль музыкального образования и воспитания в настоящий момент очень велика и существенна. Музыкальное образование и воспитание формирует универсальную человеческую способность, проявляющуюся, реализующуюся в любой сфере человеческой деятельности. В этом важность, всесторонность влияния музыкального воспитания на человека.
Идеи музыкального образования, выдвинутые в отечественной науке, последних десятилетий XX века, касаются, прежде всего сферы педагогики общеобразовательной школы. В трудах М.С.Кагана, Н.К.Карповой, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, М.Р. Плоховой, В.А.Разумного, и других исследователей разработаны разнообразные теории гармонического формирования личности, определены наиболее важные психолого-педагогические условия, обуславливающие процесс приобщения детей к художественно-творческой деятельности. Вместе с тем мы сегодня сталкиваемся с недооценкой роли музыкального образования и воспитания в школе. Прежде всего, это сказывается в недостаточном понимании полноты и многогранности музыкального образования и воспитания, значение которого выходит за пределы способности наслаждаться красотой, в мир высоких и глубоких проблем человеческого бытия, в сферу формирования личностных духовно-нравственных представлений и ориентаций. Очевидно, что в современных условиях назрела необходимость поиска новых подходов и новых педагогических средств для пополнения арсенала теории музыкального образования и воспитания, и прежде всего - воспитания средствами искусства. Проблема воспитания подрастающего поколения средствами искусства не нова, достаточно назвать имена Т.И.Баклановой, Л.В. Богомоловой, А.И.Бурова, С.А.Герасимова, Д.Б. Кабалевского, В.С.Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Л.А. Рапацкую, Н.М.Сокольникову Т.Я. Шпикалову и др. Однако на практике теоретические положения, как правило, не находят применения. В лучшем случае общеобразовательная школа «наполняется» предметами эстетического цикла, а само музыкальное воспитание подменяется фрагментарной художественной деятельностью по отдельным предметам, когда не участвуют межпредметные связи и учащиеся приобретаются разрозненные художественные умения и навыки, не складывающиеся в единое целое. Проблема музыкального воспитания оказалась наиболее разработанной в сфере музыкальной педагогики. В числе авторов, создавших оригинальные методики ведения уроков музыки в общеобразовательной школе Ю.Б.Алиев, Т.И. Бакланова, Д.Б. Кабалевский, В.И.Петрушин А.А. Пиличяускас и др.
Особое значение музыкальное образование имеет в младшем школьном возрасте, что связано с такими особенностями учащихся, как эмоциональность, отзывчивость на прекрасное, восприимчивость к влиянию педагога. Именно в начальной школе учащиеся легко усваивают духовную культуру, конечно, при условии увлекательности, яркости воспитательного процесса.
Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Внеклассные формы работы как средство развития музыкального образования младших школьников».
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия музыкального образования младших школьников средствами внеклассной формы работы.
Объект исследования: музыкальное образование младших школьников.
Предмет исследования: развитие музыкального образования внеклассными формами работы
Гипотеза исследования: музыкальное образование младших школьников средствами внеклассных форм работы будет эффективным если:
используются разнообразные формы и методы внеклассной работы; реализуются музыкально- творческие формы внеклассной работы.
Задачи исследования:
1. Определить педагогическая сущность музыкального образования учащихся
2.Обозначить содержание внеклассных форм работы в музыкальном образовании младших школьников
3. Проанализировать педагогический опыт использования внеклассной формы работы в музыкальном образовании младших школьников
4. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности музыкальной образованности младших школьников
4. Определить и проверить на практике педагогические условия развития музыкального образования младших школьников средствами внеклассных форм работы
Методы исследования:
1) анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) анкетирование и тестирование учащихся;
4) изучение продуктов деятельности учащихся;
5) психолого-педагогический эксперимент;
6) методы обработки результатов педагогического эксперимента.
Глава I. Теоретические основы музыкального образования младших школьников с использованием внеклассных форм работы
Педагогическая сущность музыкального образования учащихся
Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков ( Школяр) [34].
Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру ( Школяр) [34].
В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы ( Абдуллин) [1].
Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:
• увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
• развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
• заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
• развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.
С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:
1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;
2) творческая позиция;
3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского) [1].
На наш взгляд, обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании.
Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин [1] конкретизировал элементы содержания следующим образом:
• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;
• музыкальные знания;
• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.
Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей II класса по программе Ю.Б. Алиева[2] с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия: «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных».
Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д.Б. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс — «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки» [25].
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:
• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;
. различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;
• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).
В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности (Безбородова Л.А.,Алиев Ю.Б) [7].
Элементами содержания музыкального образования являются:
1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;
2) музыкальные знания (ключевые и частные);
3) музыкальные умения и навыки.
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве (Безбородова Л.А. Алиев Ю.Б) [7].
Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания Произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы[15].
В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:
1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;
2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:
1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;
3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания [19].
Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.
В содержании музыкального образования должны быть представлены:
• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;
• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;
• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения[19].
В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка[36].
Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.
Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе являются:
• формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;
• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
• обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
• совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
• становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);
• приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
• развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;
• активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;
• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы[34].
Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование с их помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.
Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала в себя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике (дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют для опытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципы воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:
• постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
• понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
• осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности[34].
Педагоги-музыканты всегда испытывают недостаток времени для музыкальных занятий, и потому дорога каждая минута урока. Важно, чтобы занятия и уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «били в цель». И потому, используя на музыкальных занятиях разные виды деятельности — пение, движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтение учебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий, педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формы учебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизации деятельности чувств и мысли.
Душа обязана трудиться — только опора на этот тезис приводит к развитию у детей актуальных знаний, умений, навыков, чувств и в конечном итоге духовной культуры.
Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов детской музыкальной педагогики.
Э.Б. Абдуллин [1] выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения:
1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;
2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;
3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;
5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;
6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков) [1].
Л.В. Школяр указывает на следующие принципы музыкальной педагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность, художественность[50]
Таким образом, педагогическая сущность музыкального образования учащихся состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.
Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.
1.2 Содержание внеклассных форм работы в музыкальном образовании младших школьников
Наряду с основной формой музыкального воспитания школьников (уроком) существует внеклассная работа по музыкальному воспитанию. Разнообразие форм ее организации обусловлено творческой инициативой учителя музыки, организатора внеклассной работы школы, отношением администрации.
Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет, а отсюда – более интенсивное развитие любви и интереса к музыке вообще, получение новых знаний и умений. Дети могут на личном опыте убедиться, что школьные уроки музыки тесно связаны с жизнью, так как полученные ими на уроках музыки знания, умения и навыки активно востребуются и во внеклассное время. Учитель в процессе внеклассных занятий имеет возможность еще более приобщить заинтересованных детей к музыке, систематически формировать их творческую активность. Организуя внеклассную работу по музыке, педагог должен следующее:
- все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов:
- широкое использование методов должно способствовать пробуждению художественных потребностей, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей учащихся;
- необходимо воспитывать у школьников интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру[1].
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней; - в каждом конкретном случае нужно учитывать и то, что на формирование интересов и вкусов ребят большое влияние оказывают средства массовой информации, сверстники, семья.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа проводится в двух основных направлениях: кружковые формы и массовые формы.
Сюда относятся: хоровые, вокальные, оркестровые, танцевальные, инструментальные, вокально-инструментальные, фольклорные и другие кружки. Сюда же относится музыкальный театр.
Вступление в тот или иной кружок обусловлено, главным образом, желанием участников. Вместе с тем, требуется и определенный уровень развития соответствующих музыкальных способностей, который, конечно, ниже, чем в специальных музыкальных школах и студиях.
Практика показывает, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос, и чувство ритма, и даже музыкальный слух.
Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (1-4 классы), учеников среднего школьного возраста и учащихся старших классов (9-11). Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хора, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченного произведения[1].
В хоре участвуют, как правило, от 25 до 80 человек. Продолжительность занятия зависит от возраста участников (от 45 до 90 минут). Каждое занятие планируется, при этом педагог старается сделать его интересным и разнообразным. Большое значение имеет знание учителем физиологических особенностей формирования голосового аппарата детей. Тщательного подбора требует и репертуар для занятий.
Кружки обучения игре на музыкальных инструментах. Занятия проводятся индивидуально, что способствует активному развитию музыкальных способностей, воспитывает музыкальный вкус и интерес к музыке. Главное, чтобы такие занятия не сводились лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков. Важным фактором является организация концертных выступлений участников кружка.
Детский фольклорный ансамбль. Его создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей.
Уже в 7 лет дети с удовольствием исполняют попевки, потешки, прибаутки. В репертуар ансамбля входят доступные детям народные песни, характерные для того или иного региона, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть доступны для детского исполнения, понятны по содержанию, вызывать интерес. Большую роль для заинтересованности детей фольклором играют, например, специально подготовленные (возможно и своими руками) народные костюмы, а также простейшие музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.п.) [34].
Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожалению, таких коллективов существует мало, но опыт показывает, что они способны играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов, возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Даже люди с ограниченными музыкальными данными могут вполне успешно играть на музыкальном инструменте. Обучение участников проходит в подготовительной группе. При распределении на инструменты необходимо учитывать физические и музыкальные данные каждого ученика, ну и конечно желание.
Вокально-инструментальный ансамбль. Это самый популярный среди детей и подростков кружок, так как у них ярко выражено стремление и желание следовать моде и утверждаться через это в среде сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней простотой и яркостью. Участников такого ансамбля часто увлекает сам процесс игры, а не художественные достоинства произведений, что отрицательно сказывается на формировании вкуса, а интересы ограничиваются лишь подражанием популярным рок-группам. Вместе с тем интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культуре. Для этого в их репертуар включают народные песни, инструментальные пьесы, иногда переложения классических произведений. Таким образом, приобщение к лучшим образцам музыкального искусства оказывает на подростков воспитательное воздействие (особенно на «трудных»), а решение образовательных задач способствует их духовному росту.
Школьный музыкальный театр. В его работу можно привлечь широкий круг учащихся, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спектакля требуются солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители, гримеры и костюмеры. Каждый участник в постановке спектакля, занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается и к музыкальному искусству.
Руководителю театра необходимо тщательно продумать репертуар, а также то, как преподнести произведение детям (увлекательный рассказ о содержании, истории создания, авторах, а после прослушивания – беседа о музыкальных характеристиках героев). Идею оперы могут помочь понять анализ средств музыкальной выразительности, запоминание главных мелодий. Подбор исполнителей и дублеров должен сопровождаться обсуждением в коллективе, сопровождаться пояснениями со стороны руководителя. Подбор костюмов и декораций может осуществляться на основе конкурса эскизов, разработанных детьми. К их изготовлению можно привлечь родителей, старших школьников. Далее каждый номер репетируется отдельно, уже затем проводятся репетиции в целом. Заключительный этап – подготовка красочных афиш[34].
Очень важно, что участие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Такой театр может стать центром широкой и действенной воспитательной работы средствами искусства. В нем постепенно формируется постоянный состав, который пополняется новыми членами. К участию в спектакле, возможно привлекать школьников из других кружков.
Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Расширяя рамки урока, они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников.
Массовые формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию
Главная задача таких форм – охват наибольшего количества (массы) детей. Проведение массовых мероприятий не требует от школьников каких-либо способностей, знаний, умений, навыков. Под массовыми мероприятиями понимаются те, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных, уровня музыкального развития детей. Эти мероприятия эпизодичны, не предусматривают планомерного музыкального обучения. Достаточно лишь желания и интереса учащихся. А создание такого интереса – центральная задача для педагога-организатора.
К массовым формам музыкального внеклассного воспитания относятся: лекции-концерты для школьников, коллективные посещения музыкальных спектаклей и концертов, музыкальные праздники, карнавалы, конкурсы, смотры, викторины и т.п[19].
Выполняя музыкально-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей, имеющих специальные музыкальные данные, пробуждают или углубляют их музыкально-эстетические чувства, потребности.
Тематика школьных праздников может быть самой разнообразной, но особое значение приобретают праздники, посвященные знаменательным датам. Музыка в сочетании с другими видами искусства может оказать на всех участников праздника огромное воздействие и способствовать формированию нравственно-эстетических чувств, взглядов, убеждений.
В школе могут проводиться и праздники, основанные только на музыкальном искусстве. Например, они могут быть посвящены песне, творчеству одного композитора, народной музыке, событиям музыкальной жизни страны и т.д.
Праздник должен доставлять участникам радость, объединять их, сплачивать единым чувством, переживанием, и обязательно давать возможность каждому участнику проявить свои способности и творческую инициативу.
Тематические и комплексные занятия. Это форма активного отдыха ребят в группе продленного дня (или классного часа), которая способствует формированию их интересов и вкусов.
На таких занятиях учащиеся знакомятся с музыкальными жанрами, творчеством композиторов, музыкальными исполнителями и т.д. Темы занятий могут быть самыми разными. Например, «Детский альбом П.И. Чайковского», «Вечер фольклора», «Русские народные инструменты», «Твой любимый композитор», «Музыка любимых мультфильмов», «Вечер музыкальной сказки» и многое другое. Такие занятия могут включать разные виды деятельности (слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) [19].
Комплексные занятия объединяют различные виды искусства – музыка, изобразительное искусство, литературу, которые связываются в сценарии единой темой. Главной же задачей таких занятий является воспитание нравственных чувств, которая решается посредством активизации инициативы и творческих способностей школьников. Насыщенность занятии впечатлениями и творческими заданиями стимулирует интерес ребят, усиливает их переживания, обогащает художественное восприятие.
Таким образом, в целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкальною образования. Внеклассные занятия по музыке различные по форме и содержанию выполняют следующие задачи:
Обучающие задачи
|
Задачи развития
|
Задачи воспитания
|
– сформировать основы музыкальной культуры;
– заложить основы гармонического музыкального развития;
– приобретение опыта восприятия окружающего мира в музыке.
|
–развитие музыкальных способностей;
– развитие творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;
– развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры;
– развивать способы познания, как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки.
|
– воспитание любви и интереса к музыке;
–обогащение музыкальных впечатлений;
– воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
– эстетическое воспитание личности;
– воспитание основ музыкально-эмоциональной культуры;
– формирование общей духовной культуры.
|
1.3. Анализ педагогического опыта развития музыкального образования младших школьников
Музыкальное образование осуществляется не только в процессе обучения, (то есть на уроках), но также в различных формах внеурочной деятельности детей, которые также направлены на воспитание музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Наряду с принципами преподавания музыки как искусства, импровизационности, художественности во внеурочной деятельности ребят особенно важен принцип не обыденности в процессе познания музыки. Он помогает снять усталость, даёт детям радость от общения с искусством.
Интересны многие грани в области эстетического воспитания В. Н. Шацкой. Лабораторией для своих исследований она выбрала одну из школ г. Москвы (№ 201 им. Зои Космодемьянской). Здесь и началось систематизированное коллективное изучение проблем музыкального воспитания – отношения школьников к музыке, их возможности в области восприятия и запоминания музыкальных произведений; становление их музыкально-эстетических вкусов, потребностей, суждений. В.Н. Шацкая редко пользовалась термином «обучение» музыке, предпочитая говорить о «воспитании» средствами музыки. Она считала, что подлинно глубокое воздействие искусства может иметь место только при осознанно-эмоциональном его восприятии, подготовленной соответствующей целенаправленной работой, включающей и овладение определёнными навыками и знаниями [49].
Одна из форм, широко применявшаяся В.Н. Шацкой, это концерт. Концерт-беседа, концерт-лекция, концерт-встреча как одна из форм внеклассной деятельности в школе призвана воспитывать музыкальный вкус у школьников. Концерт - большой праздник для слушателей и, безусловно, призван вызывать интерес к музыке. Понимание цели музыкального воспитания в творческом развитии ребенка в формировании его интереса и любви к музыке, а не формальном выучивании какого-то количества произведений и отдельных теоретических сведений было характерно для деятельности В.Н. Шацкой. она писала: « С самого начала своих занятий музыкой с детьми я искала таких путей, таких приёмов, которые дали бы возможность почувствовать радость от переживания музыкальных впечатлений, развить детский вкус и понимание для восприятия музыки и побудить детей, таким образом, к тому, чтобы они сами пожелали работать, добиваться всё более и более серьёзного удовлетворения…» [49]. Как и другие противники школьной муштры, В.Н. Шацкая порывала с методами старой школы. Из своей работы она исключала формальные, сухие упражнения, а главный путь обучения видела в пробуждении интереса детей к занятиям, к подлинно художественной музыке, которая доставляла бы им радость. Изучая практический опыт В.Н. Шацкой, мы увидели применение методов «контраста», «анализа», «сравнения» и «обобщения», которые также намечались у Б.Н. Асафьева и Б.Л.Яворского.
Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной.
В области методики преподавания музыки в последние годы появились много интересных программ.
В своем практическом опыте учителя музыки используют не только уже известные программы, но и дополняют их своими наработками. Так учитель музыки Волчегорская Е.Ю. [14] важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников видит в целостном освоение художественной картины мира, что позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения. Она пишет, что познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее.
Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения-переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.
Стремясь найти какие-то новые пути музыкально-эстетического развития школьников, она с самого начала включилась в реальную жизнь школы, в которой о системе музыкально-эстетических занятий говорить было сложно.
Искусство непосредственным образом связано с духовной, внутренней, возвышенной жизнью ребенка. Искусство учит и позволяет школьнику выразить свои эмоции в культурной форме. И если ребенок в школьном возрасте имеет возможность увидеть подлинные художественные произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, читать художественную литературу, слушать образцы высокой музыки – у него формируются художественно полные ориентиры и то качество личности, которое называется «художественный вкус», т. е. способность отличать в жизни и искусстве красивое от банального и безобразного.. Все эти размышления привели учителя к «сочинению» собственных «театральных» методик и разработки авторской индивидуальной программы,
Одним из важных факторов музыкального обучения в их школе является театр «Куклы и дети», в котором в определённые темы занятий каждый ученик может быть артистом.
Такие внеклассные мероприятия, как «Сказка в музыке», «Русское народное творчество», «Искусство музыкального театра», «Музыкальный портрет» с участием этого театра проходят необыкновенно и имеют большой успех у ребят. Процесс перевоплощения учеников в артистов, музыкантов, художников, дирижёров, - явление образное, интересное и главное творческое.
Так, например, при прослушивании известной симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» вместо обычной лекции учащиеся знакомятся с музыкальными характеристиками персонажей сказки – не только в прослушивании тем в исполнении различных инструментов, но и посредством образной игры кукол и актёров имитирующих игру на инструментах за ширмой. Идёт музыкально-импровизированный спектакль, в котором участвует весь класс. Все это активно способствует духовно-нравственному развитию учеников[14].
В Городищенской средней школе Урицкого района Орловской области эстетическое воспитание ведется с помощью факультативов художественной направленности. Несколько лет ведет факультатив "Русская народная песня" учитель музыки, старейший педагог школы Е. Дворянчикова [18].
На занятиях она рассказывает о богатой и интересной истории русской народной песни, о многообразии ее жанров, различных по происхождению, характеру, тематике, роли в быту - о песнях трудовых, обрядовых, календарных, свадебных, хороводных, игровых, плясовых, исторических, лирических, былинных, русских частушках и т.д. Многообразно отражая историю России, народная песня способна воспитывать не только интерес к ней, но и помочь глубже понять и почувствовать истоки нашего прошлого, наши национальные традиции, обычаи, характер и духовные мир своего народа. Таким образом. учитель воспитывает такие нравственные качества, как любовь к родине, к своему родному краю.
Занятия проводят совместно учителя музыки и литературы, хореографии и изобразительного искусства. Интересны интегрированные занятия на темы: "Образы природы в литературе и музыке", "Русские художники и поэты о весеннем пробуждении жизни", "Осень в музыке и хореографии"" и т.п. Педагоги демонстрируют прекрасное в искусстве и действительности на близких и понятных ученикам образах родной природы.
Учитель музыки Данилова 3. Ф. полагает, что развивать нравственные качества возможно через знания о народных традициях, при помощи дискуссий о народной культуре. Воспитывать у школьников любовь и бережное отношение к родному краю, закреплять знания о народных традициях и обрядах [17,С.48].
Другой педагог Корнева С.В. делится опытом своей кружковой работы. Она пишет, что музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения. Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Особое место в современной общеобразовательной школе занимает кружковая работа. Педагог ведет инструментальный («Обучение игре на гитаре») и вокальные кружки.
У многих людей с рождения заложен музыкальный задаток, поэтому научить играть на музыкальном инструменте можно любого ребенка. Ведь были времена, когда умение играть, хотя бы на одном музыкальном инструменте, являлось необходимым для образованного человека по правилам этикета.
Основной целью инструментального кружка является формирование и развитие элементарных навыков домашнего музицирования.
В основу своей программы она берет опыты известных гитаристов-педагогов, таких как, Матео Каркасси, В.Калинин, Иванов-Крамской и.т.д.
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
В своей практике применяет следующие приемы работы: ритмические упражнения (например: похлопать заданный ритм), угадывание звуков по высоте, аккордов на слух, подбор на слух, пропевание мелодий произведения, импровизация.
Дети на занятиях знакомятся с музыкальным словарем, биографией и творчеством разных композиторов и исполнителей. Изучение нотной грамоты не является обязательной, а только заинтересованные и желающие учащиеся знакомятся ею.
Она организует и планирует кружок таким образом, чтобы ребенок мог получить те знания, умения и навыки, которые ему под силу и интересны. Репертуар ее «гитаристов» разнообразен: от классики до простых детских песен.
В начале, репертуар выбирает она сама, в основном это русские народные песни, которые дети играют на одной струне.
При дальнейшем обучении, данные песни усложняются по технике исполнения. И только, когда ребенок хорошо владеет игрой на 6-струнах, «ориентируется» в аккордах, может выбирать любое произведение по вкусу. Вначале аккомпанемент к песне ученик пытается подбирать самостоятельно. Только при наличии трудностей и незнакомых нюансов, педагог позволяет себе им подсказывать.
Большое место на занятиях занимает импровизация самих детей: они самостоятельно подбирают мелодию на слух, придумывают ритмические рисунки, сочиняют простенькую музыку, и это дает им возможность почувствовать себя творцом.
Настраивать инструмент дети учатся с самых первых занятий, при этом у них развивается слух и музыкальность.
Кружок посещают в основном юноши, ведь молодой человек, умеющий играть на гитаре, всегда вызывает авторитет среди сверстников.
Полученные музыкальные навыки участников имеют выход: совместно готовят тематические вечера, концерты, выступают на праздниках и смотрах.
Это дает им возможность почувствовать нужность и важность умения владеть музыкальным инструментом. Результатом работы этого кружка были такие мероприятия как: «Ах война…», «Бардовское творчество», «О России петь…», «А не спеть ли нам песню…» и.т.д. Данные тематические вечера играют большую роль в музыкальном образовании учащихся.
Другой кружок этого педагога «Вокальный» посещают все желающие. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание.В процессе обучения пению педагогом решаются многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного выразительного исполнения. Овладение вокально-хоровыми умениями и навыками в пении - средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения. Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность музыкального материала. При проектировании календарного планирования, педагог тщательно подбирает музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
В начале разучивания той или иной песни, педагог планирует вводную беседу. Обязательно обращая внимание детей на авторов, историю создания. Многие материалы находят и сами учащиеся. Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Например: для разработки дыхания - имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца»; для развития дикции и артикуляции – скороговорки, придумать самим мелодию на скороговорку и утрированно спеть, пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и.т.д..
Педагог использует на кружке следующие виды работ над песней: двуголосие, пение в унисон, пение каноном, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают.
Если разучиваемая песня звучала в качественной обработке, дети с легкостью ее разучивают и поют. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей. Все праздники, организуемые в школе, не обходятся без участия детей, посещающие данные кружки. Члены кружка принимают активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности, где занимают призовые места:
Выступления на мероприятиях дает возможность детям почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения. Дети, посещающие данные кружки, пользуются уважением и восхищением среди своих друзей, одноклассников и сверстников.
Участниками вокального кружка были организованы такие мероприятия как, «В стране мелодий», «Мир без песен – неинтересен», «Романса трепетные звуки»…
Анализ теории отечественной педагогике показал, что в школьных программах большое место всегда уделялось и уделяется внеклассным форм в образования, особенно в настоящее время.
Анализ педагогического опыта по использованию внеклассных форм работы показывает, что учителя используют различные формы. Строят они свою работу на основе произведений классической и народной музыки, дополняя существующие программы, факультативами "Русская народная песня, созданием театра «Куклы и дети», кружковой работой. Но на наш взгляд практика по использованию внеклассных форм работы имеет ряд недостатков, в частности нет системы в использовании внеклассных форм работы и не всегда этой форме работы уделяется в школах должное внимание.
1.4. Критерии , показатели и средства диагностики музыкального образования младших школьников
В качестве задачи исследования была выдвинута разработка критериев, показателей и средств музыкального образования младших школьников. Проявлениями критериев развития уровня музыкального образования учащихся являются:
а) интеллектуально-познавательный критерий включает в себя объем музыкально-теоретических знаний, музыкальная информированность, накопление музыкальных понятий и терминов, наличие музыкальных способностей, способность дать анализ и оценку произведениям искусства;
б) мотивационно-поведенческий критерий - наличие интереса к искусству, вкуса и потребностей к изучению и слушанию музыки.
в) деятельностный - проявление творческой деятельности, участие в музыкальных мероприятиях, посещение концертных залов.
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение выраженности степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения, или определенных методов диагностики.
В данном исследовании использовались критерии, показатели и средства измерения, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели и средства измерения уровня развития музыкальной образованности младших школьников
Критерии
|
Показатели
|
Средства измерения
|
интеллектуально-познавательный
|
1.Наличие знаний о музыке
2. Наличие музыкальных способностей
|
1.Анкетирование на тему музыкального опыта школьника
2.Беседа
Приложение 1
|
мотивационно-поведенческий
|
1.Наличие потребностей к изучению и слушанию музыки
2.Способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения
|
Тест на выявление предпочтений.
Приложение 2
|
Деятельностный
|
1.Умение слушать и воспринимать музыкальные произведения.
2.Участие в творческой деятельности.
|
Наблюдение
Музыкальный тест
Приложение 3
|
Каждый критерий развития музыкального образования проявляется на индивидуальном уровне. В данном исследовании предполагается выделение трех уровней развития музыкального образования учащихся: высокого, среднего и низкого.
Уровни музыкальной образованности:
Высокий - предполагает широкий музыкальный кругозор, проявляющийся интерес к музыке. Также умения, навыки и способности музыкальной деятельности.
Средний уровень музыкальной воспитанности - достаточный музыкальный кругозор, менее ярко выражен интерес к музыкальному искусству. Владение некоторыми умениями, навыками.
Низкий уровень - недостаточный музыкальный кругозор, не проявляет интерес к музыкальному искусству, не проявляет себя ни в одной области музыкально-творческой деятельности.
В исследовании использовались в качестве средств измерения следующие методы диагностики:
1.Анкетирование.
Данное анкетирование содержит вопросы, позволяющие судить об уровне общей осведомленности о музыке; наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений; какое место в своем опыте он отводит классической музыке. ( Приложение 1)
2. Тест «Музыкальный магазин»
Цель проведения данного теста: Изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкально-эстетический вкус личности. Каждый учащийся прослушивает в аудиозаписи восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. (Приложение 2)
Педагогическое наблюдение осуществляется в процессе обучения и во внеклассной, внешкольной деятельности. Оценивается реальный музыкальный выбор ребенка.
4. Музыкальный тест
Позволяет выявить умение различать по стилям и характеру произведения музыки. Каждый правильный ответ оценивается определенным количеством баллов. Сумма баллов по каждой ситуации позволяет отнести учащегося к тому или иному уровню развития эстетического воспитания.
Текст музыкальной викторины см. в Приложении 3.
После определения критериев, показателей, средств измерения, уровней развития музыкального образования учащихся был проведен первый констатирующий эксперимент.
Цель эксперимента: выявить актуальный уровень развития музыкального образования учащихся в контрольной и экспериментальной группах.
Эксперимент проводился во вторых классах г. Новокузнецка. В качестве контрольной группы были выбраны учащиеся второго класса в количестве 10 человек.
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся второго класса в количестве 10 человек.
Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.
В ходе эксперимента было выявлено, что большинство учащихся как контрольного, так и экспериментального классов обладает средним уровнем музыкального образования. Это подтверждается статистическими данными, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития музыкального образования учащихся в контрольной группе (в %)
Уровни развития музыкального образования
|
Интеллектуально-познавательный
|
Мотивационно-поведенческий
|
Деятельностный
|
Кол- во учащихся, абсолютн ое число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихся абсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихся, абсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
ВЫСОКИЙ
|
2
|
20
|
1
|
10
|
0
|
0
|
СРЕДНИЙ
|
5
|
50
|
6
|
60
|
6
|
60
|
НИЗКИЙ
|
3
|
30
|
3
|
30
|
4
|
40
|
Таблица 3.
Уровни развития музыкального образования учащихся в экспериментальной группе (в %)
Уровни развития музыкального образования
|
Интеллектуально-познавательный
|
Мотивационно-поведенческий
|
Деятельностный
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
Количество учащихсяабсолютное число
|
Количество учащихся, %
|
ВЫСОКИЙ
|
1
|
10
|
1
|
10
|
1
|
10
|
СРЕДНИЙ
|
6
|
60
|
5
|
50
|
5
|
50
|
НИЗКИЙ
|
3
|
30
|
4
|
40
|
4
|
40
|
Рисунок 1. Диаграмма уровня сформированности музыкальной образованности младших школьников
Анализ результатов свидетельствует о преобладании у учащихся контрольной и экспериментальной групп среднего уровня развития музыкально-эстетической воспитанности.
Средний уровень развития музыкального образования показали по различным критериям от 50 до 60 % учащихся контрольной группы, от 60 до 70% учащихся экспериментальной группы.
Высокий уровень развития музыкального образования показали от 0 до 20% учащихся контрольной группы, от 0 до 20% учащихся экспериментальной группы.
Низкий уровень развития музыкального образования показали от 30 до 40% учащихся контрольной группы и от 20 до 30% учащихся экспериментальной группы.
Наиболее высокий уровень контрольной группы показан по интеллектуально-познавательному и деятельностному критерию, наиболее низкий – по мотивационно-поведенческому. У экспериментальной группы наиболее высокий уровень выявлен по мотивационно-поведенческому критерию. У учащихся контрольной группы в целом уровень развития музыкального образования несколько выше, чем у учащихся экспериментальной группы.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточном развитии музыкального образования учащихся, что обусловливает необходимость проведения формирующего эксперимента.
Выводы по первой главе.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и практический опыт развития музыкального образования, мы пришли к следующим выводам:
Основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.
Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.
Внеклассная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними, прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкальною образования
Анализ педагогического опыта по использованию внеклассных форм работы показывает, что учителя используют различные формы. Строят они свою работу на основе произведений классической и народной музыки, дополняя существующие программы, факультативами "Русская народная песня, созданием театра «Куклы и дети», кружковой работой. Но на наш взгляд практика по использованию внеклассных форм работы имеет ряд недостатков, в частности нет системы в использовании внеклассных форм работы и не всегда этой форме работы уделяется в школах должное внимание.
В ходе исследования были разработаны критерии –( интеллектуально-познавательный, мотивационно- поведенческий, деятельностный), показатели и средства диагностики музыкальной образованности младших школьников. Были выделены уровни музыкальной образованности учащихся: высокий, средний и низкий. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что большинство учащихся как контрольного, так и экспериментального классов обладает средним уровнем музыкальной образованности. В то же время от 20 до 40% учащихся контрольного класса и учащихся экспериментального класса показали низкий уровень музыкальной образованности.
Исходный констатирующий эксперимент показал, что учащиеся недостаточно владеют знаниями, умениями и навыками музыкальной образованности, что свидетельствуют о необходимости проведения формирующего эксперимента
|
|
|