|
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Пальчиковая гимнастика "Машина".
|
№ 34
Наблюдение за мать-и-мачехой
Цель – развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Беседа Ничто мне так не скажет о весне,
Как мать-и-мачехи желтеющие пятна.
Она покажется и сразу я пойму -
Пришла весна, пришла… И это правда!
Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство. Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец —
мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
Пальчиковая гимнастика "Цветок".
|
№ 35
Наблюдение за стрекозой
Цель – расширять знания о внешнем виде стрекозы;
воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Беседа У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза?
На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?
Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете? У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Пальчиковая гимнастика "Стрекоза".
|
№ 36
Наблюдение за комаром
Цель – расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.
Беседа Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров
уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки
о комарах вы знаете? У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У
комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Пальчиковая гимнастика "Комар".
|
№ 37
Наблюдение за одуванчиком
Цель – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Беседа Появилось солнышко в мае на лугу,
На него любуюсь, очень берегу.
Жаль, недолго солнышко будет золотым,
Побелеет солнышко—и расстанусь с ним.
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Пальчиковая гимнастика "Одуванчик".
|
№ 38
Наблюдение за божьей коровкой
Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего
вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Беседа Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная
или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у
нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая.
Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.
Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах
или зарываются в землю.
Пальчиковая гимнастика "Божья коровка".
|
№ 39
Наблюдение за цветником
Цель – продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Беседа Мне не нужен огород, ягода клубника —
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? Чем одни цветы отличаются от других? Какие названия цветов вы знаете? Отличаются ли семена растений друг от друга? Уточните чем?
Пальчиковая гимнастика "Цветочек".
|
№ 40
Наблюдение за облаками
Цель – побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания
о неживой природе.
Беседа Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса.
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду. Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся
побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град. С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу?
Пальчиковая гимнастика "Облака".
|
№ 41
Наблюдение за майским жуком
Цель – расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Беседа Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.
На березу сел — все листочки съел.
Позову скворцов со всех концов,
Позову грачей — летите скорей!
Жука проглотите и мой сад спасите!
Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.
Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Пальчиковая гимнастика "Насекомые".
|
№ 42
Наблюдение за погодой
Цель – формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Беседа Ласточка примчалась
Из-за бела моря.
Села и запела:
«Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет».
Что изменилось с приходом весны?
Что стало чаще появляться на небе?
Что изменилось на огороде?
Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими клочками?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку
«Зима весну пугает, да сама тает»?
Пальчиковая гимнастика "Зимушка–зима".
|
№ 43
Наблюдение за солнцем
Цель – помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Беседа Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтеся, улыбайтеся
Распрекрасному.
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Пальчиковая гимнастика "Солнце".
|
№ 44
Наблюдение за тополем
Цель – продолжать знакомить с деревьями на участке;
формировать представления о внешнем виде тополя весной.
Беседа Тополя, тополя,
На пути - деревца,
Деревца зелёные.
Беспокойной весной
Вы шумите листвой.
Как называется это дерево? А как вы узнали? Какие части тополя вам знакомы? Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.
Пальчиковая гимнастика "Зеленое деревце".
|
№ 45
Наблюдение за трясогузкой
Цель – знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.
Беседа
Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.
Как выглядит трясогузка? Чем питается? Когда прилетает в наши края? Как заботится о своем потомстве? Чем птицы заняты весной?
Весною дел у птиц немало:
Встала птаха поутру,
Целый день она летала
И ловила мошкару.
Сядет с мошкою на ветку,
Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»
Знает, маленькие детки
С нетерпеньем маму ждут.
Пальчиковая гимнастика "Птичка".
|
№ 46
Наблюдение за ветром
Цель – закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Беседа Я иду по дороге.
И ветер со мной...
Он берет меня за руку
И ведет за собой...
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по
дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят
листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья
человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Пальчиковая гимнастика "Ветер–ветерок".
|
№ 47
Наблюдение за почками березы
Цель – продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Беседа Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны?
Что это за дерево?
Что произошло с почками?
В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.)
Пальчиковая гимнастика "Белая береза".
|
№ 48
Наблюдение за дятлом
Цель – расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Беседа Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех березка напоила,
Вешним соком оделила!
Где зимуют дятлы? Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев? Как дятел строит гнездо?
Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами
леса»?
Пальчиковая гимнастика "Дятел".
|
№ 49
Наблюдение за осиной
Цель – закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками.
Беседа Трепещет робкая осина,
Хотя и легок ветерок.
Какая страшная причина
Тревожит каждый здесь листок?
Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки.
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Что весной до появления листочков вырастет на дереве?
Вспомните, почему дрожат листья дерева?
Пальчиковая гимнастика "Осинка".
|
№ 50
Наблюдение за проталинами
Цель – учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Беседа Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталины, первая трава.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Какие изменения произошли в природе весной? Что вы
наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны?
В каких местах вы наблюдали проталины?
Почему не везде появились проталины?
Пальчиковая гимнастика "Весна".
|
№ 51
Наблюдение за ледоходом
Цель – продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.
Беседа Снег теперь уже не тот,
|
|
|