Главная страница

1 Наблюдение за воробьями Цель


Название 1 Наблюдение за воробьями Цель
страница 3/4
Дата 17.02.2016
Размер 0.7 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, гляжу вперед,

Я знаю — скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду.
Пальчиковая гимнастика "Машина".


34

Наблюдение за мать-и-мачехой
Цель развивать познавательную активность детей в про­цессе формирования представлений о лекарственных расте­ниях, правилах их сбора, хранения и применения.

Беседа Ничто мне так не скажет о весне,

Как мать-и-мачехи желтеющие пятна.

Она покажется и сразу я пойму -

Пришла весна, пришла… И это правда!

Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяет­ся как отхаркивающее средство. Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхран­ний первенец —

мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев. Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «за­ковки» ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. Ле­карственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

35

Наблюдение за стрекозой
Цель расширять знания о внешнем виде стрекозы;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Беседа У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее ... (стрекоза).
Как выглядит стрекоза? Как она передвигается? Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живет стрекоза?

На кого она охотится? Чем питается? Есть ли враги у стрекозы?

Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете? У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Пальчиковая гимнастика "Стрекоза".

36

Наблюдение за комаром
Цель расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе.
Беседа Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Как выглядит комар? Как он передвигается? Есть ли у комаров

уши? Чем питаются комары? Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему комаров называют вредными насекомыми? Какие враги есть у комаров? Какие загадки и сказки

о комарах вы знаете? У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На го­лове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жер­твы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У

кома­ров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и со­ком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Пальчиковая гимнастика "Комар".


37

Наблюдение за одуванчиком
Цель развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Беседа Появилось солнышко в мае на лугу,

На него любуюсь, очень берегу.

Жаль, недолго солнышко будет золотым,

Побелеет солнышко—и расстанусь с ним.
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок жел­того цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появля­ется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цве­ток, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка. Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое ра­стение, произрастает по всей территории нашей страны. Сы­рьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяет­ся в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать толь­ко после созревания и осыпания семян, часть корней и кор­невищ желательно оставлять в земле для возобновления рас­тений.
Пальчиковая гимнастика "Одуванчик".


38

Наблюдение за божьей коровкой
Цель расширять знания и представления об особенностях внешнего

вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Беседа Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют? У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-крас­ная

или оранжевая спинка, украшенная черными точка­ми. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у

нее есть маленькие кры­лышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая.

Птицы зна­ют, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинка­ми жуков-листоедов.

Божья коровка — хищник, она поедает других насеко­мых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому при­носит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревь­ев, в сухих корягах

или зарываются в землю.
Пальчиковая гимнастика "Божья коровка".

39

Наблюдение за цветником
Цель продолжать наблюдение за ростом и развитием цве­тов;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Беседа Мне не нужен огород, ягода клубника —

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня не совсем удачен,

Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!

Быть садовником хочу, когда стану взрослым,

Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Ребята, как называются цветы, которые мы посадили? Что надо сделать, чтобы наши семена взошли? Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними? Чем одни цветы отличаются от других? Какие названия цветов вы знаете? Отличаются ли семена растений друг от друга? Уточните чем?
Пальчиковая гимнастика "Цветочек".


40

Наблюдение за облаками
Цель побуждать к высказыванию собственных догадок, пред­положений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания

о неживой природе.
Беседа Могу я бесконечно

Смотреть на небеса,

Но шлепнул дождик в речку,

И скрылись чудеса.
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду. Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду?

Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся

побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град. С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу?
Пальчиковая гимнастика "Облака".


41

Наблюдение за майским жуком
Цель расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Беседа Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок.

На березу сел — все листочки съел.

Позову скворцов со всех концов,

Позову грачей — летите скорей!

Жука проглотите и мой сад спасите!
Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Где живет майский жук? Чем питается майский жук? Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов? Какие враги есть у майских жуков? Где зимуют майские жуки? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вредители. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корня­ми растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают ли­чинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Пальчиковая гимнастика "Насекомые".

42

Наблюдение за погодой
Цель формировать представление о том, что изменения в при­роде весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Беседа Ласточка примчалась

Из-за бела моря.

Села и запела:

«Как февраль не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет».
Что изменилось с приходом весны?

Что стало чаще появляться на небе?

Что изменилось на огороде?

Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а малень­кими клочками?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговор­ку

«Зима весну пугает, да сама тает»?
Пальчиковая гимнастика "Зимушка–зима".


43

Наблюдение за солнцем
Цель помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни рас­тительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Беседа Люди добрые, солнцу красному,

Лику ясному

Поклоняйтеся, улыбайтеся

Распрекрасному.
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.

Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где на­ходится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?

Что происходит с растениями, когда солнце ярко и дол­го светит?
Пальчиковая гимнастика "Солнце".



44

Наблюдение за тополем
Цель продолжать знакомить с деревьями на участке;

формировать представления о внешнем виде тополя весной.
Беседа Тополя, тополя,

На пути - деревца,

Деревца зелёные.

Беспокойной весной

Вы шумите листвой.
Как называется это дерево? А как вы узнали? Какие части тополя вам знакомы? Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клей­кая оболочка упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы, а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями. Тополиные листья сви­сают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев са­жают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода боль­ше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.
Пальчиковая гимнастика "Зеленое деревце".


45

Наблюдение за трясогузкой
Цель знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.




Беседа

Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Как выглядит трясогузка? Чем питается? Когда прилетает в наши края? Как заботится о своем потомстве? Чем птицы заняты весной?

Весною дел у птиц немало:

Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки

С нетерпеньем маму ждут.
Пальчиковая гимнастика "Птичка".


46

Наблюдение за ветром
Цель закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Беседа Я иду по дороге.

И ветер со мной...

Он берет меня за руку

И ведет за собой...
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по

дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят

листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению расте­ний, распространению семян, движению парусных яхт. По­могает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к раз­рушению жилья

человека, морским кораблекрушениям.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Пальчиковая гимнастика "Ветер–ветерок".


47

Наблюдение за почками березы
Цель продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Беседа Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь ... (березку)
О каком времени года говорится в загадке?

Перечислите признаки весны?

Что это за дерево?

Что произошло с почками?

В каком состоянии находятся деревья весной? (пробуждаются.)
Пальчиковая гимнастика "Белая береза".


48

Наблюдение за дятлом
Цель расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Беседа Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех березка напоила,

Вешним соком оделила!
Где зимуют дятлы? Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березо­вым соком.)

Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры

деревьев? Как дятел строит гнездо?

Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санита­рами

леса»?
Пальчиковая гимнастика "Дятел".



49

Наблюдение за осиной
Цель закреплять знания об осине; знакомить с новым явлением — почками.
Беседа Трепещет робкая осина,

Хотя и легок ветерок.

Какая страшная причина

Тревожит каждый здесь листок?
Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки. А за ними покачнутся зе­леные дрожащие листочки.

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

Что весной до появления листочков вырастет на де­реве?

Вспомните, почему дрожат листья дерева?
Пальчиковая гимнастика "Осинка".


50

Наблюдение за проталинами
Цель учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Беседа Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталины, первая трава.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.
Какие изменения произошли в природе весной? Что вы

наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны?

В каких местах вы наблюдали проталины?

Почему не везде появились проталины?

Пальчиковая гимнастика "Весна".


51

Наблюдение за ледоходом
Цель продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.
Беседа Снег теперь уже не тот,
1   2   3   4