|
|
№ 19
Наблюдение за бабочкой
Цель – расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Беседа Бабочка мило порхнула,
Села на яркий цветок,
В сладкий нектар окунула
Крохотный свой хоботок.
Не птица, а с крыльями. Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.) Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с Цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.
Пальчиковая гимнастика "Бабочка".
|
№ 20
Наблюдение за одуванчиком
Цель – учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Беседа
Почему одуванчиков так много? Они неприхотливы. В золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке — парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, и летят во все стороны отважные семечки-парашютисты. А на месте остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В огородах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удается. Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.) Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения.) Каковы правила заготовки лекарственных растений? (Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают.) Когда закрывается корзинка цветка?
Исследовательская деятельность
Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
Пальчиковая гимнастика "Цветок".
|
№ 21
Наблюдение за муравейником
Цель – закреплять знания о муравьях;
воспитывать интерес к исследовательской работе.
Беседа Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.) Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.) Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых. А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.) Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
Исследовательская деятельность
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Пальчиковая гимнастика "Улей".
|
№ 22
Наблюдение за цветником
Цель – расширять представления о цветнике весной;
закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Беседа Цветочные слезы -
Росинки на листьях
Цветы, словно звезды,
Небесною кистью
Раскрашены ярко ...
Искрятся, лучатся...
Нам неба подарком
На сердце ложатся.
Назовите садовые цветы. Назовите полевые цветы. Где они
растут? Какие цветы вам нравятся? Почему? Есть ли у вас дома цветы? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Что надо сделать, прежде чем посадить цветы? Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы? Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели? Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас? Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Пальчиковая гимнастика "Василек".
|
№ 23
Наблюдение за велосипедом
Цель – закреплять знания о назначении велосипеда.
Беседа Мне на День Рожденья в мае
Подарили папа с мамой
Новенький, блестящий
Супер настоящий
В катафоты он одет -
Заводной велосипед.
Выйду я на улицу,
Все вокруг любуются,
Ездить быстро научусь,
Быстрей ветра прокачусь.
Уточнить, что велосипеды бывают детские и взрослые. Чем они отличаются? (Размером и количеством колес.) Из каких частей состоит велосипед? Каких размеров бывают велосипеды?
Для кого они предназначены? Тяжело ли ездить на велосипеде?
Нужно ли знать правила дорожного движения, чтобы управлять велосипедом? Чем отличается велосипед от машины?
Сколько человек может одновременно ехать на велосипеде?
Пальчиковая гимнастика "Машина".
|
№ 24
Наблюдение за погодой
Цель – продолжать формировать обобщенные представления о
сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Беседа Хорошо весной, поле чистое,
Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми
В утро майское принаряжено.
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.) Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.) Что произошло со снегом? (Он растаял.) Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.) Каким стало небо? (Ярко-синим.) Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.) Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.) Какая была температура воздуха, когда шел снег? При какой температуре идет дождь? Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)
Пальчиковая гимнастика "Ветерок".
|
№ 25
Наблюдение за насекомыми
Цель – уточнить содержание понятия «насекомые»;
научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Беседа Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Как, одним словом называются отгадки? (Насекомые.)
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
Пальчиковая гимнастика "Гусеница".
|
№ 26
Наблюдение за пчелами
Цель – уточнить содержание понятия «насекомые»;
научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Беседа О многих шестиногих,
Прекрасных и убогих,
Мы каждому из вас
Расскажем без прикрас.
Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.) Какие изменения происходят
в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки,
которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.) Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
Как защищаться от насекомых? Чем питаются насекомые? Как они передвигаются? Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую
жидкость.) Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.) Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.) Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.) Почему комаров называют вредными
насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
Пальчиковая гимнастика "Пчелки".
|
№ 27
Наблюдение за подорожником
Цель – продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Беседа На поляне зеленеет подорожник молодой
Почему не на дороге, от тропинки далеко?
Может хочет незаметным сделаться его цветок
Чтобы людям он за лето так ни разу не помог?
Как называют май в народе? (Цветень.) Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много там и трава.) Где тень и сыро, трава не взошла, почему? Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.) Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
Почему его так назвали? Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.) Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.) Кто знает, чем может помочь подорожник?
Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности. Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.
Пальчиковая гимнастика "Трава".
|
№ 28
Наблюдение за одуванчиком
Цель – уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); формировать умение и желание активно
беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.
Беседа Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев.
Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка —
корзиночка, наполненная мелкими цветами.
Пальчиковая гимнастика "Желтый цветочек".
|
№ 29
Наблюдение за одуванчиком
Цель – уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения); формировать умение и желание активно
беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.
Беседа Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена. Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка). Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут. Как выглядит одуванчик? В какое время можно им любоваться? Какие прозвища есть у одуванчика? Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?
Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
Пальчиковая гимнастика "Одуванчик.
|
№ 30
Наблюдение за водоемом
Цель – закреплять знания о свойствах льда.
Беседа В нашем мутном водоеме
Всякой рыбы – косяки;
Выбор просто преогромен;
Клев отличный, мужики!
Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны - речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не
ломается, а постепенно тает.
Исследовательская деятельность
Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).
Пальчиковая гимнастика "Водичка".
|
№ 31
Наблюдение за вербой
Цель – закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.
Беседа Еще в лесу туманно, глухо,
Но над рекою, под обрывом
Оделась золотистым пухом
И распустила кудри ива.
Как будто облако спустилось
С небес на маленькие почки,
Зазеленело, превратилось
В живые теплые комочки.
Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)
Когда зацветает ива? (Ранней весной.) Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко-желтые, похожие на цыплят.) У какого дерева быстрее распускаются почки? (У вербы.) На что они похожи? (На пушистые комочки.) Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до Пасхи? (Вербное воскресенье.)
Исследовательская деятельность
Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?
Пальчиковая гимнастика "Деревце".
|
№ 32
Наблюдение за бабочкой
Цель – на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки;
воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Беседа На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим —-
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем —
Какой кругом простор!
Как выглядит бабочка? Как она передвигается? Чем питается бабочка? Какую пользу приносит? Есть ли дом у бабочки? Есть ли
у нее враги? Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете? У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У
нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Пальчиковая гимнастика "Бабочка".
|
№ 33
Разные виды транспорта
Цель – закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.
Беседа
Велосипед — это вид транспорта. Слово "велосипед" обозначает "быстрые ноги". Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие. Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.)
Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.) |
|
|