Главная страница

Воспитание здорового образа жизни школьников средствами изобразительного искусства


Скачать 109.28 Kb.
НазваниеВоспитание здорового образа жизни школьников средствами изобразительного искусства
Дата09.03.2016
Размер109.28 Kb.
ТипДокументы

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА,

Цель: Рассмотреть возможности для воспитания здорового образа жизни школьников на уроках средствами изобразительного искусства.

    1. О здоровье в разное время.

С давних времен главной жизненной ценностью считали здоровье.

«В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание оздоровительных систем: китайская «Кон-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюр-веда» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.). Известна система оздоровления Древней Спарты, где занятия физическими упражнениями предписывались и строго контролировались государством, являясь обязательными для всех граждан. Высокий уровень физического здоровья спартанцев до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений. 
Знакомство с основными положениями перечисленных систем показывает, что основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления»[1].

Вот несколько цитат известных личностей периода последних трех столетий о здоровье:

19 век - «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля» Артур Шопенгауэр

20 век- «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» Василий Александрович Сухомлинский

21 век - «Воспитание здорового поколения — стратегическая задача России» Владимир Владимирович Путин.

Из конвенции о правах ребенка «Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни.

Обязанность государства состоит в том, чтобы создать соответствующие условия для реализации этой ответственности…».


    1. Какого человека считать здоровым?

Вот формулировка, предложенная экспертами Всемирной Организации Здравоохранения: “Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов”. Итак, исходя из вышесказанного, можно составить некую формулу здорового человека – физическое здоровье + духовное здоровье + психологическое здоровье + социальное здоровье.

    1. О технологиях здоровьесбережения в современной педагогике.


В современной педагогике существуют технологии, методики и приемы, которыми может и обязан, пользоваться любой учитель-предметник, который заботится о воспитании здорового образа жизни:

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал профессор Н. К. Смирнов:


1.  «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2.   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

6. Комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

9. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    1. Средства изобразительного искусства.

Художественные средства изобразительного искусства можно отнести к нескольким группам:

  • Изобразительные средства зрительного восприятия: объём, пластика, цвет, светотень, фактура, штрих, линия, композиция, ритм и пр.;

  • Выразительные средства, связанные с характером образности произведения: сюжетно- ассоциативный комплекс;

  • Материалы, которыми создаются художественные произведения: краски, мелки, тушь, карандаш, уголь, пастель, пластилин, глина и пр.;

  • Наследие художников и скульпторов в виде их произведений;

  • Сведения из истории искусств: стили и направления в искусстве; биографии и жизнеописания художников; связь исторических событий и явлений в искусстве;

  • Особые средства разных видов искусства: живопись, графика, ДПИ, скульптура, архитектура, дизайн.




    1. Возможность использования программного для воспитания здорового образа жизни школьников на уроках ИЗО.

Любой творческий учитель всегда обязан находить возможность реализовать поставленные цели уникальными средствами внутри своего предмета.

Приведу пример для школьного курса «изобразительное искусство».

Чтобы разговор получился предметными хочу начать с направляющих основ каждого предмета, это – цели и задачи.

Цели и задачи курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

     Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

      Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

      Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Теперь, рассмотрим каждую составляющую схемы «здоровья человека» уже непосредственно на примере преподавания предмета изобразительное искусство, а также средства изобразительного искусства, способствующие воспитанию здорового образа жизни школьника.

Физическое здоровье – конечно в этом секторе речь идет о развитии мелкой моторики (это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной). 

Реализация в деятельностной форме:

  • Лепка;

  • Рисование;

  • Вырезание;

  • Аппликация.

Опыт практической деятельности:

  • Изучение темы «Пропорции фигуры человека» и истории древнегреческой культуры;

  • Изучение русских традиций в ДПИ (направленность на защиту ребенка от недугов, экологичность материалов);

  • Знакомство с биографией художников, которые серьезно относились к своему здоровью.

Опыт творческой деятельности:

  • Плакаты о здоровом образе жизни;

  • Темы спорта;

  • Натюрморты и пр.

Духовное здоровье - восприятие произведений искусства - понимание прекрасного и возвышенного с одной стороны, безобразного и низменного – с другой; развитие способности чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности.

Реализация в практической деятельности:

  • Рассматривание произведений искусства, видео экскурсии по известным музеям и галереям мира;

  • Анализ и описание произведений искусства;

  • Изображение красоты окружающего мира: рисование с натуры, по представлению, памяти.

Психологическое здоровье - общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в поведении.

Критерии психологического здоровья личности

и возможности для развития на уроке ИЗО:

Понимание себя

– Выражение своего личностного отношения к произведениям художников; процессам в истории искусств (задание синквейн на тему, мини сочинение и пр.);

- Определение композиции и материалов для выражения своей творческой мысли;

- Творческие работы, направленные на личностное отношение к миру: «Любимая игрушка», «Автопортрет», «Натюрморт настроения».

Позитивное самовосприятие

- Поэтапное рисование;

- Участие в выставках и конкурсах разного уровня;

- Практическое применение свои знаний и умений: изготовление плакатов и открыток и сувениров для родных и близких; цветовосприятие; умение подобрать элементы своего гардероба, предметов интерьера.

Способность к самоуправлению

- Возможность выбора сюжета для творческой работы;

- Возможность выбора варианта задания;

Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.

- Групповая и коллективная деятельность ;

- Возможность поделиться с одноклассниками необходимым иллюстративным, изобразительным материалом;

- Творческий просмотр и обсуждение практических работ.

Способность к сопереживанию и принятию других, стремление к гуманистическим ценностям.

- Вечные темы искусства: подвиг, материнство, Родина красота и др.;

- Изучение биографии художников;

- Задания типа: «Интерьер комнаты младшей сестренки», «Молодое поколение – за мир!», « Удивительный мир животных», «Планета Земля – наш общий дом»;

- Просмотр и анализ творческих работ одноклассников.

Социальное здоровье характеризует:

  • сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализированность);

  • становление самосознания и активной жизненной позиции личности; 

  • развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Реализуется в деятельности, связанной с активной личной включенностью школьников в учебную деятельность: защита и презентация творческих работ и проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, организации выставок, знакомство с деятельностью меценатов, художников, оставивших после себя наследие в виде социально значимых поступках (Павел Третьяков, Иван Айвазовский, Общество художников-передвижников, Савва Морозов и т.п.).

Обращение учителя ИЗО

Рисуйте люди, на здоровье!

Чтоб радовать себя

И удивлять других!

Рисуйте лес, Отчизну и друзей с любовью!

Чтобы хотелось вновь и вновь взглянуть на них!

Чтобы мечталось сделать мир красивее,

Чтоб искренностью были зажжены глаза,

Чтобы рисунок твой сделал хоть на миг счастливее,

Того, кто потерял надежду навсегда!

Рисуй, как мастер искушенный беззаветно,

Как настоящий гений кисти – на века!

Ведь внутри каждого из нас,

Будь ты студент иль муж известный

Живут гармония, любовь, и красота!
Рисуй друзей с улыбкой и, как в сказке, 
Ты вправе выбрать цвет для них светлей! 
Рисуй карандашом, а коль умеешь - маслом, 
Бери на кисти краску, не жалей!

А в час смятенья и тоски ненастной

Рисуй врагов, как преданных друзей. 
Покажется тебе тогда на миг прекрасней

Все, что казалось мрака злей.
Рисуй судьбу свою и тех, кто рядом, 
Поверь, ты сможешь сделать ярче эту жизнь! 
Чтобы увидеть счастье - сердце надо!
А счастьем можно душу излечить!

Список литературы:


    1. Малярчук Н.Н.. Валеология. Учебное пособие, 2008

    2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии

в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

    1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации

учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с

    1. Казин Э. М., Литвинова Н. А. и др. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. вузов. – М. : Владос, 2000.

    2. http://med-books.info/