Главная страница

Учителя технологии


Скачать 297.03 Kb.
Название Учителя технологии
Дата 06.03.2016
Размер 297.03 Kb.
Тип Работ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 (VIII ВИДА)

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Громова О.Б.

учитель трудового обучения

Мончегорск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Актуальность проблемы………………………………………..…….. 3 – 5

Глава 2. История включения детей с ОВЗ и подростков в трудовую деятельность………………………………………………………………..…… 5 - 6

Глава 3. Система работы учителя технологии с обучающимися с особыми

образовательными потребностями………………………………………....., 6 – 14

Глава 4. Результативность работы……………………………………………......14 – 17

Библиография……………………………………..……………………………...18 - 20

Приложение 1……………………………………………………………………….... 21

Приложение 2 ….…………………………………………………………………….. 22

Приложение 3 …………………………………………………………………...…… 23

Приложение 4 ………………………………………………………………….. 24 - 26

«…Час работы научит большему, чем день объяснений…, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума…»

Жан-Жак Руссо

Глава 1. Актуальность проблемы.

В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической целесообразности предъявляет ряд требований и, прежде всего, к мобильности квалификации рабочего.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью её усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Как показывает практика, правильно созданные в школах VIII вида условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности ученику со специальными потребностями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Современная психолого-педагогическая наука коррекционно-развивающего обучения не дает готовых установок и рецептов, а нацеливает на подбор инструментариев и логических понятий предмета (С.Д.Поляков), поэтому, владение педагогами механизмами формирования знаний, умений и навыков является ключевым в системе коррекционно-развивающего обучения. В центре внимания находится также решение задач дифференцированного подхода к школьникам с ОВЗ в процессе трудового обучения и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей обучающихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли коррекционной работы. Это сделало в высшей степени актуальной проблему совершенствования трудовой подготовки лиц со специальными потребностями к самостоятельной жизни и труду в новых экономических условиях.

Проблемой моей работы является определение организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки школьников с ОВЗ.

Цель работы - теоретически обосновать и разработать психолого-педагогические и методические основы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ.

Объект работы - организация и методы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ 5 - 9-х, 10 - 12 классов СКОШИ № 4 (VIII вида) г. Мончегорска.

Предмет работы - условия и средства формирования у школьников с ОВЗ профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность их к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Глава 2. История включения детей с ОВЗ и подростков в трудовую деятельность.

Включение детей с ОВЗ и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э. Сеген), в других — как средство активизации учебной деятельности (Ж. Демор). Видный русских дефектолог В. П. Кащенко считал труд дефективных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.

В годы становления отечественной вспомогательной школы многое для развития в ней трудового обучения сделал А. Н. Граборов. Он справедливо отмечал, что труд школьников с ОВЗ способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Однако работы олигофренопедагогов 30 - 40-х годов (как и более ранние), указывая на главенствующую роль трудовой деятельности в деле обучения и воспитания, не раскрывали того, каким же должен быть труд обучающихся с особыми образовательными потребностями. Фактически в этих работах проводилась мысль о том, что общественно полезный труд, независимо от его методической организации, имеет коррекционно-развивающее и воспитательное значение. В то время эта идея была положена и в основу практики трудового обучения во вспомогательных школах.

Исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии, показали, что развитие ребёнка с ОВЗ нельзя рассматривать как побочный результат его труда (Г. М. Дульнев). Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения обучающихся вспомогательных школ – сельскохозяйственный труд.

К 90-м годам вспомогательная школа была обеспечена программами по пяти видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному).

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И в этом случае национальная инициатива «Наша новая школа" - это школа для всех. Здесь должна обеспечиваться, в том числе, и успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Глава 3. Система работы учителя технологии с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Педагогами СКОШИ №4 (VIII вида) г. Мончегорска была выявлена главная цель:

  • поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

И поставлены определённые задачи:

  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

  • коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

  • формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;

  • социализация обучающихся.

Основываясь на работы известных социологов, психологов, педагогов, дефектологов (Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, А.А.Гнатюк, Г.М.Дульнев, Е.А.Ковалева, В.В.Коркунов, Л. Мирский, В.А.Шинкаренко и др.) учителями технологии были предложены подходы в трудовом обучении, которые выражаются в следующих положениях:

  1. Прогностическая диагностика – выявление индивидуальных недостатков и учет динамики развития каждого обучающегося с нарушениями интеллекта.

  2. Дифференцированное развивающее обучение – в ходе обучения обучающиеся не только усваивают учебный материал, но и исправляют свои недостатки. Организация обучения на уроках труда таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.

  3. Повышение эффективности и качества обучения ученика путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения.

  4. Использование форм и методов работы, повышающих интерес детей к процессу познания и мотивацию к обучению.

  5. Регулярный контроль над уровнем развития личности ребенка, психолого-педагогическая поддержка ученика (“сопровождение”).

  6. Профориентация обучающихся, становление личности ученика в процессе выбора (выбор профиля трудового обучения, как психологическая задача).

  7. Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока трудового обучения.

  8. Максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми за пределами учреждения.

  9. Разноуровневое обучение, которое позволяет осуществлять на деле индивидуальный подход и максимально раскрывать потенциал развития каждого ребенка.

Структура трудового обучения в СКОШИ № 4 (VIII вида) составлена в виде последовательно завершенных циклов (Приложение 1). На начальном этапе обучения ведётся психолого – педагогическое наблюдение и изучение возможностей восприятия и усвоения школьниками теоретического и практического материала. С 5 класса вводятся основные трудовые направления, имеющие профессиональную направленность. В этот период работа направлена на максимальное развитие трудовых навыков обучающихся на основе доступной и интересной практической деятельности. 10-11-12 классы – это классы с углублённой трудовой подготовкой. В этот период акцент делается на повышение самостоятельности обучающихся, отработку и совершенствование трудовых навыков.

По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению, состоящий из 2-х этапов: теоретической части и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия и практической работы.

По окончании 12 класса обучающиеся сдают экзамен по изучаемой профессии. В случае успешного усвоения программы производственного обучения на основании результатов экзамена им выдаётся свидетельство о присвоении квалификации. На сегодняшний день в школе профессиональная подготовка осуществляется по следующим направлениям:

  • Столярное дело.

  • Швейное дело.

  • Переплётное дело.

  • Ковроткачество.

  • Сельскохозяйственный труд.

В нашей школе оборудованы отличные мастерские: швейная, столярная, мастерская ковроткачества, переплётно-картонажная, также имеется школьное учебное подсобное хозяйство. Углублённой профессиональной подготовкой обучающихся занимаются высококвалифицированные учителя трудового обучения.

На уроках большое внимание уделяется обогащению эмоциональной сферы, развитию специальной терминологии, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха.

Для этого применяются различные методы мотивации.

  1. Направление работы на изготовление продукции, имеющей полезное назначение. Такая работа вызывает интерес.

  2. Характер учебных занятий приближен к производственной деятельности. Эмоциональное стимулирование проходит через сознание в учебном процессе ситуации занимательности, ситуации новизны.

  3. Прививаются нравственные привычки, то есть устойчивые потребности совершать нравственные поступки.

  4. Одной из форм, активизирующих мотивационную сферу учебной деятельности школьников стал “Экран работы обучающегося” (Приложение 2).

Основная задача трудового обучения заключается в формировании общетрудовых умений и навыков. Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения детей с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.

Организуя процесс усвоения формирования профессионально-трудовых навыков, важно учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение. В психологии труда за основу обучения принимаются внешние и внутренние условия формирования навыков. К внешним условиям относятся:

  • Эффективность объяснения учителем трудовых приёмов;

  • Организация системы упражнений;

  • Оценка учителем действий обучающихся;

  • Дифференцированный подход к обучающимся;

  • Наличие приспособлений срочной информации о результатах трудовых действий.

В число внутренних условий формирования навыков входят:

  • Интеллектуальный уровень обучаемых (способность к формированию образа эталона труда и осознанию трудовых действий);

  • Уровень сенсорной чувствительности;

  • Наличие трудового опыта;

  • Самооценка трудовой деятельности;

  • Развитие самоконтроля трудовых действий;

  • Способность к переносу навыков;

  • Состояние двигательной сферы;

  • Энергетический потенциал личности ребёнка (эмоции, работоспособность);

  • Дифференциация обучающихся по способности к овладению трудовыми навыками.

Как показывает наш опыт работы, в процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у обучающихся с ОВЗ продвижение идёт неравномерно. Это определяется разными потенциальными возможностями и связано с особенностями присущих им дефектов.

Ученики обучаются профессиям, в основе которых лежат преимущественно ручные операции. Дифференцированный подход в обучении приёмам труда во многом связан с имеющимися у школьников двигательными нарушениями. Он предусматривает изучение глубины дефекта, выявление способностей к учебной деятельности с учётом нарушений психофизических функций, участвующих в формировании навыка. Зная особенности трудовой деятельности каждого ребёнка, педагог особое внимание уделяет развитию тех качеств, которые являются главным тормозом в обучении. Это позволяет целенаправленно осуществлять дифференцированный подход и добиваться наиболее эффективного продвижения каждого ученика в овладении системой профессиональных навыков.

В качестве методических средств повышения эффективности осознания трудовых действий используются таблицы, плакаты, фото, фиксирующие эталон рациональных приёмов труда. В качестве индивидуального раздаточного материала применяются таблицы с указанием трудовых действий и возможных видов брака, кроссворды на обобщение знаний по определённой операции и т.п. Также составляется цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящих обучающихся к осознанию выполняемых операций.

При обучении осознанию трудовых действий обучающимися, педагог придерживается следующей методической последовательности:

  1. Создание целевой установки на овладение операцией.

  2. Объяснение назначения операции и анализ её результатов.

  3. Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно организованной для определённой операции рабочего места, соответствующего наглядного материала и заготовок, а также положение орудий труда.

  4. Показ учителем рабочего приёма с объяснением трудовых действий изучаемой операции.

  5. Просмотр фото, демонстрирующих действия операции квалифицированным рабочим (Приложение 3).

  6. Изучение последовательности трудовых действий операции и возможных видов брака.

  7. Повторная демонстрация показа приёма перед выполнением пробной работы обучающихся.

  8. Первоначальное выполнение учениками операции с проговариванием.

  9. Запись в тетрадях основных технологических терминов и выражений, относящихся к данной операции.

  10. Индивидуальная работа школьников на последующих занятиях с различными дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение различных заданий на осознание трудовых действий, распределение внимания при работе, кроссворды (Приложение 4).

Ответы обучающихся на вопросы учителя и их высказывания при обсуждении позволяют педагогу контролировать уровень осознания ими содержания операции. При недостаточном усвоении знаний учитель ещё раз демонстрирует выполнение операции, предупреждая менее способных учеников о том, что они должны будут ответить на определённые вопросы. Только после того, как воспитанники поняли содержание операции во всех её деталях, им предлагается записать новые выражения и слова в тетрадях. Перед выполнением записи педагог объясняет значение слов, обращая внимание на их написание.

При переходе к тренировочному выполнению операции каждый обучающийся по указанию учителя даёт оценку результатам выполняемых действий, находит и устраняет недостатки в работе. В ходе дальнейшего выполнения практических упражнений осуществляется закрепление знаний об операции путём повторения и постепенного устранения наиболее существенных ошибок. В результате у большинства обучающихся формируется отчётливое понимание выполняемых действий. На последующих занятиях урок следует начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил её выполнения, организации рабочего места, а также требованиям к правильной позе работающего.

Используя личностно-ориентированный подход к каждому ученику, педагог имеет возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия, которые обеспечивали бы развитие его высших психических функций:

  • На развитие и коррекцию сенсомоторных процессов.

  • На коррекцию речевой и мыслительной деятельности.

  • На развитие аналитико-синтетической деятельности.

  • На коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.

Эти умения (ориентировка в задании, включающая специально организованный анализ образца; планирование предстоящей работы; выполнение контрольных операций в ходе и по завершении выполнения трудового задания) отрабатываются на материале конкретных модулей трудового обучения в течение пяти лет (5-9 классы). Программа обучения на этом этапе включает учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволило обучающимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделяется изготовлению изделий имеющих практическое применение в быту. Из материалов столярных мастерских школьники делают разделочные доски, скалки, табуреты и другие предметы быта. Полученные знания и умения служат основой для дальнейшего углубленного изучения предмета.

Профессиональная ориентация обучающихся школы в период общетехнической подготовки представляет собой следующий уровень трудовой подготовки, позволяющий решать проблему социально-бытовой реабилитации детей, готовить их к более правильному профессиональному определению. Путем различных трудовых проб на базе школьных учебных мастерских, внеклассных трудовых мероприятий и выполнения общественно полезного труда осуществляется плановая трудовая подготовка, разносторонняя информация о видах доступного труда, о требованиях рекомендуемых профессией к человеку, о социальной значимости профессий и условиях труда. Совместно с социальным педагогом мы проводим разъяснительную работу с учениками и родителями в виде профконсультаций. Расширяется информированность детей, родителей, лиц их заменяющих о доступных детям профессиях, формах профобучения, трудоустройства и т.д.

В профориентационной работе используются методики:

    • Методика Рокича «Ценностные ориентации». Цель: выявить ценностные ориентации воспитанников

    • Опросник «Любите ли Вы? Нравится ли Вам?» Цель: определить ведущие интересы воспитанников.

    • Методика Е.А.Климова «Определение типа будущей профессии» Цель: помочь воспитаннику определить предпочтительный для себя тип профессии.

    • Проектный рисунок «Я через 10 лет», «Мои друзья через 10 лет»

    • Опросник Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач» Цель: выявление отношения к различным видам стимулирования.

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, звенья которой тесно связаны, дополняют и взаимообусловливают друг друга. Над формированием профессионально-трудовых навыков у обучающихся, воспитанников работают все педагоги нашей школы на уроках и во внеурочное время. Это:

  • Система мер поощрения и ответственности за нерадивое отношение к работе. В рамках нашей школы организована и успешно реализуется уже 6 лет экономическая игра «СКОШИк». Воспитанники имеют возможность за качественную работу в трудовых мастерских, на пришкольном участке, в классных кабинетах получать «СКОШИк», а затем приобретать на них различные сладости, канцелярские товары.

  • Рассказы, беседы о людях труда и интересных работах на производстве.

  • Организация бригадного метода работы. Много лет сотрудники ЦЗН г. Мончегорска на базе нашей школы организуют трудовые бригады.

  • Экскурсии на производство и встречи с выпускниками и передовиками производства.

  • Организация ежегодного конкурса «Лучший по профессии»

  • Ежегодная организация недели труда и праздника Урожая.

  • Воспитание чувства ответственности в работе и коллективизма труда.

Глава 4. Результативность работы.

С точки зрения психологии труда содержание понятия трудовой деятельности включает в себя, прежде всего, психофизиологические особенности этого процесса, которые школьников с ОВЗ в значительной мере отличаются от протекания этих процессов у их нормально развивающихся сверстников. Без учета специфических особенностей невозможен эффективный процесс профессионально-трудовой подготовки лиц с нарушениями развития. Несформированность у них высших форм познавательной деятельности, прежде всего, аналитико-синтетической, конкретность и поверхностность мышления, нарушение словесной регуляции трудовой деятельности отрицательно сказывается на формировании когнитивных и оперативных образов при обработке технологических операций, что в свою очередь ведет к затруднению формирования мобильности профессиональных навыков и умений.

Выраженные отклонения в профессионально-трудовой деятельности умственно отсталых детей непосредственно проявляются в недостаточной успешности при отработке целенаправленных трудовых действий и движений в процессе формирования нормативно одобренных приемов профессионального труда, ведущих к ловкости в работе в целом и в трудностях усвоения терминологических понятий на первом этапе обучения в 5 - 9 классах (изделие, детали, инструменты, материалы и технологические операции). Овладение первоначальными навыками, знаниями и умениями создает положительные предпосылки как для дальнейшей профессиональной подготовки умственно отсталых подростков в старших классах (10 - 12), так и в развитии социально-значимой личности в целом.

Можно говорить о результатах нашей работы:

  • Своевременная психолого – педагогическая поддержка обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках труда создавала у школьников ситуацию положительного отношения к учению.

  • Анализ учебных результатов за 2010 - 2011 учебный год показал, что на 66 % – повысилось качество обучения по трудовой подготовке, на 46% - улучшилось духовное воспитание, на 88 % – произошло расширение возможностей развития индивидуальных способностей учеников.

  • На основе систематических наблюдений за детьми на уроках трудовой подготовки мы получили возможность проследить динамику продвижения в освоении теоретического и практического материала. Полученные данные позволили нам дифференцированно подойти к коррекционной работе с детьми и сделать заключение о том, кто из учеников нуждался в индивидуальном подходе.

  • Анализируя трудоустройство выпускников нашей школы, мы убедились, что в производственных условиях удовлетворительно адаптировались большинство наших выпускников (продавцы, грузчики, некоторые трудоустроены по специальности).

За период с 2009 - 2011 год - 10% выпускников имеют постоянную работу, 15 % не работают в связи с инвалидностью, обучаются в профессиональном лицее 65%, не имеют постоянного места работы 10 %.

Для успешной работы по заданному направлению нами предложены следующие методические рекомендации:

в обучении:

  1. Адаптировать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в трудовом обучении таким образом, чтобы оно максимально подходило как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни;

  2. Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в содержании материала уроков;

  3. Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению;

в воспитании:

  1. Использовать каждую ситуацию обучения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях;

  2. Включать в содержание уроков по трудовому обучению отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях;

  3. Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе и школе, в мастерских, на уроках;

  4. Организовать и проводить внеклассную работу с учетом задач социальной адаптации.

Таким образом, мы считаем, нашей основополагающей задачей дать такое образование и воспитание ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.

Библиография:


  1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51-54




  1. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2003. 132с.




  1. Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.-С. 48-52




  1. Бондарь В. И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969. -18с.




  1. ВасенковГ.В. Программа картонажно-переплетного дела 5-9 классы,- М.: Владос




  1. Васенков Г.В. Азбука переплетчика. УМК., М.: Просвещение, 2004,1. С. 206




  1. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45




  1. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67




  1. Васенков Г.В. Обучение навыкам переплетного дела учащихся вспомогательной школы// Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1996,- 17с.




  1. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях// В сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999




  1. Васенков Г.В. Ручная и машинная технология переплетно-брошюровочных процессов. Учебник. М.: Владос, 2006.15 п.л.




  1. Васенков Г.В. Методика обучения картонажно-переплетному деля умственно - отсталых школьников,- М.: Просвещение, 2006.-180с.- 11 п.л.




  1. Васенков Г.В. Типы переплетов и обложек. Учебное пособие. М.:1. Федоровец, 2000




  1. Васенков Г.В. Ручная технология картонажно-переплетных работ. Учебный альбом.- М.: Владос, 2006.- 6,5 пл.




  1. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов// Воспи44




  1. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы – интерната школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23




  1. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно - отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - С. 69-75




  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе Сб., М.:1. Школа-пресс, 1994




  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.

  2. Григорьева Л.П. и др. Проблемы психофизиологического развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями//Дефектология. № 1.- М.: 1999, С. 3-14




  1. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75




  1. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. С. 24-25




  1. Иссамутдинов Д.И., Богатова А.Б. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями интеллекта// Дефектология № 3.- М., 2004.- С. 75-78




  1. Капустин А.И. Коррекционно-развивающая эффективность педагогической работы с детьми-олигофренами. Дефектология, 1990. -№3.- С. 17-28




  1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.:1. Изд-во МГУ, 1992. 220с.




  1. Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования// Дефектология. № 1.- М., 2003.-С. 5-11




  1. Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология № 4.- М., 2005.-С. 79-80




  1. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы// Дефектология, 2003. 1. -С. 46-53




  1. Паншина И.А. и др. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью,- М.: ИРПО, 2003. 132с.




  1. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М: Просвещение, 1969. -152с.




  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений VIII вида 5-9 классы. Сб. № 2.- М.: Владос. 2011. - 238с.




  1. Развитие и коррекция. — М.: Аналитический научно-методическийцентр «Развитие и коррекция». 2001. - вып. 9, 10.-260с.




  1. Сайко Е.В. Совершенствование трудового обучения в школе VIII вида// Дефектология, 2005 . 4. - С. 81-82




  1. Сидорова М.М. Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида// Дефектология, 2005. 4. -С. 77-78




  1. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 118с.




  1. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Изд. центр1. Академия, 2000. 400с.




  1. Ткаченко В.Г. Основные правила организации работы в учебных мастерских коррекционной школы VIII вида // Дефектология, 2004. 3. - С. 82-85



Приложение 1

Структура трудовой подготовки обучающихся, воспитанников
СКОШИ № 4 (VIII вида) г. Мончегорска



Приложение 2

Экран работы обучающегося по модулю Переплётное дело»

VIII – IX класс-комплект



Фамилия, имя ученика

Оценка

Словесная оценка

Илья Н.

5

4

4

5

4

«Лучший ученик»

Николай Р.

3

4

5

4

4

«Способный ученик»

Влад К.

3

4

4

4

4

«Способный ученик»

Влад И.

3

4

4

4

4

«Способный ученик»

Влад Р.

3

4

3

4

3

«Старательный ученик»

Равви А.

3

3

4

3

4

«Старательный ученик»

Максим Ч.

3

3

3

4

3

«Старательный ученик»

Эдик М.

4

5

5

4

5

«Лучший ученик»

Анна С.

4

4

4

4

4

«Способный ученик»

Владислава К.

5

4

5

4

5

«Лучший ученик»


Приложение № 3

Переплётное дело. Тема: «Шитьё книжных блоков нитками»



Прошив первой тетради.



Положение рук, блока книги при сшивании последующих тетрадей.





Соединение тетрадей при шитье блока книги.



Затяжка нитки на последней

тетради книжного блока при шитье нитями.



Сшивка отдельных тетрадей книги в блок.



Приложение 4

Примерный цикл комплексных упражнений

для коррекции и развития обучающихся на уроках трудового обучения.

  1. На развитие и коррекцию сенсомоторных процессов.

Упражнение № 1.

На тактильное ощущение материалов.

После ознакомления с материалами визуально, обучающимся предлагается с закрытыми глазами разложить материалы по группам их свойств (плотные – тонкие, массивные – лёгкие – тяжёлые, гнуться, мнутся, упругие, жёсткие и т.д.).

Упражнение № 2.

На силу воздействия инструментом или рукой на заготовку.

Предложить обучающимся на бросовом материале проделать работу инструментами вхолостую, а затем на результативность (строгание, ощущение хватки инструмента, посадка за машинку и т.п.).

Упражнение № 3.

На организацию рабочего места.

Вначале с открытыми, а затем с закрытыми глазами разложить инструменты и заготовки на рабочем столе для удобства работы.

  1. На коррекцию речемыслительной деятельности.

Упражнение № 1.

Работа с карточками словаря на определение понятий: операция, инструмент, деталь, материал. Обучающимся предлагается разложить карточки и объяснить по ним значение слов – терминов.

Упражнение № 2.

Определение слов – терминов на слух и запись их в таблицу.

Операции

Детали

Материалы

Инструменты














Упражнение № 3.

Составление из разрозненных фраз смыслового предложения.

Упражнение № 4.

  • Составление и решение словарных и текстовых кроссвордов.

  • Подбор слов по группам понятий.

  • Нахождение нужного слова и числа из слов, представленных в списке.

  • Исключение лишних слов, не относящихся к изделию или технологической операции.

  • Устройство станков и машин.

  • Порядок организации работы на станках.

  • Упражнения на проговаривание текста по плану работы, правилам и определениям.

  • Упражнения с комментариями к прочитанному тексту инструкций и правил.

  1. На развитие аналитико – синтетической деятельности. Вариативная работа с предметно – технологической картой.

Упражнение № 1.

Учащимся предлагается заполнить таблицу с порядком трудовых действий операций, отметить возможные виды брака и пути их устранения.

Переплётное дело. Операция: фальцовка (сгибание листов).

Трудовые действия операции

Возможные виды брака

Пути устранения брака











Упражнение № 2.

Составить эскиз (чертёж) знакомого изделия и спланировать последовательность выполнения технологических операций.

Упражнение № 3.

Запомнить предметно – технологическую карту по этапам предстоящей работы и её прокоментировать своими словами.

Упражнение № 4.

Собрать из деталей или узлов, а также из мозаики устройство станков, машин или конструкцию целого изделия.

Упражнение № 5.

З

аполнить опорную схему на обобщение и классификацию инструментов, деталей или станков по принципу:

Столярные соединения


прямая соединительная линия 15прямая соединительная линия 17прямая соединительная линия 16


Конструкция форзацев


прямая соединительная линия 25 прямая соединительная линия 25 прямая соединительная линия 25 прямая соединительная линия 25 прямая соединительная линия 25