Главная страница

«Основные задачи и методы воспитания в трудовом обучении»


Скачать 62.31 Kb.
Название«Основные задачи и методы воспитания в трудовом обучении»
Дата25.02.2016
Размер62.31 Kb.
ТипЗаседание


СООБЩЕНИЕ

Тема: «Основные задачи и методы воспитания в трудовом обучении»


Подготовила учитель труда:

Казаринова И.Ю

Заседание МО: 16.05.2007

г. Петродворец
Основные задачи и методы воспитания в трудовом обучении.

Трудовое обучение школьников неразрывно связано с их воспитанием. Плохо поставленное трудовое обучение неизбежно формирует у учеников отрицательные черты личности и привычки. Воспитательная работа в процессе трудового обучения учащихся направлена на решение следующих задач:

Сформировать положительные качества личности: честность, принципиальность, целеустремленность, организованность, скромность, отзывчивость;

  • Преодолевать отрицательные черты в характере и поведении учащихся.


Задачи воспитания детей с ограниченными возможностями входят в число наиболее трудных. Нарушения эмоционально-волевой сферы и способности к отвлеченному мышлению ухудшают формирование относительно сложных социальных понятий и осознанного поведения учащихся; этого нельзя не учитывать в определении содержания воспитательной работы в процессе трудового обучения.

1. Особенность воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями связана со значительной неоднородностью учащихся одного класса или учебно-трудовой группы в отношении их интеллекта и эмоционально-волевых нарушений.

Таким образом, дифференцированный подход к воспитательной работе, необходим в той же мере, как и в трудовом обучении учащихся. Общая педагогика для осуществления нравственного воспитания рекомендует две группы методов:

  1. Методы формирования нравственного сознания.

  2. Методы формирования общественных норм поведения.

К первой группе относится рассказ или беседа на этическую тему (т.е. связанную с нравственным поведением).

Вторая группа включает приучение; упражнение; пример как метод воспитания; поощрения.

Знакомство учащихся с нравственными понятиями происходит не только на занятиях труда.

Однако трудовое обучение в силу своей практической направленности содержит наибольшие возможности в нравственном воспитании учащихся. Воспитательная работа во многом зависит от содержания и организации системы. Система опирается на ряд установок и правил, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми членами педагогического коллектива.
2. Этическая беседа.

Проведение этических бесед планируется заранее. Их темы и основные вопросы: учитель отражает в своих поурочных планах.

Любая этическая беседа должна быть эмоциональной. Например, беседа о трудолюбии и ответственности, учитель использует случай, когда один из учащихся допустил неисправимый брак при изготовлении изделия, сам обнаружил ошибку и в последующей работе брака не допускал. В данном случае учитель решает отметить положительную сторону работы этого ученика и проводит короткую беседу с эмоциональным подъемом, характеризуя действия ученика как проявление самостоятельности, силы воли в преодолении трудностей в работе.

Этическая беседа не должна действовать угнетающе. Важные результаты беседы - приподнятое настроение, стремление учащихся группы лучше трудиться, быть внимательнее друг к другу. Этическая беседа должна проходить живо, непринужденно, в атмосфере доверия, доброжелательности, затрагивая интересы учащихся.

  1. Воспитание примером.

Нравственное воспитание на положительных примерах поведения - один из наиболее конкретных и убедительных методов воспитательной работы. Этот метод основан на склонности учащихся к подражанию. В учебно-трудовой группе, как и в классе, устанавливается система личных взаимоотношений учащихся. Примером для подражания обычно служат учащиеся, которые пользуются наибольшим авторитетом. Поэтому, используя метод примера в нравственном воспитании, учителю, прежде всего необходимо организовать поведение тех школьников, которые оказывают влияние на своих товарищей по группе.

Чувство ответственности возникает у учащихся, когда учитель доверяет ему какое-нибудь важное дело, например, помочь в организации выставки, в получении инструмента. Очень важно для воспитания популярного, но недисциплинированного ученика доверить ему самостоятельное выполнение доступного задания, если даже назначить контролером готовой продукции во время работы. Такая мера во многих случаях дает положительный эффект. Сильное воспитательное средство - личный пример учителя. Школьники постоянно наблюдают, как учитель ведет себя на занятиях, как реагирует на те или иные поступки, относится к своему делу. Формирование у школьников норм и правил общественного поведения осуществляется наиболее успешно, если учитель обладает высоким авторитетом. Авторитет учителя во многом определяется его отношением к учащимся.

  1. Метод приучения в воспитательной работе.

В развитии у учащихся положительных навыков и привычек основную роль играет метод приучения. Успешность использования метода приучения во многом зависит от состояния контроля за соблюдением установленного порядка и требований к поведению учащихся. Контроль, осуществляемый учителем, во всех случаях должен быть благожелательным. Он не сводится к одним лишь замечаниям и внушениям по поводу нарушений. Следует отметить правильное и добросовестное выполнение правил поведения.

5. Воспитательная роль оценки успеваемости, поощрения и наказания. Принятая система оценки индивидуальных результатов обучения, позволяет учитывать степень усвоения программного материала каждым учащимся. Однако оценка выступает для ученика не только как показатель уровня его достижений в учебе, но и как поощрение.

Учебный труд должен быть организован таким образом, чтобы не отметка, а сама трудовая деятельность вызывала интерес у школьников, чтобы они придавали главное значение не отметка, а оценочному суждению учителя.

В практике работы с детьми с ограниченными возможностями поощрение -наиболее распространенное и эффективное средство. Это средство воспитательного воздействия помогает развитию у школьников настойчивости, целеустремленности, активности, способствует закреплению умений правильно вести себя в различных ситуациях, создает чувство удовольствия, прилив энергии, мобилизует на повторение положительных поступков, повышая уверенность в своих силах.

Простейший вид поощрения - это одобрение действий. Оно обычно выражается словами «правильно», «хорошо», «молодец», а также интонацией, означающей, что учитель доволен ответами или действием ученика.
Исходя из конкретной обстановки, учитель может применять следующие меры поощрения: поручение ответственных обязанностей (назначением помощником учителя во время демонстрации опытов или заготовки материалов); участие в выставке лучших работ;

На раздражительных и склонных к эффективным вспышкам учащихся положительно влияет спокойный, но твердый тон учителя.

Это особо важно при анализе работы учеников и их подведения.


Методика проффесионально-трудового обучения. СЛ. Мирский.