Главная страница

Формирование экологической культуры у дошкольников


Скачать 62.23 Kb.
Название Формирование экологической культуры у дошкольников
Дата 13.03.2016
Размер 62.23 Kb.
Тип Документы

Формирование экологической культуры у дошкольников.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природополь­зования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреж­дении можно с момента прихода детей в ясельную или пер­вую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечива­ющим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными пред­метами. Они эмоционально реагируют на добрый, нетороп­ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внима­ние легко сосредоточить любой новизной: неожиданным дей­ствием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече­ние продолжительного времени - им необходимы постоян­ная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый дол­жен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и дей­ствия с ними - только в этом случае маленькие дети начи­нают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи­ческого воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состоя­ния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отры­вом от семьи;

  • медленная выразительная речь, многократные повторе­ния одного и того же;

  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

  • частое переключение внимания детей с одного предме­та на другой, с одного вида деятельности на другой;

  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правиль­но называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сен­сорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердос­ти или мягкости, характер поверхности, а также познать ви­димые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной дея­тельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания деть­ми специфики живого объекта, его принципиального отли­чия от предмета (неживого объекта), формирования элемен­тарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на уча­стке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознаком­ление с объектами природы, их частями, основными свой­ствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формиро­вание первоначальных экологических представлений, кото­рые являются основой правильного отношения к живым су­ществам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного ви­дения объектов природы и возможности действовать с ни­ми. Правильное отношение к живым существам является конеч­ным результатом, показателем экологической воспитаннос­ти, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и ак­тивном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятель­ность должна быть окрашена положительными эмоциями ма­лышей, активным восприятием всего того, что говорит и де­лает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

  • проведение экологических занятий один раз в две недели;

  • проведение экологических досугов.