Главная страница

Развитие творческих способностей у детей с овз


Скачать 32.52 Kb.
Название Развитие творческих способностей у детей с овз
Дата 04.03.2016
Размер 32.52 Kb.
Тип Документы

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ.

Развивать творческие способности у детей с ОВЗ – значит готовить их к дальнейшей взрослой жизни, реализации себя как личности в социуме. Выявить и развить творческие способности у обучающихся, есть главная задача учителя, воспитателя, а задача родителей поддержать и закрепить, то, что наработано в школе.

Осуществление деятельностного подхода к обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью во внеурочное время, проведение всех видов коррекционно-воспитательной работы в русле ведущих видов детской деятельности: изобразительной, трудовой, конструктивной, учебной, игре, соревнованиях проявляются и выявляются способности каждого воспитанника. Необходимо использовать личностно-центрированную модель взаимодействия, когда к ребенку относятся как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне, только в этом случае есть возможность плодотворной работы и развития ребёнка как личности. Тесное сотрудничество педагога, ребенка и родителя – залог успеха в работе.

Условия формирования сотрудничества следующие:

  • эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка;

  • постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме;

  • подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующего уровню его актуального развития;

  • вовлечение родителя в творчество и школьную жизнь ребенка.

Режим дня в школе с умственно отсталыми детьми построен так, что первая половина дня это учёба, обучающийся находится на уроках с учителем, а во второй половине воспитанник находится с воспитателем. Задача воспитателя направлена на социализацию детей, раскрытие их талантов, творческих способностей и их реализацию. Вторая половина дня построена на работе в творческих группах по интересам: вышивание, вязание крючком, изготовление поделок, хореография. Перед тем, как начать с ребёнком какой – либо вид творческой деятельности, в классе проводится презентация этой деятельности, говорится об истории создания, видах и способах. Ребенок выбирает сам тот вид деятельности, который ему по душе, есть дети, которые не могут определиться с выбором или хотят охватить всё, с таким проводятся беседы, педагог сам предлагает и определяет творческую деятельность для воспитанника.

Не все дети с охотой включаются в работу, связанную с творчеством, но когда видят результат тут же появляется желание сделать ещё что-либо своими руками. Темы творческих занятий подбираются в связи с психо-физическими и умственными способностями детей. Детям даются задания разной сложности, в зависимости от их способностей. Примерные темы творческих занятии: вышивание крестом, лепка из пластилина и глины, оригами, квиллинг, модульное оригами, папье-маше, декупаж, торцевание, коллаж, поделки из нитей. Работы могут делать дети индивидуально и коллективно. Особенно важно учить детей с ОВЗ работать в коллективе, такие творческие дела сплачивают ребят, учат помогать друг другу, делиться своим успехом с товарищем. Изготовление поделок своими руками трудоемкая и кропотливая работа, которая приучает и научает детей аккуратности, уважению к труду других людей, взаимопомощи и поддержке.

На творческих занятиях ставятся такие задачи:

  • способствовать развитию интереса к творческому труду, формированию желания в свободную минуту сделать что-то своими руками;

  • способствовать раскрытию талантов, реализации задуманного, проявлению фантазии;

  • способствовать воспитанию самостоятельности в выборе дела, доводить дело до конца, аккуратности, соблюдению порядка, работать в группах, коллективе;

  • способствовать развитию фантазии, мелкой и крупной моторики, ориентации в пространстве, двигательной активности, музыкального слуха.

Очень важное место в развитии творческих способностей у детей с ОВЗ занимают занятия связанные с инсценировкой сказок. Именно на таких занятиях закладывается раскрепощенное поведение, подготовка к жизни в социуме, т.е. осуществляется социализация обучающегося, преодоление имсвоего врожденного или приобретенного дефекта. Не все дети с желанием принимают участие в инсценировке сказок, мы называем это громким именем: «театральные постановки». Но после первого выступления на сцене, перед зрителями сами просят продолжить и создать новую постановку. Для того, чтобы заинтересовать обучающихся предлагаются походы в театры кукольный, драмы, обязательное привлечение родителей.

Таким образом, для развития творческих способностей у детей с ОВЗ необходима длительная, ежедневная работа и не только с детьми, но и с их родителями. Вовлечение родителей в творчество своего ребенка, совместное творчество педагог- ребёнок- родитель – вот задача педагога. Педагог двигатель, он «заводит» детей и родителей, задает нужное направление и конечно совместно выполняет его, корректируя и помогая.