Главная страница

О роли учителя музыки в становлении творческой личности


Скачать 52.55 Kb.
Название О роли учителя музыки в становлении творческой личности
Дата 10.02.2016
Размер 52.55 Kb.
Тип Документы

О роли учителя музыки в становлении творческой личности
Одним из основных направлений модернизации общего образования является «деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности». Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода. Как же помочь ребёнку развить в себе способность творчески мыслить, которая будет так необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни? Какова роль учителя и каковы его возможности в этом сложном процессе?

«Ребёнок – объект воспитания» - достаточно распространённая позиция в педагогике. На мой же взгляд, нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны умело направить его.

В начале своего жизненного пути ребёнок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом он остаётся самим собой. Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Не успев окрепнуть, маленький человек произносит своё первое: «Я сам!»

Придя в школу, ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это будет его решение, его собственный путь. Главное -  поддержать это желание и интерес к самостоятельному  поиску. Существует нескольких правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель:

Не сковывать, а освобождать

Не сдерживать, а поддерживать

Не сгибать, а распрямлять

Процесс развития ребёнка, становление его как  творческой личности - это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что это ускорит процесс развития ребёнка.  Ещё Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.

Что же такое творческие способности? Бесспорно, это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д. Б. Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».

Одним из компонентов музыкальной культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе.

Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках для развития творческих способностей, бесспорно, - насущная необходимость.

Какие же формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные импровизации.

Приведу несколько примеров творческих заданий, используемых в моей практике:

  • На основе полученных  знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» ученики свободно сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме Рондо;

  • На основе знаний по теме «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами и имитируют исполнение оркестром Симфонии№40 В. А. Моцарта;

  • На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, в частности о длительностях нот, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры и решают их;

  • Изучая музыкальные инструменты, ребята придумывают различные сказки, где инструменты являются главными героями приключений, а также придумывают и создают свои собственные инструменты;

  • Большое значение на своих уроках я придаю развитию ассоциативного мышления. При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его частей ребята используют цветные карточки, которые помогают провести аналогии музыки с цветом. Такая работа направлена и на развитие  воображения.  

Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приёмами поисковой и творческой деятельностью.

Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-дискуссия, урок-встреча, урок-состязание, урок- музыкальная викторина, урок - защита; а также различных творческих заданий, направленных на развитие музыкально-творческих способностей:

Сообщения о творчестве рок-групп;

Конкурс стенгазет «Такой знакомый незнакомый рок» (творческие биографии рок-групп, занимательные истории и интересные факты из жизни рок-звёзд, ребусы, рисунки, фотографии из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов);

Создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения);

Определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического, так и современного);

Сравнительный анализ различных стилей музыки;

Рецензирование - концертов, песенного репертуара рок-групп;

Создание проекта программы для последующих поколений;

Представление и «защита» домашней фонотеки;

Сочинение песен, музыкальных произведений;

Придумывание кроссвордов, ребусов;

Написание мини-сочинений.

Необходимо подчеркнуть, что подростковый и юношеский возраст – не менее интересный и благодатный для развития творческих способностей. «Юность подобна молодому дереву, ибо, куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево. Так и век юношеский, к чему его повернёшь, легко будет наклонён». (С.Полоцкий)

Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Ещё Пётр Фёдорович Каптерев говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании, прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.