Главная страница

Раскрытие понятия «толерантность» при изучении Стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Нищий» и «Эгоист». Автор: Михайлова Ольга Николаевна, Учитель русского языка и литературы моу сош №6, тел. 8(34373)43106


Скачать 79.44 Kb.
Название Раскрытие понятия «толерантность» при изучении Стихотворений в прозе И. С. Тургенева «Нищий» и «Эгоист». Автор: Михайлова Ольга Николаевна, Учитель русского языка и литературы моу сош №6, тел. 8(34373)43106
Михайлова Ольга Николаевна
Дата 27.02.2016
Размер 79.44 Kb.
Тип Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Раскрытие понятия «толерантность» при изучении Стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Эгоист».

Автор: Михайлова Ольга Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №6, тел. 8(34373)43106

Сухой Лог, 2011г.

"Кто полон милосердия,

непременно обладает мужеством".

(Конфуций)
Цель:

подготовить обучающихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого; проанализировать стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Эгоист» с целью выявления в них идеи толерантности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого;

  2. развивать умение осмысленно воспринимать информацию, способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

  3. воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов, уважительное отношение друг к другу и окружающим;

  4. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы изучали биографию И.С.Тургенева . Сегодня мы обратимся к его творчеству, и я уверенна, что каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то - Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия.

  1. Реализация домашнего задания.

  1. Сообщение ученика «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.»

В последние годы жизни он решился и на смелый художественный эксперимент в области жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник "Senilia" ("старческое"). Senilia в переводе - песни старости. Полностью это сочинение называется так: "Senilia. Стихотворения в прозе 1878-1882 гг.". Его составляли очень короткие прозаические тексты, иногда похожие на маленькие рассказы, а порой и вовсе лишенные сюжета - что-то вроде отрывочных дневниковых записей. Все они отличались глубочайшей поэтичностью. Она ощущалась и в музыкальном ритме фразы, и в изяществе образов, и в проникновенной авторской исповедальности. Тургенев без утайки говорил обо всем, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоминал ярчайшие впечатления жизни. Его душа рассказывала о себе на этих страницах. И потому прозаические миниатюры получили необычное название - "Стихотворения в прозе".

  1. Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»

  1. Словарная работа

- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со слабыми образовательными способностями)

Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опусти шинный человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/

Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335

  1. Работа в тетрадях – заполнение обучающимися первой колонки таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется вторая колонка

Нищий в моём представлении

Нищий у Тургенева

Выцветшие глаза

Воспаленные, слезливые глаза

Бескровные губы

Посинелые губы

Оборванная грязная одежда

Шершавые лохмотья

Обветренное морщинистое лицо

Нечистые раны

Грубые грязные руки с чёрными ногтями

Красная опухшая рука

Неприбранные сальные волосы

Трепетная рука

Дурно пахнущий




Очень неприятный человек

Несчастное существо



«Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. . Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат,— прошамкал он,— и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.»

  1. Какие чувства испытали вы к нищему, ребята? ( пренебрежение, брезгливость, жалость,…). А какого отношение к нищему автора? (потерянность, смущение, милосердие, терпимость, уважение, сострадание).

  2. Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Заслушиваются ответы обучающихся.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

4.Понятие «Толерантность»

  1. Слово учителя.

Милосердие, терпимость, прощение, сострадание, уважение к окружающим и их взглядам, вероисповеданиям - все эти слова раскрывают такое понятие, как «Толерантность». Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

2) Беседа по вопросам:

* Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

* Национальность влияет на взаимоотношения людей?

* Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

* Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Вывод. В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения, но наряду с толерантностью, терпимостью есть своя обратная сторона.

5.Работа с текстом стихотворения в прозе «Эгоист».

  1. Словарная работа .

* Эгоист – человек, отличающийся эгоизмом.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

* Эгоизм – мировоззрение, по которому единственным мотивом человеческих действий является стремление к личному благополучию, такой душевный склад, при котором это стремление поглощает всякие другие побуждения.

(Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон «Энциклопедический словарь»)

  1. Чтение стихотворения «Эгоист» (читает ученик).

«В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.

Он родился здоровым; родился богатым — и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.

Он был безукоризненно честен!.. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.

Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.

Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным — и не делал добра… потому что добро по указу — не добро.

Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной — столь примерной! — особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!

И в то же время он не считал себя эгоистом — и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.

Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.

Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось… С какой стати стал бы он прощать другим?

Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога — он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе́ и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»

Он повторит эти слова на смертном ложе — и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!»

  1. А какую характеристику мы дадим герою этого рассказа?

  2. Заслушиваются ответы обучающихся (эгоистичный, высокомерный, раздражительный, равнодушный, самовлюблённый, самодовольный, циничный, безжалостный,…)

  3. Слово учителя.

Как и у любой медали, у толерантности есть обратная сторона. Человек, обладающий такими качествами, как равнодушие, эгоизм, жестокость, ценит только себя, считая исключительной личностью.

  1. Беседа с учащимися по вопросам.

  • Какие формы проявления нетерпимости, жестокости вы знаете?

( войны, конфликты, ссоры)

  • Так что же нужно сделать, чтобы не было ссор, конфликтов?

  • Встречались ли вы с такими людьми, как герой рассказа И.С.Тургенева «Эгоист»?

  1. Итоги урока.

Слово учителя.

Примеров проявления толерантности очень много и в художественной литературе, и в жизни. Именно они помогают наглядно со стороны увидеть и оценить поступки героев и перенести этот опыт в личный. Сегодня на уроке мы узнали много нового, и пусть каждый из вас задумается о нашем разговоре. Ведь, чтобы всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор, нужно так мало – уважать мнения других и уметь терпимо относиться друг к другу.
Домашнее задание:

  1. Составить правила толерантного поведения.

  2. Сочинение рассуждение на тему «Нужна ли толерантность в наше время?»