| 
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
       | 
      
        
          Программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края возраст 4 -7 лет составил
          
          
          
            
              
                 
                МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 
                 
                УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО 
                 
                ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ 
                 
                ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО 
                 
                НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 
                 
                «Золотой Ключик» 
                 
                 
                МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА 
                 
                ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 
                 
                С 
                 
                ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ 
                  
                 
                ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ 
                 
                 
                СОСТАВИЛ: 
                 
                Терентьева Наталья Анатольевна 
                 
                -ВОСПИТАТЕЛЬ 
                 
                Игрим 
                 
                2007 
                 
                 
                Пояснительная записка 
                Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев). 
                 
                Проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о родном крае остаются весьма поверхностны и отрывочны. У детей были элементарные знания о родном крае: большинство из них не знали название посёлка, района, округа, улицы, на которой они проживают. Не имели знаний об окружающем мире родного края. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут. 
                 
                Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т.д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы». 
                 
                Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию межпредметных связей. 
                 
                Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Ввели в традицию применение почтового ящика «Забытая почта» целью, которой является - познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми. (Приложение 5) 
                Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: 
                
                  - 
                    
 
                    «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала; 
                   
                   
                  «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;
  
                   
                  «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.
  
                   
                  «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.
  
                  
                5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными. 
                 
                Задачи программы: 
                
                  
                     
                    Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности
  
                     
                    Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;
  
                     
                    Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.
  
                   
                  
                Результативность программы за 2006-2008 года 
                 
                Анализ по данной программе показал хорошие результаты. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми. 
                Позитивная динамика достижений воспитанников 
                 
                Этапы выполнения работ по программе 
                 
                Первый этап - создание условий работы по ознакомлению 
                 
                детей с историко-культурным наследием родно края 
                 
                Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает: 
                 
                - внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются 
                дети; 
                 
                - предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны 
                быть доступны детям и радовать их не только своим 
                назначением, но внешним видом. 
                 
                Центр изобразительно искусства 
                 
                Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек. 
                 
                Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера). 
                 
                Музыкально- театральный центр 
                 
                Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе. 
                 
                Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок». 
                 
                Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр. 
                 
                Центр «Моя семья» 
                 
                Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи. 
                 
                Экологический центр 
                 
                Этнографическая - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды. 
                 
                Структура этнографическо - развивающей среды 
                
                  
                  
                  
                   
                  
                  Групповая комната
                  
                  Занятия,  игровая деятельность, творческая
                   
                  мастерская, индивидуальная работа с детьми,
                   
                  оздоровительные мероприятия
                  
                
                  
                  
                  
                  
                  
                  
                  Музыкальная гостиная
                   Музыкальные занятия,
                   
                  индивидуальные занятия, праздники, развлечения, досуги, «творческие гостиные»
                  
                  
                    
                  
                  Физкультурный зал
                   
                  Физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, досуги
                  
                
                   
                   
                   
                    
                   Центр изобразительного искусства 
                   
                  Занятия с детьми по изодеятельности, ручной 
                  труд, кружок по изобразительной 
                  деятельности, выставки творчества, 
                   
                  творческая гостиная, конкурсы, праздники воспитатели, дети, родители 
                   
                   
                
                
                  
                  
                   
                  
                  Центр этнографии
                   
                  Занятия, групповые развлечения с детьми, посиделки с родителями, занятия сюрпризы, экскурсии, краеведческий музей ИСШ №2
                  
                   
                  Галерея детского творчества
                  
                  
                    
                  
                  Экспозиции детских работ, творческих работ
                   
                  родителей, конкурс изобразительного
                   
                  творчества, совместное творчество детей и
                   
                  родителей, экскурсии в выставочный зал.
                  
                
                   
                   
                    
                   
                  Территория детского сада 
                  Подвижные игры, досуги, 
                   
                  природоведческая работа, занятия, труд на огороде, цветнике, 
                   
                 
                Второй этап- организация работы по программе 
                Формы работы 
                
                   
                  Групповые занятия
  
                  
                Программа реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю. 
                 
                
                  
                  
                  
                  
                     
                    Возраст
  | 
                     
                    Количество детей в группе
  | 
                     
                    Время занятий
  | 
                   
                  
                     
                    4-5
  | 
                     
                    18
  | 
                     
                    15- минут
  | 
                   
                  
                     
                    5-6
  | 
                     
                    19
  | 
                     
                    20 минут
  | 
                   
                  
                     
                    6-7
  | 
                     
                    19
  | 
                     
                    20 – 25 минут
  | 
                   
                  
                 
                Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога 
                 
                . 
                 
                Принципы проведения занятий: 
                
                  - 
                    
 
                    системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе; 
                   
                   
                  наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  
                   
                  цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  
                   
                  доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);
  
                   
                  проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  
                   
                  развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
  
                  
                 
                Часть 1. Вводная 
                Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. 
                 
                Основные процедуры работы – просмотр видеофильмов, слайд - фильмов, чтение сказки, игры по темам, например, игра «Я птица» (бросая мяч, друг другу, называем себя - птицей, рассказываем о себе – птице – характере, повадках, окрасе, месте обитания и т.п.), слушание и пение песенки (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине », о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов. 
                Часть.2. Продуктивная 
                На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. 
                 
                Элементы занятий: 
                 
                - элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста); 
                 
                - игры на развитие мышления, воображения, памяти – игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (виды орнаментов, название национальной одежды), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Одень куклу», «Найди пару» и др.). 
                 
                 
                  
                 
                - рисование, аппликация, коллаж – на практических занятиях применяют нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового. 
                 
                 
                Часть 3. Завершающая 
                 
                Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка, включающая элементы подвижных игр народов севера. 
                 
                
                   
                  Индивидуальная работа
  
                  
                Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты. 
                 
                  
                 
                
                   
                  Работа с родителями
  
                  
                - привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях; 
                 
                - просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации; 
                 
                - анкетирование 
                 
                Перспективный план работы с родителями
  
                 
                 
                
                  
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                      
                         
                        Формы работы
  | 
                         
                        Содержание работы
  | 
                         
                        Сроки проведения
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        Планирование работы с родителями
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        1. Банк данных по семьям воспитанников
  | 
                        
                           
                          Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников: 
                          
                             
                            "Социальная анкета семьи";
  
                             
                            анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
  
                             
                            тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
  
                             
                            анкета "Семья глазами детей";
  
                             
                            изучение рисунков детей "Моя семья".
  
                           
                         | 
                         
                        сентябрь-октябрь
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        2. Анкетирование 
                        и опросы
  | 
                        
                           
                          Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: 
                          
                             
                            анкета для родителей, определяющая их отношение к краеведческому воспитанию детей;
  
                             
                            опрос "Ваши пожелания и ожидания".
  
                           
                         | 
                         
                         
                         
                        сентябрь 
                         
                        1 раз в квартал
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        3. Родительские собрания
  | 
                        
                           
                          Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей: 
                          
                             
                            "Гражданин воспитывается с детства";
  
                             
                            "Ознакомление детей с историей родного края".
  
                           
                         | 
                         
                         
                        ноябрь 
                        апрель
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        4. Заседания "Круглого стола"
  | 
                        
                          
                             
                            "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
  
                             
                            "Из чего складывается трудолюбие?"
  
                           
                         | 
                         
                        декабрь 
                         
                        февраль
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        5. Дни открытых дверей
  | 
                         
                        Участие родителей в групповых занятиях
  | 
                         
                        1 раз в квартал
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы
  | 
                        
                          
                            - 
                              
 
                              Занятия с участием родителей: 
                              
                             
                            - 
                              
 
                              Семейные проекты: 
                              
                                 
                                "Я и моя семья";
  
                                 
                                "Мой дом. Моя улица";
  
                                 
                                "Широка страна моя родная";
  
                                 
                                "Наши родные защитники";
  
                                 
                                "Наши мамы и бабушки";
  
                                 
                                "Война в истории моей семьи".
  
                               
                             
                            - 
                              
 
                              Встречи с интересными людьми: 
                              
                                 
                                пожарником;
  
                                 
                                милиционером;
  
                                 
                                шофером;
  
                                 
                                ветеранами войны.
  
                               
                             
                            - 
                              
 
                              Участие в организации выставок: 
                              
                                 
                                "Природа и фантазия";
  
                                 
                                "Прошлое и настоящее предметов быта";
  
                                 
                                "Новогодняя композиция".
  
                               
                             
                             
                            Экскурсии по городу, в лес, в парк к памятнику Г.Е. Собянина.
  
                            - 
                              
 
                              Выставки работ, выполненных детьми и родителями: 
                              
                                 
                                "Моя улица";
  
                                 
                                "Космический коллаж";
  
                                 
                                «Герб моей семьи»
  
                                 
                                Выставка пасхальных яиц
  
                                 
                                "Мир строит, а война разрушает".
  
                               
                             
                             
                            Оформление "Летописи группы".
  
                           
                         | 
                         
                         
                        октябрь 
                         
                        апрель 
                         
                        сентябрь 
                        ноябрь 
                        декабрь 
                        февраль 
                        март 
                        апрель 
                         
                        декабрь 
                        март 
                        февраль 
                        май 
                         
                        октябрь 
                        ноябрь 
                        декабрь 
                        в теч. года, май 
                         
                        ноябрь 
                        апрель 
                        май 
                        в теч. года, 
                         
                        май 
                        
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        2. Праздники, развлечения
  | 
                        
                          
                             
                            "День знаний";
  
                             
                            Семейный праздник "Давайте познакомимся";
  
                             
                            "Праздник урожая";
  
                             
                            "Именины";
  
                             
                            "Новогодний утренник";
  
                             
                            "Семейная программа «Теплый дом»";
  
                             
                            "День защитника Отечества";
  
                             
                            "Праздник 8 Марта";
  
                             
                            "Снежный марафон добра";
  
                             
                            Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
  
                             
                            "День смеха";
  
                             
                            "Праздник Победы";
  
                             
                            "Здравствуй, лето".
  
                           
                         | 
                         
                        сентябрь 
                        сентябрь 
                        октябрь 
                        ноябрь 
                        декабрь 
                        январь 
                        февраль 
                        март 
                        март 
                        апрель 
                         
                        апрель 
                        май 
                        июнь
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        Педагогическое просвещение родителей
  | 
                       
                    
                    
                      
                         
                        1. Наглядная педагогическая информация
  | 
                        
                          
                            - 
                              
 
                              Тематические выставки: 
                              
                                 
                                "Воспитание у детей любви к природе";
  
                                 
                                "Мой дом. Мой город";
  
                                 
                                "Прогулки с детьми по городу";
  
                                 
                                "Как знакомим детей с окружающим миром".
  
                               
                             
                            - 
                              
 
                              Памятки для родителей: 
                              
                                 
                                "10 заповедей родителям";
  
                                 
                                "Известные люди о воспитании любви к Родине";
  
                                 
                                "Прежде воспитывать ребенка".
  
                               
                             
                             
                            Выставки детских работ;
  
                             
                            Реклама книг, статей из газет и журналов на тему краеведческого воспитания детей.
  
                           
                         | 
                         
                        в теч. года
  | 
                         
                         
                        
  | 
                       
                      
                         
                        2. Консультирование
  | 
                        
                          
                             
                            "Азбука безопасности";
  
                             
                            "Любить и изучать свой край первостепенная задача педагога и родителей";
  
                             
                            "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
  
                             
                            "О летнем отдыхе".
  
                           
                         | 
                         
                        октябрь 
                        ноябрь 
                        март 
                         
                        апрель 
                         
                        май
  | 
                         
                         
                        
  | 
                       
                    
                   
                
               | 
             
           
          
          
         
       | 
       |