Главная страница

«развитие познавательной деятельности детей»


Скачать 45.83 Kb.
Название «развитие познавательной деятельности детей»
Дата 27.02.2016
Размер 45.83 Kb.
Тип Документы



БЕСЕДА НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»


Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Также имеет смысл культивировать познавательно-исследовательскую деятельность, имеющую основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка.

Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Для развития у детей познавательной деятельности можно использовать доступные и интересные дошкольникам «типы исследования».
1 – опыты (экспериментирование);

2 – коллекционирование (классификационная работа);

3 – путешествие по карте;

4 – путешествие по «реке времени».
Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулируют различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в нее предметов (камней, марок, вкладышей и т.п.)

Темы, связанные с неживой природой, могут быть доступны и увлекательны для детей, наиболее целесообразно раскрывать в контексте «опыты» (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).

Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

Конечно, взрослый не может до конца «уравняться» с ребенком в силу своего морального авторитета, но, тем не менее необходимо моделировать такие ситуации.

Говоря о партнерской деятельности взрослого с детьми, подразумевается, что взрослый (воспитатель или родители) занимает демократическую – партнерскую, а не авторитарную позицию. Это способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту.

Авторитарная же позиция, напротив, вызывает пассивность ребенка, эмоциональный дискомфорт, невозможность принять самостоятельно решение, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

Организация занятия в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной. Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и обсуждение действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, обсуждение возникающих проблем.

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет. Оценка взрослым действий может быть дана лишь косвенно (сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось).

Партнерская позиция требует и определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Во-первых, это могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (листопад, гололед, гроза) и общественные события (предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому все готовятся).

Во-вторых, события, специально «смоделированные» взрослым: знакомство с группой предметов, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. (- Что это такое? – Что с этим делать? – Как это действует?) Такими предметами могут быть магнит, иллюстрации – вырезки на определенную тему и т.п.

В-третьих, это событие, происходящее в художественном

произведении, которое взрослый читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

И, наконец, события, происходящие в жизни ребенка, «заражающее» всех (или большую часть) детей и приводящие к устойчивым, какое-то время удерживающимся интересом (например, увлечение динозаврами, сбором красивых фантиков и т.п.).

В качестве отправной точки для каждого из обозначенных выше типов исследования может быть использовано любое событие, но все же есть некоторые предпочтения.

Так, для «опытов» и «классификационной работы» имеет смысл использовать события, реально происходящие в природе, в социальной жизни или специально смоделированные (например, внесение магнита, лупы и т.д.).

Для путешествий по карте и по «реке времени» отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов). Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийской игры как повод для путешествия по карте) или смоделированного события (внесение перьевой ручки или керосиновой лампы как повод для «путешествия» в прошлое).

Отталкиваясь от события, взрослый ставит вопросы для исследования (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы – нет? Почему у жирафа пятнистая шкура, а у бегемота – серая? и т.п.).

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Взрослый вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.

Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами предложенных занятий.