|
Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов
Индивидуальная программа
коррекции агрессивного поведения
с использованием методов
арт-терапии
у дошкольников 5-6 лет
Разработчик программы:
педагог – психолог:
Прокопьева Наталия Геннадьевна
Адрес: 429960, Чувашская Республика,
г. Новочебоксарск,
ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19
Новочебоксарск – 2015
Пояснительная записка
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.
Цель программы - преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Задачи:
- Снижение уровня личностной тревожности;
- Обучение техникам и способам саморегуляции;
- Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;
- Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.
Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.
1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.
4-6 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
6-8 занятие - формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.
9 занятие - обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).
В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:
1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.
2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.
4. В снижении уровня агрессивного поведения.
5. В повышении культуры общения.
Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.
Этапы работы
|
Цель
|
Содержание коррекционной работы
|
Обучение способам выражения гнева
|
1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
|
1. Рисование мыльными пузырями
2. Работа с эмоциями
3. Раскрась картинки с эмоциями
4. Работа с водяным пистолетом
5. Дыхательное упражнение
|
|
2.Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
|
1.Сказка «Львенок»
2.Упражнение «Упрямая подушка»
3.Упражнение «Ругаемся овощами»
4.Творческая работа «Подарок для друга»
|
|
3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
|
1.Рисование шариком по краскам
2.Сортировка эмоций
3.Мешочек для криков
4.Изменение эмоций
|
Обучение приемам саморегуляции
|
4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения.
|
1.Упражнение «Танец злости»
2. Рисование злости
3. Слушание музыки «Добрый жук»
4. Рисование радости
5. Упражнение «Ласковые лапки»
|
|
5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.
|
1.Упражнение «Хорошо-плохо»
2.Страна злости
3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры»
|
|
6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.
|
1.Упражнение «Кубик эмоций»
2.Упражнение «Танцующие ниточки»
3.Советы избавления от злости
4. Лепка «Змея»
|
Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии
|
7. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие эмпатии.
|
1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»
2.Упражнение «Мирись-мирись»
3.Упражнение «Проблемные ситуации»
4. Рисование подарка для друга
|
|
8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
|
1.Раскрашивание мандалы
2. Чтение сказки «Неприятности»
3.Тренинг эмоций
4.Рисование «Добро-зло»
|
Обучение
конструктивным поведенческим реакциям.
|
9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.
|
1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»
2. Упражнение «Найди выход»
3. Релаксация
4. «За что меня любит мама»
5. Изготовление талисмана
|
|
|
|