Главная страница

Методические рекомендации по обучению детей изготовлению аппликационных работ из соломы Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с использованием аппликационных работ из соломы


Скачать 409.73 Kb.
Название Методические рекомендации по обучению детей изготовлению аппликационных работ из соломы Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с использованием аппликационных работ из соломы
страница 1/3
воспитатель
Дата 23.03.2016
Размер 409.73 Kb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3

Аппликационные работы из соломы

выполняемые на занятиях по ручному труду

с детьми дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

МКДОУ «Барачатский детский сад»

Крафт Татьяна Сергеевна

2012г

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты выполнения аппликационных работ на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста с использованием соломы.

    1. Ручной труд с детей дошкольного возраста………………………………

    2. Аппликация из соломы как вид ручного труда…………………………...

Глава II. Занятия по ручному труду с детьми дошкольного возраста с выполнением аппликационных работ из соломы.

2.1. Методические рекомендации по обучению детей изготовлению аппликационных работ из соломы………………………………………

2.2.Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста с использованием аппликационных работ из соломы……………………………………………

Заключение …………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………

Введение.

Одной из актуальных проблем является в настоящее время ручной труд. Работа с соломой вполне доступна детям дошкольного возраста. Она заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Несмотря на все вышесказанное необходимо отметить, что анализ современных проблем воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста показывает, что в последние годы ручной труд дошкольников не является предметом исследования, не включается в программу воспитания и обучения дошкольников, что, безусловно, вызывает тревогу, так как ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка

Социальная значимость заключается в том, что восприятие художественной и практической ценности аппликационных работ, созданных из соломы вызывает интерес, воспитывает эстетические качества у детей старшего дошкольного возраста. Знакомясь с соломой, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материалов, учатся анализировать, развивается образное и пространственное мышление.

Необходимо отметить, что в процессе изготовления аппликации из соломы у ребят развивается мелкая моторика рук и пальцев. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Совершенствуя координацию движений, гибкости, точности в выполнении действий, развивается сенсомоторика. В процессе изготовления аппликационных работ из соломы постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Исследователи А.В.Пантелеева, Е.Каменов, М. Станович- Кастори рассматривают правильную организацию ручного труда детей. Отмечают , что правильно организованный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудится и овладеть способностями мастерства, приобщает к народному декоративно- прикладному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.

Ветлугина Н.А. считает, что составной частью трудового воспитания в дошкольных учреждениях является ручной труд. Она говорит о том, что именно ручной труд позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться им.

Кузнецова Л.В. считает, что будущим школьникам важно научится работать с различными материалами, систематически включать детей в работу, постепенно усложняя требования к созданию различных конструкций и навыков поделок. Она говорит о значимости педагога в ручном труде ребенка.

Такие исследователи, как Гульянц Э.К., Буре Р.С., Година Г.Н., Куцакова Л.В., Ничаева В.Г. Година Р.С. говорят о значимости ручного труда для всестороннего развития ребенка.

Вопросами технологии аппликационных работ из соломы занимались такие исследователи, как А.П.Пониченко, Елена Артомонова и многие другие.

А.П.Пониченко подробно описала легенды, сказания, разновидность соломы, заготовку соломы, организацию хранения, способы обработки и технологию выполнения аппликации из соломы

В изученной нами литературе недостаточно представлен материал по изготовлению аппликационных работ из соломы с детьми старшего дошкольного возраста, и поэтому темой диплома является:

Аппликационные работы, из соломы, выполняемые на занятиях по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект: ручной труд детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: аппликация из соломы как вид ручного труда детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение теоретических и эмпирических аспектов выполнения аппликационных работ на занятиях по ручному труду с детьми дошкольного возраста с использованием соломы.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

  2. Изучить теоретические аспекты аппликации из соломы.

Методы: изучение литературы, конспектирование, теоретический анализ и синтез, составление библиографического описания материала.

Глава I. Теоретические аспекты выполнения аппликационных работ на занятиях по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста с использованием аппликации.

    1. Занятия по ручному труду с детьми старшего дошкольного

возраста.

Ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных на художественных занятиях в детском саду.

Окружающие ребёнка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности ребёнка, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребёнка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Л.В.Пантелеева рассматривает содержание ручного труда дошкольников в практике детского сада составляют:

- работа с бумагой, картоном (разно-фактурная бумага в сочетании с тканями, природным материалом);

- работа с тканью, нитками;

- работа с природным материалом;

- работа с глиной;

- работа с искусственными материалами (синтетическая пряжа, полимерная плёнка, декоративная тесьма).

Исходя из содержания работы выделяем следующие виды ручного труда:

- аппликация;

- плетение;

- вышивание;

- лепка;

- вязание;

- конструирование [11].

Рассмотрим возрастные возможности и особенности ручного труда детей старшего дошкольного возраста.

Н.А.Ветлугина наблюдает у детей шестого года жизни способности создания красивых, выразительных работ, так как дети владеют формообразующими движениями. Они успешно справляются с вырезанием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.

Полученные знания, умения и навыки позволяют детям отражать большой круг предметов и явлений, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность проявлять в работах свои творческие замыслы.[14]Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

Т.Г.Казакова наблюдает у детей шестого года жизни развитие способности анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, высоте, толщине, а также отношений частей предметов как по высоте, так и по форме, по расположению друг к другу. Для того чтобы передавать эти свойства предметов в творческих работах, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине), о градациях по высоте (выше, ещё выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще - тоньше, самый тонкий) и т.д. [6]

С этой целью детей учат сравнивать предметы между собой по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Сравнение одного предмета с другим, по мнению Л.В.Куцаковой, даётся детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому следует прилагать для творческих работ модели однородные, разной высоты, ширины или длины, например, нескольких деревьев, зданий или людей.

Знание о том, что между предметами имеется различие по высоте, ширине, длине должно быть усвоено прочно, сделаться для детей вполне понятным, поэтому в течение длительного времени следует возвращаться к темам, в которых детям легче отразить эти знания. Кроме знакомых детям жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и знакомых литературных произведений.

Перед выполнением самостоятельных творческих работ необходимо рассматривание игрушек. Предлагая ту или иную тему для лепки или аппликации, а также других художественных работ, следует неоднократно подчёркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость.[8]

По мнению Н.П.Сакулиной, важна работа воспитателя, его участие в использовании цветов детьми. Воспитатель должен побуждать ребёнка задумываться над тем, какого цвета должны быть части композиции, какой текстиль. На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить, руководствуясь своими наблюдениями и личным опытом. При этом надо обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные, когда это сделано специально, для того, чтобы передать определённое содержание. Необходимо показать выразительные возможности цвета, их сочетания. [12]

Исходя из содержания ручного труда, Л.В.Пантелеева выделяет несколько типов работы с бумагой:

а) оригами – изготовление поделок сгибанием бумаги. Занятия оригами являются отличным упражнением для развития ассоциативного мышления, требуют большой сноровки, точности изготовления эскиза и знания техники работы;

б) поделки из полосок бумаги. При получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Склеивая деформированные бумажные ленты, дети создают различные творческие работы.

в) папье-маше – плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги. [11]

Интересен такой вид ручного труда, как лепка. А.Н.Давидчук считает, что лепка в детском саду – это деятельность, в процессе которой ребёнок создаёт объёмные и рельефные фигуры из мягкого материала – глины или пластилина. Предметы, выполненные детьми старшей группы, отличаются большей динамичностью, большим числом мелких деталей и дополнительных предметов. Это углубляет образ, созданный ребёнком, и открывает новые возможности для дальнейшего обучения его лепке. [5]Лепка может усложняться использованием природных материалов. Например, туловище стрекозы выполняется из пластилина, глаза – из семян яблока, а крылья – из крылатки клёна.

Здесь внимание уделяется как форме и размеру, так и цветовому решению.

Т.С.Комарова рассматривает конструирование как выполнение объёмных композиций из конструкторов и детских строительных материалов. Ребёнок обращает внимание не только на цвет и форму, но и на пространственное расположение конструкции, соединение мелких деталей в крупный предмет, прочность «постройки». [7]

Н.А.Ветлугина считает, что плетение для дошкольников в основном используется в создании ковриков из бумажных и картонных полосок разного цвета. Сочетание цветов прививает ребёнку понятие о красоте, любование прекрасным. [15]

Дошкольники старшей группы владеют такими трудовыми операциями, как сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, вырезание и формовка, оклеивание объемных форм папье-маше. В связи с этим овладение вязанием и вышиванием, как видами ручного труда, происходит позже.[2]

1.2. Аппликации из соломы как вид ручного труда.

Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. [2] Пантелеева Л.В. определяет аппликацию как художественную технику выполнения рисунка путём наклеивания на поверхность различных материалов (бумаги, кожи, дерева, ткани и т.д.). [11]

Наиболее полным, обобщающим предыдущие определения, является точка зрения М.А.Гусаковой, которая под аппликацией понимает один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, игрушек, сувениров к

праздничным датам и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность цветного пятна, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, гриб, птица и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Полёт в космос», «Мама идёт в магазин» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

По средствам, с помощью которых выполняется аппликация, она делится на аппликацию из бумаги, ткани и природных материалов. В детском саду уделяется внимание всем этим типам аппликации. Рассмотрим аппликацию из соломы, как вид ручного художественного труда детей старшей группы детского сада. [4]

Среди аппликации из природных материалов своим эстетическим воздействием на ребёнка выделяется аппликация из соломы. Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из неё самые различные вещи: циновки, сумки, ковшики, игрушки, ларцы, шкатулки и т.д. [5]

Из соломы изготавливают не только аппликации, но и поделки. Для таких работ лучше брать пшеничную или овсяную соломку, обязательно не помятую. Игрушки и цепочки, сделанные из соломки, прекрасно смотрятся на ёлке, отливая присущим соломке золотистым блеском.[9]

Аппликации из соломы необычно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация, состоящая из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру – блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы – приятный подарок.

Дети старшей и подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломы. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, лодка с парусом. [4]

Рассмотрим заготовку соломы, приемы её «окраски», способы изготовления, приборы для работы с соломой.

Елена Артамонова, одна из авторов пособия по аппликации считает, что если при изготовлении соломенных кукол лучшим материалом считаются стебельки ржи, то для аппликации желательно использовать овсяную соломку. Она имеет разные оттенки окраски – от белого до темно-розового, не сечется и легко обрабатывается. Со временем изделия из соломки не выгорают, а, наоборот, только приобретают большую яркость и блеск. Такие качества соломки сделали её незаменимой и для больших настенных панно, и для маленьких изящных сувениров.

Заготовку соломы лучше начинать в конце лета, до и после сбора урожая, когда она становится золотистой. Средняя часть соломины – наилучший материал для аппликации. Ржаная солома плотная, прочная, пшеничная более мягкая. Ещё мягче солома у овса.

Для аппликаций используют соломенные ленты, которые можно получить двумя способами: горячим и холодным:

а) Горячий способ. Приготовить стопку газет, на неё положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент выпуклая, рельефная. Если перед приглаживанием подержать соломины в горячей воде при температуре 60-800 и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

б) Холодный способ. Нужно разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом ленты приобретают ещё большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.[1]

Другой автор пособия по аппликации из соломы, М.А.Гусакова пишет, что в природе можно встретить ярко- и бледно- желтые, розоватые, серые, а иногда даже бледно-лиловые оттенки соломки. Но несмотря на кажущееся богатство окраски, для аппликации могут понадобиться и яркие, насыщенные тона: красный, зелёный, синий и др. Таких цветов в природной палитре соломки нет, поэтому можно воспользоваться различными способами изменения цвета, в том числе и с помощью синтетических красителей. [4]

Изменить цвет сырья можно разными способами: с помощью химических веществ, подвергая стебельки воздействию высокой температуры, а также окрашивая анилиновыми красителями. Выполнить такие процедуры могут как родители, так и воспитатель. [10]

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки соломы получаются в результате длительного выдерживания соломенных лент под горячим утюгом. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюгом и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.

Темно-коричневые оттенки соломы можно получить и другим способом: заранее подготовленные соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцевокислом калии розоватый оттенок. Для окраски соломы можно применять цветные лаки, морилку. [4]

Для окраски соломы в яркие тона – красный, синий и др. – применяются анилиновые красители, которыми красят ткань. Следует внимательно изучить инструкцию на упаковке и действовать строго в соответствии с ней. Окрашенные анилиновыми красителями стебельки следует аккуратно разрезать по всей длине, а затем разгладить чуть тёплым утюгом. После такой обработки они превратятся в блестящие, упругие ленточки, которые и послужат основным материалом для аппликаций. Разноцветные соломинки обычно используют только для небольших, но важных деталей изображения или в геометрических орнаментах, в которых яркие «кирпичики» хорошо сочетаются с фоном. В геометрических узорах обычно используются соломинки двух-трёх цветов, например, золотистого и алого, или светло-желтого, оранжевого и коричневого. [1]

А.Г.Суховская считает, что для выполнения аппликации детям понадобятся предметы, с помощью которых они изготовят аппликацию. Поскольку дошкольники делают только первые шаги в овладении искусством аппликации из соломы, им понадобятся простейшие предметы: ножницы, черная тушь, любой быстросохнущий клей, тонкая кисточка для клея. Хорошо, если в распоряжении ребят будет бесцветный быстросохнущий лак и пинцет, с помощью которого они смогут аккуратно работать с мелкими отрезками соломы. Подбирая сырьё для поделок, лучше взять соломенные ленточки равной ширины – это поможет изготовить ровный, неискаженный орнамент. [13]

Аппликации из соломы могут быть трёх видов:

- предметная;

- сюжетная;

- декоративная.

В работе с соломой придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги. Но при разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой. Нужно обращать внимание детей на то, что не стоит прорабатывать мелкие детали изображения: главное – сохранить основные пропорции.

Выполняют аппликации в определенной последовательности:

1. Выбор сюжета. В аппликации из соломы особенно видна красота природного материала в памятниках старины. Великолепен хохломской орнамент на круге, овале, полосе, бытовых предметах – ковшах, солонках, вазах. Для плоскостной аппликации интересен и сюжет, придуманный детьми, что развивает творческий потенциал дошкольников, и предметы, которые хотели бы изобразить дошкольники, а, возможно, и воспитатель предложит с помощью аппликации поздравить родителей с каким-либо праздником. Декоративная аппликация, помещенная в рамочку, может украсить кабинет или же детскую комнату её изготовителя. Но для любого вида аппликации необходимо составление эскиза.

2. Составление эскиза. Успех работы зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая соломина. Поэтому на эскизе следует простым карандашом нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

3. Переведение эскиза на фон. На обратную сторону эскиза надо нанести сплошной штрих белым карандашом или сухим кусочком мыла. Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут белым. Они хорошо видны на темном фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию. Если фон для аппликации светлый, штриховку эскиза с обратной стороны надо делать черной или другого цвета. Следует обратить внимание детей на то, что декоративные аппликации эффектно смотрятся на чёрном фоне, яркие сюжетные аппликации требуют светлых, радостных, но не слишком ярких, смягченных тонов.

4. Наклеивание соломенных лент. Это самый сложный момент в изготовлении аппликации из соломы. До наклеивания соломки раскладывают по цвету: светло-желтые – в одно место, светло-коричневые – в другое, темно-коричневые – в третье и т.д. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например, лист, разрезают его пополам, одну половинку промазывают клеем и переносят её на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

5. Высушивание поделки. Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Возможен и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, чтобы не было просветов. Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы. [4]

И.К.Щеблыкин в своём пособии рассматривает технологию выполнения панно из соломы. Конечно, для таких изделий непригодны тоненькие стебельки соломы. Необходимо сделать широкие пластинки из соломы для выполнения панно. Для этого нужно наклеивать ленточки на плотную бумагу, пока не будет достигнута необходимая ширина. Для изготовления панно нам понадобятся также чёрная копировальная бумага и калька. На кальке следует выполнить желаемый узор, либо перевести его с какой-либо картинки. При этом изображение не должно быть мелким или излишне детализированным. Изображение нужно расчертить на равные квадраты. Затем необходимо перевести контуры рисунка сначала на фон, на котором будет располагаться аппликация, а потом на соломенные пластинки. Вырезав все детали из соломки, следует наклеить их на фон, как в случае мелкой аппликации.

Сушить панно желательно под прессом, который обеспечит наиболее надежную склейку деталей. [15]

Для изготовления округлых деталей орнамента, таких, как лепестки и листья цветов, паруса корабля, необходимо последовательно выполнить несколько операций. Для этого следует вырезать заготовку из соломенной пластинки, увлажнить и изогнуть её на стержне подходящего диаметра, а после высушить. И, наконец, торцами необходимо приклеить заготовку к фону. Места склейки можно укрепить тонкими полосками бумаги, подклеенными с изнанки деталей. [13]

В ходе работы с аппликацией из соломы имеет важнейшее значение метод демонстрации. На этапе подготовки к работе следует заинтересовать детей, показав им различные аппликации из соломы, продемонстрировать игру света на таких поделках. Конечно, гораздо доступнее и легче выполнить аппликацию из бумаги, но она не будет иметь преимуществ поделок из соломы: золотистого цвета, глянцевого блеска, изящности природного материала. Безусловно, аппликация из соломы является одним из важных средств эстетического воспитания дошкольников старшей группы детского сада. [4]

В ходе работы над курсовым проектом мы рассмотрели понятие аппликация, как один из видов художественного ручного труда, основанный на вырезании их на другом материале, принятом за фон. Аппликация как один из видов художественного ручного труда развивает творческие способности и образное мышление детей старшей группы детского сада. Сюжетные композиции расширяют личный опыт детей, усложняют их понятия об окружающем мире. Декоративные композиции развивают чувство формы и цвета, способности любования прекрасным. Кроме того, все виды художественного ручного труда имеют значение не только в развитии художественного чутья, но и в становлении, усложнении мелкой моторики.

Аппликация существует не только как вид детского художественного ручного труда. Надо знакомить детей и с произведениями искусства, которыми могут стать аппликации мастеров.

Аппликация из соломы имеет свои отличительные особенности – она рельефна, требует предварительной заготовки сырья, возможно окрашивание соломы холодным и горячим способом, а также с помощью красителей. Работа с соломкой очень хорошо развивает мелкую моторику, воспитывает аккуратность, эстетический вкус, интерес к природе. Кроме того, именно аппликация из соломы учит ребёнка видеть основное, главное, абстрагируясь от деталей.

Аппликация из соломы может быть предметной, сюжетной и декоративной. Кроме того, аппликации могут быть небольшими по размеру и настенным панно. Следует сказать и о том, что с помощью аппликации из соломы можно сделать вновь привлекательной крышку деревянной шкатулки, украсить деревянную кружку и другие предметы.

Следует тщательно демонстрировать и пояснять каждый этап выполнения аппликации из соломы. Вне зависимости от вида, выделяют следующие этапы выполнения аппликации из соломы:

  1. выбор сюжета;

  2. составление эскиза;

  3. переведение эскиза на фон;

  4. наклеивание соломенных лент;

  5. высушивание.

Аппликации из соломы, несмотря на сложность их изготовления, имеют преимущество перед бумажными аппликациями: золотистый оттенок, глянцевый блеск, солома приятна на ощупь, естественна. Панно из соломы могут превратиться в картины, написанные волшебными красками. Методически верный подход, занимательность могут превратить занятие аппликацией из соломы в увлечение ребят. Безусловно, аппликация из соломы, как вид художественного ручного труда, незаменима в развитии воображения, творческого мышления и эстетическом воспитания дошкольников старшей группы детского сада.

Изучая теоретические аспекты ручного труда детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод.

Исследователи Комарова Т.С., Гульянц Э.К., Базик И.Я., Савенков А.И., Корчина О.В., Нагибина М.Н. внесли свой вклад в исследование ручного труда для всестороннего развития детей. Всестороннее развитие личности через ручной труд происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает задачи не формально, а в соответствии с требованиями трудовой деятельности, используются методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. В своих работах они отмечают, что ручной труд с соломой доступен детям старшего дошкольного возраста.

Солома пригодна для использования в аппликационных работах, которые могут быть использованы для украшения интерьера в групповой комнате, подарка, методического пособия.

  1   2   3