Главная страница

Пояснительная записка Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга»


Скачать 157.96 Kb.
Название Пояснительная записка Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга»
Дата 23.03.2016
Размер 157.96 Kb.
Тип Пояснительная записка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины

«Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга»

(общекультурное направление)
Составители: Александрова Е.С.


Разработка курса занятий по краеведению.

Пояснительная записка

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Курс занятий рассчитан на учащихся начальной школы. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного города и его окрестностей.
Цель программы

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные задачи:

* формирование представлений о различных сторонах жизни своего края;

* ознакомление с историей и современной жизнью своего города и его окрестностями.

Воспитательные задачи:

* развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

* формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

* позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через конкурсы, экскурсии,

* адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

* ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

* формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш город и его окрестности» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Курс занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: кроссворды, сочинение стихотворений, загадки, отчеты по практическим работам.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, продолжительностью 2 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.

Курс занятий первый год обучения (34 ч.)

«Страницы истории жизни нашего города Санкт-Петербурга»



ТЕМА


Количество часов

Всего часов

теория

практика

экскурсии

До основания Санкт-Петербурга

1

-

-

1

Санкт-Петербург: 1703-1725гг.

Петропавловская крепость – памятник рождения Санкт-Петербургу.

1

-

-

1

Удивительный город Санкт-Петербург.

1

-

1

2

Они были первыми петербуржцами.

1

1

-

2

Санкт-Петербург: 1725-1796 гг.

Город дворцов и слобода в середине 18 века и облик Петербурга в конце 18 века.

1

1

-

2

Богатство Петербурга – гордость России.

1

-

1

2

Современники Екатерины II.

1

-

-

1

Санкт- Петербург: 1801-1861 гг.

Петербургские памятники рассказывают и символы блистательного Санкт-Петербурга.

1

1

-

2

Облик Петербурга в первой половине 19 века. Жили-были в Петербурге

1

-

1

2

Санкт-Петербург – Петроград: 1861-1917 гг.

Многоликий Петербург.

1

-

1

2

Петербург – главный город России.

1

-

-

1

Петербуржцы и их жизнь.

1

-

-

1

События в столице в начале 20 века.

1

-

-

1

Петроград – Ленинград: 1917-1941 гг.

События, о которых помнит город и страна.

1

-

-

1

Новый облик Ленинграда.

1

1

-

2

Ленинградцы и их жизнь

1

-

1

2

Ленинград – ГОРОД ГЕРОЙ: 1941 – 1945 гг.

«На бой ленинградцы идут…»

1

-

-

1

Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг.

1

-

-

1

«Никто не забыт и ничто не забыто»

1

-

1

2

Ленинград: 1945-1991 гг.

События, о которых помнят ленинградцы и изменения в облике Ленинграда.

1

-

-

1

Воспоминания о 60-80х годах.

1

1

-

2

Санкт-Петербург – твой город: 1991 - ….

Город, в котором мы живем

1

1

-

2


Тема 1: До основания Санкт-Петербурга (1 ч.)

Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания Санкт-Петербурга.
Тема 2: Санкт-Петербург: 1703-1725 гг. Петропавловская крепость – памятник рождения Санкт-Петербургу (1 ч.)

События на невских берегах в 1703 году. Закрепление России на Невских берегах. Самые старинные сооружения крепости. Какое имя дали крепости?
Тема 3: Удивительный город Санкт-Петербург. ( 2 ч.)

Расположение нового города. Почему на гербе нашего города помещен скипетр? Морской и речной якоря на гербе нашего города. О чем напоминает морской якорь на гербе города?

Почему наш город называют новым Амстердамом? Здания в Петербурге. Первый сад города. Главная улица Петербурга в 1725 году.
Тема 4: Они были первыми петербуржцами.

Памятники Петру I. Строение крепости. Строение морских кораблей на Адмиралтейской верфи. Создание нового города для России. Как жили первые петербуржцы? Праздничные традиции в новом городе.

Творческая работа. Составить текс-описание одного из памятников Петру I и зарисовать или сфотографировать его.
Тема 5: Санкт-Петербург: 1725-1796 гг.

Город дворцов и слобода в середине 18 века и облик Петербурга в конце 18 века.

Судьба города после смерти Петра I. О чем напоминают петербургские дворцы? Смольный собор. Появление слобод в Петербурге. Кто прославил своими делами Петербург? Медный всадник. Облик петербургских домов. Украшения города. Петербургская улица.

Проект-изготовление города (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 6: Богатство Петербурга – гордость России.

Создание всемирно известной коллекции Эрмитажа. Придворный театр в России. Петербург – центр российской науки и культуры. Петербург – крупный торговый город России.
Тема 7: Современники Екатерины II.

Памятник Екатерине и ее придворным. Таврический дворец, как напоминание о жизни придворных. Проблемы петербуржцев. Праздничные традиции петербуржцев.
Тема 8: Санкт- Петербург: 1801-1861 гг. Петербургские памятники рассказывают и символы блистательного Санкт-Петербурга.

Что напоминает о столетии города. Памятники, связанные с событиями 1812 года. Петербургские вокзалы. Известные ансамбли Санкт-Петербурга. Роль нашего города в России. Площадь Островского.

Форма контроля: Игра «Проверь себя»
Тема 9: Облик Петербурга в первой половине 19 века. Жили-были в Петербурге.

Как украшали Санкт-Петербург. Красота Невского проспекта. Кто жил в городе? Жизнь придворных и аристократов. Жизнь петербуржцев – непридворных. Традиции первой половины 19 века. Кому установлены памятники в Петербурге.
Тема 10: Санкт-Петербург – Петроград: 1861-1917 гг.

Многоликий Петербург.

Центр города. Доходные дома. Новизна в облике Невского проспекта. «Непарадные» части столицы.
Тема 11: Петербург – главный город России.

Петербург, как главный хозяйственный центр России. Петербург, как центр образования. Петербург, как центр культуры.
Тема 12: Петербуржцы и их жизнь.

Чьи имена помнит город? О чем и о ком помнят доходные дома? О ком напоминают заводские кварталы? Развлечения, праздничные традиции из далекого прошлого.
Тема 13: События в столице в начале 20 века.

Какие подарки получил Санкт-Петербург к своему 200-летию? Какие памятники напоминают о Кровавом воскресенье? Почему Петербург стал Петроградом? Как Петроград стал столицей республики ?Судьбы петроградцев.

Тема 14: Петроград – Ленинград: 1917-1941 гг.

События, о которых помнит город и страна.

Событие, изменившее жизнь нашего города и всей России. События следовавшие вслед за Октябрем 1917 года.
Тема 15: Новый облик Ленинграда.

Изменения в центре города. Прогулка по проспекту 25 Октября. Что нового появилось на рабочих окраинах города?

Проект-изготовление города (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 16: Ленинградцы и их жизнь

Жители города. Чем прославились ленинградцы? Знаменитые ленинградцы.

Как жили ленинградцы? Жизнь детей ленинградцев. Все ли ленинградцы жили одинаково? Праздники ленинградцев.
Тема 17: Ленинград – ГОРОД ГЕРОЙ: 1941 – 1945 гг.

«На бой ленинградцы идут…»

Изменения в жизни города и горожан. Ленинградская битва.
Тема 18: Блокада Ленинграда – трагедия и подвиг.

Блокада Ленинграда. Жизнь ленинградцев в блокадном городе. Как вели себя ленинградцы в блокадном городе.
Тема 19: «Никто не забыт и ничто не забыто»

«Дорога жизни». События 1942-1944 гг. Как сохраняется память о трагедии и подвиге ленинградцев.

Тема 20: Ленинград: 1945-1991 гг.

События, о которых помнят ленинградцы и изменения в облике Ленинграда.

Восстановление города. Очевидцы событий в Ленинграде.

Развитие Ленинграда. Изменения в облике «старого» города. Облик новых районов. Зеленый наряд города. Новый вид транспорта появившегося в городе. Прогулка по главному проспекту города.
Тема 21: Воспоминания о 60-80х годах.

Воспоминания по фотографии. Жизнь ленинградцев. Разговоры жителей других городов. Прославление ленинградцев на всю страну.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о героях ВОВ.

Тема 22: Санкт-Петербург – твой город: 1991 - ….

Город, в котором мы живем

Символы Санкт-Петербурга. Свидетели событий. Изменения облика нашего города, района. Почетные гости Санкт-Петербурга. Проблемы нашего города и его жителей. Решение проблемы города и петербуржцев.

Итоговая интерактивная игра «Я знаю свой город»


Курс занятий второй год обучения (34 ч.)

«Страницы истории жизни нашего края»

(малая Родина)



ТЕМА


Количество часов

Всего часов

теория

практика

экскурсии




Стрельна.
Расположение Стрельны.

1

-

-

1

Воды Стрельны.

1

-

1

2

Растительности Стрельны.

1

1

-

2

Стрельна до Петра I.

1

1

1

3

Достопримечательности Стрельна.

1

-

2

3

Немецкая колония.

1

1

-

2

« Петровский парадиз – Петродворец »
Место расположение г.Петродвореца.

1

1

-

2

Водоемы Петродворца.

1

-

-

1

Парки Петродворца.

1

1

2

4

Петродворец в годы Великой Отечественной войны.

1

1

-

2

Главные достопримечательности Петродворца.

1

2

2

5

Город Ломоносов
Расположение города Ломоносова.

1

1

-

2

Воды города Ломоносова.

1

-

-

1

Растительность города Ломоносова.

1

-

-

1

Достопримечательности Ломоносова.

1

1

1

3

Стрельна.
Тема1: Расположение Стрельны.

Поверхность города. Погода и времена года в Стрельне.
Тема 2: Воды Стрельны.

Река Стрелка. Орловский пруд (экскурсия)
Тема 3: Растительности Стрельны.

По берегам южного берега Финского залива. Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Животный мир. Зеленый наряд городских улиц.

Практическая работа изготовление гербария «Осенний наряд Стрельны»
Тема 4: Стрельна до Петра I.

Деревянный дворец Петра I (экскурсия)

Творческая работа: «Мы были во дворце Петра»
Тема 5: Достопримечательности Стрельна.

Большой дворец. Нижний парк. Константиновский дворец. Усадьбы придворной знати, дворец князя А.Д.Львова, здание вокзала в Стрельне (экскурсии)
Тема 6: Немецкая колония.

Стрельницкая колония. Современная жизнь Нойдорфа.

Практическая работа. Фотоотчет «Наша Стрельна» (с фотографиями любимых и памятных мест поселка)


«Петровский парадиз – Петродворец»
Тема 7: Место расположение г.Петродвореца.

История возникновения Петродворца.

Викторина «История Петергофа»
Тема 8: Водоемы Петродворца.

Пруды Петродворца и парков.
Тема 9: Парки Петродворца.

Парк Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Английский парк, Пролетарский парк (экскурсии)

Творческая работа «Семейная прогулка по Петергофу» (совместное сочинение с использованием рисунков и фотографий)
Тема 10: Петродворец в годы Великой Отечественной войны.

Форма контроля: конкурс творческих работ - сочинение стихотворения на тему «Храбрый Петергоф»
Тема 11: Главные достопримечательности Петродворца.

Нижний и Верхний парки. Фонтаны западной и восточной части Нижнего парка (экскурсии)

Практическая работа: оформление стенгазеты по теме: «Петровский парадиз», составление кроссвордов «Петергофские фонтаны»
Город Ломоносов
Тема 12: Расположение города Ломоносова.

Чем славен город Ломоносов? Поверхность города и породы ее слагающие. Погода и времена года в городе Ломоносове.

Творческая работа: сочинения с рисунками «Этот город Ломоносов»
Тема 13. Воды города Ломоносова.

Пруды Ломоносова и парков.
Тема 14: Растительность города Ломоносова.

Кустарниковые и травянистые растения в окрестных лесах. Грибы окрестных лесов. Животный мир. Зеленый наряд городских улиц.
Тема 15: Достопримечательности Ломоносова.

Дворец Петра III, Китайский дворец и павильон "Катальная горка".

Экскурсия к мемориалу «Мартышкино». Дети знакомятся с историей мемориала.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о любимом пригороде Петербурга, иллюстрации, картинки с книг, открытки. Рисунки детей.

Планируемые результаты

В результате курса занятий по данной программе у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

• основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

Обучающиеся получат возможность:

• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

• повысить творческую активность и самостоятельность;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Обучающиеся получат возможность:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы.

Обучающиеся получат возможность:

• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

• расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности.

• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города, а также о красоте родного края и пригородов Санкт-Петербурга;

• Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

• Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

• Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами.

Список использованной литературы:


  1. Е.Д. Юхнева «Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге XIX век. – СПб. : «Паритет», 2005 год.




  1. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева, И.З. Захваткина, Н.Г. Шейко «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края». Учебник для начальной школы.- СПб. : СМИО Пресс, 2006 год.