Главная страница

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц


Название Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц
страница 1/4
Дата 09.03.2016
Размер 0.6 Mb.
Тип Отчет
  1   2   3   4

Министерство по вопросам семьи и демографического развития

Самарской области

Управление по вопросам семьи, материнства и детства

Администрации г. о. Сызрань

Муниципальное учреждение г.о. Сызрань социально- реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Островок»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
На тему: «Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ »
Составил:

Воспитатель

МУ г. Сызрани

СРЦН «Островок»

Зернаева С. В .__________


Утвердил:

Директор

МУ г. Сызрани

СРЦН «Островок»

Щелкунова Т. Б.______________

«___» ________________ 2008 г.

Сызрань 2008 г.
Содержание

Введение 1-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы проектной деятельности как

эффективной формы работы с подростками. 4-10

1.1. Современные подходы к вопросам понятия о проектной

деятельности. 4-6

1.2. История применения метода. 7-10
Глава 2. Особенности построения проекта, направленный на ускорение

процесса адаптации и социализации подростка в центре. 11-35

2.1. Проект как мотивация к познанию. 11-12

2.2. Этапы проектной деятельности. 13-22

2.3. Типы проектов. 23-26

2.4. Сущность и содержание проекта. 27-33

2.5. Анализ эффективности проектной деятельности. 34-35
Заключение 36-37
Литература 38-39
Приложения 40-44
Приложение №1. Словарь основных понятий. 40-43
Приложение №2. Правила успешного руководителя проекта. 44
Приложение № 3. Фото-альбом «Проект»
-1-

Введение

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, - будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть дети, которые требуют особое внимание к себе. Это – дети сироты, беспризорники, дети правонарушители и другие. Такие дети всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется целый комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающими в образовательных учреждениях и нигде не работающими?

Современное общество понимает необходимость совершенствования воспитательной работы с детьми и молодежью. 1 июня 2005г. был открыт МУ г.о. Сызрань социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Островок».

Целью деятельности центра является оказание экстренной помощи, социальной поддержки детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, детям и подросткам, находящимся в социально-опасном положении, подросткам, освобожденных из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательно-трудовых колоний, организация их временного проживания, оказание правовой помощи, проведение дальнейшего жизнеустройства.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать воспитательный процесс, взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Дети сегодня другие, и роль воспитателя также должна быть

-2-

другой ( тьютерской, например). Как организовать воспитательный процесс через желание? Как социализировать воспитанника, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы воспитания. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технология обучения и воспитания.

Учитывая проблемы, изложенные выше, актуальность творческого отчета не вызывает сомнения.

Цель: Теоретически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

  2. Описать проблемы населенного пункта, на решение которой направлен проект.

  3. Разработать основные этапы реализации проекта.

  4. Выделить показатели оценки результативности.

  5. Апробировать проект.

Объект: группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами

т.е. подростковый отряд.

Предмет: проектная деятельность как эффективная форма процесса адаптации и социализации подростков.

Гипотеза: одной из эффективной формой работы с подростками является проектная деятельность, которая обеспечивает положительную динамику нравственной самооценки личности.

Практическая ценность творческого отчета заключается в том, что создание подросткового отряда по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения позволяет:
-3-

решить проблему занятости не менее 30 несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

ускорит процесс адаптации и социализации подростка центра;

позволит сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, организовать досуг подростков.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовала различные методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической, социалогической, социально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

  2. Тестирование.

  3. Диагностирование.

  4. Педагогическое наблюдение.

  5. Индивидуальные беседы с детьми, родителями, специалистами.

База исследования: МУ г.о.Сызрань СРЦН «Островок».

Творческий отчет состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, словаря основных понятий и трех приложений.

-4-

Глава 1. Теоретические основы проблемы проектной деятельности как эффективной формы работы с подростками.

1.1 Современные подходы к вопросам понятия о проектной деятельности.

Получение любого результата образования требует адекват­ных педагогических технологий. Базовой образовательной тех­нологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на фор­мирование способностей, позволяющих эффективно действо­вать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми вы­пускник школы может адаптироваться к изменяющимся усло­виям. Ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возмож­но формирование способности к осуществлению ответствен­ного выбора».

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования раз­ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать воспитанникам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть го­тов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным спо­собом создать natural

-5-

environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реаль­ным) для формирования компетентностей воспитанников. При ра­боте над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем. Поскольку обязательным условием реализации мето­да проектов в центре является решение воспитанниками собственных проблем средствами проекта, а также освоение способов дея­тельности, составляющих коммуникативную и информацион­ную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид дея­тельности, отличающийся от познавательной деятельности.

В европейские языки слово «проект» заимствовано из латы­ни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

В данной деятельности цель воспитанника должна быть связана с изменением реаль­ности, подросток должен выполнить все шаги алгоритма про­ектной деятельности. Дидактическая цель воспитателя - формиро­вание ключевых компетентностей воспитанников, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуаций, в ко­торых разворачиваются проекты воспитанников, и сопровождении проектной деятельности подростков.

«Метод» в данном случае является дидактической категори­ей. Это совокупность приемов, операций овладения опреде­ленной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ орга­низации процесса познания.

В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие «проект», его прагматическая направленность на ре­зультат, который достигается при решении той или иной прак­тически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов всегда предполагает разрешение воспитанниками какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой -

-6-

необходимость интегри­рования знаний из различных предметных областей.

Результаты выполненных проектов, которые получают воспитанники, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая -конкретный продукт, готовый к использованию. Результатом, с позиции педагога, является изменение уровня сформирован­ности ключевых компетентностей, который демонстрирует воспитанник в ходе проектной деятельности.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специаль­но организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий по разрешению значимой для подростка проблемы; под методом проектов - технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и разрешает собственные проблемы, и техноло­гию сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника по разрешению проблем.

-7-

1.2. История применения проекта.

Метод проектов возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интел­лектуальной деятельности. Его называли также методом реше­ния проблем и связывали с идеями гуманистического направ­ления в философии образования, разработанными американс­ким философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем дела­ния», т.е. такое, при котором все знания извлекались из прак­тической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесо­образную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно к этому знанию. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взя­той из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные зна­ния, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через орга­низацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях ди­намично меняющегося общества, к столкновению с еще неиз­вестными проблемами будущего

Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в прак­тике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечест­венных школах относятся к 20-м годам XX века; в период ста­новления советской школы они

-8-

получили политическую ок­раску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектиро­вали решение какой-либо практической задачи. Тогда возни­кали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» - и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» - и в истории, географии, философии выиски­вании, и находились соответствующие аргументы в пользу «за­щиты» данного проекта.

В советской школе предпринимались попытки модифици­ровать метод проектов, когда он сочетался с принципами даль-тон-плана и коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме бригадно-лабораторного метода. На базе крупных «единиц работы» (целенаправленной деятель­ности детей), на основе жизненных ситуаций или проектов строилась комплексная система обучения.

Принято считать, что мотивация учеников при таком обуче­нии была высокой, но группировка материала различных учеб­ных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не при­вести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить уча­щимся необходимый объем систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О началь­ной и средней школе» этот метод был осужден. Здесь уместно напомнить тезис о том, что для достижения определенного ре­зультата необходимы соответствующие ему технологии. Метод проектов столь же плохо приспособлен для формирования систематических знаний основ наук, сколь классический урок плохо приспособлен для формирования ключевых компетентностей учащихся.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, но он не связы­вался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ори­ентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Разумеется, со временем реализация метода проектов пре­терпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во

-9-

многих странах мира глав­ным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при разрешении естест­венной, жизненной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знаний и их практического примене­ния для разрешения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной педагоги­ческой технологии. Метод проектов позволяет педагогу сфор­мировать педагогическую ситуацию, в которой воспитанник ста­вит свою цель и достигает ее, организуя собственные и при­влеченные (внешние) ресурсы. Другими словами, это ситуа­ция, в которой воспитанником осуществляется деятельность. Спе­цифика ключевых компетентностей как раз и состоит в том, что они формируются и проявляются в деятельности.

Ключевыми компетентностями принято считать:

Компетентность в постановке и решении проблем позволяет принять самостоятельно ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Коммуникативная компетентность позволяет получать необходимую информацию от других людей, убеждать, влиять на принятие решений, на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в целях достижения результатов образования,

-10-

соответствующих потребностям рынка труда, Правительство Самарской области принимает постановление № 24 от 19.05.2004 г., об утверждении «Концепции компетентностно - ориентированного образования в Самарской области». И рекомендует учреждениям общего образования использовать положения Концепции в деятельности образовательных учреждений, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся. Формирование ключевых компетентностей стало приоритетной задачей региональной системы образования.

В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках социально-педагогических систем, сделан акцент на освоение воспитанниками ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен. Не только в образовании, но и в условиях СРЦ решили использовать проектную деятельность как эффективную форму работы с подростками. Подробнее описание реализации проекта будет изложена в главе 2.

-11-

Глава 2. Особенности построения проекта, направленный на ускорение процесса адаптации и социализации подростка в центре.

2.1. Проект как мотивация к познанию.

Использование технологии проек­тирования как одной из форм поисковой деятельности позво­ляет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей воспитанника. По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли; фантазии, творчества) в условиях не­определенности. Такого рода деятель­ность стимулирует внутреннее разви­тие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пас­сивной позиции, а в будущем - к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции пе­ред трудностями.

Детская субкультура - огромный мир, живущий по своим законам, не все­гда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, само­выражении, разнообразных впечатле­ниях. На основе анализа работ отечест­венных ученых (А. Запорожец, Д. Эльконин, М. Лисина, Г. и Е. Кравцовы и др.) Н. Поддьяков (1996) выделил два типа детской активности: 1) собственную активность ребенка, полностью опреде­ляемую им самим, его внутренним состоянием; 2) активность ребенка, сти­мулируемую взрослым.

Из многочисленных исследований (О. Газман, В. Бедерханова, Н. Крылова, А. Савенков, Д. Фельдштейн и др.) и опы­та работы педагогов дошкольных учреж­дений известно, что уважение к личнос­ти ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореа­лизации, самодвижения - иначе говоря, удовлетворение потребности ребенка в конструировании собственного мира детства способствует развитию его твор­чества. Не потерявший связи с миром де­тей взрослый знает: огражденная от насилъственного вмешательства окружа­ющих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, при­ключений, экспериментирования.

-12-

Внимательное отношение к миру де­тей известного ученого А. Эйнштейна позволило ему заметить, что детям нуж­ны воспитание радостью, живые обра­зы в противовес навязанной бездарны­ми педагогами скуке. В начале 30-х го­дов XX века в беседе с Н. Сац он заметил: «... дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться мно­гочисленным чудесам живой жизни.

Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глу­бину знаний, в глубину своих собствен­ных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше сво­боды, возможности познать себя».

Наш современник психолог Д.И. Фельдштейн, исследуя особенности вза­имоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволят найти источник не только эмоционально насыщенных пережива­ний, но и развития (при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры). Таким источником, на наш взгляд, может стать творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы сверстников.

Иными становятся отно­шения с взрослыми: ребенок реже обращается к ним с просьбами, актив­нее организует совместную деятель­ность со сверстниками. Развиваются самоконтроль и самооценка - дети способны достаточно адекватно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников.

-13-

2.2. Этапы проектной деятельности

( источник Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина,О.В. Чуракова).

Метод проектов как педагогическая технология не предпо­лагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следова­ния логике и принципам проектной деятельности.

Более подробно содержание деятельности учителя и учени­ка будет рассмотрено нами при изложении содержания отдель­ных этапов работы над проектом.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проек­тов едины, вполне «взрослые» проекты строят точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы гово­рим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проек­том соответствует этапам продуктивной познавательной дея­тельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
  1   2   3   4