Главная страница

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц


Название Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях срц
страница 2/4
Дата 09.03.2016
Размер 0.6 Mb.
Тип Отчет
1   2   3   4

1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП


  • Моделирование идеальной ( желаемой )ситуации

  • Анализ реальной ситуации

  • Определение и анализ проблемы

  • Анализ имеющийся информации

  • Определение потребности в информации

  • Сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП


  • Постановка цели проекта

  • Определение задач проекта

  • Определение способа решение проблемы

  • Анализ рисков

  • Пошаговое планирование работ

-14-

  • Анализ ресурсов

  • Планирование продукта

  • Определение потребности в информации

  • Сбор и изучение информации



3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

  • Выполнение плана работ

  • Текущий контроль

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Предварительная оценка продукта

  • Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

  • Презентация продукта

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта

  • Оценка продукта

  • Рефлексия

  • Оценка возможности продолжения проекта




  1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

В процессе определения рамок проектного замысла подросток не всегда осознанно останавливается на той или иной проблематике или ситуации, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность. Необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.

-15-

воспитанник

воспитатель

- Принимает в составе группы

- Фасилитирует:

(или самостоятельно) решение

Проблематизирует высказыва-

по поводу ситуации, которая будет

ния (или действия) воспитанника.

изменена при реализации

Использует проблемное изложение

проекта, и аргументирует свой

изложение

выбор.

Мотивирует подростка к обсуждению

- Определяет свои потребности,




интересы, представления

Обеспечивает процесс группового


о должном и заявляет о них.

обсуждения

- Осуществляет поиск источников

Задает вопросы, нацеленные

информации, сбор и обработку

на продвижение воспитанника.

информации, позволяющей




описать желаемую и реальную

- Информирует:

ситуации.

Предлагает схемы анализа.

- Описывает и обосновывает же-

Предлагает источники инфор-

лаемую и реальную ситуации.

мации по запросу воспитанника.

- Ищет противоречия между же-

- Наблюдает (оценивает):

лаемой и реальной ситуацией.

За процессом и содержанием

- Формулирует проблему

группового обсуждении.




За действиями воспитанника но

-Проводит анализ проблемы

время консультации










- Предлагает (корректирует):




Формулировку проблемы.



Пример. Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?

Это не проблема, а вопрос. В отличие от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной де­ятельности (возможно, самостоятельной).

-16-

Цель: Выяснить, полезны овощи или нет.

Это познавательная задача, а не цель проекта. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то из­менить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала пред­ставлению о должном. Пути устранения такого рода ошибок лежат за вопросами.«Почему тебе важно это узнать?», «Что ты будешь делать, по­лучив ответ на свой вопрос?» и т.п.
2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
На этом этапе проектной деятельности воспитанник определя­ет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ре­сурсы. Так же, как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа воспитанника с информацией.

По окончании этапа воспитанник должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достиже­ния цели. Поэтому задачи типа «изучить литературу и выбрать схему для изготовления охранного устройства «пасечный сто­рож»» недопустимы. Воспитанник должен это выяснить на ана­литическом этапе. При этом было бы неплохо, если бы он изу­чил и сопоставил схемы различных сигнальных устройств, что­бы убедиться в правильности своего решения использовать именно «пасечного сторожа».

воспитанник

воспитатель

- Проводит поиск, сбор, система-

- Фасилитирует:

тизацию и анализ информации.

Проблематизирует высказыва-


- Вступает в коммуникативные

ния (или действия) подростка.

отношения с целью получить

Задает вопросы, нацеленные

информацию.

на продвижение воспитанника.

- Осуществляет выбор способа

Обеспечивает процесс группо-

решения проблемы (выход на IV

вого обсуждения.

уровень).

Инициирует запуск процесса

- Формулирует (индивидуально

самоконтроля.

или в результате обсуждения в




группе) цель проекта.

- Информирует:

- Предлагает и обсуждает способ

При необходимости помогает

достижения цели.

определить круг источников

- Ставит задачи.

информации, рекомендует экс-

- Описывает (характеризует)

пертов.

предполагаемый продукт своей

Предлагает учащимся различ-

(групповой) деятельности.

ные варианты и способы хранения

- Предлагает (принимает) критерии

хранения и систематизации со-

оценки продукта.

бранной информации.

- Осуществляет процесс

планиро-

Предлагает схемы анализа.

планирования.

- Наблюдает (оценивает):

- Анализирует ресурсы

За процессом и содержанием




группового обсуждения.

- Определяет свое место (роль)

За действиями воспитанника во

в групповом проекте.

время консультации.




За заполнением рабочих листов.




- Организует:




Экспертные консультации.




- Предлагает (корректирует):




Формулировку цели и задач.



Способы разрешения проблемы.



Критерии и способы оценки




продукта.




Хронологию.




Ресурсы.



3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

На этом этапе воспитанники реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом воспитанники осваивают и различные конкретные техно­логии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержа­нием образования. На этом этапе наиболее высока степень са­мостоятельности воспитанников.

Следует помнить, что ре­зультат проекта и качество полученного в итоге продукта - личное дело и зона ответственности самого воспитанника. Зона от­ветственности воспитателя - формирование ключевых компетенций.


воспитанник

воспитатель

- Выполняет запланированные

- Фасилитирует:

действия самостоятельно,

Обеспечивает процесс группового

в группе или в комбинированном

обсуждения.

режиме.

Мотивирует воспитанников к само-

- Осуществляет текущий самоконтроль,

контролю.

и обсуждает его результаты.







- Наблюдает (оценивает):

- При необходимости консультируется

За процессом и содержанием

с воспитателем (экспертом).

группового взаимодействия.




За соблюдением техники




безопасности.




- Организует:




Доступ к оборудованию и другим




ресурсам.




- Информирует:




При необходимости - о нарушениях




временных рамок деятельности.








4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждый проект предполагает получение какого-либо про­дукта. Это может быть: видео­фильм,

альбом,

барометр,

компьютерная газета,

бюллетень,

зимний сад,

альманах,

варочный аппарат,

сайт,

костюм,

иско­вое заявление,

письмо главе местной администрации,

-20-

макет,

словарь,

электромагнит,

атлас, воздушный

мей, передвижная выставка,

экспозиция музея,

генеалогическое древо,

электро­двигатель,

сбор лекарственных трав и т.д.

Этот список можно было бы продолжить.

Презентация в логике проектной деятельности предназна­чена для представления полученного продукта. Достаточно распространено стремление учителя включить в содержание презентации все, что было создано учеником во время работы над проектом, а также рассказ о том, чему научились и что уз­нали ученики в процессе работы. Однако культурная форма презентации, с одной стороны, и задача формировать компете­нтность публичного выступления, с другой, делают рассказ о процессе работы над проектом в рамках презентации про­дукта неуместным.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожур­нал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной дея­тельности и публичной презентации (предоставление свобод­ного доступа к компьютерной технике и другому оборудова­нию, стендовому пространству и т.п.). Кроме того, руководителю проекта следует обсудить с коллегами ведение презентации: должен быть взрослый человек, который объявлял бы выступ­ления, давал слово для вопросов. Необходимо стимулировать воспитанников-участников презентации для того, чтобы они

-21-

задава­ли вопросы. Педагоги, участвующие в презентации в качестве зрителей, могут быть привлечены к оценке умения воспитанника работать с вопросами. В отличие от воспитанников, чьи вопросы спровоцированы содержанием, они должны задавать вопросы разных типов с тем, чтобы у руководителя проекта была воз­можность оценить уровень сформированности коммуникатив­ной компетенции воспитанника по соответствующей линии критериев.



воспитанник

воспитатель

- Выбирает (предлагает) форму

- Фасилитирует:

презентации.

Задает вопросы, нацеленные

- Готовит и проводит презентацию

на продвижение подростка.




Обеспечивает процесс группового

- Задает вопросы (при презентации

обсуждения.

других групп/воспитанников).







- Наблюдает (оценивает):




За процессом и содержанием




группового обсуждения.




За презентацией.




Задает вопросы с целью оценить




коммуникативную компетенцию.










- Организует:




Место и время проведения




презентации.




При необходимости – аудиторию.









- Предлагает (корректирует):




При необходимости - различные




формы презентации.




При необходимости - цель




презентации и способы воз-




действия на аудиторию.
1   2   3   4