Главная страница

Гоу нпо пу-37: Павлова Е. С. Ногинск. 2011г. I. Введение


Скачать 406.41 Kb.
Название Гоу нпо пу-37: Павлова Е. С. Ногинск. 2011г. I. Введение
страница 1/3
Дата 27.02.2016
Размер 406.41 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

ГОУ Педагогическая Академия.

Практико-ориентированный проект.

Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере

пресс-конференции

«Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Преподаватель ГОУ НПО ПУ-37: Павлова Е.С.

Ногинск. 2011г.

I.Введение.

Внеклассная деятельность учащихся –важная форма воспитания и образования. Их характеристиками являются добровольность в выборе занятий учащимися; менее строгая регламентированность учебного материала ; зависимость содержания работы от интересов самих учеников и учителя; многообразия ее видов.

Контингент обучающихся в ПУ в основном из неполных семей, социально запущенных и сирот, поэтому уровень культуры общения и образ жизни недостаточно высокий. При создавшейся сегодня демографической обстановке и огромного числа «трудных подростков» вопрос сохранения духовно-нравственного человека и образованной нации как никогда актуален .Одна из главных проблем человечества-«Как готовить детей жить в этом злом мире?». Решается она непросто и требует огромного духовного и душевного труда от родителей, учителей, детей. Священник Алексий Уминский советует: «Ступенька к духовной жизни- правильно устроенная жизнь души. Нужны реальные, общие, интересные дела, в которых дети могли бы проявить себя, как люди, которые не предадут товарища, которые помогут друг другу, простят обиды». И хочется добавить- не разорят святыни, не посягнут на красоту,а будут- созидать. Это и является целью, которую при поддержке УМО возможно осуществить через внеклассную деятельность путем разработки стратегии воспитания религиозной культуры. Ориентация подростков на внешние «идеальные факторы» может быть использована как эффективное подкрепление разных форм деятельности, связанных с заботой о нравственности .Надо чтобы подросток осознал ,что он отличается от других и ,что необходимо совершенствовать свои индивидуальные качества и свойства ,тем самым начал формировать свою идеологию духовно-нравственного образа жизни.

Основные задачи внеклассной деятельности - создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, духовного роста, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в них романтики, творчества, элементов игры, оптимистической перспективы. Появляется возможность организовать неформальное общение учащихся и направить его в конструктивное, созидательное русло. Следует подчеркнуть значение внеклассной работы как дисциплинирующего и дополнительного стимула в процессе обучения в ПУ Духовного краеведения Подмосковья. Усиливается значимость массовых мероприятий. Это пресс-конференции, «устные журналы», «круглые столы» которые формируют духовное мировоззрение, развивают интеллектуальные умения.

Упорядоченно организованное взаимодействие учителя и учащихся ведущее к достижению целей учебно – воспитательного процесса достигается методами:

1.Объяснительно- иллюстративным- первичным способом усвоения информации(уже готовой), выясняются интересные факты, связи между ними вырабатывается системное мышление.

2.Инструктивно- репродуктивным- выполнением заданий по инструкции.

3.Исследовательским, частично- поисковым (эвристическим) ,проблемным - проявлением черт творческой деятельности, самостоятельности, уверенности в себе.

4.Эмоционально – ценностным отношением к миру – введением учащихся в систему ценностей.

Ученический проект – это возможность сделать что то интересное, самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свои результаты (для учащихся).Учитель же получает возможность организовать форму обучения, характеризующуюся целенаправленной деятельность по нахождению способа решения проблемы. Признаки проекта: проблемность, самостоятельность, временная ограниченность, этапность, личная или общественная значимость, мобилизация усилий. Познавательную деятельность можно реализовать по этапам: 1.организация и планирование; 2.обеспечение реализации; 3.реализация; 4.управление, контроль и оценка деятельности.

II.Основная часть.

1 глава. Историческая ретроспектива теории и практики внеклассного образования.

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.


 

Первые практические примеры внеклассного образования в России имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей.

Изначально внешкольное образование детей и взрослых не входило в государственную систему народного образования .

Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил .

Свое педагогическое кредо Венцель К.Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г., Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №1-3. С.71-75) и их можно считать образцом определения парадигмы внеклассного образования детей.

В статье "Идеальная школа будущего", Венцель К.Н. формулирует ее основной педагогический метод, который должен быть "методом освобождения в ребенке творческих сил", "творческой воли ребенка или сознательной творческой активности".

Роль первого систематизатора внешкольного образования принадлежит Чарнолускому В.И., активному участнику подготовки и издания справочника "Внешкольное образование" (Петербург, 1905 г.).

Тем не менее, первым классиком теории внешкольного и внеклассного образования считается Е.Н. Медынский, который провел серьезную работу по анализу и обобщению практики общественно - просветительской деятельности в России. В понимании Е.Н. Медынского, внеклассная работа - это сфера образования взрослого человека на протяжении всей его жизни и она требует специального научного осмысления.







«Праздное время, в пользу употребленное»

- так назвали свой печатный орган воспитанники Петербургского кадетского корпуса, организовавшие свой литературный кружок в 30 годы XVIII столетия. К тому же времени специалисты относят появление первых форм внеурочной работы с детьми. 

В середине XIX века интересные предложения по развитию внеклассной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые кружки для детей. В начале XX века были организованы первые внешкольные и внеклассные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительской работой .

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА.

Теория и методика

Деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная работа.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для развития личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой работы учителя, проводимой во взаимосвязи с обучающей работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внеклассная работа специфична по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной работы.

Принцип добровольности внеклассной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.

Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связан с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

Принцип научности состоит в соответствии современному уровню науки, педагогики, психологии методики.

Принцип природоохранной направленности изучает предметы и явления природы во взаимосвязи компонентов: природа – общество – человек, формирует культуру общения с окружающей средой, ответственное отношение к ней.

Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в творческой работе (КВН, спектакли, пресс-конференции…)

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной деятельности, в характере взаимоотношений учителя и ученика.

Среди многообразия форм организации внеклассной и воспитательной деятельности чаще других используются:

• кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

• клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.

• комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

К основным методам деятельности во внеклассной воспитательной работы относятся:

а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.);

б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, рисунков, схем и т. п.)

в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий и т д);

г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.);

д) методы контроля эффективности деятельности детей (наблюдения, проведение бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

К внеклассной работе предъявляются следующие требования:

– органическая связь с воспитательной и образовательной деятельностью школы;

– согласованность действий с воспитательной и образовательной работой школы, семьи, общественности;

– массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки, факультативы и т.д.

– свободный выбор детьми характера творческой деятельности;

– сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

– сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью работы.

Методика ведения внеклассной работы

Для внеклассной работы характерны следующие особенности: а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения работы; б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления деятельности и формировать ее содержание с опорой на базисные планы и программы; в) частичный контроль за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения; г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах); д) широкий круг возможностей для привлечения разного рода специалистов среди взрослых.

Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

• формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;

• формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;

• формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

• формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей;

• развитие познавательного и творческого интереса.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы, которые должны определяться в соответствии с особенностями класса, возможностями, способностями и желаниями педагога, традициями общешкольной внеучебной работы и т. п.

Формы внеклассной работы могут выбираться в соответствии с направлениями работы.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник еще в1920-е годы в США.(Д.Дьюи и В.Х. Килпатрик).Обучение предлагалось строить на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности. В России идеи проектного обучения возникли одновременно с разработками американских педагогов. В1905г. была организована группа сотрудников во главе с русским педагогом Т.Шацким активно пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, умение работать с информацией. Деятельность ученика приобретает познавательный характер .

В условиях открытости и информатизации современного общества перестраивается и организация процесса обучения. Все больше распространяется деятельный подход ,согласно которому учащиеся должны приобретать знания не в «готовом виде»,а в результате самостоятельно познавательной деятельности. Широко применяются активные методы обучения, к которым принадлежит и метод проектов где достигаются образовательные цели через разработку проблемы, завершаемой оформленным результатом. Проектирование – это деятельность по управлению проектами в различных областях социально - технологической сферы, т.е. созидательная работа человека по преобразованию окружающей среды и самого себя. Реализуется важный принцип обучения – связь теории с практикой. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне , и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму» - гласит китайская мудрость. Основываясь на этой истине, мы организуем нашу внеурочную деятельность.

Ниже приводим разработку пресс- конференции которая является заключительным мероприятием в Неделе « Духовное краеведение». Подготовка начинается за месяц до проведения пресс конференции. Актив учащихся состоит из малых групп . Он организует в учебном кабинете -«Центр подготовки» , где определяется с темой, ее содержанием, проблемой, планом работы, составлением программы, списками специалистов(участников конференции), решает организационные вопросы ,пишет заголовки, плакаты, рефераты, подбирает литературу к выступлениям; работает с различной информацией, Интернетом, проводит конкурс газет, например: «М удрость святых Отцов», «Духовные поучения», «Из истории обители» и т.д. Кроме конкурса газет, беседы с батюшкой, просмотр и обсуждение кинофильмов « Форпост» , « Мой отец Сергий».Участвуют в акции милосердия( сбор продуктов, одежды, лекарств). За слаженностью работы следит преподаватель.

2 глава.Тема. Пресс- конференция. «Николаевская Берлюковская пустынь и её святыня».

Общие цели и задачи проекта:

1.привлечь внимание учащихся к нравственно-духовной проблеме-правильному устроению своей души;

2.расширить знакомство учащихся с христианской культурой на землях Восточного Подмосковья на примере обители 17 века Николаевской Берлюковской пустыни и чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» в контексте с историческими событиями;

3.отметить интересные факты из жизни Святейшего Патриарха Пимена (Извекова);

4. развивать понятия о добре и зле, красоте, добродетели, нравственных категориях- любви, терпении, нестяжательстве , долге ,кротости, смирении, благородстве, трудолюбии, духовном подвиге, подвижничестве, милосердии, паломничестве, крестных ходах; умение учащихся объяснять отрицательное воздействие зла, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

5.научить участников проектной деятельности работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать тексты, работать в Интернете, с периодическими изданиями ,радио- и телепередачами;

6.овладеть навыками представления социально значимой информации в виде плакатов, газет и др. видов наглядной агитации;

7.формировать у учащихся негативное отношение к попранию христианских святынь, вандализму;

8.содействовать социализации участников проектной деятельности , выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;

9.способствовать самоактуализации природных задатков участников проекта, содействовать творческому развитию их личности, формированию рефлексивного мышления, приобретению навыков публичного выступления, аргументирования своей точки зрения.

Интегрируемые предметы: история, основы православной культуры, деловая культура и психология общения, литература.

Содержательные линии темы.

1.Актуализация проблемы. Паломничество и его значение.

2.История Николаевской Берлюковской пустыни: выбор места, основание обители с 17 по первую треть19 века.

3. 19 век - «золотой век» для пустыни: расцвет иноческой жизни, Чудотворная икона « Лобзание Иисуса Христа Иудою», исцеления, крестные ходы. 4.Поездка в Берлюковскую Пустынь в 1864 году.

5.Закрытие обители: разорение, поругание и опустошение.

6.Возрождение Николаевской Берлюковской пустыни.

7.Памятка. Презентация.

Формы представления результатов: сценарий «пресс-конференции», рефераты учащихся на тему – «Разрушенные обители нашей Подмосковной земли», газеты, презентация.

Оборудование: компьютер, экран, стенные газеты по тематике , реквизит для конференции, плакаты с выдержками из духовного наставления, народной мудрости, презентация.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ «Пресс-конференции».

«Мир существует только до момента его окончательного самоопределения в сторону добра или зла».

Схиархимандрит Варсонофий Оптинский.

ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья , мы собрались с Вами для проведения пресс- конференции на тему : « Николаевская Берлюковская пустынь и её святыня» Цель нашей встречи- донести до читателей газет и журналов возможность формирования самим человечеством своего духовного устроения жизни, через приобщение к русской культуре. Информационная справка от ведущего. Периодическая печать бьёт в набад сообщениями о росте преступности, пьянстве, наркомании о всевозможных видах зависимости, хулиганстве, суициде среди молодёжи, которая захлебывается в поп - культуре. Мир погряз во зле. И создаём его мы сами. Что думает по этому поводу психолог? ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ: И.А. Ильин знаменитый философ писал: «Современный человек знает, что он смертен, и спешит как можно больше получить удовольствий, но о своем бессмертии он не знает ничего, а поэтому пытается ухватить «коньюктуру» времени. Он жаждет власти, он субъкт без тормозов . Мы шагаем по жизни как властные, самодовольные господа, предпочитаем то, что сулит удовольствие, отметаем всё остальное и совершенно не думаем о Том, Кто дал нам это богатство жизни, оставил на каждом, даже самом мельчайшем даре отпечаток Своей Божественной ипостаси.» Бездуховность – причина зла, человек скатывается на уровень животного. От неё нужно освобождаться, Когда Серафима Саровского спросили: « Как это сделать?», то он ответил одним словом «решимостью». И поможет в этом – покаяние. Это мужественный подвиг, когда мы сами себя принуждаем жить, так как надо, а не так, как жили до сих пор. Господь многими скорбями вразумляет, но понимает это тот, кто имеет духовный капитал. Это подвижники- люди ,которые упражняются в благочестии , самоотречении с целью духовного самоусовершенствования. Человек имеет вектор поведения, связанный с духовным миром. Нормы его поведения складываются из внутреннего убеждения . Надо подражать святым, научиться жить, как они. Мы должны жизнью, а не только словом прославлять Бога. Человек может быть здоровым, но у него искажена нравственность. Добро и зло – категории нравственного поведения. Именно через них происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Добро может выступать как добродетель, т. е. являться моральным качеством личности. Зло- это аморальность и безнравственность. Нормы морали получают своё идейное выражение в Заповедях, где сказано о том ,как должны мы себя вести ( Евангелие от Матфея гл.7 ст.12).(Демонстрация заповедей ). (Приложение №1)Правильное и скромное поведение с людьми и владение своими внешними чувствами чрезвычайно облегчает внутреннюю борьбу, которая в наше время очень трудна без смирения, и без уважения, достоинства, благородства, совести. Совесть- это осознание человеком своих действий, благодаря чему мы контролируем свои действия, поступки, даём себе оценку. Совесть тесно связана с долгом- осознанием добросовестного исполнения своих обязанностей. Достоинство не позволяет льстить и угодничать, унижаться, но быть сдержанным в проявлении своих чувств. Эти категории у нашей молодежи, как правило, недостаточно развиты. «Нам надо всегда и во всём поступать по воле Божьей, т. е. по евангельским заповедям при непрестанном призывании имени Господа Иисуса Христа на помощь. А так как мы постоянно нарушаем заповеди, то и должны всегда каяться перед Богом и сохранять сердце чистое и смиренное( Пс.50.19). Без этого наше делание не только бесполезно, но и вредно, так как приводит к гордости, высокоумию, губит душу. Бог гордым противится ,а смиренным даёт благодать(Иак .4.6.)» - вот в общих чертах суть делания духовного по мнению игумена Никона Воробьёва. КОРРЕСПОНДЕНТ газеты «БЛАГОВЕСТНИК». А нельзя ли пояснить на конкретных примерах эту суть делания? СОТРУДНИК Свято- Тихоновского Православного университета. В храм мы идем каяться и за духовным оружием, чтобы защищаться молитвою. Там надо молчаливо внимать, ибо меч духовный – это Слово Божие ( Еф. 6, 11-17). О духовном подвиге подвижников, жизни святых можно узнать из их жития, наследия и в поломничестве. Через души праведников спасается мир. Издревле известна традиция отправляться в паломничество по Святым местам: местам, где подвязался кто либо из святых угодников или связанных с земной жизнью Спасителя и Богоматери, в монастыри и к чудотворным образам, источникам. Храм – это пристанище для измученной миром души, где она получает мощную духовную поддержку. Слово паломник происходит от слова «пальмовник»- человек, держащий пальмовую ветвь, так как паломники посещавшие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках и с этими ветвями возвращались домой, неся их как освященный предмет, как Святыню. Слово странник тоже было связано с паломничеством, потому, что странники путешествуя по земле переходили от монастыря к монастырю, от святыни к святыне. Совершаясь по благословению Церкви, паломничество является своего рода богослужением, духовной работой, очищением души. На 19век пришлось невиданное паломничество в Восточную Подмосковную Николаевскую Берлюковскую пустынь, которое было связано с её чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою». (Демонстрация иконы).
  1   2   3