Главная страница

Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста


Скачать 399.43 Kb.
Название Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста
страница 1/3
Дата 19.03.2016
Размер 399.43 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста

Художественные произведения помогают детям осознать такие моральные ценности, как добро, дружба, благодарность, честность, щедрость, мудрость, милосердие любовь ко всему живому и т.д. Поскольку художественный мир- это место хранения и передачи человеческого опыта, знакомить необходимо с ним детей как можно раньше. Рассказы и сказки, имеющие эмоциональную окраску, помогают развивать мышление, чувства, речь. Но особенно важна нравственная тональность, характерная почти для всех художественных произведений. Они помогают каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Литература- это особая форма познания и отражения жизни в художественных образах, важнейшая часть культуры и средство нравственно- эстетического, эмоционального и художественного развития детей.

Художественные произведения, предлагаемые образовательные программы для детских учреждений, направлены прежде всего на нравственно-эстетические, общечеловеческие ценностные ориентации, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, милосердию и жестокости, выраженным в произведениях художественного творчества языком литературы.

Однако, следует помнить при работе с художественными произведениями, что у детей восприятие их своеобразно и имеет свои особенности. Литературное произведение представляет собой сложное образование, состоящее из самого текста и необходимого внетекстового контекста, который строится самим ребёнком в соответствии сего индивидуальными и возрастными возможностями. С одной стороны, конкретный текст ребёнком воспринимается в своей целостности и уникальности. Рассказ, который он услышал, единственный и неповторимый. С другой стороны, ребёнок знает и другие рассказы, и сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Это может влиять на характер и способы восприятия конкретного литературного произведения, да и всего окружающего мира. Кроме того, источники своеобразия в восприятии художественной литературы следует искать и в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, и в стихийно складывающихся эстетических предпочтениях, и в излюбленных формах словесного творчества. Восприятие художественной литературы детьми четырёх-пяти лет носит творческий характер; выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению. Воспитатель должен учитывать эти особенности, строить и направлять свою работу на развитие эстетического мировидения, воображения, правильного воспроизведения текста. Дети могут по-своему воспринять художественное произведение и по- своему его изложить. Воспитателю следует умело дать понять, что надо рассказать о том, как автор видит это событие, а потом ты расскажешь, как ты сочинил. Дети очень любят при пересказе сочинять свой конец (1,79). Любая работа с художественными произведениями - это творческое общение, т.е. общение с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования личности ребёнка (5,21). Общение с хорошим произведением даёт эстетическое и нравственное наслаждение, поскольку хорошие детские писатели при создании художественных образ учитывают психологическую особенность своего юного слушателя. Они ненавязчиво помогают ребёнку продвинуться в понимании того, «что такое хорошо и что такое плохо» в современном ему быте и жизни в целом, чтобы плохое ненавидеть и реально бороться с ним, хорошее же преумножать - и в себе, и в окружающем мире. Расширяя кругозор, художественные произведения, способствуют умственному развитию, а пересказы их и запоминание тренируют память. Роль художественных произведений, используемой в программе воспитания в детском саду, немаловажна, так как именно здесь происходит первая встреча ребёнка с классикой русской литературы. Дети на её основе не только развивают свою речь, которая становится правильной и образной, но и совершенствуют свои умственные и нравственные способности. В процессе систематической и целенаправленной деятельности в работе с художественными произведениями, у детей рождаются собственные индивидуальные познавательные интересы. Но, конечно, самым важным в детском саду является развитие умений и навыков работы с произведениями, учить рассказывать, пересказывать, запоминать и т.д.

Пересказ как средство формирования связной речи предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.

Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей, это воспроизвеение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи.

Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;

2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.

В нашей работе мы попытаемся раскрыть роль и значение пересказа художественного текста в формировании правильной грамотной связной речи детей, поскольку при пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей “чувства языка” - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по пересказу тесно связана с обучением детей другим видам монологических высказываний. Начинается эта работа после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз-высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий; демонстрации действий детьми, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Подготовительные занятия направлены на овладение детьми рядом языковых средств построения связных сообщений, формирование направленного восприятия речи педагога, навыков контроля за собственными высказываниями.

(Приложение 3). Эти навыки используются затем детьми в процессе обучения пересказу. Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. Формирование фундамента развития ребёнка происходит с 1 года до 8-9 лет. Именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Формирование связной речи, изменение её функций является следствием всей деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредствам языка.

Важной задачей является обучение детей пересказу, при этом решаются два вопроса: что пересказывать и как будет пересказывать ребёнок. Следует помнить, что материал, не затрагивающий чувства детей, не будет хорошо пересказан. Только возникший интерес заставит ребёнка проникнуть в смысл текста, пробудит его внимание к выразительным средствам языка.

Понимать текст литературного произведения - это, прежде всего умение установить причинно-следственные отношения, уяснить причины описываемых событий. Ребёнку необходимо увидеть, представить главных героев, понять их действия, разгадать мотивы поступков, причины переживаний.

Очень часто не только дети, но и педагоги путают понятия тема и главная мысль. На вопрос: « О чём же эта сказка?» дети начинают перечислять её главных героев или пытаются её пересказать. Сказку «Колобок» дети воспринимают только как последовательную цепь действий Колобка. И на вопрос: «Почему Лиса съела колобка?» можно услышать: «Она была голодной» или «Она была последней». И только после наводящих вопросов дети понимают, что это сказка о хитрости Лисы. При чтении текста надо понять, ради чего он написан. Автор хочет что-то нам объяснить, доказать, в чём-то убедить. Необходимо раскрыть ребёнку главную мысль произведения, помочь осознать его смысл. Здесь очень важны вопросы педагога, которые помогут выявить основной замысел произведения. Постановка проблемного вопроса вызовет его обсуждение, побудит к высказыванию различных мнений. В зависимости от поставленной цели пересказ может быть полным и кратким. Использование плана, который вначале предлагается в виде серии сюжетных картинок, даёт возможность ребёнку вспомнить последовательность событий, основное содержание произведение, и, если надо, помогает выборочно пересказать его, установить кульминационный момент. В дальнейшем план предлагается в виде картинок-подсказок. Например, план к рассказу К.Ушинского «Утренние лучи» представляет собой серию картинок с изображением солнца, жаворонка, зайца, петуха, пчелы, мальчика. С повышением уровня речевого развития детей план постепенно теряет свою актуальность, и к концу года дети могут удерживают в памяти программу своего высказывания.

Часто воспитатели требуют от детей пересказать текст своими словами, но надо иметь в виду, что пересказ ребёнка, утративший авторские выражения и обороты, может оказаться примитивным. Внимание детей надо обратить на образные, яркие выражения, имеющиеся в тексте. Детям следует постараться их запомнить и использовать в своей речи. Не просто петух, а голенастый, не просто песенка, а ещё и звонкая, и серебристая.

Культура пересказа включает в себя умение говорить не торопясь, достаточно громко и внятно, умение модулировать интонации, добиваясь выразительности. В речи не должно быть пауз, вводных слов. Имеет значение даже поза, которую принимает ребёнок, его мимика и жестикуляция.

Теперь, ответив на вопрос как, необходимо ответить на вопрос что. Что пересказывать? Мы располагаем богатейшей детской русской и мировой классикой, прекрасными образцами устного народного творчества. Разнообразие тем и жанров помогает сформировать у ребенка интерес и любовь к чтению. Но необходимо помнить, что материал для пересказа должен быть в первую очередь доступен для понимания. Текст надо выбирать небольшой, с четко выраженной линейной последовательностью, с богатым синонимическим рядом, с образными выражениями. Литература формирует у детей нравственное отношение к действительности, раскрывает в конкретных образах понятия добра, честности, сострадания. Мы имеем в виду, прежде всего произведения Л. Толстого,

М. Пришвина, К. Ушинского, рассказы В. Сухомлинского, В. Осеевой, Н. Носова, стихи С. Маршака и др. Необходимо дать возможность детям реализовать свои творческие возможности. Дети сами должны придумывать сказки на заданную тему, учиться дополнять и изменять сюжеты знакомых сказок, рассказывать собственные, ставить нравственные проблемы и находить пути их разрешения. Тут требуется только с уважением относиться к фантазии детей, к их стремлению проявить себя в речевом творчестве.

В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий (например, “Умей обождать” К.Д. Ушинского, сказка “Как коза избушку построила”). При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы. Кроме того, рекомендуется соблюдать принцип тематической взаимосвязи с другими видами работ. Например, пересказ рассказа “Скучная шуба” Л.Е. Улицкой предшествует составлению рассказа по картине “Зимние развлечения”, а пересказ серии рассказов Ю.Д. Дмитриева о животных сочетается с занятиями по описанию домашних животных (по муляжам и картинкам). Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа усложняется с возрастом ребёнка, возрастает и качество текстов.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм. Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Произведения для пересказа берутся в книге «Программное воспитание и обучение в детском саду»по возрастным группам.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению пересказу. Обучая ребёнка пересказу, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово - произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь, помогать или находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств, развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей, дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения. Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать раньше.

В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания простых и составных рассказов.

В старшей группе совершенствуется развитие связной речи. Задачи обучения пересказыванию в старшей группе таковы: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения. В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов,

на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища. Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.

В «Программе воспитания в детском саду» Васильевой показан объем знаний и умений, который должны усвоить дети в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребёнка. Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.
Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. В процессе беседы, подготавливающей детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале. Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.

Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:

1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),

2) подсказывающий вопрос,

3) наводящий вопрос,

4) прямой вопрос,

5) цепь прямых вопросов (план),

6) вопросы поисковые,

7) вопросы-указания.

Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по пересказу тесно связана с обучением детей различным видам видам монологических высказываний. Начинается эта работа в старшей группе в конце первого квартала, после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз-высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий; демонстрации действий детьми, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. ( Приложение 2). Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществляется на двух-трех занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей). В структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений; чтение и разбор текста детьми; упражнения на усвоение и закрепление языкового материала; анализ детских рассказов. На чтение и разбор текста отводится целое занятие. Второе занятие начинается с повторного чтения произведения с установкой на пересказ и составление его детьми. На третьем занятии мы рекомендуем повторить пересказ с детьми, не справившимися с заданием; а также провести анализ детских рассказов.

Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения – уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.) (8,134).

В целях организации восприятия, направления внимания на важные смысловые моменты, а также на некоторые языковые особенности при повторном чтении необходимо использовать прием завершения детьми отдельных предложений нужным словом или словосочетанием.

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова- определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.

Все занятия по обучению детей пересказу, на наш взгляд, эффективно проводить малогрупповым методом – по 5 – 6 человек, что позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей и наиболее выраженных затруднений при составлении пересказа. Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствует их интересу к занятиям и активизации их речевых проявлений. На занятиях по обучению пересказу используются как основные педагогические приемы, так и вспомогательные средства, служащие факторами, облегчающими и направляющими процесс становления связной речи.

Наиболее значимыми из таких факторов являются: наглядность, при которой происходит речевой акт, моделирование плана высказывания.

Уровень умений пересказывания художественных произведений на определённом возрастном этапе определяется « Программой развития в детском саду», там же даются рекомендации использования тех или иных произведений. а также основные направления работы. ( Приложение 1).
  1   2   3