Главная страница

Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста


Скачать 399.43 Kb.
Название Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста
страница 2/3
Дата 19.03.2016
Размер 399.43 Kb.
Тип Документы
1   2   3

Методические приёмы и указания по обучению пересказу художественных текстов.

Рассмотрим поподробнее методические приемы, используемые на занятиях по обучению детей пересказу.

На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы, выделения главных звеньев сюжета произведения (пересказывание по опорным вопросам, по иллюстрациям). В дальнейшем, к концу первого года обучения, можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме.

Вместе с тем предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста, когда поочередно каждый ребенок пересказывает по одному последовательному фрагменту рассказа, к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом.

На втором году обучения детей учат составлять пересказ без опоры на наглядный материал, уделяя особое внимание формированию навыков планирования составляемого пересказа.

Наряду с основными приемами мы рекомендуем применять ряд специальных вспомогательных и активизирующих приемов работы. К ним относятся:

1. Составление пересказа по фильмам без звука. Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации фильма, озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей, побуждая их к четкому, последовательному пересказу.

2. Рисование на сюжет пересказываемого произведения. Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказывания, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан в рассказе тот предмет и место действия, которые они хотят изобразить. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информатированными.

3. Эффективным средством обучения является использование на занятиях иллюстративного панно с красочным изображением. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. На фоне отдельных предметов (дом, сарай, лес) крупным планом даются изображения предметов, располагаемые линейно, в соответствии с последовательностью фрагментов, эпизодов рассказа. Демонстрационное панно используется многопланово: для иллюстрирования педагогом текста, для иллюстрирования ребенком пересказа своего или товарища. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. Эффективно использовать картины-панно при обучении детей планированию составляемого пересказа. Например, при пересказе рассказа Н. Сладкова “Медведь и солнце” мы применяем иллюстративное панно, на котором последовательно появляются все персонажи повествования. Постепенно первоначальный рисунок леса заполняется действующими лицами, приобретая к финалу законченный вид, являющийся опорой для дальнейшего пересказа.

4. В целях обучения детей действиям планирования при пересказе на втором году обучения рекомендуется использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. Моделируя сюжетное содержание рассказа М.Горького “Воробьишко”, мы последовательно заполняем блоки-квадраты условными силуэтными черно-белыми изображениями персонажей и значимых объектов. После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. На втором занятии вся схема повторяется одним-двумя детьми самостоятельно. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. Возможен также пересказ текста повторно, без опоры на наглядную схему. Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа: планирование рассказа в целом или выборочно; распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета и пересказывание по готовой схеме; воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме. Работа по наглядной схеме в сочетании с традиционными приемами обучения словесному планированию пересказа способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

5. Начиная со второго года обучения занятия по пересказу сочетаются с формированием у детей навыков рассказывания с элементами творчества. Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, можно использовать прием “мыслительного вхождения в описанную ситуацию”, когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, например, от лица Медведя, Снега или Штанишек (пересказ рассказа Н.Сладкова “Медведь и солнце”), ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. Постепенно дети овладевают доступными приемами творческого преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и т.д.

6. Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

Второй этап предлагаемой нами системы работы по формированию связной речи направлен на развитие навыков пересказа. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике подчеркивается особая роль пересказа в формировании связной монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей “чувства языка” - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Следует помнить, что обучать ребёнка пересказу следует только тогда, когда у ребёнка есть фразеологическая речь. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны по своему содержанию и форме.

До начала чтения рассказа логопед объясняет смысл детям смысл трудных слов. они проговариваются хором и индивидуально. далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, логопед задаёт вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

1.Логопед пересказывает, а ребёнок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.

2. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то логопед задаёт наводящие вопросы.

3.Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.

4. Пересказ организуется « по цепочке», когда один ребёнок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.

5. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как он близок к игровому.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы.

Это может быть выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание(6,13).

Работа логопеда и воспитателя по обучению пересказыванию имеет большое значение в формировании связной речи детей. Учась пересказывать текст, ребёнок расширяет словарный запас, овладевает различными типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов. Кроме того, логопед может выяснить, понятно ли ребёнку смысловое содержание текста. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Систематическая работа по обучению пересказу поможет ребёнку ещё до поступления в школу в совершенстве овладеть различными сторонами речи.

Велико влияние пересказа на формирование умения говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, поскольку дети подражают совершенным образцам воспитателя, обогащается пассивный словарь. Одновременно формируется звуковая культура речи детей, развивается память. Занятия приучают детей к умственному труду, подготавливают их к школе (к школьному пересказу, к выполнению устных домашних заданий, к изложению и сочинению); они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению. Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания. В результате пересказа о животных, растениях, игрушках, своих друзьях создается правильное отношение к различным нравственным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, жалость, смекалку, смелость; правильно оценивать собственное поведение.

Успехи в обучении пересказыванию во многом зависят от планирования воспитателем и логопедом активного участия всех детей в организованном речевом общении. Детей необходимо приучать слушать друг друга. Умение хорошо пересказывать вызывает интерес слушателей, тем самым способствует

развитию желания у детей слушать, а в дальнейшем самим читать и делиться прочитанным с другими.

Следует также отметить, что работа по обучению пересказу должна вестись систематически, целенаправленно, постоянно. Она требует от логопеда и воспитателя определённых умений и навыков работы с текстом, выбора оптимальных форм и методов при работе с детьми разного возраста и имеющими различные уровни развития речи. Кроме того, необходимо привлекать родителей к данной работе, поскольку пересказывать детям необходимо не только тексты, но и события, которые произошли с ними. Дети должны уметь делиться впечатлениями о просмотренном фильме, спектакле, посещении музея, парка и т.д. Пересказ текса, происшествия, события является подготовкой к самостоятельным рассуждениям.

Бесспорно, работа по формированию связной речи у детей с ОНР сложна и многогранна, но речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы занятий и тесного взаимодействия в работе логопеда, воспитателя и родителей.

Список использованных источников
1. (Алиева Т. Как ребёнок воспринимает художественную литературу. Дошкольное воспитание. 1996, №5, стр79-84).

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов.- М.: АРКТИ, 2002. -144с.

3. Жукова Н. С., и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С.Жукова и [др.] – Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.

4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-метод. пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Ин-т общегум. Исследований, В.Секачев, 2002. – 256с.

5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие и пути его коррекции (Дети с нарушениями интеллекта и моторной алалией): Учеб. Пособие для студентов / Е.Ф.Соботович, – М.: Классик Стиль, 2003. - 160 с.

6. Примерное планирование занятий по развитию речи.// Дошкольное воспитание, 1990, №1, С.13.

7. Суворова Н. М. Беседы с книгой.// Начальная школа, 2005, №2, с.21-29.

8. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.


Приложение 1
Методическая разработка программных требований к обучению пересказыванию художественных произведений на конкретном материале для определённого возраста детей.

«Программа воспитания в детском саду» предлагает для детей произведения различной степени трудности, где учитываются возрастные особенности детей, уровень развития их речи, восприятия. Каждый возраст требует определённого произведения и различных методов и приёмов работы. Но во всех случаях,

пересказыванию, безусловно, должно предшествовать чтение детям данного текста. На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесенной самим воспитателем). Например:

Воспитатель. Петушок, петушок, золотой... Что? Что у него золотое?

Ребенок. ... гребешок.

Воспитатель. ...золотой гребешок, маслена...Что? Что у него маслена?

Ребенок. ... головушка.

Воспитатель. Маслена головушка, шелкова...Что? Что у него шелкова?

Ребенок. ... бородушка.

Воспитатель. ...шелкова бородушка. Что ты рано...Что делаешь?

Ребенок. ...встаешь.

Воспитатель. Что ты рано встаешь? Голосисто... Что делаешь?

Ребенок. ...поешь!

Воспитатель. Голосисто поешь, деткам спать не даешь!

Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребенок повторил этот ответ. От речевого развития ребенка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, например приведенную выше потешку, чтобы он смог договаривать концы фраз, произносимых воспитателем. Первую потешку ему надо услышать, может быть, пять или десять раз, прежде чем он начнет узнавать ее, запомнит в ней отдельные слова. Но вторую потешку или маленький стишок, предназначенный для его возраста, он усвоит гораздо быстрее первого, если, конечно, с ребенком целенаправленно занимаются.

Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами. После неоднократного чтения малышам, например, стихотворения В. А. Жуковского «Котик и козлик» воспитатель предлагает им пересказать его. Вот как он работает:

Воспитатель. Там котик усатый по садику бродит... Кто бродит по садику? Котик усатый по садику бродит?

Ребенок. Котик усатый по садику бродит.

Воспитатель. А козлик рогатый за котиком ходит... Кто ходит за котиком? Козлик рогатый за котиком ходит?

Ребенок. Козлик рогатый за котиком ходит.

Воспитатель. И лапочкой котик помадит свой ротик. Как котик помадит свой ротик? Лапочкой котик помадит свой ротик?

Ребенок. Лапочкой котик помадит свой ротик.

Воспитатель. А козлик седою трясет бородою. А что делает козлик? Козлик седою трясет бородою?

Ребенок. А козлик седою трясет бородою.

Если пересказывается большое по размеру художественное произведение (сказка, рассказ), дети могут пересказать на одном занятии только часть его, а другую часть следует перенести на другое занятие.

Пересказ по подсказывающим вопросам называют еще отраженным пересказом. Цель этого приема — добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста. Детям четвертого года жизни при пересказе воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.

Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить.

При пересказе прозы также желательно, чтобы ответы детей были, возможно, ближе к художественному тексту. Поэтому прямые вопросы воспитателя должны помогать детям как можно полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если дети забыли текст, воспитатель им подсказывает.

Например, пересказывается сказка Л. Н. Толстого «Три медведя».

Воспитатель. Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?

Ребенок. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Воспитатель. Сколько комнат было в медвежьем домике и какие?

Ребенок. В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. (Если ребенок недосказал последнюю часть предложения, воспитатель задаст подсказывающий вопрос.)

Воспитатель. В какую комнату вошла девочка сначала и что она там увидела?

Ребенок. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой.

Воспитатель. Чьи это были чашки? Как различались они по величине?

Ребенок. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка была Мишуткина.

Воспитатель. Что хотели делать медведи, когда вернулись домой голодные?

Ребенок. Медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Воспитатель. И как же они повели себя, когда увидели, что кто-то трогал их еду?

Ребенок с хорошо развитой речью может полностью воспроизвести текст, отвечающий на этот вопрос: «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!» Настасья Петровна посмотрела...» Но в большинстве случаев дети четвертого года жизни не смогут ответить на данный вопрос полностью. Воспитатель должен помочь им наводящими вопросами:

— Сначала скажи, каким голосом заревел большой медведь, Михаила Иванович, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки. Что он проревел?

— Теперь скажи, как зарычала медведица Настасья Петровна. Что она прорычала?

— А теперь скажи, каким голосом запищал медвежонок Мишутка, увидев свою пустую чашечку. Что он пропищал?

Дальнейшее содержание сказки дети излагают так же, с помощью прямых и наводящих вопросов.

При пересказе произведений повествовательного и описательного типа дети четвертого года жизни получают от воспитателя помощь словесными приемами (вопросами). Но в «Программе воспитания в детском саду» для этого возраста рекомендуются уже и произведения, для осмысления которых нужно уметь рассуждать. Ознакомление с ними, а впоследствии пересказ их является подготовкой к самостоятельным рассуждениям. Обучение пересказу таких произведений должно опираться на реальные образы: словесные приемы должны сопровождаться дидактической игрой или показом реальных предметов. Так, например, пересказывается рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Чтобы правильно составить свой пересказ-рассуждение, дети должны ответить на вопрос: «Почему Мишина башня из кубиков развалилась, когда Миша вынул нижний кубик?»

Воспитатель подводит детей к ответу на вопрос, используя наглядность:

— Давайте сами построим башню! Митя, положи первый кубик в основание башни. (Мальчик выполняет задание.) Так, хорошо, Митя, этот кубик, не упадет, потому что у него есть прочная опора — он опирается на стол. А если я свой кубик положу на самый край стола (кладет другой кубик на край стола) так, чтобы у него не было такой опоры? Что произойдет? (Подвигает кубик, и он падает на пол.) Почему упал мой кубик? Почему Митин кубик не падает?

Дети пробуют объяснять (т. е. рассуждать), воспитатель им помогает. Конечный результат рассуждения должен быть таким: «Башня рухнула, потому что все кубики потеряли опору». Воспитатель просит кого-либо из плохо говорящих детей повторить это рассуждение, чтобы все хорошо поняли и запомнили.

После этого рассказ читается еще раз, и теперь уже в ответ на свой вопрос воспитатель слышит рассуждение: «Мишина башня из кубиков развалилась, потому что Миша вынул нижний кубик, и тогда все кубики потеряли опору. Без опоры кубики не могут удержаться в башне и падают». При этом сначала отвечает ребенок с хорошо развитой речью и повторяет тот, кто хуже усваивает новый материал.

Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающих тему, т. е. составляет простой план пересказа.

Сначала план может состоять всего из 2—3 вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты), научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.

«Программа воспитания в детском саду» предлагает для детей пятого года жизни художественные произведения довольно больших размеров. Первый раз педагог читает текст целиком, чтобы дети восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Пересказывать его можно и по частям: воспитатель прочитывает небольшую законченную часть произведения, затем ставит серию вопросов, исчерпывающих ее содержание, и дети пересказывают данный отрывок. При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили слова и правильно составляли предложения, но и выразительно передавали разговор действующих лиц.

Например, сказку К. Д. Ушинского «Умей обождать» можно разделить для пересказа на такие части:

I. Жили-были себе брат и сестра — петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

Вопросы:

1. Какую ягоду стал клевать петушок в саду? Чего он не дождался? (Не дождался, пока ягода созреет.)

2. А курочка предупреждала братца, что надо подождать; пока смородина поспеет?

3. Что заболело у петушка от зеленой смородины?

4. Как вылечила курочка петушка?

II. Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь».

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели. Воспитатель должен объяснить выражение «стала бить лихорадка» — «его знобило, потому что поднялась температура».

Вопросы:

1. Почему разгорелся и вспотел петушок, зачем он побежал к ручью? Чего он не дождался?

2. А курочка его предупреждала, что нельзя пить холодную воду, разгоревшись?

3. Кто лечил петушка от простуды? Долго ли он проболел?

III. Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Вопросы:

1. Какой был лед на речке? Чего не дождался петушок?

2. А курочка предупреждала братца, что нельзя по тонкому льду кататься на коньках?

3. Почему погиб петушок?

Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т. е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? зачем? для чего? как? каким образом? вопреки чему?

Пересказав содержание сказки «Умей обождать», дети смогут ответить на такого рода вопросы, подчеркивающие назидательный характер произведения:

1. Как относилась курочка к брату?

2. Правильные ли советы давала курочка?

3. Почему петушок не хотел обождать, пока смородина созреет, пока он остынет, чтоб холодную воду пить без вреда, пока лед на речке окрепнет, чтобы безопасно было кататься по нему?

4. Жалко вам петушка?

5. Нравится ли вам умница курочка?

Вопросы этого типа нельзя предлагать сериями: дети пятого года жизни могут отвечать только на каждый вопрос в отдельности, по порядку.

В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

Ребёнок 6-7 лет подготовительной группы может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.
1   2   3