Главная страница

Пояснительная записка Основные рабочие принципы Недели психологии в школе


Скачать 0.52 Mb.
Название Пояснительная записка Основные рабочие принципы Недели психологии в школе
страница 2/3
Дата 11.03.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3

2 конкурс«Страна фантазия»

Команды на листах ватмана  делают коллаж из  рисунков, вырезанных из цветных журналов на тему «Страна фантазия» и готовят рассказ о ней.

Время выполнения 10 минут

Жюри оценивает оригинальность, смысловое сопровождение по 5-балльной шкале.

3 конкурс «Капитаны»

«Зарядка ума».

- Настрой – показать, как ходит курица, пингвины, индюк.

- Основная часть (выполнить задание «ква»)


Б

у

к

в

а

р

ь

1. Этот «ква» научит читать

к




в

а
















2. Этот – стремительно атаковать

к

в

а

с

3. Этот – жажду в жару утоляет.

к

а

р

а

в

а

н

4. Этот в пустыне степенно шагает

п

о

д

к

о

в

а

5. Без этого конь лихой спотыкается

а

к

в

а

р

и

у

м

6. Плавает в этом рыбка-красавица


к

о

р

о

в

а

7. Этот дает молоко и мычит

к

в

а

д

р

а

т

8. Этот не раз вы чертили в тетради

Оценивается по 5-балльной системе на время.
4 конкурс «Эстафета»

1. Участники каждой команды встают друг за другом, первый участник завязывает на голове косынку, поворачивается к следующему, улыбается, отдает ему косынку и т.д. до последнего участника.

2.Первый участник надувает воздушный шар и передает его над головой следующему и так до последнего, затем передают обратно по полу, пропуская шар между ногами.

 5.конкурс «Астраханский хор зверей»

Каждая команда выбирает себе животных, которым будут подражать.

Затем на мотив любой известной детской песни участники должны пропеть голосами тех животных, которых они выбрали. Побеждает команда, которая громче и оригинально споет. Оценивается по 5-балльной системе.
Пока жюри подводит итоги можно провести с участниками и зрителями кольцовку песен о дружбе и др.

Подведение итогов конкурса.

Жюри не присуждает места, а объявляет победителей по номинациям: самые внимательные, самые быстрые, самые музыкальные, лучшие фантазеры. Вручаются грамоты.

Среда –после первого урока начались Веселые перемены. Для учащихся с 1 по 4 классы проводятся игры, которые были организованы психологом и педагогом – организатором Шкодич Н. Г. во время перемены.

Девиз дня - «Я выбираю дружбу»

Игра по станциям «Проверка на прочность».

 

Цель:

сплочение детского коллектива

Задачи:

1. Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе

2. Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества

3. Формирование чувства единения у обучающихся

 

1. Построение. Ребятам предлагается быстро построится в определенном порядке. (по росту, по длине волос, по размеру ноги и т.д.)

2. «Отгадай чей голосок». Дети встают в круг. Выбирается один водящий, который закрывает глаза. Все остальные идут по кругу и говорят такие слова: «Мы построились все вкруг, повернемся разом вдруг, а кто скажет скок-скок-скок, отгадай чей голосок» Скок-скок-скок – говорит один человек назначенный ведущим. Водящий отгадывает чей был голосок.

3. Счет. Детям предлагается сосчитать до 10 не договариваясь. Если два человека сказали хором, счет начинается заново.

4. Узнай кого нет. Водящий закрывает глаза. Один из участников команды выходит из кабинета. Остальные перемешиваются. Задача водящего отгадать кого нет.

5. Водяной Дети встают в круг. Выбирается один водящий, который закрывает глаза. Все остальные идут по кругу и говорят такие слова: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выгляни на чуточку на одну минуточку», После этого водящий подходит к одному из учащихся и пытается отгадать кто перед ним. 

Единый классный час «Я выбираю дружбу»

Цели: 

  • Вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

  • Развивать в них коммуникативные навыки.

Содержание занятия:
Ход праздника

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые  гости и дорогие ребята.!

Сегодня мы будем говорить о дружбе и взаимопомощи. Главное правило этой страны – быть добрыми, внимательными друг к другу, быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Ведущий . Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом!
(Вбегают два мальчика в костюмах Скоморохов)


1 Скоморох: А вот и мы оба – Фома да Ерёма.

2 Скоморох: Низко поклонились – колпаки свалились.

1 Скоморох: Колпак надеваем, слова начинаем.

2 Скоморох: Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ,

Тебя праздник наш зовёт!

2 Скоморох: Как народу много в зале,

Славный праздник будет тут.

Значит, верно нам сказали,

Что ребята нас здесь ждут.

(Скоморохи пытаются сесть на один стул, толкая при этом, друг друга).

  1 Скоморох   Подвинься!

2 Скоморох: Нет, ты подвинься!

1 Скоморох: Я не хочу!

2 Скоморох: Ия не хочу!

1 Скоморох: Фома – вредный, голос медный!

2 Скоморох: Сам с кувшин, голова с аршин!

Ведущий : Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, смотреть любимые мультфильмы или посекретничать о своём. А как вы думаете, кого можно назвать друзьями? (Обращается к Скоморохам).

1 Скоморох: Ну, во-первых, нас.

2 Скоморох: А, во-вторых, в Сказочной стране вообще много героев, которые дружат между собой.

Игра: «Угадай друга».

Ведущая: А вот мы сейчас и узнаем, знают ли их ребята. Я буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята, хором называйте его друга. Итак, начинаем:

Добрая Белоснежка и ……. (Семь Гномов).

Забавныебурундучки Чип и …… (Дейл).

Добрый Малыш и ……. (Карлсон).

Доверчивый Буратино и …… (Пьеро, Мальвина).

Зелёный Крокодил Гена и ……. (Чебурашка).

Забавный Винни –Пух и ….. (Пятачок).

Ведущий: Молодцы, ребята! А кого вы можете назвать другом?

1 ученик:

 Друг – это и любимая книга.

Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает.

Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний .

Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.
Пословицы о дружбе
1. Разминка. Игра “Общий ритм”

Все стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает.
Ведущий: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне – свое "Я").

Вопросы для обсуждения:

– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

– Нужно ли учиться общению?

– Как вы считаете для чего это нужно?
3. Игра на внимание “Кряк-квак” 1 класс Ефремов Д. 2 класс Ищагалиева А.

Чтение стихотворения Б.Липановича “Интересный разговор”.

Лягушонок “Квак-квак!”,
А Утенок “Кряк-кряк!”, 
Все сказали, все спросили…
Хорошо поговорили!

Дети стоят. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова “Лягушонок” и “Утенок”. Мальчики хором говорят слова лягушонка (“Квак-квак” ), девочки – слова утенка (“Кряк-кряк”).
Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее (“Утенок” или “Лягушонок?”

4. Беседа об общении

– Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему?

– Зачем люди разговаривают между собой?
Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?
5. Упражнение “Я рад общаться с тобой”

Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!”
Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»

Инструкция. Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления.

Упражнение «Собери пословицу»
Друга ищи, (а найдёшь береги).

Друг за друга стой, (выиграешь бой).

Доброе братство, (лучше богатства).

Старый друг – (лучше новых двух).

Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

Один за всех, (все за одного).
Я буду называть качества -  вы выбираете те, которыми должен обладатьваш лучший друг? (сигнал – хлопок в ладоши)  

(Добрый,  робкий,  счастливыйвеселый, умный, скупой, дружелюбный, честный,  жадный,  красивый,  жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный собеседник, капризный,откровенный,  задира, чуткий,   легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).
Вот каким вам представляется друг.

Думаю эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.
Упражнение «Сиамские близнецы);

Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платке завязываются руки детей (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Детям дают по одному фломастеру разного цвета. 3. нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Условие: рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.

Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты v. участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети с-рисунка, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не бросит в беде и не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Видеоролик «Дружба - это»
Воспитатель: Григорьева Н. И.
Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту – всегда!.

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты.

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом.

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовём!

Ведущий: Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в каждом классе, проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопаю все дети. На слово «жёлтый» - хлопают гости и родители. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети

«Жёлтый» - хлопают родители и гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем, кто разделил его вместе с нами! До новых встреч, друзья!
ЧЕТВЕРГ - прошедший под девизом « Как здорово быть счастливым!» был проведен социологический опрос «Я выбираю…» ( вариант опросника «Мои ценности»), результаты опроса были вывешены в конце учебного дня на стенде в фойе. Итак, мы выбираем здоровье!

Анкета «Я выбираю…»

Оцените важность для вас данной сферы жизни от 1 до 5 баллов.




активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность),




здоровье (физическое и психическое),




интересная работа,




красота (переживание прекрасного в природе и в искусстве),




любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),




материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений),




наличие хороших и верных друзей,




общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе),




познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),




развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей),




свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),




счастливая семейная жизнь,




счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом),




творчество (возможность творческой деятельности),




уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений

Общие итоги оформляются в виде диаграмм и вывешиваются на стенде в коридоре.

Заранее было сообщение о том, что в четверг пройдет конкурс плакатов для обучающихся 1 – 9 классов по темам:

1,2 4 классы - «Что такое счастье?»

7-9 классы –«Я выбираю здоровье»

Семинар-практикум для педагогов

«Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»
Цель: анализ взаимодействия педагога и учащегося в ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида», как условие для создания комфортных условий образовательного процесса

 Задачи:

  • Информировать педагогов о понятии комфортность, структуре комфортности;

  • Актуализировать знания педагогов о комфортности образовательного процесса, путем включения их в активные формы работы;

  • Развивать навыки и умения групповой работы педагогов;

  • Сформулировать рекомендации по созданию комфортных условий в образовательном процессе, путем построения эффективного взаимодействия с учащимися.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК), мультимедийная презентация карточки для работы в группах, карточки для практического задания, Таблица «Что можно? Что нельзя?», мишень и символы для проведения рефлексии.

Ход семинара

Данный семинар посвящен профессионально-психологическому аспекту педагогической деятельности. Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Существует несколько уровней и типов педагогического взаимодействия, но из всего объема мы хотим остановиться на наиболее важном, на наш взгляд, типе взаимодействия «учитель – ученик».
Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися.
Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.
Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока, занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия, психологи называют его еще «СОЮЗ».
Также необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."
Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.

- Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л. Н. Толстого: “Слово - есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.

- Еще есть такая притча о слове. Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.

Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”- удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”- говорит Эзоп.

Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное?”- спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.

- А теперь начнем наш тренинг. Сядьте, пожалуйста, в круг.

- Задачи нашего тренинга: знакомство друг с другом, понимание себя и понимание другого человека, эмоциональная разгрузка.

Упражнение “Мое имя и как я к нему отношусь”

- Каждый участник называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно.


Работа в группах «Ассоциации»

Участники семинара организуют 3 группы. Группам предлагается написать ассоциации к понятию «комфорт.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Удобство, расслабление, уют, теплота, покой, любовь, порядок, отдых, лёгкость, тепло, забота, удобство и т.

Практическое упражнение

«Понятие психологической, интеллектуальной и физической комфортности»

Участникам семинара предлагается подобрать определения к понятиям психологическая, интеллектуальная и физическая комфортность из предложенных и разместить их на доске. На доске так же размещаются посторонние утверждения.

Карточки:Психологическая, Интеллектуальная, Физическая

Состояние радости, удовольствия,  удовлетворения, спокойствия

Условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-то защищаться

Удовлетворенность своей мыслительной деятельностью и ее результатами

Удовлетворение потребности в получении новой информации

Соответствие между телесными, соматичекими потребностями и предметно-пространственными условиями

Неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований

Положительное эмоциональное состояние ученика и учителя

Доброжелательное отношение между учителем и учеником

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Анкетирование педагогов.
Диагностика «Дерево взаимоотношений»
Педагогам предлагается оценить взаимоотношения между  учащимся с помощью цвета (принцип светофора):
– зеленый – тип взаимодействия сотрудничество,
– желтый – тип взаимодействия индифферентность,
– красный – авторитарный тип взаимодействия, подавление.
При проведении этой диагностики педагогам предлагается карточка с тремя кружочками разного цвета (светофор); педагог выбирает цвет, соответствующий типу взаимодействия, который складывается с учащимися.

Анкета для педагогов «Стили педагогического взаимодействия»

Для анализа и оценивания уровня педагогического взаимодействия в нашем коллективе просим вас, просматривая каждый из вопросов теста, отмечать символом «+», если можете согласиться с утверждением, и знаком «–», если даете отрицательный ответ.
1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (за кафедрой)?
4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 
6. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление?
8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы?
10. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся?
13. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
Как добиться психологической комфортности на уроке?

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;

  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

  • добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

  • не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

  • создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

  • используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

  • используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));

  • используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;

  • используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. 

Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. 

Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик в роли исследователя. 

Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;

  • используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);

  • наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);

  • стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

  • поддерживайте у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

  • создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;

  • справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • организация горячего питания в школе;

  • соблюдение питьевого режима;

  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;

  • обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь!

Доклад-сообщение, содержащий теоретические сведения по теме (докладчик учитель русского языка и чтения, высшей квалификационной категории, руководитель МО учителей Долгова О. В.) 
Педагогическое взаимодействие.
Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.
Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
Общение в педагогическом процессе выступает:
– во-первых, как средство решения учебных задач,
– во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
– в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется интеллектуально-познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
– преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
– создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
– осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:
1. УЧИТЕЛЬ – «Я».
2. УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ.
3. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.
4. УЧИТЕЛЬ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ.
5. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
6. УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую  типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.
Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество;

  • диалог;

  • соглашение;

  • опека;

  • подавление;

  • конфликт;

  • индифферентность;

  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог или сотрудничество на равных.
Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Характеристика уровней и типов педагогического взаимодействия

Уровни

Происходящие процессы

1

2

3

1

Взаимодействие человека с самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми

2

Взаимодействие человека с другим

Три уровня общения:

    • Другая личность более значимая.

    • Равноправность партнеров.

    • Мнение другой личности не играет никакой роли.

 

 

Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя

3

Взаимодействие личности с определенной системой

Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшая из которых – общешкольный коллектив

 

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

Анализ взаимодействия педагогов и учащихся по диагностике и анкетированию.
Выясняется характер педагогического взаимодействия в коллективе.

Проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по технологии

 «Дерево взаимоотношений»

1. По предложенным анкетам вычислить, сколько педагогов отдали предпочтение:
– красному цвету,
– желтому цвету,
– зеленому цвету.
2. Вычислить процентное соотношение каждого цвета по формуле: (цвет: общее количество анкет) ? 100%
3. Для наглядного представления полученных результатов оформить макет «Дерево взаимоотношений». На предложенную модель повесить листочки красного, зеленого и желтого цвета.
И н т е р п р е т а ц и я   ц в е т о в:
– красный цвет– конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя;
– желтый цвет– индифферентный тип взаимоотношений, неконтактная модель общения «Китайская стена»;
– зеленый цвет– взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.
4. По полученным результатам сделать вывод о преобладании в школьном коллективе типа взаимоотношений.

Проведение анализа взаимодействия «учитель – ученик» по технологии «Закончи предложение».

Обучающимся были предложены 2 высказывания, которые они должны были продолжить.

– когда складываются хорошие, отношения сотрудничества у учителя и учащегося (по мнению учащихся);
– когда складываются плохие, конфликтные взаимоотношения учителя и учащегося (по мнению учащихся).

 

Хорошие взаимоотношения складываются с педагогом если…

Плохие взаимоотношения складываются с педагогом если…

  • У нее хорошее настроение

  • Она не кричит

  • Она добрая, ласковая

  • Выполняешь её требования

  • Живёшь по её правилам

  • Уважительно к ней относишься

  • Она в плохом настроении

  • Расстроена чем – то

  • Орет с утра

  • Она злая и сердится постоянно

  • Я психую

  • Меня кто – нибудь доведет

  • Меня обсуждают и плохо про меня говорят


Упражнение «Модальность»

– Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в школе и дома? «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться взрослых!». А теперь проанализируйте, что говорят педагоги о себе, обращаясь к подростку. «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать…». Что же получается в результате? Те слова, которые направлены на подростка, носят модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, – модальность возможного
Эта очевидная несправедливость в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Давайте потренируемся в бесконфликтном взаимодействии!

 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен хорошо учиться!»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека!»

«Ты должен слушаться учителей и воспитателей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

 

А теперь поупражняйтесь самостоятельно. Слева даны типичные фразы, которые часто говорят подросткам, а справа напишите другие фразы, в которых модальность долженствования переведите в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты опять занимаешься посторонними делами!»

 

«Мы в твои годы жили гораздо хуже…»

 

 «Ты должен ценить заботу старших!»

 

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

 

«Ты  постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

 

«Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

 

 

Все вы знаете мушкетеров: Атос, Портос, Арамис, д'Артаньян. Кого бы из этих мушкетеров выбрали вы себе в друзья, если Атос - человек скрытых, тайных, загадочных знаний, Портос- добрейшей души человек, Арамис- романтическая натура, д?Артаньян- ловкий, предприимчивый, легко находит выход из любой ситуации?

По одной версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает, по другой - родственную душу.

Игра-активатор “Вопросы песней”

Сейчас 1 команда, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой песни, в котором заключен вопрос (например: “Я спросил у осени: Где моя любимая?”). 2 команда должна за 1 минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос.

Работа в группах.

Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах следующее: каковы принципы общения с ребенком? Сформулировать их и отобразить на ватмане. На работу дается 10 минут. Затем представители групп выступят и обоснуют свои принципы.

Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся

По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.
1. Ученик сидит, придерживая  свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)
2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.) 
3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги).(Самоконтроль.) 
4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебираетногами.(Неуверенность.)
5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)

  • А сейчас я предлагаю вам разделиться на подгруппы и поработать сообща. Участники делятся с помощью расчета на первый – четвертый. Затем все первые номера объединяются в подгруппу, аналогично – вторые и т. д.

Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.

  • Обозначьте качества, которые присуще личности, с вашей точки зрения. (Варианты: честный, независимый, чистосердечный, дерзкий, внимательный, лидер, инициативный, хороший организатор и т. п.)

  • Обозначьте качества ребенка, за которого вы спокойны. (Варианты: малоподвижный, отходчивый, пассивный, необщительный и т. д.)

  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладает «идеальный ребенок». (Варианты: умный, обучаемый, лидер и т. п.)

  • Обозначьте, какими качествами обладает «ребенок, который раздражает взрослого». (Варианты: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный и т. п.)

Время на выполнение задания семь–десять минут. Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные их дополняют.

 После этого ведущий подводит итоги каждого выполненного задания.
1. Личностью не рождаются, ею становятся во время включенности ребенка в социальные отношения и деятельность. Личность характеризуют такие качества, как активность, заинтересованность, индивидуальность, гуманность, доверие к людям, справедливость, критичность по отношению к себе и другим и др. Таким образом, ваше субъективное представление о личности совпало с научно-теоретическим.
2. К сожалению, такие качества не способствуют воспитанию здорового, благополучного в физическом, психологическом и социальном плане ребенка. Малая подвижность может быть связана с нарушением соматического здоровья и обмена веществ. Пассивность и необщительность могут быть признаками замкнутой, с выше среднего или высоким уровнем тревожности, то есть признаками дезадаптации и психологического неблагополучия.
3. Количество качеств, обозначенных вами, позитивного характера, говорит о том, что у вас есть эталон, «идеальная норма», к которой в воспитании ребенка необходимо стремиться. «Идеальная норма» не существует в реальности, она обоснована теоретически. Однако если педагог руководствуется в своей профессиональной деятельности только «идеальной нормой», без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, он завышает уровень требований к нему. К чему это может привести, как вы думаете? (Варианты ответов.)
4. Качества «ребенка, который раздражает взрослого»: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный.

Что сразу же бросается в глаза? Нас многое раздражает в детях, часто это раздражение обосновано поведением ребенка и конфликтными ситуациями, которые иногда связаны не с ребенком, а напрямую с его родителями. Таким образом, мы подчас стараемся устранить не причину нарушения поведения ребенка (соматическое нарушение, физический дискомфорт, кризисные периоды и т. п.), а следствие – само поведение (грубость, агрессивность, жадность, ябедничество и т. п.).

 

Закончить наш семинар хотелось бы притчей:

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Один из его учеников решил обмануть мудреца. Он поймал бабочку и принес ее мудрецу. «Мудрец ты знаешь ответы на все вопросы, ответь и на мой – жива ли бабочка в моих руках» - спросил он. Задавая вопрос, он решил, что ели мудрец ответит, жива, то он сожмет руки и убьет бабочку, а если ответит, мертва, то выпустит бабочку живой. А мудрец ответил просто «Все в твоих руках!»

Рекомендации семинара
1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.
2. Развивать совместную (педагога и учащегося) внеурочную деятельность (клубы по интересам, экскурсии и т.п.).
3. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
4. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью создавать и развивать общешкольные традиции.
5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

1   2   3