Главная страница

Пояснительная записка Основные рабочие принципы Недели психологии в школе


Скачать 0.52 Mb.
Название Пояснительная записка Основные рабочие принципы Недели психологии в школе
страница 1/3
Дата 11.03.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3



Эпиграф недели

«Часто простое кажется вздорным,

Черное – белым, Белое - черным».

Девиз недели

«Пусть в твоей жизни не будет черных полос!».

https://mail.zmail.ru/session/229721-jkftqfnmxererwmfzbzc-kpjmlbw/messagepart/%26bb0enqq0bdueowrp-%20%26bd8eqqq4beuepgq7bd4emwq4bdg-/102-01-02-r/000501c7ba26$3654d000$3564640a@k0135


Пояснительная записка

Основные рабочие принципы Недели психологии в школе:

  • Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.

  • Каждый день должен плавно перетекать в следующий.

  • Необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день Недели неповторимым и задавали бы ее общий дух.

  • События Недели должны охватывать всю школу – всех детей и всех взрослых.

  • Мероприятия Недели не должны (по возможности) вмешиваться в учебный процесс. Или, по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.

Развивающие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности обучающихся и педагогов.

  2. Развитие рефлексии и саморефлексии.

  3. Развитие мотивационной сферы.

  4. Развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов у обучающихся и педагогов.

  5. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи:

  1. Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.

  2. Развитие важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи:

  1. Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».

  2. Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.

  3. Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

Школа оформляется в соответствии с тематикой недели (развешиваются афоризмы, в коридоре школы размещается информация об акциях и мероприятиях, вывешиваются стенды).

Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма "жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете".

Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.

Сроки проведения «Недели психологии» в ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида» с 14.04.2014 – 18.04.2014 год.

Открытие недели психологии.
Ах, объявление! Черным по - белому Мимо него нам не пройти.

Неделя психологии в школе.
Внимание! Внимание! С 14.04.14. по 18.04.2014 г. в нашей школе ожидается грандиозное событие! Впервые пройдёт Неделя психологии. Организаторы держат основные идеи в секрете. До скорой встречи!

ПЛАН

проведения Недели психологии

День недели

Мероприятие

Участники

Понедельник

14.04.14

Игра «Радуга настроений»

«Забор психологической разгрузки»

15 00Общешкольное мероприятие

«Психология – удивительная наука»


Педагоги, обучающиеся школы

Вторник

15.04.14

Игра «Следопыт»

«Гирлянда добрых дел»
15 00Общешкольное мероприятие

Развивающая игра «Мир фантазии»

Обучающиеся7 – 9 классов

Обучающиеся 1, 2, 4 классы

Обучающиеся7 – 9 классов


Среда

16.04.14

Веселые перемены

Конкурс рисунков «Идеальный учитель»

15 00Общешкольное мероприятие

Единый классный час «Я выбираю дружбу»

Обучающиеся 1, 2, 4 классы

Обучающиеся 1-9 классы

Обучающиеся 1 – 9 классов

Четверг

17.04.14

14 00Семинар для педагогов «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса».

Конкурс плакатов:

«Что такое счастье?»

«Я выбираю здоровье»

Педагоги школы

Обучающиеся 1, 2, 4 классы

7-9 классы

Пятница

18.04.14

15 00Общешкольное мероприятие

Психология – это серьезно! Закрытие недели психологии. КВН для старшеклассников.

«Забор пожеланий»

Обучающиеся 1-9 классы

Педагоги , обучающиеся школы

Сценарий проведения Недели психологии

ПОНЕДЕЛЬНИК утром каждому входящему в фойе психолог с детьми предлагал один цветной жетончик, что бы отметить своё настроение в начале дня на “радуге настроений». В конце дня результаты опроса будут вывешены в виде диаграммы.

Заранее по классам было дано задание сделать коллаж на тему: «Мой класс - мой дом». Готовые коллажи были вывешены в понедельник утром.

Общешкольная игра «Радуга настроений»
Игра «Радуга настроений" - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого - педагогическими возможностями: использование "Радуги" в неделе психологии с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Основная цель: выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга" способствует такому погружению лучше многих прочих форм.

В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают: "С каким настроением ты идёшь сегодня в школу?". Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, серый, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь).

Девиз дня: «Пусть в жизни не будет черных полос».c:\users\nick\appdata\local\temp\rar.171\p40_x_0038a32d1.jpg

На линейке после 1 урока было объявлено, что неделя будет необычной – пройдёт неделя психологии в школе. Хотелось бы, что бы все ребята приняли участие.

В коридоре пройдет презентация «забора психологической разгрузки» (На стене прикреплён лист бумаги). Предлагается, всем желающим написать на нем все, что угодно. Забор пользовался огромным успехом – на нем не осталось ни сантиметра свободного пространства

После уроков пройдет общешкольное мероприятие

"Психология — удивительная наука"

Цель: расширить знания учащихся о науке психологии, что она изучает и как помогает людям. Сформировать у учащихся, не изучающих психологию, представление о ней.

В линейке участвуют учащиеся и школьный психолог.

Ведущий (психолог): Ребята, сегодня мы поближе познакомимся и узнаем, что изучает такая удивительная наука, как психология.

Уч-ся:

Живут на планете разные люди
И все они прелестны и хороши.
Потому что у каждого есть
Тайна его человеческой души.

Уч-ся:

Человек - великое чудо
Его изучают давно.
Философы, писатели, поэты
Так до конца не узнали его.

Уч-ся:

Еще древние люди думали, гадали
Где находится у человека душа?
И куда они ее только не помещали
Но не поддается разгадке она.

Уч-ся:

Единственное, что смог человек постичь
Только душа дает ему возможность
Двигаться, видеть, слышать и говорить.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы узнаете, кто же вас всех собрал. А, вот и наши гости. (Выход  двух королев под музыку).

Королева психологии: Вот видите, нас уже ждут. Давайте поспешим.

Здравствуйте ребята. Вы все пришли на наше приглашение, как это великолепно.

Королева самопознания: Ваше Величество, давайте представимся, ведь они же не знают кто мы, надо рассказать, зачем мы всех сюда пригласили.

Королева  психологии       Да, конечно, ваше величество!

Королева самопознания: Я королева самопознания.

Благодаря мне, на уроках узнаете много интересного о себе, о своих положительных качествах — ответственности, доброте, вежливости, честности, милосердии, дружелюбии. Эти качества помогают  творить добрые дела, проявлять уважение к окружающему миру.

Без меня никому не обойтись. Самая главная конечно это – я.

Королева психологии:

Откуда появилось слово “психология”? Чтобы объяснить его происхождение, необходимо обратиться к греческой мифологии.

Откуда появилось слово “психология”? Чтобы объяснить его происхождение, необходимо обратиться к греческой мифологии.

Ведущий (психолог):Сценка, танец

d:\мой сайт\мой новый сайт\images\amblema.jpgСогласно легенде Эрос был неразлучным спутником своей матери , а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи. Психея влюбляется в Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убеждают её, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают её к убийству мужа. В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх и Психея спрятала свечу и нож в спальне. Когда Эрос заснул, она вытащила свечу и зажгла ё, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу. При виде его красоты её охватывает дрожь, и несколько капель воска попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке. В ярости от предательства любимой Эрос улетает, а Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету. Эрос возвращается к своей матери Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открывает её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти. Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет её. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Зевса принять его сторону в споре с сердитой Афродитой. В конце концов им удается умиротворить Афродиту. Зевс благословляет Психею и Эроса. Он превращает девушку в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединяются навеки. Вскоре уПсихее и Эроса рождается дочь, которую называют Наслаждение. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Психолог: Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово "психология" образовано из греческих слов "психе" - душа, "логос" - наука.Душа человека отождествлялась с дыханием и изображалась в виде легкокрылой бабочки или крылатой девушки, похожей на бабочку.

Психология, наука о знании души, взяла своё название от греческого «психе» – «душа». Этим же словом – «психе» – древние греки называли и бабочку.

Королева психология: ну, вот, я же говорю, что главная – я.

Уч-ся: Наука о душе - такое определение впервые было дано более 2 тысяч лет назад. Людей, занимающихся психологией, стали называть психологами.

Ведущий: Ребята, всех вас пригласили королевы, чтобы вы рассудили, помирили королев, помогли найти истину, кто из них важней.

Уч-ся:

Психология-наука удивительная
И во многом поучительная.
Душу человека изучает
Многие ее тайны раскрывает.

Уч-ся:

Самопознание поможет вам
Лучше узнать себя
И дать ответы на вопросы
Кто? И какой я?

Ведущий (психолог): Благодаря психологии, можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир.Эту возможность нам дают познавательные процессы.

 

Ведущий: К их числу относятся: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

 

Уч-ся:

Когда на уроке вертится ученик, 
Не слышит учителя, он - баловник. 
Про такого говорят не зря, 
Нет внимания у него, друзья.
Ведущий: Чтобы хорошо учиться на уроках, нужно быть внимательными, иметь хорошую память. Что такое внимание, память и как их развивать вам подскажет психология.

Задания  королев
 

Ведущий (психолог): Ребята, а у вас хорошие память и внимание? Давайте проверим за каждый правильный ответ вы будете получать фишки:

1. проводится игра-упражнение найди спрятанные слова

Ведущий: Явления, события, факты мы осмысливаем, благодаря сложному психическому процессу - мышлению.

Ведущий (психолог): Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Благодаря мышлению, мы познаем окружающий мир. А давайте проверим насколько у вас развито мышление.

Задание: Вам будут зачитаны 5 слов: 4 объединены в одну группу, одно - лишнее. Его и назвать.

- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 9 класс

- Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. 8 класс

- Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 7 класс

- Самолет, автомобиль, шапка, поезд, корабль 4 класс

- Тарелка, чашка, ложка, дрова, кастрюля 2 класс

- Карандаш, линейка, газета, стёрка, ручка 1 класс
Уч-ся: А теперь оглянемся вокруг - сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно общаться с ними?

Игра со зрителями. «Передай другому»

Педагогу каждого класса нужно назвать одно слово и передать его ученику, а тот должен передать другому то, что услышал и т.д.

Ручка, телефон, бабочка.

Звучит музыка из игры Что? Где? Когда?

 Ведущий: А сейчас задание для зала.
У меня в руках находится черный ящик, в котором лежит предмет, без которого не могут обойтись  наших королевы. История появления этого предмета Китай, секрет его изготовления долгие годы хранился в тайне и стоила она очень дорого, а сейчас она есть у каждого. И обращаемся мы с ней не очень бережно!Что это за предмет? (БУМАГА).

Показ содержимого ящика.

Уч-ся: Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи?

Уч-ся: На все эти вопросы все также ответы дает наука психология. Еще многие тайны человеческой души предстоит изучить этой удивительной науке.

Ведущий (психолог):

Друзья, сегодня вы узнали только часть того,
Что психология изучает, прежде всего.
Вы сможете подробнее человека познать,
Когда начнете психологию читать.

Песня.

А теперь ознакомимся с планом недели психологии на вторник.

ВТОРНИК –начинается с раздачи ребятам листков с заданиями для игры «Следопыт». На переменах звучала веселая музыка, группы ребят бегали по школе, считая ступеньки, двери, задавая вопросы учителям, другие просто танцевали в фойе.

Девиз дня: «А кому сейчас легко?»

После уроков состоялась игра для учащихся 7 - 9 классов «Мир фантазии» с веселыми конкурсами.

«Гирлянда добрых дел» для обучающихся 1, 2, 4 классов

Данные игры направлены на сплочение коллектива, снять напряжение и усталость.

c:\users\пк\desktop\sam_0544.jpgc:\users\пк\desktop\sam_0542.jpg

Игра «СЛЕДОПЫТЫ».
«Следопыты» ________ класса
Задание для участников.

Ваша задача: Ответить правильно на предлагаемые вопросы как можно быстрее.Победителей ждет приз!
Время получения бланка:____________

Время сдачи бланка:_______________


  1. Сколько лет нашей школе?______________________

  2. Сколько кабинетов на 2 этаже?__________

  3. Сколько всего часов висит в школе?_________________

  4. Во сколько приходит на работу школьный повар?_________

  5. Сколько дверей в школе?____________________

  6. Сколько телефонов в кабинете директора?_____________________

  7. В какую сторону открывается дверь в столовую- от себя или на себя?

  8. Сколько цветов в горшках на втором этаже?_________________

  9. Сколько всего компьютеров в школе?_________________

  10. Сколько человек, педагогов приезжают на работу на машине?

  11. На каком этаже живет Васильева Т. Е.?

14. Любимые цветы Журавлевой Е. А.?________________________

15. Сколько стульев в кабинете психолога?____________________

16. Какого цвета диван в учительской?_

19. Сколько ступеней на главной лестнице?__________________________

22. Как зовут завхоза нашей школы?______________

23. Какого цвета машина у Волгуцкова Б. О.?

24. Как зовут младшую дочь Трофимовой Е. В.?

25. В каком классе учится старший сын Шкодич Н. Г?___________________

26. Какого цвета стены в умывальной комнате?_____________________

28. Сколько огнетушителей на первом этаже?___________________

30. Как зовут медицинского работника школы?

31. Какой любимый цвет у директора школы Лохай Е. А.

32. Сколько деревьев растет на пришкольном участке?______________

33. Любимые книги библиотекаря Васильевой Т. Е.?____________

34. Любимые домашние цветы Синельниковой М. С.?___________
Для малышей 1-4 классов на стене появился «Цветок желаний», где на разных лепестках ребята могли написать свои желания  - для себя, для друзей, для всех людей.

Развивающая игра «Мир фантазии»

Цель игры:

-развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, памяти;

-развитие навыков межличностного общения;

-развитие саморегуляции;

-воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимовыручки;

-создание атмосферы психологического комфорта;

-воспитание взаимоуважения и доверия.

 Участники :  команды   7 - 9 классов (3 команды по 6 человек от класса)

Жюри :администрация, педагоги.

Оборудование: по числу команд

  • ватман 3 шт.;

  • цветные карандаши 3 уп.;

  • клей 6 шт.,

  • цветные журналы;

  • ножницы 6 шт.;

  • альбомные листы 6 шт.;

  • шарики воздушные 3 шт.;

  • косынки 3 шт.

Бланки для оценивания конкурсов членам жюри.

Каждая команда располагается вокруг  своего стола.

Ход игры

1 конкурс «Домашнее задание»

Команды-участницы в течение 5 минут представляют название, девиз, приветствие своей команды.

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.
  1   2   3