Главная страница

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей). Притуло Т. В. – учитель химии мбоу «Богатищевская сош»


Скачать 158.08 Kb.
Название Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей). Притуло Т. В. – учитель химии мбоу «Богатищевская сош»
Дата 03.03.2016
Размер 158.08 Kb.
Тип Документы

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала.

Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей).
Притуло Т.В. – учитель химии МБОУ «Богатищевская СОШ»
Термин «интеграция», который означает «объединение, соединение, суммирование», в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях.

С «философско-педагогической» точки зрения интеграция может рассматриваться как механизм, обеспечивающий приведение в соответствие индивидуального уровня мышления и уровня развития совокупного сознания человечества, определяемого понятием «ноосфера».

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущность его – понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающим школьникам представление о целостной картине мира.

В основе концепции интеграции в образовании находится принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания. Интеграция – это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанный на сопряжении различных способов и форм постижения действительности.

С позиций развития личности интеграция создает условия для

- выхода на более высокий уровень осмысления;

- совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;

- развития свободы мышления;

- формирования креативности учащихся.

В современной школе выделяют несколько уровней интеграции.

* Первый уровень- интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предметов.

* Второй уровень- интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителем единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

* Третий уровень- интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета , но и цикла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимосвязей учебных дисциплин. Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной , должно стать одной из главных задач школы. Это предполагает широкое обращение учителей непосредственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.
* Четвертый уровеньиспользование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Интегрированный урок.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок- особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто , и главным образом в следующих случаях:

- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках

- при лимите времени на изучение темы и желанием воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины

-при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие), законов, принципов, охватывающих различные аспекты человеческой жизни и деятельности

- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений , событий, фактов в разных науках

- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета

- при создании проблемной , развивающей методики обучения предмету.

^ Признаки интегрированного урока :1)специально организованный урок,т.е.если он специально не был организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединенные общей целью;2) цель специфическая, она может быть поставлена для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного восприятия изучаемых вопросов, для экономии учебного времени;3)широкое использование знаний из разных дисциплин при осуществлении межпредметных связей.
Межпредметные связи, являясь механизмом межпредметной интеграции, выполняют в обучении ряд функций, получивших свое педагогическое обоснование в исследованиях ученых Н.В. Груздевой, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой и др.

В плане методологии межпредметные связи дают учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность наиболее эффективным образом.

Преимущества межпредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны:

- на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся;

- через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления , научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных , профессиональных и научных ситуациях;

- интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом;

-помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук;

Межпредметные связи обогащают методологический (методология – наука о принципах, способах и средствах организации и управления деятельностью человека) аппарат учителя и делают обучение более фундаментальным. Установление и обоснование связей между знаниями и умениями из разных учебных дисциплин формируют системный стиль мышления, на основе которого учащиеся будут впоследствии оценивать все происходящие явления действительности. Следовательно, межпредметные связи можно считать проявлением в обучении общенаучного принципа системности.

Образовательная функция.

На основе интеграции курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщенных предметных и общепредметных знаний и умений. При этом наиболее значимыми направлениями реализации межпредметных связей являются следующие.

Химия – пропедевтические курсы («Естествознание», «Природа и человек» и др.:

  • знакомство с важнейшими химическими понятиями;

  • формирование представлений о распространении химических соединений в природе. об участии химических соединений в природных процессах;

  • изучение строения и свойств вещества;

  • рассмотрении сущности процессов, протекающих в природе, и влияние человека на состояние окружающей среды;

  • знакомство с методами познания.

Химия – физика:

  • формирование и развитие системы понятий о веществе при изучении его физических свойств и строения;

  • изучение теорий и законов, общих для физики и химии;

  • рассмотрения сущности физико-химических процессов;

  • знакомство с устройством и принципом работы технологического оборудования;

  • использование на уроках химии физических понятий, величин и единиц измерения;

  • знакомство с методами познания;

  • обзор возможности привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения физических явлений.

Химия – география:

* формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединений в неживой природе, геохимическом круговороте, важнейших месторождениях, имеющих народохозяйственное и промышленное значение;

* усвоение химико-технологических понятий «сырье», «факторы размещения промышленных предприятий на территории страны» и др.;

* формирование экологических и природоохранных знаний на базе химико-географического материала;

* изучение краеведческого материала;

* знакомство с методами познания;

* обзор возможности привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения географических явлений.

Химия – биология:
* формирование представлений о распространении и роли химических элементов и их соединенийв живой природе, участии в биохимическом круговороте;

  • знакомство с особенностями строения атома, физико-химическими характеристиками, распространением и ролью биогенных элементов в природе;

  • изучение физиологического действия веществ на живые организмы и экосистемы;

  • формирование экологических, природоохранных и валеологических знаний на базе биохимического материала;

  • знакомство с методами познания;

  • обзор возможностей привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения биологических явлений.

Химия – экология:

  • формирование представлений о круговороте элементов, веществ и энергии в в экосистемах разного уровня;

  • изучение физико-химических свойств, распространения и роли в природе веществ, относящихся к группе абиотических факторов;

  • усвоение знаний о природных ресурсах, знакомство с проблемами их использования и сохранения;

  • рассмотрения влияния антропогенного фактора на окружающую среду (причины, источники и последствия химического загрязнения, способы переработки и утилизации загрязнителей, изменение численноти популяций, биологическое разнообразие, здоровье человека и т.д.);

  • знакомство с понятием «экологическая проблема» на конкретных примерах ( парниковый эффект и т.п.) и поиск путей решения;

  • знакомство с методами познания, освоение методов химико-экологического мониторинга окружающей среды;

  • обзор возможностей привлечения фундаментальных законов и теорий естествознания для объяснения природных явлений.

Химия – математика:

  • использование математических понятий, величин, единиц измерения и системы координат, а также некоторых приемов формальной логики;

  • решение химических задач с использованием арифметических и алгебраических операций (сложение, вычитание, деление, умножение, возведение в степень, пропорции, составление и решение системы уравнений) и построение графиков;

  • анализ графиков, отражающих эмпирические зависимости;

  • изучение и построение геометрических моделей атомов, молекул и кристаллов.

Химия - русский язык и литература:

  • развитие культуры речи за счет обогащения словаря учащихся научными терминами;

  • использование этимологических, толковых и орфографических словарей;

  • знакомство с правилами составления научных терминов и применение лингвистических обозначений – «приставка», «корень», «суффикс» - при разборе общего правила построения наименований веществ, принадлежащих к одному классу;

  • написание диктантов, сочинений и сказок по химии;

  • использование в обучении отрывков из литературных произведений (художественных, научно-фантастических и т.д.), содержащих химическую информацию.

Химия – история:

  • знакомство с биографиями известных ученых, их вкладом в развитие науки и культуры;

  • изучение истории развития химических знаний (открытие законов, становление научных идей, теорий и т.д.);

  • демонстрации химического эксперимента, имеющего историческое значение, рассказ об истории развития экспериментальных методов исследования в химии;

  • изучение истории становления и развития химических технологий и промышленности, их роли в создании «второй природы», жизни общества и НТП.

  • Знакомство с историей открытия, изучения и использования тех или иных веществ человеком и др.

Таким образом, содержание курса химии предоставляет учителю обширные возможности для установления межпредметных связей с содержанием смежных дисциплин как основы развития личности учащегося.

Развивающая функция.

Эта функция отражает роль межпредметных связей в формировании творческого мышления учащихся, преодолении инертности и узости мыслительных процессов, ограниченных одной учебной дисциплиной.

Интеллектуальные способности школьников получают должное развитие, если учитель направляет обучение химии на системное усвоение знаний по предмету, формирование химического (формульного) стиля мышления и приобретение умений устанавливать взаимосвязь между знаниями разнообразных учебных дисциплин.

Межпредметные вязи способствуют овладению умениями высшего порядка – устанавливать различные виды взаимосвязей между знаниями и способами умственной и практической деятельности и применять их для творческого решения комплексных познавательных задач.

Воспитывающая функция.

Данную функцию определяет роль межпредметных связей в формировании научного мировоззрения ученика.

Среди общепредметных моровоззренческих идей наиболее важными для обучения химии являются:

  • познаваемость мира, единство законов его развития, взаимосвязь форм движения материи;

  • учение о биосфере, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, жизнеобеспечение человека на Земле, освоение космоса (идеи экологической нравственности);

  • наука и образование в контексте человеческой культуры, научно-тхнический прогресс, экологическая безопасность, развитие индивида как полноценного члена общества (социальные идеи);

  • ценность природы, здоровья, жизни, информации и образования для человека, принципы гуманизма как основа отношений между людьми и природой (аксиологические идеи).

В обучении химии специально-предметными мировоззренческими идеями являются следующие причинно- следственные зависимости:

  • строение атома химического элемента – свойства вещества;

  • состав и строение вещества – свойства вещества;

  • состав, свойства и нахождение вещества в природе – получение и применение вещества;

  • свойства реагентов и внешние условия – протекание химической реакции.

Перечисленные идеи тесно связаны с содержанием других учебных курсов.

Межпредметные связи позволяют привнести в школьный урок химии элементы экологического, валеологического, эстетического, гигиенического, нравственного, экономического и трудового воспитания школьников.

Конструктивная функция.

Использование межпредметных связей позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Планирование учебного материала происходит с учетом взаимосвязей смежных дисциплин и подразумевает включение в структуру предметных курсов интегрированных учебных тем и отдельных уроков. Сотрудничество учителей разных предметов играет важную роль в реализации таких образовательных программ. Для выработки единых подходов и требований к организации и управлению познавательной деятельностью школьников происходит обмен методиками среди учителей, применение комплексных форм организации обучения, взаимное посещение уроков, которые способствуют их творческому росту, и многое другое.

Виды межпредметных связей.

Наиболее популярными классификациями межпредметных связей являются варианты, предложенные Н.В. Груздевой, В.Н. Максимовой, Г.М. Чернобельской и др. На основе этих классификаций, а также исходя из собственного опыта предпочитаю делить все множество межпредметных связей на общедидактические и специально-предметные.

Общедидактические межпредметные связи – это характерные для всех учебных дисциплин связи, затрагивающие наиболее общие стороны школьного учебно-воспитательного процесса.

Учебные дисциплины, составляющие основу современного школьного образования, объединяют в три цикла: естественно-математический, гуманитарный и политехнический. Соответственно, по широте охвата учебных дисциплин общедидактические межпредметные связи могут быть или внутрицикловыми ( между предметами одного цикла, химия – биология, и др.) или межцикловыми ( между предметами разных циклов, например химия – литература, химия – история и д.р.).

Общедидактические межпредметные связи делятся

  • в зависимости от времени изучения школьных предметов ( предшествующие, сопутствующие, перспективные);

  • по компонентам процесса обучения, которые делятся на две категории: а)содержательно-информационные (фактические, понятийные, теоретические, методологические), б) организационно- методические (связи по умениям, связи по формам организации, методам и приемам обучения, связи по уровню организации обучения).

Химия, как и другие учебные дисциплины, отличается спецификой познания окружающей действительности. Для полноценного решения задач предметного обучения, развития и воспитания личности недостаточно пользоваться только общедидактическими межпредметными связями. Их необходимо дополнять специально-предметными связями.

Специально-предметные связи – это такие межпредметные связи, которые характерны для данной учебной дисциплины.

Учитывая единство внутрипредметной и межпредметной интеграции в обучении среди специально-предметных связей различают следующие виды: причинно- следственные, генетические, взаимообратные, политехнические, семиотические (объединяют знаковые системы разных учебных дисциплин в целостную знаковую «надсистему»), исторические, экспериментально-практические, логико-математические, информационно-компьютерные.
Методические приемы реализации межпредметных связей.

Для правильного применения межпредметных связей необходимо при планировании процесса обучения или при подготовки к уроку подобрать такие методические приемы, которые соответствуют особенностям межпредметного материала, предназначенного для усвоения. Учителю желательно ориентироваться на следующие положения, которые помогут ему выбрать основные направления работы при организации и проведении занятий:

*формирование, закрепление, расширение и углубление знаний и способов действий учащихся с учетом материала, усвоенного на уроках смежных дисциплин;

* подбор комплексных учебных проблем и задач, требующих всестороннего изучения, которые позволят сгруппировать межпредметные знания вокруг одного объекта познания и привлечь школьников, обладающих разными интересами;

*включение в содержание обучения разнообразных видов теоретической и практической деятельности;

* внимание к уже имеющимся устойчивым интересам и жизненному опыту школьников4

* регулярное обращение к научно-популярной литературе и другим источникам информации;

* естественная взаимосвязь всех используемых форм организации обучения.

В процессе обучения химии можно применять все известные современной науке приемы реализации межпредметных связей:

  • постановка межпредметных вопросов,

  • выполнение комплексных заданий;

  • решение межпредметных задач;

  • выполнение межпредметных домашних заданий;

  • выполнение межпредметных контрольных работ;

  • использование комплексных наглядных пособий;

  • решение межпредметных учебных проблем.



Формы организации интегрального обучения химии.
Приемы реализации межпредметных связей и форма организации интегративного обучения вместе должны обеспечивать комплексную постановку задач и достижение целец образования: всестороннюю интеграцию предметных знаний и умений учащихся на основе единства внутрипредметных и межпредметных связей, сохранение целостного представления о мире, что способствует формированию научного мировоззрения, повышение интереса и познавательной активности учащихся.

Формы организации интегрального обучения могут быть таковыми:

  • Интегрированный учебный день – интересная и перспективная форма организации обучения. Это система связанных единой идеей (проблемой) обобщающих уроков по ряду предметов, преподаваемых классу в течение одного учебного дня. Расписание уроков должно быть составлено с учетом последовательного раскрытия рассматриваемой идеи (проблемы).

  • Межпредметный факультатив – обеспечивает широкие возможности для применения межпредметных связей.

  • Межпредметная внеклассная работа – внеклассная работа по химии способствует углублению предметных знаний учащихся, а также позволяет развивать умение работать с различными источниками информации, планировать и осуществлять исследовательскую работу и др.

  • Комплексные формы организации обучения. Данные формы обучения призваны решать общепредметные задачи развития и воспитания личности и предпола гают обобщение и применение знаний учащихся по нескольким учебным предметам. Это могут быть: комплексная экскурсия, комплексный семинар, общественный смотр знаний.

  • Межпредметный урок. Применение межпредметных связей на различных этапах урока Актуализация опорных знаний, формирование новых знаний и умений, развитие способов умственной деятельности) помогает школьникам понять взаимосвязь учебных дисциплин и тем самым развивает научное мировоззрение.

Межпредметный урок является ведущей формой организации обучения на основе межпредметных связей На уроке учитель и ученик действуют вместе, а следовательно, основное развитие и воспитание учащегося средствами предметного обучения происходит именно здесь. В зависимости от особенностей изучаемого материала учитель может использовать различные типы межпредметных уроков.

  • Вводный урок – необходимо обобщить ранее изученный материал внутрипредметного и межпредметного характера до перехода к новой теме.

  • Текущий урок - занятие посвящено всестороннему рассмотрению отдельных вопросов темы.

  • Заключительный (обобщающий) урок – для закрепления, обобщения, систематизации усвоенных знаний и умений в рамках темы и формирования целостных представлений об изученном материале.

  • Фрагментарный урок – только отдельный фрагмент занятия используется для рассмотрения вопроса, требующего применения межпредметных связей.

  • Узловым называется урок, если межпредметные связи являются необходимым условием усвоения нового материала или обобщения знаний по теме.

  • Интегрированным (синтезированным) является такой урок, если межпредметный синтез знаний и умений осуществляется на протяжении всего занятия.

  • Инновационные типы уроков с применением межпредметных связей : урок-игра, урок – защита проекта, урок- диалог.

Однако на такие уроки можно отвести сравнительно небольшой объем учебного времени, поэтому рационально комбинировать разные формы организации обучения.

Наиболее сложным при планировании обучения является отбор межпредметного материала к уроку. Для этого учителю необходимо проанализировать содержание смежных курсов по каждому году изучения химии в школе, выявит точки соприкосновения и возможные пути интеграции. Затем определить методы и приемы подачи материала, подготовит соответствующее оборудование. Кроме того, должна быть согласованной работа учителей и определенная последовательность обучения разным школьным дисциплинам. Эти проблемы могут быть решены при использовании комплексного подхода в отборе межпредметного материала. Важнейшими принципами такого комплексного подхода являются:

  • соответствие межпредметного материала специализации общеобразовательного учреждения и специфике отдельных классов;

  • соответствие межпредметного материала целям, задачам и содержанию обучения химии;

  • применение межпредметных связей для решения учебных проблем урока, которые укладываются в общую систему учебных проблем курса химии;

  • использование разных видов межпредметных связей с обязательным применением предшествующих и сопутствующих внутрицикловых связей.


Источники информации:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.:НИИ школьных технологий, 2006

  2. Селевко Г.К. Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 1991

  3. Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. М.: «Вентана-Граф», 2008.