Главная страница

Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста Цель


Скачать 38.82 Kb.
Название Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста Цель
Дата 13.03.2016
Размер 38.82 Kb.
Тип Документы

Использование технологий критического мышления

для развития речи детей дошкольного возраста
Цель: показать приемы из технологий критического мышления, которые способствуют успешности развития речи у детей старшей разновозрастной группы.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский. В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.[1]

Использование технологий критического мышления – это требование ФГОС. Эти технологии позволяют ребенку стремится к самообразованию. Задача воспитателя направить ребенка в нужном направлении.

Особенность технологий критического мышления в отличии от традиционных приемов заключается в том, что воспитатель провоцирует детей задавать вопросы; развивать любознательность, умение запрашивать (добывать) информацию ,подсказывает, где ее найти (справочники, энциклопедии, интернет).
Различат насколько видов критического мышления:

1. Синквейн - (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем технология синквейна стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.[2]

Синквейн учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Структура синквейна заключается в следующем:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – 2 прилагательных характеризующих данное понятие;

3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка – существительное выступающее как итог[3]

Например:

  1. КОЛОБОК

  2. КОЛОБОК КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ

  3. КОЛОБОК КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН

  4. КОЛОБОК КРУГЛЫЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ СКРЕБЕН, ПРЯЖОН, МЕШОН ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ И ОТ БАБУШКИ УШЕЛ

  5. ХИТРОСТЬ

2. Кластеры (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Например:


ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА



Обман
Хитрость












МЕТОДИЧЕСКИЙ ЁЖИК








Хитрость

ТАБЛИЦЫ


кто

Что делают?

Что случилось?






























Вывод:

Таким образом, можно рассмотреть любое художественное произведение с детьми дошкольного возраста.

Основы технологий критического мышления позволяют дошкольникам систематизировать полученную информацию, относившуюся не только к чтению и изучению художественной литературы, но к любой другой образовательной области в дошкольном воспитании.