Главная страница

Народные промыслы


Скачать 61.87 Kb.
Название Народные промыслы
Дата 23.03.2016
Размер 61.87 Kb.
Тип Конспект



Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Народные промыслы»

Цель:

Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Задачи:

  1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

  2. Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.

  3. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома), готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.

Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.

Методы и приёмы:

  • Организационный момент: «Круг добра»

  • Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации

  • Рассказ воспитателя о народных промыслах

  • Физминутка «Скоморохи»

  • Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»

  • Итог

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам -

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)

Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: цветов, листочков.

Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

Дети: из дерева.

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: Из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: Это место где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка - это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.

Д/игра «Закончи узор»

А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Итог

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).