Главная страница

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 175-летию


Скачать 75.49 Kb.
НазваниеМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 175-летию
Головина Марина Владимировна
Дата24.02.2016
Размер75.49 Kb.
ТипМетодическая разработка


Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 175-летию

со дня рождения П.И. Чайковского, «Заседание музыкального клуба»
Автор: Головина Марина Владимировна, учитель музыки МБОУ «Гимназия № 24» г.Калуги
Аннотация

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью
стало знакомство учащихся с малоизвестными страницами жизни и творчества
П.И. Чайковского. Внеклассное мероприятие проводится в форме заседания «Клуба любителей музыки». Носит воспитательный характер, направлено на формирование патриотического чувства.
Фактический материал, используемый в тексте, связан в первую очередь с теми собы-

тиями в биографии композитора, которые свидетельствуют о его особом отношении к России. В текст включены отрывки из писем и дневниковых записей музыканта, позволяющие напрямую судить о его искренней, преданной любви к Родине.

Музыкальные произведения подбирались таким образом, чтобы, с одной стороны, по возможности наиболее полно представить творчество Чайковского, а с другой стороны, указать на национальный характер его сочинений.
В сценарии используются такие игровые формы, как театрализация, викторина, виртуальная экскурсия.
Слушание музыкальных произведений включает в себя их анализ. С использованием технологии проблемного обучения связан проблемный вопрос, сформулированный как итоговый: что такое подлинный патриотизм, должно ли искусство носить патриотический характер?

Цель:

  • знакомство учащихся с малоизвестными страницами жизни и творчества Чайковского;

  • формирование взгляда на русскую музыку как на национальное достояние;

  • воспитание патриотизма.

Оборудование и материалы:

  • фонограммы с записями произведений Чайковского;

  • фотоматериалы, репродукция картины Бакшеева «Голубая весна»

  • фортепиано, ТСО

Ход мероприятия

Действующие лица:

Музыковед

Биограф

Экскурсовод

Музыковед. Сегодняшнее заседание клуба посвящено одному из величайших русских композиторов, чье имя известно во всем мире. Я хочу обратиться к нашим гостям с прось- бой помочь представить этого музыканта. Итак, нет ни одной профессиональной балет- ной сцены, на которой бы не шел этот знаменитый балет. (Просмотр видео с отрывком из «Лебединого озера»)

Именитые дирижеры включают в свой репертуар произведения этого композитора. И его имя на филармонической афише – это всегда залог успеха у слушателей. (Звучит фрагмент из увертюры–фантазии «Ромео и Джульетта»)

Со всех уголков земли приезжают в Москву талантливая молодежь, чтобы исполнить музыку этого автора на престижном конкурсе, носящем его имя. Узнали? Пётр Ильич Чайковский. (Слайд с портретом композитора)

В этом году мы отмечаем 175-летие со дня его рождения. Но сегодня мы будем говорить не только о Чайковском–музыканте, но и о Чайковском-человеке, о его исключительной, преданной любви к России.

И мы приглашаем вас к диалогу с композитором, а может быть, и с самими собой о патриотизме, о коренном для каждого человека чувстве - чувстве Родины.

Биограф. В будущем композиторе оно проявилось феноменально рано.

О Родина, я тебя люблю,

Я не хочу покидать тебя.

Я живу здесь, здесь и умру.

О Родина, моя дорогая земля!

Это стихотворение написал 5-летний Петя Чайковский. Какое искреннее и трогательное признание, не так ли? Родина для композитора начиналась с маленького уральского го- родка Воткинска. Большая, дружная, весёлая семья, гостеприимный дом, в котором часто звучала музыка. (Слайды с семейной фотографией Чайковских, с изображением воткин- ского дома)

И одним из самых ранних музыкальных впечатлений стала народная музыка. Когда по прошествии многих лет Чайковский, будучи за границей, навестит свою любимую гувер- нантку Ф. Дюрбах, знаете ли, о чем они будут вспоминать? Об удивительно красивых за- катах, тихих летних вечерах - и о нежных грустных песнях, доносившихся в окна воткин- ского дома. «Если вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку,» - попросила тог- да своего воспитанника Дюрбах.

Чайковский сделает это в финале своей 4 симфонии, где прозвучит мотив «Во поле береза стояла» (Слушание фрагмента)

Музыковед. А ведь будут еще 50 народных песен, переложенных для фортепиано, фоль- клорные цитаты в струнных квартетах, финалы 1,2 симфоний, где звучали народные мело- дии.

Биограф. Надо сказать, Чайковский знал разную Россию. Он учился в блестящем Петер- бурге, жил и работал в уютной, хлебосольной Москве. Под конец жизни обосновался в провинциальном Клину. Композитор знал, чем велика Россия, а в чём она неприглядна. Но каждый раз, отправляясь за границу, он в письмах к родным совсем по-детски жало- вался: «Хочу домой, в Россию!» Он был нетерпим к тем, кто ругал всё русское. Добрый и мягкий по натуре, композитор негодовал: «…я останусь навеки верен России. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, обычаи… и мне глубоко ненавистны те господа, что топчут в грязи то, что для меня несказанно свято и дорого». Как современно зву- чит!

Музыковед. И тем не менее Чайковский часто уезжал в Италию, Швейцарию.

Биограф. Это были вынужденные поездки: докучали критики, тяготила обязательная светская жизнь, не оставляя времени для творчества. Но, разглядывая горные швейцар- ские пейзажи, отдавая должное красотам Флоренции, он вспоминал окрестности села Майданово. Пальмы, розы, жасмин - верх красоты - наводили печаль. Лес, речка, вдали деревушка с церковкой - убогая родная картина - приводила Петра Ильича в такое состо- яние, что он ложился на землю, изнемогая от любви к природе.

Музыковед. Да, он умел слушать и слышать природу! Композитор называл свою работу над «Временами года» «незначительной», а получилось едва ли не лучшее из написан- ного о русском пейзаже. Любимое время года – весну - старался встречать в Подмосковье. Однажды Чайковский увидел во Флоренции голубой цветок, похожий на русские под- снежники, обрадовался, растрогался до слёз. Пьесу, посвящённую апрелю, он назвал именно «Подснежник». (Пьеса звучит в исполнении ученицы. Показ слайда с репродук- цией картины В. Бакшеева «Голубая весна»)

Музыковед. Сегодня русская музыка звучит по всему миру, и мы привыкли гордиться этим. Но так было не всегда. Знакомо вам такое понятие, как музыкальная «русофобия» ? Она существовала продолжительное время во многих европейских странах. Русская музыка почти не звучала в концертах, её считали недостойной внимания, незрелой. Благодаря именно Петру Ильичу Запад, а потом и Америка признали русское музы- кальное искусство. Париж, Прага, Лондон аплодировали композитору стоя. В Лейпциге Чайковскому преподнесли лавровый венок. В Праге в его честь устроили факельное шествие. На званом обеде в Нью-Йорке зал был украшен ландышами, любимыми цветами музыканта, а на каждом столе стоял его небольшой портрет и грифельные дощечки с мелодиями из произведений композитора. Но не за личной славой два года подряд отправлялся за границу Чайковский. Эти поездки были утомительны, связаны с тяжёлыми психологическими нагрузками. Пётр Ильич не скрывал, как дорого давались ему одержанные победы: «Говорю искренне, что не выдержал и удрал бы домой, если бы не мысль, что в лице моём чествуется русская музыка вообще. Господи, сколько восторгу, и всё это совсем не мне, а матушке России». На этих концертах звучал в том числе 1 струнный квартет. (Слушание фрагмента) Экскурсовод. Как вы думаете, должен ли патриотизм быть деятельным или оставаться только в сфере чувств? На этот вопрос нам ответит сам Чайковский, но уже не как музы- кант, а как человек. Для этого я приглашаю вас в гости к Мастеру Музыки. Мы совершим небольшую виртуальную экскурсию по дому-музею Чайковского в Клину, отправимся на воображаемую прогулку. Итак, дом небольшой: на первом этаже гостиная, на втором - спальня и кабинет.(Показ слайдов)

Утро начиналось так. Ровно в восемь часов в гостиной появлялся Чай- ковский, бодрый после крепкого «деревенского» сна .Принимался за свой утренний чай из любимой фарфоровой чашки. Затем напряжённо работал .Ровно в час подавался обед- по-деревенски ранний, без кулинарных изысков. После обеда в любую погоду соверша- лись продолжительные прогулки за 6-7 вёрст. Он исходил пешком все клинские окрест- ности. Последуем и мы за композитором: посидим на «катином бугре», навестим овраг с чистым ключом около села Никитского. Но предмет нашего особого интереса – село Май- даново. Композитора там знали хорошо. О его доброте и щедрости говорила вся округа. Но больше всего Чайковский жалел и любил детей. На его средства была построена пер- вая в Майданове школа. Это была лишь скромная приходская школа,но сколько детей она научила грамоте. Т.е.композитор не просто декларировал свою любовь к России, но как мог помогал обустроить русскую жизнь.

Биограф. Отсюда, из Клина,7 октября 1893г композитор уедет в Петербург дирижировать своей 6 симфонией. А 28 октября столица будет хоронить своего любимца. Отдать послед- ний долг Петру Ильичу Чайковскому, гениальному музыканту, верному сыну своего Оте- чества, придут десятки тысяч людей. Земная жизнь была закончена, начинался путь в Бессмертие.

Музыковед. В русской музыке много славных имён. Но отношение к Чайковскому всегда было особенным. Его имя стало одним из символов России, а музыка - воплощением её духа. « Боже мой, как я люблю нашу Русь, милую, дорогую». Вслушайтесь в эти слова Чай- ковского. И пусть прозвучит его музыка во славу её создателя, русского искусства и самой России! (Фрагмент из 1ч. Первого фортепианного концерта, слайд с изображением памятника Чайковскому)

Учитель. Наш разговор – это всего лишь скромное посвящение музыкальному гению. Но истинное искусство призвано будить не только чувства, но и мысли. А.С.Пушкин, любимый поэт Петра Ильича, написал: «Самостоянье человека – залог величия его». На чём должен стоять русский человек, что может служить ему жизненной опорой? Сегодня вы услышали ответ на эти вопросы. Согласны ли вы с ним? Надеемся, что наша встреча дала пищу не только вашему уму, но сердцу.


Методические рекомендации и рефлексия происшедшего

Для достижения более высоких предметных результатов уже при подготовке меропри- ятия предлагается организовать работу с непосредственными участниками по типу про- ектной деятельности: учитель выдвигает проблему, определяет цель, ставит задачи для каждой из групп. Техническая группа отбирает произведения, записывает фонограммы и обеспечивает техническое сопровождение. Творческая - собирает материалы. Ведущие отвечают за репетиции. Все группы взаимодействуют, участвуют в написании сценария. Это повышает мотивацию, формирует метапредметные УУД, таких как коммуникативные, регулятивные .

Чтобы ориентировать учащихся на тему мероприятия, целесообразно провести анкету, позволяющую девятиклассникам сформулировать своё отношение к патриотизму. Продуктивным является и последующее обсуждение , на котором учащиеся выскажут своё мнение о внеклассном мероприятии (это можно сделать на уроке). Что касается музыкальных иллюстраций, их можно варьировать по усмотрению учителя.

Предметными результатами данного мероприятия стали: знание фактов биографии композитора, его творческих и личностных особенностей.

Метапредметные: самоорганизация для совместной работы в группах, учебное сотрудничество с педагогом, соотнесение личной позиции с мнением других.

Личностные: освоение национальной культуры, бесценный опыт гражданского патриотизма.

Литература

1.Чайковский П.И. Письма к близким. М., Музгиз,1955

2.Ларош Г.А. Избранные статьи. М., «Музыка», 1975

3.Васина-Гроссман Н.Е. Чайковский. «Московский рабочий»,1978

4.Альбом репродукций В.Бакшеева. «Искусство»,1980
Приложения

1.Фонограммы произведений Чайковского.

2.Фотографии дома Чайковских в Воткинске.

3.Семейная фотография Чайковских.

4.Фотографии дома-музея в Клину.

5.Фотография памятника Чайковскому.