Главная страница

Критерии усвоения учебных элементов Таксономия Блума Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии»


Скачать 169.01 Kb.
Название Критерии усвоения учебных элементов Таксономия Блума Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии»
Дата 29.02.2016
Размер 169.01 Kb.
Тип Документы

Критерии усвоения учебных элементов

Таксономия Блума

Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3.  Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.

Основные категории

  1.  Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.  Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до  целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание      соответствующих сведений. Ученик:

  • знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;

  • знает конкретные факты;

  • знает методы и процедуры;

  • знает основные понятия;

  • знает правила и принципы.

  1. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить    преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в       математическую). В качестве показателя понимания может также выступать   интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же  предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий,  результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание  материала. Ученик:

  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик:

  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик:

  • выделяет скрытые (неявные) предположения;

  • видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

  • проводит разграничения между фактами и следствиями;

  • оценивает значимость данных.

  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик:

  • пишет небольшое творческое сочинение;

  • предлагает план проведения эксперимента;

  • использует знания из различных областей, чтобы составить план    решения той или иной проблемы.

  1. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного  материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Ученик:

  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

 Категории учебных целей в аффективной области

  1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те  или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

1.1. осознание;

1.2. готовность или желание воспринимать;

1.3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). Ученик:

  • проявляет осознание важности учения;

  • внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи;

  • проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

  1. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает  активные проявления, исходящие от самого ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

2.1 подчинённый отклик;

2.2 добровольный отклик;

2.3 удовлетворение от реагирования.

Ученик:

  • выполняет заданную учителем домашнюю работу;

  • подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения;

  • участвует в обсуждении вопросов в классе;

  • самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических  и международных проблем;

  • добровольно вызывается выполнять задание;

  • проявляет интерес к учебному предмету.

  1. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

3.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

3.2 предпочтение ценностной ориентации;

3.3 приверженность, убеждённость.

Ученик:

  • проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;

  • целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;

  • проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.

  1. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят  две субкатегории:

4.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

4.2 организация системы ценностей.

Ученик:

  • стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;

  • принимает на себя ответственность за своё поведение;

  • понимает свои возможности и ограничения;

  • строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

  1. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает  такой уровень усвоения ценностей, на котором они  устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и  их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

5.1 обобщённая установка;

5.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных  ориентаций на деятельность.

Ученик:

  • устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;

  • проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

  • проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;

  • постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;

  • формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого  набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов.

Критерии усвоения учебных элементов


Результатом обучения являются знания, умения, навыки (ЗУН), усвоенные учащимся.

Проверка уровня усвоения (контроль) – необходимый элемент познавательной деятельности. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения.

Контроль – это элемент процесса обучения, его определяют и учебная деятельность, т.е. деятельность обучаемых, и деятельность обучающего. Целью контроля может быть как установление факта усвоил/не усвоил, так и диагностика ЗУН с целью управления учебным процессом – контрольный этап.

Необходимо сформулировать, какой уровень усвоения деятельности мы хотим контролировать, а затем уже определять, насколько обучаемый ему соответствует.

Если контроль предполагает решение задач, то это значит, что контролю подвергаются умения и что фактическая предметная модель должна строиться на основании операционной предметной модели. Одна задача, как в экзаменационном билете, или набор задач, как в контрольной работе, конечно же, не охватывают всех умений по курсу, и в этом смысле надо говорить о локальной фактической предметной модели. Однако в соответствие каждой задаче можно поставить целый набор, или спектр, умений, овладение которыми необходимо для ее решения. Преподавательская практика в настоящее время такова, что эти умения не называются и не выделяются, они преподавателями воспринимаются совокупно и экспертно.

Для целей диагностики такой подход неприемлем, ибо там важны именно детали. При этом надо помнить, что задачей диагностики является установление не того, что обучаемый знает/умеет, а того, что именно он не знает/не умеет. Диагностика проводится с целью управления учебным процессом, его коррекции, а для этого необходимо выявлять ошибки, недочеты, которые допускают обучаемые в процессе изучения курса. Поэтому при изучении курса диагностика должна проводиться многократно – контрольно-корректировочная фаза.

Уровни усвоения знаний, умений, навыков.

По сути дела обучение – это процесс усвоения (овладения) знаний, умений, навыков на требуемом уровне за определенный период.

Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в результате обучения.

Тысячи лет при оценке уровня усвоения использовалось только субъективное мнение учителя. Первую серьезную таксономию учебных задач предпринял американский учёный Б. Блум.

«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.

Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы оценки уровней усвоения?

Упорядоченная, иерархическая классификация важна прежде всего для педагога-практика по следующим причинам:

1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели учения, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретная классификация даёт возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их.

3.  Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.

С использованием таксономии учебных задач можно конструировать систему задач для выполнения поставленных дидактических целей, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды познавательной деятельности.

К настоящему времени известно большое количество разнообразных вариантов таксономий. Наибольшую известность получили подходы Б. Блума, В.П. Беспалько, Д. Толингеровой.

Недостатками рассмотренных таксономий являются:

  • излишняя детализация подуровней репродуктивной деятельности в ущерб другим уровням;

  • подмена уровня деятельности на типизацию решаемых задач (а их может быть очень много для каждой отдельной предметной области);

  • слабая различимость признаков уровней усвоения и, как следствие, низкая диагностичность.

ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Всякий умеющий читать, писать и говорить имеет склонность считать себя пригодным для преподавательской работы. Вместе с тем, существуют такие науки как педагогика, дидактика и психология, изучающие закономерности познавательной деятельности человека, знание которых может сделать процесс обучения осмысленным и целенаправленным.

Традиционная система обучения, в значительной степени построенная на интуиции и здравом смысле, все же позволяет, так или иначе, исправлять педагогические ошибки преподавателя. При компьютерном обучении такой возможности нет. То, что заложено в компьютерную дидактическую систему будет функционировать в отрыве от создателей, достигая или не достигая поставленных целей. Создавая компьютерные средства обучения, преподаватель (носитель учебной информации по предмету) должен сотрудничать с методистом, хорошо знающим законы дидактики, психологии и компьютерного обучения. Однако ему самому придется принять одну из возможных психолого-дидактических концепций и под нее проектировать дидактическую систему. Наконец, разговаривать они должны на одном языке, то есть использовать научную систему понятий и терминов.

Педагогика – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах. средствах и методах организации воспитания, обучения и образования.

Дидактика (теория обучения) занимается разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов, средств и организации учения.

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) – наука о закономерностях функционирования и развития психики.

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.

Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.

Обучение (важнейшее средство образования и воспитания) – процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека.

Обучение – процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и обучающихся (учение), заключающийся в передаче и активном усвоением знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения реализуется в рамках дидактической системы, включающей как преподавателей и обучающихся, так и цели, содержание, методы, средства и формы обучения.

Воспитание это частный случай процесса обучения, направленного на овладение учащимся знаниями, умениями и навыками жизни в человеческом мире.

Учение – это познавательная деятельность по усвоению новых знаний, умений, навыков и овладению способами приобретения знаний на требуемом уровне за определенный период времени:

  • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуальной и практической деятельности;

  • освоение приемов и операций, из которых складывается эта деятельность;

  • владение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью.

Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий и т.п. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.


Понятие «знание» многозначно и имеет множество определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром. Под знаниями в обучении понимают «основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области».

Содержательный смысл понятия «знание» сводится к тому, что знания отражают наше представление о предметной области и выражают систему понятий, отношений и зависимостей между понятиями

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, основанный на некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.  


Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Умения прежде всего применяются. Помимо этого, они преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям. Далее, они обобщаются и пересматриваются.

Важнейшая функция применения – получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применения знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения – т.н. мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.

Умение – это этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено – репродуктивное умение. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

 Навык – неосознаваемые и автоматические выполняемые умения.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Например, навык чтения означает, что мы не складываем слова из букв и фразы из слов, а воспринимаем непосредственно смысл текста, делая все промежуточные операции бессознательно и автоматизированно.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. Понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия «умение», но подчеркивает значение практических умений.

 Мотивация – как генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности, так и психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности.

Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложения в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом (1913—1999).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/blooms_rose.svg/220px-blooms_rose.svg.png
Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.

Конфуций

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

— объясняет факты, правила, принципы;

— преобразует словесный материал в математические выражения;

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;

— выявляет взаимосвязи между ними;

— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

— проводит различие между фактами и следствиями;

— оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

— составляет схемы задачи.

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

— оценивает логику построения письменного текста;

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.