Главная страница

Парфенон иктин и калликрат история одного шедевра


Скачать 37.88 Kb.
Название Парфенон иктин и калликрат история одного шедевра
Дата 24.02.2016
Размер 37.88 Kb.
Тип Документы

ПАРФЕНОН

ИКТИН И КАЛЛИКРАТ
ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА



Парфенон
Краткие сведения о произведении

Название Парфенон

Авторы Иктин и Калликрат, Фидий

Дата создания 447-438 гг. до н.э

Место постройки Греция, Афины

Вид искусства архитектура

Архитектурный стиль Античная архитектура

Назначение главный храм Акрополя, посвященный богине Афине

Архитектурный облик. Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7-59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9-19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9-19,2 м), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических.

Конструктивное решение. Все линии храма кажутся безупречно прямыми, потому что архитекторы учли особенности человеческого зрения: чтобы прямые линии не показались вогнутыми, их делали выпуклыми. Все линии Парфенона, все его плоскости изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы тонкими.

Материалы. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

Габариты. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9-69,5 м.

Сведения об авторах
Иктин (вторая половина 5 в. до н.э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор 2-й пол. 5 в. до н. э. Крупнейший архитектор периода классики.

Основные произведения

  • Парфенон, Афины, V в. до н.э.

  • Одеон Перикла в Афинах

  • Храм Аполлона в Басах, ок. 430 до н.э.

Калликрат (сер. 5 в. до н.э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий архитектор сер. 5 в. до н. э. Представитель периода классики

Основные произведения

  • Парфенон, Афины, V в. до н.э.

  • Храм Нике Аптерос, Афины, ок. 420 до н.э.


Фидий (нач. 5 в. до н. э. — ок. 432-431 до н. э.)

Годы творческой деятельности. Древнегреческий скульптор периода высокой классики.

Основные произведения

  • Афина Промахос на Акрополе, ок.460 до н. э.

  • Зевс Олимпийский

  • Афина Парфенос, Афины, освящена в 438 году до н. э.

  • Скульптурное убранство Парфенона, Афины


История создания произведения

Замысел произведения. Парфенон - центр Афинского акрополя, один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный Афине, он обладает рядом уникальных особенностей. (Парфенон построен в виде периптера).

Продолжительность строительства. Постройка Парфенона продолжалась 16 лет и была закончена в 432году до н. э.
Судьба произведения
Разрушение. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал Христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона. В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью. Парфенон был переоборудован в мечеть. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. В Парфеноне Турки устроили пороховой склад. При его взрыве была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады. Венецианцы хотели увезти скульптуры как трофей, но они разбились, так как плохо держались после взрыва.

Реконструкция Реставрация храма началась в XIX столетии. Была восстановлена северная колоннада, и фронтонные скульптуры (слепки из цемента с добавлением цементной крошки). В 1950-х годах был отреставрирован пол храма.

Сегодняшний облик. Ныне от центрального объема осталась лишь западная стена. Из подлинных скульптур остались только две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене. Сегодняшний Парфенон, а точнее, его величественные руины- белого цвета.

Интересные факты. Сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики.