|
Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе детского сада для детей с онр
Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ОНР
«Путешествие в зимний сказочный лес»
Воспитатель: Степаненко Мария Павловна,
МДОУ детский сад № 50 г. Ставрополя
Программное содержание:
- развивать у детей положительное отношение к природе;
- формировать основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы;
- вызвать чувство эмпатии;
- формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы);
- обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса;
- рассказать о народных приметах и поговорках о зиме;
- учить детей бережно относиться к лесу;
- закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой;
Коррекционная работа:
- учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»;
- продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного;
- учить согласовывать числительные с существительными;
Словарная работа:
Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад
Предварительная индивидуальная работа:
- побуждать четко проговаривать слова;
- активизировать малоактивных детей: Ксению, Настю Л.;
Материал:
искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Проведение опытов
Рассматривание иллюстраций, репродукций
Наблюдение в природе
Изготовление кормушек вместе с детьми
Чтение пословиц, поговорок, народных примет
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, в группу пришло письмо из леса, от Снегурочки. В нем Снегурочка сообщает, что в лесу совсем нет корма для птиц, что птицы совсем ослабли от голода и могут погибнуть. Снегурочка просит нас помочь птицам.
Воспитатель:
- Чем мы можем помочь птицам?
Дети:
- Надо пойти в лес и покормить птиц.
Воспитатель:
- Что для этого нужно?
Дети:
- Кормушки.
Воспитатель:
- Кормушки у нас есть. Их сделали Костин дедушка, Женин папа и папа Данила С. Поспешим в зимний лес на помощь птицам. Но даже в сказочном лесу необходимо соблюдать правила – правила друзей природы.
Воспитатель:
- Как можно вести себя в природе?
Дети:
- Не ломать ветки, потому что на сломанных ветках не распустятся зеленые листочки. Зеленые листочки выделяют кислород.
Воспитатель:
- Ходить лучше по тропинкам, потому что в лесу много животных, которые прокладывают свои тропинки – дорожки. Эти дорожки человек может не заметить и разрушить.
Воспитатель:
- Правильно. А еще почему ходить лучше по тропинкам?
Дети:
- Некоторые животные спят под снегом и мы можем нечаянно на них наступить.
Воспитатель:
- И такое может случиться. А ещё какие правила друзей природы вы знаете?
Дети:
- В лесу нужно вести себя тихо, потому что мы пришли в лес в гости.
Воспитатель:
- Верно. Почему ещё нельзя шуметь в лесу?
Дети:
- Потому что в лес ходят люди, желающие отдохнуть, подумать о чем-то своем, им тоже нельзя мешать.
Воспитатель:
- Что ж, ребята, я вижу - вы готовы к лесному путешествию. В письме Снегурочка посылает нам план – карту. План – карта поможет нам пройти через лес и не заблудиться. Вот она. Тогда в путь (звучит музыка). Возьмите кормушки, корм для птиц. Сейчас откроем мы невидимую дверь. Ну вот, и в сказке оказались мы теперь. Входим мы в волшебный лес - много будет здесь чудес.
Воспитатель:
- Вот мы и в лесу. Смотрим план – карту. Первым пунктом обозначены деревья. Идем, ребята. Вот мы и пришли. Это любимая полянка Снегурочки. Оглянитесь, ребята, по сторонам, может быть вы увидите знакомые деревья?
Какое это дерево? (Это Береза)
Это какое дерево? (Это рябина)
А это что за дерево? (Это елка) и т.д.
Воспитатель:
- Правильно. Вы хорошо знаете деревья. Холодно сейчас в лесу. Ведь недаром раньше месяц февраль называли «лютый» - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Холодно и животным и растениям. Но у животных есть шуба теплая. А как же растения спасаются от холода?
Дети:
- Кустарники и травы укрыты снегом, как одеялом.
Воспитатель:
- У деревьев есть толстая кора и снег укрывает их корни.
Воспитатель:
- А что ещё помогает деревьям перезимовать?
Дети:
- То, что к зиме деревья сбрасывают листья.
Воспитатель:
- Правильно. Обледеневшие листья сломали бы ветки. Да, деревья замерли, но они живые. Закройте глаза. Сейчас произойдет волшебство.
(На обратной стороне стволов деревьев нарисованы лица, их надо перевернуть)
Воспитатель:
- Деревья нам улыбнулись и хотят послушать стихи («Одеяльце», «Метелица»).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, а какой опыт с водой мы проводим?
Дети:
- Мы налили воду в две бутылки: одну бутылку с красной крышкой зарыли в снег, вторую бутылку с синей крышкой поставили на открытом месте. Через несколько дней мы увидели, что в той бутылке, с синей крышкой, вода замерзла и превратилась в лед. А в бутылке с красной крышкой, которую мы зарыли в снег, вода не замерзла.
Воспитатель:
- Почему же вода под снегом не замерзла?
Дети:
- Потому что под снегом теплее, чем на открытом месте.
Воспитатель:
- Правильно. Значит, травка и корни под снегом не промерзнут зимой. Очень хорошо и подробно вы ответили. Смотрим план – карту. Мы видим обозначение «Читальный зал» и «Белая книга зимы». Да где же в лесу может быть «Читальный зал»? И что ещё за «Белая книга зимы»? Ребята, может, вы знаете?
Дети:
- Это заснеженные полянки в лесу.
Воспитатель:
- А как же на них можно писать?
Дети:
- Следами.
Воспитатель:
- Тогда, идем, посмотрим, какие же новости записаны в Белой книге зимы, кто оставил о себе сообщения.
(Звучит музыка)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Присаживайтесь.
Воспитатель:
- Ах, вот кто здесь сегодня побывал. Вот их следы и их портреты. А где, чьи следы, нам надо разобраться самим. Возьмите следы животных и поставьте их к портретам.
Воспитатель:
- Юля, у тебя чьи следы?
Юля:
- У меня заячьи следы.
Воспитатель:
- Это чьи следы, Андрей?
Андрей:
- Это волчьи следы.
Воспитатель:
- Это чьи следы?
Сергей:
- Это лисьи следы
Воспитатель:
- А чьи следы зимой мы не можем увидеть?
Соня:
- Зимой мы не можем увидеть медвежьи следы, потому что медведь спит в берлоге.
Воспитатель:
- Почему эти животные называются дикими?
Дети:
- Потому что они сами себе добывают пищу.
Воспитатель:
- Почему про волка говорят – волк – санитар леса?
Дети:
- Потому что волк съедает больных животных.
Воспитатель:
- Почему про волка говорят «злой, голодный»?
Дети:
- Потому что зимой трудно добывать корм. Земля покрыта снегом.
Воспитатель:
- Почему зайца зимой трудно заметить?
Дети:
- Потому что заяц зимой белый.
Воспитатель:
- Почему про лису говорят - «лиса мышкует»?
Дети:
- Потому что лиса ищет мышиные норки, топает лапами, выгоняет мышек из норок и ловит их.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята! Белую книгу зимы вы уже научились читать, а значит, умеете наблюдать за лесными обитателями. А кто же помогает переворачивать страницы этой книги? Кто укрывает белым покрывалом лес? Кто догадался?
Дети:
- Вьюга, пурга, буран, снегопад.
Воспитатель:
- Да, это все помощники Снегурочки. Они хоть порой и суровы, но без них нет ни зимних забав, ни праздников, ни осеннего урожая. Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Почему так говорят? Подумайте.
Дети:
- Потому что весной снег растает, талая вода напитает землю влагой, поэтому будет хороший урожай.
Воспитатель:
- Да, талая вода полезна не только растениям, но и животным и человеку, если она чистая. Правильно.
Физминутка.
Воспитатель:
- А теперь поиграем:
«Зайцы»
Зайцы скачут: Скок – скок- скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Воспитатель:
- А теперь смотрим план – карту: «Птичья столовая». (Звучит музыка). Поспешим, надо покормить птиц. Поставьте кормушки. Насыпьте в них корм. (Воспитатель ставит в кормушки фигурки птиц: «Налетели, обрадовались, клюют».
(Аудиозапись голосов птиц).
Воспитатель:
- Сколько птиц в большой кормушке?
Дети:
- В большой кормушке 10 птиц
Воспитатель:
- Сколько птиц в маленькой кормушке?
Дети:
- В маленькой кормушке 9 птиц.
Воспитатель:
- В какой кормушке птиц больше и на сколько?
Дети:
- В большой кормушке птиц больше на 1.
Воспитатель:
- Каких птиц мы накормим? (На мольберте иллюстрации зимующих птиц).
Дети называют их.
Воспитатель:
- Сейчас я буду вас запутывать: буду называть птиц, а одну не назову – какую, вы скажете.
Воспитатель:
- А вы знаете, синица съедает столько насекомых, сколько сама весит. Вот так. Чем интересна птица клёст?
Дети:
- Птица клёст выводит зимой птенцов.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Итог.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята. Вы сегодня сделали большое доброе дело. Вы помогли птицам выжить. А ведь много птиц погибает от голода. Сейчас Соня прочитает стих «Покормите птиц» (Яшин).
Воспитатель:
- Смотрим план – карту. «Домик Снегурочки». Да вот она и сама к нам идет. Расскажите Снегурочке, что вам больше всего понравилось.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами сегодня побывали в зимнем сказочном лесу. Но настоящий лес похож на наш сказочный, ведь в нем есть такие же животные и растения. Мы устроили птицам кормушки, только корм в них должен быть всегда, иначе птицы не прилетят. А сейчас мы возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка)
|
|
|