Главная страница

Конкурс «Творческий учитель года 2015»


Скачать 69.45 Kb.
Название Конкурс «Творческий учитель года 2015»
Дата 12.03.2016
Размер 69.45 Kb.
Тип Конкурс

Центр дистанционного образования «Эйдос»imgp0668.jpg

I-й Всероссийский конкурс

«Творческий учитель года – 2015»

Кирьянова Ольга Николаевна,

учитель музыки, МБОУ «СОШ №15»,

Иркутская область, г. Усолье – Сибирское, [email protected]

Задание № 6 «Статья с описание методики и её результатов»

Дата 05.05.2015г.

«Духовно – нравственное воспитание школьников

во внеурочной деятельности»
Кирьянова Ольга Николаевна,

учитель музыки, МБОУ «СОШ №15», г. Усолье _ Сибирское

Данная статья написана с целью обобщения и распространения педагогического опыта. В статье раскрывается работа по воспитанию нравственности у школьников во внеурочной деятельности через вокальную, театральную и научно – исследовательскую деятельность.

«Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем»[1; с.12].

Иоанн, (Экономцев)

  Для того чтобы дать духовно-нравственное воспитание детям, нужно сочетать в них духовность и нравственность, где духовность предполагает веру в Творца, а нравственность - это чистые, светлые намерения, которые плавно перетекают в добродетельные поступки. «Должны приучить себя к добродетельным делам и поступкам» (Демокрит). 

«Но одно необходимо для всех детей, необходимо дать им верное понятие о жизни и о том, что представляет собой тот мир, в который они посланы для выполнения их человеческой задачи» (Л.Н. Толстой). 

Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, в которых в нём нет. Последнее невозможно» (Иосиф Мадзини).

Работая учителем музыки, на базе нашей школы, я веду кружки дополнительного образования эстетической направленности - театральный «В гостях у сказки» и вокальный «Звонкие голоса». В данных кружках обучающиеся школы могут реализовать свои творческие способности, побывав в роли артиста, развивая свои артистические способности, участвуя в спектаклях или в роли исполнителя песен, развивая свои вокальные данные.

Театр – это один из самых доступных видов искусства, связанный с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Участвуя в спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

По выражению А.П. Чехова: « Театр - это трибуна, с которой можно сказать миру о многом, и, в первую очередь, о красоте, правде и добре». Кроме того, театр помогает каждому ребенку развить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться как личности, творя и играя. Подбирая спектакли для постановки на школьной сцене, я всегда отдаю предпочтение сказкам, которые учат добру, победе добра над злом, дружбе, где ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Это такие спектакли как: «Малиновый медведь», «Хвастунишка», «Хрустальный ключик», «Многоуважаемый Тузик», «Кто украл светофор» и другие. Так же спектакли, я стараюсь дополнять музыкой и песнями соответствующей тематики, что делает их более яркими и музыкальными. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры в спектакле, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.

imgp2493 imgp0872imgp0627
imgp4679 img_3363

imgp3977 imgp1155


Песня - это тоже своеобразный источник познание о мире и об окружающей действительности. На занятиях дети разучивают песни различной тематики, они раскрывают способность личности любви – к матери, к Родине, к родному Отечеству, к труду. Приобщаются к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. И важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. На своих занятиях знакомлю с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, о славных сынах и героях Отечества, отражающих различные исторические события родного Отечества.

В нашей школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников. В содружестве с клубом «Патриот» проводятся концерты, мероприятия посвящённые «Дню антифашиста», «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Бессмертен подвиг Ленинграда», «Герои России Моей», «Воинская доблесть усольчан» и другие, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, в Афганистане, рассказы о службе в армии, приглашаем в гости духовой оркестр «Ангарского оперативного полка специального назначения. Воинскую часть 3695».
img_7933 snv31742 - копия.jpgimgp4006

dsc_0001dsc_0007img_3756
imgp0015 imgp1289

Наши результаты: коллективы данных кружков принимают активное участие в мероприятиях школы, муниципального и областного уровнях: в фестивалях «Театральная весна», «Дарите музыке сердца», «Патриотическая песня», «Музыкальная весна» и мн.др.

015 009 004 005006

019018017021009

001002003004005
В 2009 году в школе прошли мероприятия посвященные Василию Потапову. Он погиб в Дагестане и посмертно был награжден Орденом Мужества. Это открытие «Уголка боевой Славы имени Потапова Василия Викторовича», «Мемориальной доски». Была проделана колоссальная работа. Со слезами на глазах учителя и учащиеся школы собирали информацию, фотографии о жизни Василия Потапова. Никто не оставался равнодушным ни взрослые, ни дети. И я думаю, что память о нем будет жить в наших сердцах, о таких героях нельзя забывать, а надо говорить о них как о патриотах - защитниках своей Родины. Впоследствии я предложила оформить всю информацию в проектную деятельность «Герой нашего времени» и теперь мы каждый год проводим линейку памяти, чтобы знакомить с именем Василия Потапова будущие поколения нашей школы. На линейке исполняем патриотические песни, читаем стихи из записной книжки Василия.
dsc_0050dsc_0068dsc_0598100_2857
Мы все стремимся, чтобы дети были добрыми, хорошими, то есть духовно и нравственно воспитанными, потому что от этого зависит наше будущее. Детям и подросткам нужна наша помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать. Сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность. «Процессы глобализации направлены на разрушение традиционных и национальных ценностей, замену их новыми, очень часто оказывающими разрушающее воздействие на детскую психику» [1;с.12]. Остановить этот процесс можно, если детей приобщать к разным видам искусства.

«Ведь искусство – это часть духовной культуры человечества, специфический род духовно – практического освоения мира. К искусству можно отнести разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности» [2; с.6]. «Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство — это своеобразный учебник жизни» [2; с.7].

При всей своей занятости, я также занимаюсь научно исследовательской деятельностью. Приобщаю к исследовательской деятельности школьников, которые

заинтересованы в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по предмету и расширению своего кругозора. Исследовательская деятельность способствует формированию у школьников способности самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели, задачи, проблемы, изучению теории, посвященной данной теме, подбору методик исследования и практического овладения ими, сбору материала, его анализа и обобщения, делать выводы. Так же это хорошая возможность проявить себя и показать другим свой достигнутый результат.

Наши результаты:
004003001002

001002003003
Я люблю свою работу, люблю детей. Стараюсь, в каждом ребенке увидеть то доброе и хорошее начало, которое надо развивать, что поможет детям утвердиться, реализоваться в жизни, найти себя и свой жизненный путь.

Используемая литература

  1. «Духовно – нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде» (Текст) / автор – составитель Е.М. Зуева.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.

  2. Искусство. 8 -9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Прсвещение, 2012.

Список используемых источников информации

  1. http://www.moi-detsad.ru/konsultac141.htm

  2. http://znamyamaytreyi.ru/articles/pedagogika/k-voprosu-o-duxovno-nravstvennom-vospitanii