Главная страница

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики /из опыта работы


Скачать 61.93 Kb.
Название Духовно-нравственное воспитание на уроках физики /из опыта работы
Дата 27.02.2016
Размер 61.93 Kb.
Тип Документы

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

/из опыта работы/



Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:

  • Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.



  • Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.



  • Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.



  • Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.





Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике.

*Во-первых – эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:

М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;

П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета;

К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;

И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;

А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи.

*Во-вторых – необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.

*В-третьих – обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

*В -четвертых – биографический материал стимулирует овладение учащимися слож-ного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.

*В-пятых – важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих ребят.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.

Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать:

  • Наглядно-декоративные – оформление кабинета физики, портретные галереи ученых, выставки и стенды.

  • Видео - акустические – использование литературных, исторических примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых, видеофильмов .

  • Структурно-логические – значимость физических теорий, законов, формул, таблицы и схемы.

Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики:

Недели:

«Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в космос»; «Оружие Победы»

Научные викторины:

«Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия», «Семейные династии ученых-физиков», «Физики о патриотизме»

Фольклорные викторины:

«Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти сказки!»

Заседание ученого совета:

«Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против»

Физические вечера:

Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.

Кружок (или элективный курс):

«Экология Омской области» - решение задач по физике с элементами экологии; «Малахитовая шкатулка» - межпредметный курс профориентационного значения.

Выставки:

«Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами), «Метеорологический уголок»

Экскурсии:

«Нефтепромышленный комплекс», «Водоканал», «Строительные площадки города», «Цех завода», «Физиотерапевтический кабинет поликлиники», «Телецентр», «Электростанция», «Телефонная станция», и др.

Диспуты:

«Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.