Главная страница

«обрядовый фольклор и обычаи на руси»


Скачать 103.67 Kb.
Название«обрядовый фольклор и обычаи на руси»
Дата09.02.2016
Размер103.67 Kb.
ТипДокументы


Министерство труда и социального развития Омской области

Казённое учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Тематическое мероприятие

для разновозрастной группы

с элементами тренинга

«ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

И

ОБЫЧАИ НА РУСИ»

Подготовили и провели:

Воспитатели: Ройтблат Т.Ф.

Моор Н.В.

Октябрь 2013 г.


ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР И ОБЫЧАИ НА РУСИ
Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

Ход занятия

Ведущая Т.Ф.:

Здравствуйте, ребята и гости дорогие.

Усаживайтесь все поудобнее,

На нашем занятии не скучайте.

Итак, наша с вами задача - пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать «В чем красота и мудрость русских обрядов и традиций?»
II.
Ведущая Н.В.:
Вы, наверное, знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.
Ведущая Т.Ф.:
Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие.
/звучит диалог детей/
-Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь?

-Да, скоро хата будет готова.

- Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.

-Знаю.
-Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль.

-Положу.
Ведущая Т.Ф.:
Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:
Ты, хозяин– домовой,

Отправляйся в путь со мной.

Для тебя готова хата,

В ней мы будем жить богато.
Ведущая Н.В.:
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:
Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,

Ты пусти меня к себе, не прогневайся.

Как пустил меня к себе, так и выпусти;

Отведи от меня злых зверей да всех змей,

Путь мне не городи, по оврагам не кружи.

Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.
Ведущая Т.Ф.:
Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.
Ведущая Н.В.:
Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.
К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.

Фотозаставка
Фольклор – устное народное творчество. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.

А что такое обряд? Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
Ведущая Т.Ф.:
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года.

– Как вы знаете, начинается год с красивого и веселого праздника. Как он называется? (Новый год, Рождество.)
Начинались эти рождественско-новогодние праздники колядованием. Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки - на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере.
Ведущая Н.В.:
Колядки. Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания хозяевам дома богатого урожая, изобилия, а в конце требование подарков.
Расскажите, что вы знаете о колядках? Когда и где они исполнялись? (проверка домашнего задания).

Видеосюжет из кинофильма «Как Пётр I Араба женил»
Исполнение колядок:

Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

Приходила коляда

Наперед Рождества.

Виноградье красно-зелено мое!

Напала пороша снегу беленького

Как по этой по пороше

Гуси-лебеди летели-

Колядовщички,

Недоросточки,

Недоросточки,

Красны девушки…
Пришла коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому,

Ему рожь густа, рожь ужиниста.

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.
Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

И создай вам Господи

Еще лучше того!

Ведущая Т.Ф.:
Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами…Ряженые благодарили добрых людей величаньями.
Коляда, коляда накануне Рождества!

Тетенька добренька, пирожка - то сдобненька-

Не режь, не ломай, поскорей подавай!

Двоим, троим, - давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится, пирожка-то хочется!
Ведущая Н.В.:
Щедрых хозяев благодарили, а про скупых да жадных пели насмешливее песни - корили, обещали всякие неприятности.
Бабушка- старушка, подай пирога!

Не дашь пирога- мы корову за рога!

Не дашь ватрушки- расстукаем кадушки!

Не дашь хлеба- уведем деда!
Ведущая Т.Ф.:
Но самым интересным на Руси было гадание в крещенские вечера. В небольшую миску, иногда с водой, каждая девушка клала свой перстенек или сережку; миску покрывали полотенцем и начинали гадать, вопрошать судьбу.

Погадаем и мы.

ИГРА - ГАДАНИЕ
Ведущая Н.В.:
Рылась курочка на завалинке,

Вырыла курочка золот перстень.

Мне тем перстнем обручатися.

Кому вынется, тому сбудется,

Не минуется.

/ к свадьбе/
Ведущая Т.Ф.:
Рассыплю я монисто по закрому,

С кем монисто собирать буду?

Собирать буду с милым дружком,

Кому вынется, тому сбудется,

Кому сбудется-не минуется.

/ к знакомству/
Ведущая Н.В.:
Сей, матка, муку, растворяй пироги.

К тебе будут гости, ко мне – женихи.

Кому поем - тому с добром.

Кому сбудется – не минуется.

/ будут сваты/
Ведущая Т.Ф.:
Живут мужики богатые – гребут жемчуг лопатами.

Кому вынется, тому сбудется,

Не минуется.

/ быть вам богатыми/

Ведущая Н.В.:
Сидит воробей на перегороде,

Глядит воробей на чужу сторону.

Кому поем – тому с добром .

Кому сбудется, не минуется.

/ дальняя дорога/
Ведущая Т.Ф.:
Вот такая была зимушка – зима на Руси.

Посмотрите, как изображались зимние забавы художниками М.Соколовым и Н.Антиповой /Колядовщики.

Рождественское утро./
Рассматривание иллюстрации – репродукции картины «Масленица»
Когда праздновалась Масленица?

Какова тема масленичных песен?
Отношение к Масленице, изображѐнной в виде соломенного чучела в крестьянской одежде, было различным. Если встречали Масленицу, то она величалась, прославлялась, изображалась нарядной и красивой. Когда же речь заходила о проводах Масленицы, отношение резко менялось: она обманщица, неуклюжая, неопрятная. Главная вина Масленицы в том, что после еѐ ухода наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
Ведущая Н.В.:
Заклички.

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Выходит подготовленная группа учащихся: впереди – Весна с лукошком, в котором лежат выпеченные из теста птички, за ней – 3–4 ученика с прикрепленными на нитки «птичками»; они подкидывают этих вестников весны, чтобы они «летели» по ветру, и выкликают:


  1. Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль.


  1. Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.


Ведущая Т.Ф.:
Обрядовые песни очень красивы.

Расцвела земля-матушка, зазеленела белоствольная красавица, повели вокруг березоньки девицы красные хороводы.
Видеосюжет Хоровод
(хоровод под песню «Во поле березка стояла…»)
Ведущая Н.В.:
Праздник этот на Руси назывался Троицей. Связан он был с расцветающей, входящей в силу природой.

Давайте послушаем, как же он отмечался. Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела.

После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.
Дети с колосьями читают по ролям.
1-й ученик. Жали мы, жали,

Жали-пожинали, –

Жнем молодые,

Серпы золотые.

Нива долговая,

Постать широкая;
2-й ученик. По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.
1-й ученик. И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:
2-й ученик. Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти.

Да в поле стояти,

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти –

Колосом махати!
1-й ученик. А хочу я, аржаное жито,

Во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, аржаное жито,

Во пучок взвязали,

Из меня рожь выбирали!
Ведущая Т.Ф.:
III. Обобщение по теме.
Беседа по вопросам:

– Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись?

– Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Когда они исполнялись?
– Объясните значение слов:

жито (всякий хлеб в зерне или на корню);

толокно (мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса);

лапти (плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги);

серп (ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня);

жать (срезать под корень).
Ведущая Н.В.:
Все вы сегодня молодцы. Настоящие русские красны девицы и русские добры молодцы. Мы еще раз убедилась том, что вы умеете хранить добрые традиции и бережно относиться к русскому фольклору. В нем наши корни, наши истоки. Спасибо всем, кто был с нами