|
«Хлеб всему голова»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.
Занятие в старшей группе.
«Хлеб – всему голова!»
Составитель:
Левицкая Елена Анатольевна,
Воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»
Юрга 2015
Занятие (старшая группа) по теме:
«Хлеб - всему голова».
Цель: формировать у детей понятие о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания
Задачи:
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь»;
- разучивание стихов и пословиц о хлебе;
- познавательные беседы с детьми о хлебе, рассматривание иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы: украинская народная сказка «Колосок»;
- загадки о хлебе.
Ход занятия.
В гости к детям приходят сказочные герои из украинской народной сказки «Колосок» - Петушок и два мышонка «Круть» и «Верть».
Воспитатель: дети, к нам за помощью обратился Петушок из сказки «Колосок». Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку? Расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и стали относиться к хлебу бережно. (Ответы детей). А для того чтобы наш рассказ стал понятным для мышат, сегодня мы с вами отправимся в чудесный магазин «Колосок». Посмотрите! Как много в магазине хлебобулочных изделий! Назовите их, пожалуйста: хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт. (Показ слайда)
Воспитатель: а знаете ли вы, что такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. В давние времена человек попробовал пожевать зерно и вкус зерна ему очень понравился. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. В то время хлеб был грубого помола и по весу – тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. (Показ слайда)
Воспитатель: без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда пользовался почетом и уважением. На Руси гостя всегда встречали хлебом с солью. Даже пословицы о хлебе сложили: «Хлеб – всему голова!»; «Худой обед, коли хлеба нет!»; «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска!». Раньше на Руси хлеб пекли только ржаной. ( Из ржаной муки). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
Воспитатель: ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не хватало зерна, хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушка давали по маленькому кусочку (125 г. ) в день. (Показ слайда) Люди понимали, что хлеб - это жизнь.
Воспитатель: а сейчас, мы с вами послушаем стихотворения о хлебе.
Ребенок.
Каравай.
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле!
( Я. Дягутите)
Ребенок
Хлеб.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
( Я. Аким)
Воспитатель: Дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Ответы детей).
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей).
Ребенок
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (Показ слайда)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Воспитатель: дети, а как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки). (Показ слайда).
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Воспитатель: ребята, а ,что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Воспитатель: во что же превратилось зернышко? Отгадайте загадку.
Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят.
Что это? ( Ответы детей).
( Показ слайда).
Воспитатель: а какие машины убирают зерно? (Ответы детей).
Ребенок читает стихотворение.
Хлеб созрел
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли. (Показ слайда)
Воспитатель: с утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, они везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба. (Показ слайда).
Воспитатель: а куда же везут зерно с элеватора? (Ответы детей). Правильно. Зерно везут на мельницу. Там зерно превращается в муку. (Показ слайда).
Воспитатель: затем, муку везут на специальных машинах на хлебозаводы и пекарни. (Показ слайда).
На хлебозаводах и пекарнях страны ежедневно выпекается различные хлебобулочные и кондитерские изделия.
Воспитатель: ребята , а сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка.
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает
К земле низко прижимает
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок!
Воспитатель: дети, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. ( Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь.)
Воспитатель: каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом, весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Когда появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели и стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья, и не полегли.
Воспитатель: да, дети, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. В настоящее время в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, разного ассортимента. Но надо при этом не покупать лишнего и бережно относиться к хлебу и не выбрасывать. Ведь, чтобы попасть на прилавок магазина, он прошел долгий путь. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.
Воспитатель: давайте вспомним, чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мукомола, пекаря.) Дети, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли хлеб или булочки? А вы помогали им? (Рассказы детей).
Воспитатель: А сейчас мы с вами разомнем наши пальчики. Представим , что мы печем пироги.
Имитация «Печем пироги».
Засучили рукава, высыпали муку, налили воду, добавили соль, вбили яйцо, перемешали, подбили тесто, раскатали, нарезали, налепили пирожков, разложили на противень, поставили печь, испекли, понюхали, взяли по пирожку, попробовали, съели и поблагодарили.
Ну, вот, пальчики потренировали, они стали у нас крепкими и умелыми.
(Раздается стук в дверь, входит повар с караваем в руках).
Воспитатель:
Вот, он хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В не здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Повар: в добрый день, счастливый час (угощает детей караваем).
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, удалось нам помочь петушку и мышатам? Что сегодня узнали петушок и мышата из нашего рассказа о хлебе? ( Ответы детей). Воспитатель: Внимательно нас слушали, мышата? Поняли, что нельзя хлеб разбрасывать, нужно относиться к хлебу бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов.
Петушок и мышата прощаются и благодарят детей и воспитателя за интересный и поучительный рассказ о хлебе.
Список литературы.
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие [Текст]: Конспекты занятий в старшей группе детского сада / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.- Воронеж : ИП Лакоценин С.С., 2010.-24-27 с.
2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.С. Голицына - М.: Мозаика - Синтез», 2004. - 40с.
3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе [Текст]: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
|
|
|